Транспорт

После капитального ремонта открыта станция метро «Бауманская»

После капитального ремонта открыта станция метро «Бауманская»
Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
Станция «Бауманская» вернула исторический облик и стала современнее. Помимо четырёх новых эскалаторов, здесь появились стойки для зарядки гаджетов и установки для упаковки мокрых зонтов.

Станция метро «Бауманская» открылась после капитального ремонта. Здесь заменили эскалаторы, которые работали более 70 лет.

«В 1944 году была станция построена, несмотря на военное время. Она была построена очень достойно, это действительно памятник архитектуры. Эскалаторам, которые мы меняли, было 70 лет, и ремонтировать их было невозможно, поэтому пришлось станцию закрыть, и в максимально короткие сроки были заменены не только старые эскалаторы, но и установлены дополнительные новые. Таким образом, пропускная способность станции увеличилось на четверть», — сказал Сергей Собянин.

Впервые три нитки эскалаторов удалось заменить на четыре, что сделало вход и выход намного комфортнее. На станции также отреставрировали исторический мрамор, мозаики, панно, скульптуры и установили новую люстру, выполненную по историческим чертежам и эскизам.

«Тяжёлые времена в районе “Бауманской”, надеюсь, закончились. Как и обещал, мы сегодня запускаем эту станцию, хотя часть общественного транспорта, который был введён на время закрытия (в частности, трамвайный маршрут), будет оставлена. Это дополнительный плюс», — подчеркнул Мэр Москвы.

Он также вручил благодарственные письма водителю компенсационного автобуса, который здесь работал в период закрытия станции, и архитектору, руководившему реставрационными работами.

100 тысяч человек в сутки

«Бауманская» Арбатско-Покровской линии метрополитена была впервые открыта для пассажиров 18 января 1944 года. Она относится к станциям глубокого заложения (32,5 метра).

Её перронный зал и наземный вестибюль являются памятниками архитектуры (объектами культурного наследия регионального значения). Архитекторы — Б.М. Иофан, Ю.П. Зенкевич, В.В. Пелевин.

Станция обслуживает студентов и преподавателей одного из крупнейших вузов Москвы — МГТУ имени Н.Э. Баумана, а также сотрудников многочисленных учреждений Басманного района и местных жителей. В сутки «Бауманской» пользуются 100 тысяч человек.

Станция имела один выход на поверхность с тремя эскалаторами. По состоянию на 2015 год срок службы эскалаторов составлял 71 год. Они считались одними из самых старых не только в Московском метрополитене, но и среди метрополитенов мира, и нуждались в замене. Реставрация требовалась и самой станции: было принято решение вернуть её исторический облик и восстановить детали, характерные для 1944 года.

Больше эскалаторов

Капитальный ремонт «Бауманской» начался 8 февраля 2015 года. В ходе работ впервые в истории Московского метрополитена три старых эскалатора (тип Н-40 III) заменили на четыре новых (тип ЭС-02). Максимальная пропускная способность станции увеличилась на 7,6 тысячи пассажиров в час (26,5 процента) — до 28,4 тысячи пассажиров в час.

Новые эскалаторы произведены в России компанией ЗАО «Эс-сервис», созданной на базе известного эскалаторного завода имени И.Е. Котлякова (Санкт-Петербург). Из зарубежных комплектующих использовали только шкафы управления фирмы Berma (Чехия), которые изготовили по проекту российской компании.

Балюстрада и ступени новых эскалаторов сделаны из негорючих материалов. Установленные щётки безопасности предотвращают попадание элементов одежды и обуви в зазор между фартуком и ступенью эскалатора. Плавающие входные площадки с подсветкой снижают вероятность попадания предметов в верхнюю и нижнюю гребёнки. По сравнению со старыми новые эскалаторы потребляют значительно меньше электроэнергии. Это, соответственно, делает их эксплуатацию дешевле.

Детали и механизмы старых эскалаторов отправились в народный музей Московского метрополитена.

