Транспорт

В Москве запущена система каршеринга

Сергей Собянин ознакомился с работой нового вида городского транспорта в Москве — системы краткосрочной аренды автомобиля (каршеринга). Его оператором является компания «Делимобиль», инвестором — итальянская компания General Invest. В презентации принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини.

Объём рынка краткосрочной аренды автомобилей, по расчётам экспертов, составляет около 10 тысяч машин, каждая из которых способна заменить 10 частных. «Понятно, что такой объём сразу реализовать в Москве невозможно, это будет сделано поэтапно, но тем не менее после года переговоров, подготовки этого проекта мы нашли частных инвесторов, которые начали вкладывать деньги в этот проект. И он будет активно развиваться в Москве», — отметил Сергей Собянин.

По его словам, каршеринг — это дополнительная транспортная услуга. «Она не заменяет общественный транспорт и такси, а даёт ещё одну возможность горожанам передвигаться, особенно там, где есть проблемы с трафиком. Речь идёт о краткосрочной аренде автомашины. Человек берёт машину там, где забронировал, на несколько минут (каждая минута тарифицируется) и оставляет её там, где ему удобно», — пояснил Мэр Москвы.

Он также поблагодарил Чезаре Марию Рагальини за активное содействие во внедрении системы каршеринга. Посол Италии выразил заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве Москвы и Италии. «Я уверен, что эта услуга принесёт большую пользу москвичам», — добавил он.

«Как посол Италии в Москве я очень рад тому, что один из главных инвесторов — итальянский. Он уже много лет работает здесь, в России. И таким образом мы вносим ещё одну лепту в укрепление итало-российского сотрудничества», — подчеркнул Чезаре Мария Рагальини.

Член совета директоров компании «Делимобиль» Алексей Градов в свою очередь рассказал, что перед реализацией проекта в Москве сотрудники компании изучили опыт мировых городов: Милана, Берлина, Лондона. Социологическое исследование в столице показало востребованность этой услуги.

«В этом году мы планируем объём инвестиций около 600 миллионов рублей, парк автомобилей до конца года будет составлять 500 машин. Сегодня мы запускаем 100 автомобилей», — подчеркнул Алексей Градов. По словам председателя совета директоров итальянской компании-инвестора Трани Винченцо, за три года планируется вложить в развитие системы до миллиарда рублей.

Машины будут расставлены по городу в пределах Третьего транспортного кольца, их можно будет увидеть на карте города, скачав специальное приложение. На автомобиле можно выехать за МКАД в пределах пяти километров. «Клиентам будет предоставляться 20 минут с момента бронирования, чтобы добраться до автомобиля и взять его в аренду», — пояснил Алексей Градов.

Систему каршеринга в столице развивают частные инвесторы без привлечения бюджетных средств. Единственный инструмент поддержки — льготы по оплате парковки. Правительство Москвы приветствует конкуренцию в сфере каршеринга и будет внимательно отслеживать развитие этого сегмента рынка. «Если данный сегмент будет активно развиваться, покажет свою востребованность, мы обратимся к Министерству транспорта Российской Федерации с вопросом о возможноcти данных автомобилей перемещаться по полосам общественного транспорта, как это разрешено легальным таксистам», — отметил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов.

Каршеринг — активно распространяющаяся во многих городах мира услуга краткосрочной (до 24 часов) аренды автомобилей с поминутной тарификацией. Арендатор самостоятельно забирает машину с парковки и после поездки может оставить её в любой точке в пределах зоны предоставления услуги. Таким образом, можно совершать короткие поездки на арендованном транспорте, сокращая использование личного автомобиля.

Для того чтобы воспользоваться сервисом, необходимо скачать мобильное приложение и зарегистрироваться в системе каршеринга, заключив договор с компанией-оператором. С помощью приложения можно забронировать, найти и открыть автомобиль.

Стоимость поездки рассчитывается по поминутному тарифу, который включает в себя все расходы по эксплуатации машины (топливо, мойка, парковка, страховка и так далее). Плата за услугу списывается с банковской карты, привязанной к мобильному приложению. В случае нарушения арендатором правил дорожного движения или парковки оператор каршеринга взыщет с него сумму штрафа.

Взять машину в краткосрочную аренду можно семь дней в неделю, 24 часа в сутки. При этом каршеринг в среднем на 30 процентов дешевле поездки на такси по стандартному тарифу.

Услуги предоставляют частные компании-операторы, однако городские администрации, которые видят в развитии каршеринга один из способов борьбы с дорожными заторами, как правило, предоставляют им льготы на пользование платными парковками. В Москве установлена льготная стоимость 60 тысяч рублей за трёхлетний парковочный абонемент на одну машину каршеринга независимо от территориальной зоны платной парковки (для сравнения, стоимость обычного наиболее дешёвого абонемента составляет 80 тысяч рублей в год).

Как показывает опыт городов, где уже есть каршеринг, его целевая аудитория — горожане молодого и среднего возраста, желающие самостоятельно водить автомобиль (а не вызывать такси) и в то же время стремящиеся сэкономить. В настоящее время активными пользователями сервиса являются около семи процентов населения Милана, шесть процентов жителей Берлина и 4,6 процента — Мюнхена.

30 процентов постоянных пользователей каршеринга в первые три года после запуска услуги отказываются от использования личного автомобиля.

Для обеспечения постоянного наличия свободных машин необходимо, чтобы на каждые 50 пользователей системы приходился как минимум один автомобиль каршеринга.

Проецируя эти данные на Москву, можно предположить, что потенциальная ёмкость рынка в настоящее время составляет порядка 10 тысяч машин. Причём данная оценка не учитывает потенциальных пользователей из числа жителей Московской области.

В столице компании — операторы каршеринга работают с 2013 года.

На первом этапе потребители смогут воспользоваться 100 машинами каршеринга отечественной сборки (Hyundai Solaris). До конца года компания планирует увеличить их число до 500.

Зона пользования автомобилями на первом этапе ограничена пределами МКАД плюс пять километров, при этом необходимо вернуть машину на парковку в пределах Третьего транспортного кольца. С декабря зона возврата будет расширена до МКАД.

Стоимость поездки составит 8,9 рубля за минуту эксплуатации и 1,5 рубля в режиме ожидания. С момента бронирования до начала поездки пользователю предоставляется 20 бесплатных минут для поиска автомобиля на стоянке и его осмотра. С 10 сентября в течение месяца система работает в тестовом режиме, минута аренды стоит пять рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 августа 2015 года № 523-ПП введён льготный тариф на размещение автомобилей каршеринга на платных городских парковках. Право пользоваться им получают компании-операторы, выбирающие наиболее безопасные, современные и удобные для пользователей технологии.

В частности, они должны обеспечить предоставление услуги каршеринга в ежедневном круглосуточном режиме, взаимодействие с контактным центром поддержки потребителей, страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства в рамках этой услуги.

Установлены и специальные требования к автомобилям. Их максимальные габариты — длина не более 4,5 метра, ширина не более 1,7 метра, уровень экологической безопасности не ниже «Евро-4». Они должны быть не старше одного года, а их цветографическая окраска должна помогать идентифицировать транспортное средство и учитывать рекомендации Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

Кроме того, машина должна быть оборудована системой спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS, датчиками дистанционного контроля уровня заряда аккумуляторной батареи, жидкости в бачке омывателя и топлива, а также устройствами, позволяющими дистанционно закрывать и открывать двери, подавать звуковые и световые сигналы, запускать и отключать двигатель.