Открыто движение по Московскому центральному кольцу

Открыто движение по Московскому центральному кольцу
Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис ГришкинФото: Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
10 сентября Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин открыли пассажирское движение по Московскому центральному кольцу.

Протяжённость Московского центрального кольца (ранее — МКЖД) составляет 54 километра. Оно сможет перевозить от 150 миллионов до 300 миллионов пассажиров. «Всего 31 станция. Сегодня мы запускаем 26. И по графику в ближайшие месяцы будут сданы ещё пять станций», — рассказал Сергей Собянин.

По его словам, МЦК превратилось в пассажирское кольцо Москвы и уже включено в транспортный узел столицы: «17 пересадок на метро и 11 пересадок на железную дорогу. Пригородное направление доходит до кольца и не нужно в центр ехать на электричке. Пересел — и по кольцу можно пересесть на метро или другую пригородную станцию, или наземный городской транспорт».

Владимир Путин поинтересовался, сколько потребовалось времени на реализацию данного этапа проекта.

«Активной стройки — два года. Вообще, учитывая предпроектное решение, — четыре года. Большая часть работ была сделана, как обычно называется, на финишном этапе», — сообщил Мэр Москвы.

Это совместный проект Москвы, «Российских железных дорог» и Министерства транспорта Российской Федерации. Решение о строительстве МЦК было принято в 2012 году, несмотря на возможные сложности реализации проекта. В ходе работ пришлось снести около 4,5 тысячи различных строений, проложить около 200 километров новых магистральных путей и почти четыре тысячи километров инженерных сетей, а также построить 28 инженерных сооружений: эстакады, мосты, путепроводы и подземные переходы.

При этом удалось сохранить на МЦК грузовые перевозки. «Был вариант вначале убрать грузовую часть, тогда бы это проще всё можно было сделать. Но оставили, потому что она важна. Поезда доходят до Кольцевой, перегруппировываются, разводят груз по различным станциям Москвы и выходят из Москвы», — добавил Сергей Собянин.

Окружная железная дорога была построена по решению императора Николая II в период с 1903 по 1908 год. Её торжественное открытие состоялось 19 июля 1908 года.

Пассажирские перевозки по МКЖД осуществлялись на небольшом участке пути и были окончательно прекращены в 1934 году. В дальнейшем кольцевая дорога использовалась исключительно для перевозки грузов, следующих транзитом через Московский железнодорожный узел, а также для обслуживания промышленных зон вдоль МКЖД. Транзит был прекращён в 2010 году.

Но если в начале XX века МКЖД проходила по границе города, то сейчас дорога находится в средней зоне Москвы. Это вновь сделало актуальной задачу включения железнодорожного кольца в систему городского пассажирского транспорта.

Реконструкция МКЖД была начата в 2012 году и включала:

— электрификацию железнодорожного кольца, в том числе строительство двух и реконструкцию трёх тяговых подстанций;

— переустройство двух главных путей: создание высокотехнологичных бесстыковых путей, обеспечивающих плавный и малошумный ход поезда;

— строительство 31 километра дополнительного главного железнодорожного пути, на который будут перенесены грузовые перевозки;

— модернизацию систем управления движением и безопасности;

— строительство остановочных пунктов и формирование транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).

В ходе работ было:

— реконструировано и построено 200 километров рельсовых путей;

— установлено пять тысяч опор контактных сетей, проложено 400 километров линий электрических сетей;

— реконструировано 36 искусственных сооружений, в том числе шесть автомобильных и один трамвайный путепровод.

Всего на Московском центральном кольце будет 31 станция, где планируется организовать полноценные транспортно-пересадочные узлы. Предусмотрено 17 пересадок на 11 линий метрополитена и 10 пересадок на девять радиальных направлений железной дороги. На 13 ТПУ оборудуют перехватывающие парковки общей вместимостью свыше 1500 машино-мест.

На МЦК будут работать более 3,5 тысячи сотрудников.

Таким образом, впервые в России железная дорога ОАО «РЖД» будет полностью интегрирована в систему городского пассажирского транспорта.

Сроки реконструкции — четыре года — также являются рекордными для работ, проводимых в условиях плотной городской застройки.

Открытие МЦК пройдёт в несколько этапов.

На первом этапе, с 10 сентября, для пассажиров откроют 26 станций, а остальные пять — до конца 2016 года.

В первый год на МЦК будет работать 14 пересадок на метро и шесть пересадок на радиальные направления железной дороги. Остальные откроются позднее — в течение 2017 года.

