Сергей Собянин открыл консультативный центр критических состояний для улучшения помощи пациентам в реанимациях

Сергей Собянин открыл консультативный центр критических состояний для улучшения помощи пациентам в реанимациях
Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Для оперативной обработки вызовов количество операторов кол-центра 122 выросло в два раза, а на следующей неделе будет увеличено втрое.

В Москве открыли Городской консультативный центр анестезиологии-реаниматологии — центр критических состояний. Его создали на базе Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова. Центр критических состояний — это единая городская диспетчерская, координирующая оказание консультативной помощи специалистам отделений реанимации и интенсивной терапии городских стационаров и бригадам скорой помощи.

«В связи с распространением штамма омикрон нагрузка на все звенья медицинской системы растет, особенно растет нагрузка на кол-центры, справочную медицинскую систему 122, скорую помощь, поликлиники. В частности, здесь, у скорой помощи, нагрузка за эту неделю увеличилась примерно на 30 процентов», — сообщил Сергей Собянин во время осмотра кол-центра Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова.

По его словам, количество операторов центра 122 выросло вдвое, а на следующей неделе будет увеличено втрое таким образом, чтобы москвичи могли дозвониться и вовремя получить справочную информацию либо медицинскую поддержку и помощь. Увеличено и количество оперативных бригад скорой помощи.

Главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи и главврач Станции имени А.С. Пучкова Николай Плавунов заявил, что коллектив учреждения за период пандемии успел адаптироваться к подобным ситуациям. Если в конце прошлой недели прирост вызовов составил 10 процентов, то уже в понедельник — 30 процентов. «Мы, естественно, к этому были готовы, мы это прогнозировали. И в понедельник мы сразу ввели дополнительно 40 рабочих мест диспетчеров и врачей-консультантов, что позволило справиться с возросшей нагрузкой», — сказал он.

По словам главного врача, за время пандемии было дополнительно сформировано около 40 бригад скорой помощи, которые помогают обеспечить выезд на вызовы даже в периоды увеличенной нагрузки. «Для нас созданы все условия для работы в пандемию. Это касается обновления медицинского оборудования и парка автомобилей скорой медицинской помощи, внедрения новых технологий. Вскоре предполагается обновление планшетов всех бригад скорой медицинской помощи — они будут с новыми функциями, с новыми сервисами», — отметил Николай Плавунов.

Мэр Москвы добавил, что контракт на обновление автопарка для скорой помощи уже заключен. Речь идет о дополнительной поставке 200 машин. Также было закуплено 1700 единиц медицинского оборудования для службы скорой помощи. По словам Николая Плавунова, это аппараты УЗИ, ИВЛ, ЭКГ и другие.

 

«Я хочу поблагодарить всех работников скорой помощи, операторов, диспетчеров, врачей, медицинский персонал, которые ежедневно обслуживают тысячи вызовов. Больше тысячи бригад в системе скорой помощи работают, они оказывают огромную помощь, особенно в периоды всплеска заболеваний, который сегодня мы наблюдаем. Надеюсь, они достойно выполнят свою работу и обеспечат москвичей необходимой медицинской помощью», — сказал Мэр Москвы.

Как будет работать центр критических состояний

В новом центре критических состояний Сергею Собянину представили уникальную технологию, которая не имеет аналогов в мире. Она вобрала в себя многие медицинские возможности.

«Основной целью центра является обеспечение возможности получения второго мнения по вопросам лечения самых тяжелых больных, а именно пациентов, которые, что называется, находятся на грани жизни и смерти. По сути, этот центр реализует возможность мобилизации всех мощнейших реанимационных ресурсов города, которые поистине сейчас безграничны, для того чтобы обеспечить возможность оказания помощи наиболее тяжелым пациентам, попавшим в очень сложную клиническую ситуацию, когда счет идет непосредственно на часы, а иногда даже на минуты», — рассказал заместитель главного врача Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова Петр Давыдов.

По его словам, центр критических состояний позволяет координировать работу медиков в стационарах. Его консультанты — ведущие специалисты в своих областях, главные врачи больниц, главные внештатные специалисты — наиболее квалифицированные и самые компетентные.

Современные технологии позволяют выявлять критические состояния, например, связанные с дыхательной недостаточностью (определять ее причину), и выбирать тактику ведения пациента. Иногда у врачей есть возможность помочь даже тем пациентам, у которых произошла остановка кровообращения. «Мы практически в машине медицинской помощи, проводя звуковое исследование, можем диагностировать обратимую причину состояния больного и устранить ее, и пациент у нас в машине по дороге в больницу оживает», — рассказал Петр Давыдов.

