Павильон «Умный город» открылся на ВДНХ

Павильон «Умный город» открылся на ВДНХ
Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Евгений СамаринФото: Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
Экспозиция  ИТ-центра, в которой представлено более 50 экспонатов, познакомит посетителей с возможностями использования информационных технологий во всех отраслях городского хозяйства — от школьного образования до обеспечения безопасности.

Сергей Собянин открыл центр информационных технологий «Умный город» на ВДНХ, созданный по инициативе Правительства Москвы.

«Мы много слышали об умных городах (Smart City) и всегда думали, что это где-то очень далеко, не у нас. Но наш любимый патриархальный город Москва стремительно превращается в умный город. Если сравнить по тем или иным параметрам информационные сервисы, которые есть у нас и в других городах, то вы c очевидностью увидите, что Москва становится одним из мировых лидеров в этой отрасли», — сказал Сергей Собянин.

По его словам, в жизнь современного мегаполиса плотно вошли социальные сети и интернет-площадки, став частью управления городской средой. «Трудно было себе представить, что можно пообщаться в “Твиттере” с Мэром, узнать непосредственно от него  первые новости и высказать ему всё, что вы о нём думаете, и вам за это ничего не будет. Практически любой вопрос можно обсудить на краудсорсинге или проголосовать на “Активном гражданине”, начиная от установки памятника святому Владимиру и заканчивая покосом травы» — добавил Мэр Москвы.

Сергей Собянин подчеркнул, что сегодня любой горожанин может сфотографировать какую-то городскую проблему, отослать снимок на портал «Наш город» и получить ответ в установленные сроки. «Достаётся, конечно, не только Мэру, но и простому дворнику, работа которого контролируется благодаря множеству видеокамер, систем слежения, сканирования и контроля. Достаётся водителю уборочной машины, контролируются не только его действия, но и работа технологического оборудования», — сказал он.

Мэр Москвы напомнил, что в сфере здравоохранения созданы удобные информационные системы, позволяющие не только записаться на приём к врачу, но и поминутно контролировать время приёма, отслеживать уровень нагрузки на врачей.

«Кошмарные дни наступили для школьников, которым скрыть двойки в электронном дневнике практически невозможно, прогулять уроки так, чтобы не узнали родители, тоже нельзя. Даже булочку в буфете съесть — и то можно контролировать», — отметил Сергей Собянин.

По его словам, интеллектуальная транспортная система, запущенная в столице, помогает водителям выбирать маршруты и парковаться. «Исполнилась вековая мечта некоторых москвичей, которые хотели стать инспекторами ГИБДД, но в силу разных обстоятельств у них это не получалось. Сегодня можно скачать на свой смартфон “Помощник Москвы” и штрафовать всех направо и налево, кто нарушает правила парковки в нашем городе», — сказал Мэр Москвы, добавив, что в столице сегодня нет ни одной отрасли, которая так или иначе не использовала бы информационные технологии.

Для размещения центра на ВДНХ был построен прямоугольный павильон площадью 1,6 тысячи квадратных метров. Фасады здания выполнены из серой крупноразмерной плитки с рельефным рисунком компьютерных микросхем. Панорамные окна на всю высоту обеспечивают качественное естественное освещение в любое время года.

Внутри павильон разделён на три зоны: выставочное пространство (700 квадратных метров), образовательный центр и кинозал — 235 «квадратов», а также деловой центр площадью 250 квадратных метров.

Экспозиция  ИТ-центра знакомит посетителей с возможностями использования информационных технологий во всех отраслях городского хозяйства — от школьного образования до обеспечения безопасности. На момент открытия на выставке представлено более 50 экспонатов, моделей и систем.

Например, в павильоне размещена карта развития бесплатной городской сети Wi-Fi. К Дню города была запущена первая очередь сети из 200 точек доступа (хот-спотов). В день открытия ИТ-центра в сети заработали дополнительные 100 хот-спотов в пределах Садового кольца. Всего сеть будет насчитывать 1100 хот-спотов.

Кроме того, в  ИТ-центре москвичи смогут ознакомиться с наработками города в области больших данных. Интерактивная карта расскажет об инфраструктуре района и выведет сведения о каждом конкретном доме, которые хранятся в различных городских информационных системах.