Как будет организовано движение

Полный круг по МЦК займёт порядка 80 минут. Максимальная скорость движения— до 120 километров в час, средняя —40 километров в час.

Перевозки осуществляют специальные пятивагонные городские электропоезда нового поколения повышенной комфортности («Ласточки»). В вагонах установлены информационные мониторы, розетки на 220 вольт, бесплатный Wi-Fi и оборудованы туалеты.

Расчётная интенсивность движения по МЦК составит до 134 пар пассажирских поездов в сутки. В часы пик интервал между ними будет не более шести минут. В другое время — в среднем 12 минут.

При увеличении пассажиропотока пятивагонные составы заменят на десятивагонные, а интервал движения сократят до трёх минут.

Поезда рассчитаны на перевозку 1200 человек (в пятивагонной компоновке), либо 2400 человек (в десятивагонной).

График работы МЦК будет таким же, как и у метро. Первый поезд поедет в 05:30, а последний — в 01:00.

Месяц поездок в подарок

На МЦК действуют проездные билеты и тарифы Московского метрополитена. Пересаживаться с МЦК на метро, монорельс и обратно можно бесплатно в течение 90 минут с момента первого прохода через турникет. Поэтому билеты нужно сохранять до конца поездки.

В течение первого месяца работы, с 10 сентября по 10 октября, поездки будут бесплатными для всех пассажиров.

Самая короткая пересадка займёт три минуты без выхода на улицу: для этого нужно будет воспользоваться лифтом или эскалатором для перехода в вестибюль метро. Для самой длинной потребуется пройти пешком 600–700 метров, и займёт это порядка 10–12 минут, что сопоставимо по времени с переходами между станциями метро.

На пяти ТПУ — «Деловом центре», «Кутузовской», «Площади Гагарина», «Локомотиве», «Владыкине» — пересадка на метро организована в так называемом тёплом контуре, без выхода на улицу.

Комфорт для маломобильных пассажиров

Инфраструктура Московского центрального кольца будет приспособлена для маломобильных граждан. В поездах, в первом и пятом вагонах, для них оборудованы специальные места. На ТПУ устанавливаются лифты и эскалаторы либо специальные подъёмники. Входы и выходы станций оборудованы пандусами. Есть также специальные, низко расположенные кассовые окна, чтобы человек в коляске мог без труда купить билет. Как и в метро, на МЦК работают сотрудники Центра обслуживания маломобильных пассажиров. По заявке они бесплатно сопроводят тех, кому в одиночку трудно передвигаться в общественном транспорте.

Лавочки, цветы и бесплатные зарядки

На станциях установлены аппараты с горячими и холодными напитками, инфотерминалы. По предложению москвичей — участников голосования в проекте «Активный гражданин» для удобства пассажиров также появятся бесплатные зарядки для мобильных телефонов, лавочки и цветы.

На всех пересадочных узлах создана удобная навигация. В метро заменены схемы, указатели и напольная разметка.

Обслуживать МЦК будут 237 маршрутов наземного городского пассажирского транспорта, в том числе более 20 маршрутов уже приспособлены для более тесной интеграции с наземным метро.

Грузовое движение по кольцу частично сохранят, в основном в ночное время. Это позволит продолжить обслуживание действующих предприятий.

До 300 миллионов пассажиров в год

После выхода на проектную мощность МЦК будет перевозить до 300 миллионов пассажиров в год — это нагрузка полноценной линии метро. В первый год работы (2017-й) ожидается около 75 миллионов пассажиров. Почти половина из них —34,5 миллиона — пассажиры метро; 20,2 миллиона — железнодорожного транспорта; 12,7 миллиона — автобусов; 7,5 миллиона – жители близлежащих домов.

С открытием Московского центрального кольца у пассажиров появится порядка 350 новых вариантов поездок по городу.

В результате перераспределения пассажиропотока ожидается, что снизится нагрузка с городских вокзалов (от 20 от 40 процентов), а также с Кольцевой (до 15 процентов) и радиальных (до 20 процентов) линий метро в центре города, особенно в северной его части.

Одними из первых это ощутят пассажиры Ленинградского вокзала, загрузка которого снизится благодаря удобной пересадке на станцию Лихоборы МЦК с платформы НАТИ.

Также станет легче тем, кто пользуется Казанским вокзалом, благодаря удобной пересадке между станцией Андроновка МЦК и платформой Фрезер Казанского направления железной дороги.