Исторический облик

Помимо замены эскалаторов, на станции «Бауманская» провели комплекс реставрационных работ. В результате станции вернули облик и планировочную структуру 1944 года, что особенно важно для сохранения культурного наследия города. Для отделки интерьеров использовались аутентичные материалы (например, мрамор газган из Узбекистана).

Здесь отреставрировали фасад вестибюля, мраморную облицовку стен, мозаику пола, декоративные элементы, светильники, а также произведения монументального и декоративно-прикладного искусства, украшающие станцию «Бауманская». Среди них:

— бетонный, покрашенный серебряной краской барельеф;

— смальтовое мозаичное панно над входом на эскалаторы с изображением ордена «Победа» и надписью: «Слава Советской армии!»;

— восемь металлических статуй на постаментах, изображающих героев фронта и тыла времён Великой Отечественной войны;

— художественное панно с изображением В.И. Ленина.

Дополнительно удалось воплотить идею архитекторов станции, которую не осуществили в 1944 году: купол вестибюля станции украсила люстра дизайна 40-х годов XX века.

Современная начинка

Работы по модернизации конструкций, инженерных систем и оборудования включали ремонт кровли вестибюля, касс, турникетов, служебных помещений, замену систем отопления, вентиляции, пожарной и охранной сигнализации.

По окончании ремонта на станции «Бауманская» внедрили новый фирменный стиль и стандарты обслуживания Московского метрополитена. Здесь появилось 16 новейших турникетов из нержавеющей стации (до ремонта было девять турникетов) с возможностью оплаты проезда не только билетами, но и бесконтактными банковскими картами (Pay Pass / Pay Wave), а также автоматы по продаже билетов со встроенными банковскими терминалами.

Для пассажиров также доступны стойки для зарядки гаджетов, установки для упаковки мокрых зонтов, зеркала, брендированные кассовые и уличные урны. На станции применили единую систему навигации и оформления (навигационные панели и информационные табло).

Для помощи пассажирам работают консультанты по тарифному меню. Работники станции одеты в новую фирменную одежду Московского метрополитена.

Компенсационные автобусы

В период ремонта от станции «Курская» до «Бауманской» курсировали компенсационные бесплатные автобусы маршрута М. На линии работали 24–34 автобуса особо большой вместимости. 24 ездили постоянно, а 10 находились в резерве и выходили на линию по мере необходимости. Интервал движения в часы пик составлял 40 секунд.

Для работы автобусов здесь оборудовали отстойно-разворотную площадку, установили светофоры и дорожные знаки, организовали выделенную полосу движения.

За неполные 11 месяцев ремонта станции автобусы М перевезли более 25 миллионов человек. Для удобства пассажиров компенсационный маршрут продолжит работу до 31 декабря 2015 года.

Кроме того, на время закрытия станции здесь ходил трамвайный маршрут Б (Курский вокзал — Сокольническая Застава). В будни им пользовались 12–14 тысяч пассажиров, в связи с чем было принято решение сохранить трамвайный маршрут на постоянной основе.

Замена оборудования в метро

Ремонт «Бауманской» — очередной этап комплексной программы модернизации эскалаторной службы Московского метрополитена с заменой оборудования, выработавшего предельный срок эксплуатации.

«Программа замены эскалаторов идёт уже несколько лет. Заменено 18 эскалаторов, и впереди ещё целый ряд объектов. И к сожалению, это не происходит без закрытия станций, но это необходимость», — отметил Сергей Собянин.

В рамках этой программы с 2011 года было заменено и установлено 18 эскалаторов:

— четыре эскалатора на «Бауманской»;

— пять эскалаторов на станции «Парк культуры»;

— три эскалатора на станции «Медведково»;

— три эскалатора на «Бабушкинской»;

— три эскалатора на «ВДНХ».

На очереди — замена эскалаторов на станциях «Проспект Мира» (кольцевая) (работы идут), «Фрунзенская», «Красные Ворота», «Рижская», «Новослободская», «Смоленская» и других.

Всего к 2020 году на Московском метрополитене планируется заменить 96 эскалаторов на действующих станциях, срок службы которых превышает 50 лет, в том числе появится 12 новых эскалаторов.