Получив информацию о критическом пациенте, специалисты центра подключают к работе наиболее опытных консультантов-реаниматологов взрослых и детских стационаров, в том числе главных внештатных специалистов Департамента здравоохранения города Москвы. Рабочие места врачей оснащены компьютерами, подключенными к единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС) и единому информационному радиологическому сервису (ЕРИС), а также специальным программным обеспечением «Удаленный помощник». Для его использования врач, который находится рядом с пациентом, надевает специальный шлем дополненной реальности, создающий эффект присутствия для консультанта. Он видит пациента как бы своими глазами и может дистанционно оказывать помощь коллегам.

Если в больнице нет технической возможности для связи с консультантами центра критических состояний, в нее немедленно выезжает бригада скорой помощи, оснащенная всем необходимым оборудованием, включая шлемы дополненной реальности.

Помимо врачей-реаниматологов диспетчеры центра могут привлекать к ведению критических больных узких специалистов: гематологов, токсикологов и других. По сути, в отделении реанимации проводится дистанционный медицинский консилиум с участием наиболее опытных специалистов городской системы здравоохранения.

Кроме того, специалисты центра принимают участие в медицинской сортировке и маршрутизации пациентов с жизнеугрожающими состояниями на догоспитальном этапе.

Перечень критических состояний, подлежащих мониторингу центра, включает:

— для взрослых — состояние непроходящего шока III и IV степени, массовую кровопотерю, кому неясной причины, почечную, надпочечную и печеночную недостаточность и ряд других тяжелых состояний;

— для детей — острую дыхательную недостаточность, жизнеугрожающие нарушения сердечного ритма, длительный судорожный синдром и другие состояния.

Планы на будущее

Дальнейшие планы развития центра критических состояний включают внедрение автоматического мониторинга состояния пациентов, находящихся в реанимации. Консультанты смогут отслеживать динамику показателей критических пациентов. При возникновении острой ситуации, требующей вмешательства более опытных коллег, система автоматически подаст сигнал диспетчеру, который подключит к работе консультантов.

Также появится онлайн-передача информации о состоянии пациента (объективный статус, параметры кардиограммы, сатурации и так далее) из машины скорой помощи в центр критических состояний и стационар, что необходимо для большей оперативности и обеспечения преемственности в оказании помощи. Для этого в единую информационную сеть будут интегрированы дефибрилляторы-мониторы реанимобилей скорой помощи.

В случае внезапной остановки сердца и возникновения других критических состояний пациента в машине скорой помощи консультанты центра будут связываться с бригадой скорой медицинской помощи и давать консультации во время движения автомобиля.

В перспективе на базе центра критических состояний планируется развернуть штаб управления экстренными консультативными бригадами анестезиологии и реанимации, оснащенными аппаратами экстракорпоральной мембранной оксигенации.

Московская скорая помощь: на передовой борьбы с COVID-19

Из-за пандемии на врачей, медсестер, фельдшеров и водителей машин скорой помощи легла огромная физическая и психологическая нагрузка. На них было возложено множество новых задач, включая доставку пациентов в амбулаторные КТ-центры, обеспечение лекарствами на дому и другие.

В 2021 году бригады скорой медицинской помощи выполнили 4 381 990 выездов — на 4,9 процента больше, чем в 2020-м. В сутки бригады выезжают 12–12,5 тысячи раз.

334 546 пациентов с диагнозом «пневмония» были госпитализированы — на 43,3 процента больше, чем годом ранее. Еще 381 399 пациентов были доставлены в амбулаторные КТ-центры для проведения диагностики и определения дальнейшей тактики лечения.

Тем не менее даже в условиях серьезной дополнительной нагрузки среднее время прибытия на вызовы в 2021 году составило:

— в экстренной форме — 10,4 минуты;

— на ДТП — 7,7 минуты.

Для повышения эффективности работы скорой в период пандемии внедрили некоторые новые решения. Например, заработал аналитический блок, который учитывает контактных и заболевших в городе. Его сотрудники обзванивают граждан, ко всем контактным и заболевшим направляются бригады для оказания медицинской помощи, забора биоматериала, оформления документации для соблюдения карантина.

Также было разработано мобильное приложение для выездных бригад, которое позволяет вносить первичную информацию о заболевшем, чтобы обеспечить контроль за соблюдением карантина, получать сведения о подтвержденных случаях COVID-19, распределять пациентов по стационарам.

Для повышения эффективности обработки звонков в едином диспетчерском центре внедрили чек-листы, которые позволяют операторам быстрее принимать вызовы и проводить оценку предварительного риска наличия у пациента COVID-19 и возможных осложнений.

Кроме того, была разработана система оповещения бригады о поступлении вызова к пациенту с симптомами COVID-19. Если в электронной карте вызова есть информация о заболевании (жалобы на одышку, повышение температуры и так далее), на экран бригады выводится сообщение с предупреждением и активной ссылкой на инструкцию по применению средств защиты.