Планируется реализовать и уникальный проект создания пункта публичного доступа к городской системе видеонаблюдения. В демонстрационной зоне организовано стандартное рабочее место пользователя этой системы, на экраны выводятся изображения с камер разного типа. Каждый москвич сможет прийти туда и, выбрав одну из более 145 тысяч городских камер, увидеть свою улицу, подъезд, припаркованный автомобиль в режиме реального времени либо обратиться к архиву изображений.

В рамках образовательной программы  ИТ-центра пройдут занятия, семинары и шоу для взрослых и детей школьного возраста, которые будут проводиться в сотрудничестве с известными образовательными учреждениями. Фактически на базе центра можно будет бесплатно получить востребованную  ИТ-специальность — научиться разрабатывать сайты и мобильные приложения, программировать на популярных языках. ИТ-центр также станет новой площадкой для проведения отраслевых научных и практических конференций. В том числе компании и стартапы будут бесплатно получать помещения для проведения лекций, хакатонов и других мероприятий, связанных с новыми технологиями.

Запланировано создание шоу-рума — краудфандинговой площадки, на которой команды разработчиков смогут представлять прототипы своих устройств или программ для потенциальных инвесторов и пользователей.

В павильоне разместился и пункт сбора подержанной цифровой техники «Доброе дело». Ноутбуки, смартфоны и другие устройства передаются многодетным семьям, инвалидам и пожилым людям — участникам акции. С момента начала благотворительной кампании москвичи передали в дар более 1,5 тысячи единиц различной техники.

ИТ-центр обустроен для максимально комфортного семейного посещения: пока дети занимаются, родители смогут ознакомиться с экспозицией или посмотреть прямую трансляцию занятий в комнате отдыха. В выставочной зоне для детей предусмотрены увлекательные игры на базе современных технологий. Например, нарисованная ребёнком на бумаге машина сможет ожить в видеоигре.

Здесь же заработает проект Департамента по конкурентной политике города «Биржа торгов», ориентированный на представителей бизнеса. Программа включит лекции-презентации, road show, деловые игры, консультации и мастер-классы для представителей малого и среднего бизнеса по работе с электронными площадками.

ИТ-центр на ВДНХ открыт ежедневно, без выходных, с 11:00 до 21:00. Постоянную экспозицию планируется обновлять регулярно. Временная экспозиция, деловая и образовательные зоны представляют собой единый модуль, где три компонента логически и тематически сочетаются друг с другом. Тематический модуль будет обновляться раз в квартал, каждый раз освещая новую тему. Например,  ИТ-стартап, ИТ и роботы, ИТ в искусстве и другое.

Проект «Городской бесплатный Wi-Fi»

Этой осенью началась реализация ИТ-проекта по созданию в пределах Садового кольца бесплатной сети Wi-Fi. Точки доступа преимущественно установлены на реконструированных улицах, популярных маршрутах и в местах отдыха.

Всего в сети будут работать 1100 точек доступа со скоростью канала 50 мегабит в секунду. При этом скорость на каждого пользователя составляет около одного мегабита в секунду.

Реализация проекта осуществляется в несколько этапов. В рамках первого и второго этапов до 28 сентября было включено 300 точек доступа. А третий этап предполагает включение остальных 800 точек до конца года.

Москвичи уже имеют возможность опробовать работу бесплатной городской сети Wi-Fi. За время работы сети к ней успели подключиться более семи тысяч пользователей, причём среднее время одной сессии составило 47 минут. Особой популярностью пользуются точки доступа на улицах Тверской, Большая Дмитровка, Никольской, на площади Мясницкие Ворота и в Камергерском переулке.

Проект «Городской бесплатный Wi-Fi» стал логичным продолжением проектов создания бесплатных сетей доступа в интернет в Московском метрополитене (количество подключений составляет порядка 2,5 миллиона в день), в наземном общественном транспорте и городских парках.

Москва — умный город

В 2011–2016 годах Правительство Москвы реализовало ряд крупных проектов внедрения информационных технологий в повседневную жизнь города.

Среди этих программ:

Единая информационная медицинская система (ЕМИАС)

В настоящее время ЕМИАС развернута во всех детских и взрослых поликлиниках. В системе работают более 23,6 тысячи врачей и зарегистрированы 8,9 миллиона пациентов — 75 процентов жителей Москвы. С момента запуска системы проведено более 253 миллионов записей к врачам. Ежедневно через неё проходит более 500 тысяч различных операций (записей).