Значительно выиграют по времени при использовании МЦК пассажиры, которые сегодня пользуются Калужско-Рижской, Арбатско-Покровской и Сокольнической линиями метро.

Метро в шаговой доступности

МЦК проходит через 26 районов столицы, в которых живут около двух миллионов человек. Для жителей шести районов Москвы — Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники, Нижегородский и Котловка с населением порядка 500 тысяч человек — станции МЦК будут в шаговой доступности.

МЦК свяжет более 20 образовательных учреждений (вузов).

В непосредственной близости от него находятся семь крупных спортивных сооружений (стадион клуба ЦСКА, олимпийский комплекс «Лужники», стадион имени Эдуарда Стрельцова, «ВТБ Ледовый дворец», ФОК «Торпедо», стадион «Крылья Советов», стадион клуба Локомотив), а также парки и природные зоны с общей площадью 3300 гектаров, включая «Лосиный Остров» и Лужники.

В целом Московское центральное кольцо улучшит условия транспортного облуживания для всего населения Москвы и значительной части жителей Московской области.

Поездки по МЦК будут иметь и определённый познавательный интерес, так как впервые пассажиры смогут увидеть ранее закрытые или труднодоступные городские территории, например, ЗИЛ, «Лосиный Остров», а также исторические пассажирские станции Окружной железной дороги. Вдоль кольца расположено шесть памятников и музеев.

Катализатор развития столичных промзон

Открытие пассажирского движения станет катализатором развития городских территорий общей площадью 10 800 гектаров (или 12 процентов площади Москвы в пределах МКАД), значительная часть которых сегодня представляет собой запущенные промзоны. Ожидается, что только на коммерческих объектах транспортно-пересадочных узлов МЦК будет создано как минимум 40 тысяч рабочих мест.

Крупнейший проект реновации промзон вблизи кольца — строительство нового городского района на территории бывшего ЗИЛа.

Крупнейший проект благоустройства

По своим масштабам работы на Московском центральном кольце являются крупнейшим проектом благоустройства, реализуемым в Москве в 2016 году.

Основные задачи благоустройства:

— организовать комфортную пересадку со станций МЦК на метро и платформы радиальных направлений железной дороги;

— создать удобные пешеходные связи между станциями МЦК, остановками наземного общественного транспорта и прилегающими жилыми и общественными территориями;

— организовать беспрепятственный подъезд автобусов и автомобилей к станциям МЦК;

— улучшить внешний вид расположенных рядом с МЦК территорий.

Благоустройство проводится по всей окружности МЦК на площади более трёх тысяч гектаров и охватывает:

— территории рядом с транспортно-пересадочными узлами;

— территории памятников архитектуры, например исторических станций МКЖД);

— участки, на которых полоса отвода железной дороги граничит с промышленными зонами;

— участки, на которых есть железнодорожные пути, не относящиеся к инфраструктуре ОАО «РЖД»;

— иные территории, прилегающие к полосе отвода железной дороги.

Ключевыми объектами благоустройства, безусловно, являются ТПУ МЦК, вблизи которых проводятся следующие работы:

— устройство пешеходных дорожек, создание тротуаров, которые позволят пассажирам по наиболее оптимальному и комфортному маршруту пересаживаться на различные виды общественного транспорта или пройти к жилой и общественной застройке;

— установка 146 павильонов нового образца на остановках общественного транспорта;

— устройство уличного освещения на создаваемых пешеходных маршрутах;

— создание системы пешеходной навигации.

Важной частью культурного наследия столицы являются исторические станции МЦК, которые долгое время были недоступны для обзора и свободного посещения. В рамках благоустройства отремонтированы 56 исторических зданий, а в районе 10 таких станций создаются видовые зоны.

Промышленные предприятия, расположенные на прилегающих территориях, приведут в порядок фасады 132 зданий и отремонтируют ограждения.

Также будут отремонтированы фасады 136 жилых домов и приведены в порядок 249 придомовых территорий, находящихся в зоне Московского центрального кольца.

На 22 зданиях и транспортных сооружениях будет оборудована архитектурно-художественная подсветка.

По всему периметру МЦК появится ограждение общей протяжённостью 100 километров, препятствующее несанкционированному доступу на железнодорожное полотно. В жилых домах рядом с кольцом установят 43,5 километра шумозащитных экранов.

Работы по дополнительному озеленению включают высадку трёх тысяч деревьев и кустарников, а также устройство газонов.