Также были созданы алгоритмы оказания дополнительной помощи заболевшим новой коронавирусной инфекцией в виде доставки противовирусного препарата «Алеплевир» и проведения упреждающей противовоспалительной терапии препаратом «Левилимаб» пациентам с вирусными пневмониями и признаками цитокинового шторма. 

Московская скорая помощь во время пандемии COVID-19 сохранила высокую эффективность работы благодаря системному развитию и регулярному обновлению оборудования на протяжении нескольких лет.

В состав Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова входит 60 подстанций, а также 42 поста: 12 находятся на МКАД, семь — на других крупных транспортных магистралях, 11 — на отдаленных территориях ТиНАО, еще 12 — в местах скопления людей.

В 2021–2023 годах город планирует завершить строительство четырех подстанций скорой медицинской помощи в городе Московском, поселении Киевский, городе Щербинке и на улице Ленинская Слобода.

На вызовы к пациентам ежесуточно отправляются 1075 бригад скорой помощи и 150 бригад неотложной помощи. Все они оснащены необходимым медицинским оборудованием, включая портативную наркозно-дыхательную аппаратуру, электрокардиографы, кардиомониторы, дефибрилляторы, а также обеспечены медикаментами и расходными материалами.

В автопарке скорой числится 1075 машин, 73 процента из них выпущены не больше пяти лет назад. В начале 2022 года парк пополнят еще 200 новых автомобилей.

Помимо центра критических состояний в состав скорой помощи входят:

— единый городской диспетчерский центр (ЕГДЦ), который принимает все обращения горожан и контролирует работу бригад;

— отдел медицинской эвакуации, где учитывают и распределяют коечный фонд медицинских учреждений, направляют бригады для транспортировки пациентов в стационарные учреждения;

— отделение экстренной консультативной скорой помощи, которое организует работу и координирует деятельность консультативных бригад;

— отделения неотложной медицинской помощи, куда горожане могут обратиться за первичной медико-санитарной помощью;

— отдел организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности, который следит за выполнением лечебно-диагностических мероприятий;

— учебно-организационный отдел, в котором медицинские сотрудники повышают профессиональный уровень.

В ЕГДЦ 65 диспетчеров круглосуточно принимают звонки по телефону 103.

Всего на Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова работают 11,2 тысячи человек, в том числе 2370 врачей, 8328 специалистов со средним медицинским образованием и 96 сотрудников младшего медицинского персонала. Среди сотрудников — семь докторов и 78 кандидатов медицинских наук. Почти половина работников имеют первую или высшую квалификационную категорию, а 132 человека имеют статус «московский врач».

Современные технологии на службе скорой помощи

Информационная система ЕГДЦ полностью интегрирована с единой медицинской информационно-аналитической системой (ЕМИАС), системами 112 и 122 (единая медицинская справочная служба).

Прием и обработка вызовов автоматизированы.

Специалисты выездных бригад используют планшеты, подключенные к ЕМИАС, благодаря чему уже по пути к пациенту могут просмотреть данные его электронной медицинской карты. Кроме того, планшеты позволяют определять местоположение каждой бригады и передавать вызовы ближайшей свободной машине.

Автоматизированная система «Стационар» помогает вести учет коечного фонда, видеть загруженность больниц, взаимодействовать с медучреждениями в режиме онлайн и выбирать оптимальное место госпитализации пациента.

В городе сформирована сеть специализированных сосудистых центров, и пациентов с острым коронарным синдромом и инсультом мозга направляют именно в эти учреждения, где есть возможность сразу провести КТ, МРТ и ангиографию.

Одни из лучших в мире

В 2019 году консалтинговая компания PwC (PricewaterhouseCoopers) провела международное исследование «Анализ эффективности организации оказания скорой медицинской помощи в мегаполисах мира». Эксперты оценивали службы скорой помощи в 15 мегаполисах: Москве, Париже, Шанхае, Дели, Мехико, Лондоне, Берлине, Сингапуре, Сеуле, Сан-Паулу, Риме, Гонконге, Токио, Нью-Йорке и Йоханнесбурге. Среди критериев оценки рассматривали быстроту работы скорой помощи, доступность скорой помощи, ее достаточность в городе и удовлетворенность пациентов.

По результатам исследования Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова Департамента здравоохранения Москвы заняла второе место по эффективности среди аналогичных служб в других мегаполисах. А по некоторым показателям столица России вышла в лидеры. Среднее время ответа оператора московской скорой помощи составляет три-четыре секунды, тогда как в Берлине и Лондоне этот показатель равен девяти секундам, в Лондоне — 20 секундам, а в Нью-Йорке — одной минуте 10 секундам.