Над проектом работают порядка 4500 специалистов более чем из 30 российских ИТ-компаний. А функционал ЕМИАС включает в себя восемь сервисов:

— общегородской сервис управления потоками пациентов (СУПП) — электронная запись к врачу, которая возможна дистанционно через интернет, мобильное приложение и по телефону либо в поликлинике — через специальный инфомат и в регистратуре.

В 2015 году функционал электронной записи был дополнен сервисами раскрытия информации о доступности медицинской помощи на портале городских услуг и оценки уровня удовлетворённости пациентов по итогам посещения поликлиник;

— льготное лекарственное обеспечение (ЛЛО) — электронный рецепт, упрощающий процедуру выписки препаратов, в том числе льготным категориям граждан. С момента внедрения выписано более 23 миллионов рецептов;

— листок нетрудоспособности (ЛН) — автоматизирует рутинные операции, необходимые для выдачи больничных. Выписано уже 1,9 миллиона листков нетрудоспособности;

— электронную медицинскую карту (ЭМК) — всего создано 1,5 миллиона ЭМК;

— централизованный лабораторный сервис (ЦЛС) — оформление назначений на исследования и получение результатов осуществляется в электронном виде;

— прикрепление к поликлинике через портал госуслуг Москвы — возможность дистанционно, без личного прихода, реализовать право на прикрепление к поликлинике или смену медицинского учреждения;

— центр мониторинга ЕМИАС — инструмент оперативного управления, позволяющий руководителям медицинских организаций в режиме онлайн контролировать ситуацию в амбулаторно-поликлиническом звене, равномерно распределять нагрузку на специалистов и принимать иные управленческие решения;

— облачную бухгалтерию — ведение финансово-экономической деятельности поликлиник в электронном виде.

Информатизация образования

В 2010–2012 годах был реализован комплексный проект модернизации компьютерного парка школ, в рамках которого все школы города были оборудованы современными компьютерами, а учителя обеспечены ноутбуками. Внедрён единый городской электронный журнал. Все школы подключены к скоростному интернету.

Также в этом году начнётся внедрение нового программно-аппаратного комплекса «Образование», включающего:

— общегородскую платформу электронных образовательных материалов (электронные сценарии уроков, электронные образовательные материалы, учебники, хрестоматии и тому подобное);

— электронный журнал и дневник с расширенными функциями;

— интерактивные панели;

— инфраструктуру беспроводной сети Wi-Fi в классах;

— оборудование для учителей (ноутбуки или планшеты).

Применение ИТ-технологий в ЖКХ

Порядка 11,3 тысячи машин коммунальных служб подключено к системе ГЛОНАСС, что позволяет контролировать своевременность и качество уборки городских улиц. Аналитическая система, обобщающая данные из различных информационных систем, помогает отслеживать основные параметры работы ЖКХ (расход ресурсов, уровень платежей за услуги ЖКХ, качество уборки и реагирование на жалобы населения).

Информатизация в сфере обеспечения безопасности и правопорядка

Создана городская система видеонаблюдения, охватывающая 145 тысяч камер в местах массового пребывания людей, в подъездах, дворах, школах, на социальных объектах. Она помогает в раскрытии совершенных правонарушений, а также используется в сфере управления городским хозяйством — с помощью камер контролируются стройки, уборка улиц и дворов, вывоз мусора и так далее.

Кроме того, использование комплекса (планшета) «Мобильный инспектор» сократило время оформления ДТП с 60 до 25 минут. Благодаря информационным системам и камерам видео- и фотофиксации нарушений в 2015 году было выписано 12,6 миллиона штрафов за нарушение ПДД.

Государственные услуги в электронной форме

На портале государственных услуг Москвы в настоящее время зарегистрированы 5,5 миллиона граждан и 12 тысяч юридических лиц.

Здесь доступна 151 электронная услуга. К концу года планируется увеличить количество услуг до 164. Общее количество обращений за услугами с момента открытия портала превысило 220 миллионов.

