Москва вошла в число мировых лидеров по использованию цифровых технологий

Москва вошла в число мировых лидеров по использованию цифровых технологий
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
По использованию цифровых сервисов при взаимодействии государства с гражданами Москва занимает первое место в мире. Сегодня почти каждая столичная семья пользуется городскими порталами для получения государственных услуг в электронном виде.

Москва вошла в число мировых лидеров по использованию цифровых технологий в городской среде. Об этом рассказал Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. «Наша столица Москва входит в число мировых лидеров по применению цифровых технологий в современной городской инфраструктуре, опережая такие мегаполисы, как Торонто, Токио, Гонконг, Барселона и Сидней», — отметил Президент России.

По созданию инфраструктуры для реализации инновационных решений столица России находится на втором месте в мире, а по созданию новых бизнес-моделей на основе массового внедрения передовых технологий — на третьем. По уровню использования цифровых сервисов при взаимодействии государства с гражданами Москва занимает первое место в мире.

Сергей Собянин в свою очередь отметил, что почти каждая московская семья пользуется городскими порталами для получения государственных услуг в электронном виде. «Сегодня на нашем портале зарегистрировано для получения государственных услуг шесть миллионов москвичей. Это практически каждая московская семья. Число обращений на портал ежегодно свыше 200 миллионов раз. Это примерно 50–60 запросов на каждую семью», — объяснил он.

По словам Мэра Москвы, традиционных форм взаимодействия с населением в столице недостаточно. Многие проблемы невозможно решить без информационных технологий. «В Москве создан портал “Наш город”, который аккумулирует все жалобы населения по 187 проблемам, начиная от работы поликлиник, транспорта, ям на дорогах, уборки мусора, подъездов и так далее и тому подобное. 90 процентов всех проблем, с которыми сталкиваются горожане, можно решить через этот портал», — уточнил Сергей Собянин.

На портале зарегистрирован миллион пользователей, за последние годы «Наш город» помог решить около двух миллионов проблем, причем на каждую в среднем уходит четыре дня.

Также создан проект «Активный гражданин», в котором участвуют около двух миллионов москвичей. С его помощью реализовано 1,5 тысячи решений. «С помощью системы “Активный гражданин”, краудсорсинга решаются бытовые проблемы — от несвоевременного вывоза мусора до незаконной установки летнего кафе. Сами москвичи участвуют в управлении городом, предлагают благоустройство дворов, места посадки деревьев, сроки школьных каникул, реализацию крупных проектов в городе, в частности принимают решение по участию или неучастию в программе реновации ветхого жилья, формируют стандарты работы городских служб», — пояснил Мэр Москвы.

Для города эти системы — возможность напрямую обращаться к гражданам с вопросами, проводить персонифицированные электронные голосования, принимать управленческие решения, которые устраивают большинство москвичей, и избегать ошибок.

Электронные услуги для горожан и бизнеса

Получение госуслуг в электронном виде позволяет горожанам экономить два-три рабочих дня. Например, детские пособия можно получить, не обращаясь лично в центры «Мои документы». «Только за 2016 год было принято 119 тысяч электронных заявлений, выплачено более трех миллиардов рублей в качестве компенсаций в связи с рождением ребенка, дополнительные пособия молодым семьям и так далее», — добавил Мэр Москвы.

Аналогичная система получения услуг в электронном виде создана и для бизнеса. Предприниматели в Москве могут воспользоваться 74 услугами онлайн.

Москва ежегодно экономит около пяти миллиардов рублей за счет внедрения цифровых технологий в городскую среду. Экономить удается, в частности, благодаря внедрению электронных систем в сферу образования. Сергей Собянин уточнил: «В настоящее время создана система записи в детский сад, в школу, в кружки таким образом, чтобы не было никаких приписок, никаких коррупционных схем, которые существовали до этого. Была громадная проблема — огромные очереди при записи в школы, детские сады. Сегодня ничего этого нет. Мы смогли избавиться, кстати, и от очередей в детские дошкольные учреждения и школы. Создан электронный дневник, которым пользуются практически все учащиеся».

Информатизация в образовании, здравоохранении и ЖКХ 

Информатизация столичной системы образования продолжится: будут внедряться новые информационные технологии, обновляться материальная база. По словам Мэра Москвы, главное — создать единую образовательную среду, чтобы у каждого учителя был электронный план ведения урока с методическими пособиями. «Это важнейшее направление. Здесь мы серьезно отстаем от наших коллег. Я имею в виду от лучших зарубежных практик. Мы мониторим эту ситуацию, но я надеюсь, что мы в течение года-двух, максимум трех устраним эти пробелы и образование будет более интересным и более эффективным в наших школах», — пояснил он.

Электронные системы сократили время ожидания приема у врача. Сегодня только 10 процентов пациентов ждут у кабинетов больше 20 минут. Кроме того, в течение двух лет город планирует завершить работу по внедрению электронных медицинских карт в столичных учреждениях здравоохранения. Сегодня в Москве уже есть три миллиона таких карт.

Еще один приоритет Москвы — развитие системы управления коммунальным хозяйством, ГЛОНАСС, технологий контроля и сбора данных.

Интеллектуальная транспортная система

С внедрением интеллектуальной транспортной системы количество аварий на дорогах Москвы уменьшилось почти наполовину, а средняя скорость трафика выросла на 13 процентов, притом что количество машин существенно увеличилось.

Система, созданная за последние три-четыре года, вобрала в себя лучшие мировые практики. «Это и управление транспортными потоками, это и система контроля за движением, и фото-, видеофиксация нарушений правил дорожного движения, и контроль за работой общественного транспорта», — сказал Сергей Собянин.

Кроме того, в ближайшие годы в столице внедрят систему безопасности метрополитена.