Интеллектуальная транспортная система

В настоящее время московская интеллектуальная транспортная система (ИТС) включает:

— систему управления светофорными объектами, позволяющую уменьшить время проезда перекрёстков (2865 светофорных объектов, 1698 перекрёстков);

— систему телеобзора, позволяющую сократить время регистрации и реагирования на инциденты, происходящие на дорогах города (2059 камер телеобзора, 140 тысяч городских камер видеонаблюдения);

— систему мониторинга условий дорожного движения, обеспечивающую автоматизированный контроль ситуации на улично-дорожной сети города (семь тысяч детекторов);

— систему фотовидеофиксации нарушений ПДД (805 стационарных, 310 мобильных и 40 передвижных комплексов фотовидеофиксации, а также 110 мобильных комплексов на автобусах ГУП «Мосгортранс»);

— систему визуального информирования участников дорожного движения (156 информационных табло).

В частности, одним из заметных результатов развития ИТС в Москве стало снижение числа ДТП в местах установки камер фотовидеофиксации нарушений на 25 процентов.

Автоматизация процесса вынесения постановлений и фиксации нарушений ПДД позволяет высвободить время сотрудников полиции для реализации других общественно значимых задач. Например, для работы с тяжкими правонарушениями, розыска угнанных автомобилей, разбора ДТП и борьбы с агрессивным вождением.

Порталы электронного взаимодействия с москвичами

На портале «Наш город», который помогает москвичам в решении проблем, зарегистрировались уже 887 тысяч пользователей. Средний срок устранения проблем составляет четыре дня. Всего решено 1,321 миллиона проблем.

Краудсорсинговый портал (crowd.mos.ru) предназначен для совместного обсуждения актуальных проектов на территории Москвы. В 2014–2016 годах более 125 тысяч жителей приняли участие в обсуждении 11 проектов и предложили более 72 тысяч идей. А в системе электронных голосований «Активный гражданин» зарегистрировались 1,4 миллиона москвичей, проведено 1,8 тысячи голосований, по результатам которых реализовано более 1,1 тысячи решений.

Кроме того, в городе работают:

— новый универсальный источник информации о городе — официальный сайт Мэра Моквы mos.ru;

— портал поставщиков — интернет-магазин городских закупок;

— портал открытых данных — наборы информации о городских объектах;

— проект «Узнай Москву» — интересная и полезная информация о столице.

Ежедневно городские порталы семейства mos.ru посещают более 800 тысяч человек.

Конкурс «IT-прорыв»

Конкурс «IT-прорыв» был учреждён в 2010 году и ориентирован на школьников, студентов, аспирантов и молодых специалистов в возрасте до 24 лет.

За пять лет существования конкурса на портал было подано 50 тысяч заявок из 79 регионов России. Девять тысяч проектов получили положительную оценку, а 200 стали победителями в различных номинациях.

В сентябре прошлого года стартовал пятый этап конкурса с призовым фондом в два миллиона рублей. В жюри вошли представители АО «Росэлектроника», предприятий государственной корпорации «Ростех»,  ИТ-компаний и вузов — участников конкурса.

Участниками конкурса стали шесть тысяч проектов, которые прошли региональный отбор в различных субъектах Федерации. Победители определены в восьми номинациях:

— Гран-при конкурса: Евгений Валерьевич Ермолаев (ФГБОУ ВО «МарГУ») — «Разработка технологии сборки многослойных коммутационных плат повышенной степени интеграции»;

— «IT в сфере импортозамещения»: Игорь Дмитриевич Тарасов (Московский физико-технический институт) — «Учебные комплекты для выполнения лабораторных работ с отечественными микросхемами»;

— «IT в образовании»: Мария Сергеевна Карпова (Университет ИTМО) — «Твой курс»;

— «IT-безопасность»: Сергей Андреевич Зимненко (Университет ИTМО) — «Безопасный умный дом»;

— IT в медицине: Александр Валерьевич Пермяков (Пензенский государственный технологический университет) — «Информационные технологии для разработки программного имитатора электрофизиологических сигналов»;

— «IT в радиоэлектронике»: Павел Алексеевич Макеев (Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева — КАИ) — «Разработка системы автоматизированного проектирования печатных плат электронных средств с использованием бионических алгоритмов»;

— «IT в энергетике»: Лев Евгеньевич Урбанский (НИУ МИЭТ) — IoTech.

— «Лучшая телеком-идея — мобильное приложение»: Ольга Дмитриевна Козырева (Университет ИTМО) — «Мобильный диспетчер ДПС».