В системе ЕМИАС зарегистрировались 75 процентов москвичей

В системе ЕМИАС зарегистрировались 75 процентов москвичей
Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис ГришкинФото: Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
В рамках ЕМИАС работает более 23,6 тысячи врачей. С момента запуска системы проведено более 243 миллионов записей.

Уже 8,9 миллиона пациентов, или 75 процентов москвичей, хотя бы один раз воспользовались электронной записью в поликлиники.

«Мы находимся в ситуационном центре Единой медицинской информационной системы — одной из самых крупных в мире муниципальных медицинских систем, которая охватывает 23 тысячи врачей, терапевтов, педиатров, специалистов, работающих в поликлиниках. И этой системой сегодня пользуются уже около девяти миллионов москвичей. Большинство пациентов обращаются к электронной системе записи в наши поликлиники», — сказал Сергей Собянин в ходе осмотра ситуационного центра Департамента здравоохранения города Москвы.

Внедрение московской Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) позволяет ликвидировать очереди и сократить время ожидания приёма врача, избавить пациентов от ненужных и дублирующих исследований, а также освободить врачей от бумажной работы.

«Какие возможности у этой информационной системы? Во-первых, это электронная запись к врачу, что, конечно, является большим подспорьем для людей. Во-вторых, для самих врачей это возможность выписки электронного рецепта, электронного больничного листа. Сегодня также формируются другие сервисы, например введение электронной медицинской карты. Это очень важная и для управленцев область медицины, потому что они видят все потоки пациентов, могут вовремя исправить ту или иную ситуацию, разрешить проблемы, связанные с очерёдностью, неравномерным распределением врачей», — подчеркнул Мэр Москвы.

Создание и развитие ЕМИАС — один из самых крупных и технически сложных проектов информатизации в Москве. Сейчас система развёрнута во всех детских и взрослых поликлиниках.

В ЕМИАС работают более 23,6 тысячи врачей. С момента запуска системы проведено более 243 миллионов записей. Ежедневно в системе проходит более 500 тысяч различных операций.

«За последние три года внедрения этой системы количество людей, которые не могли записаться, например, к терапевту в течение четырёх дней и более, сократилось с 35 до двух процентов – более чем в 10 раз, то есть проблема, связанная с записью к врачам, почти решена. Это первое. Второе: сократилось и время ожидания под дверью врача. Примерно в пять раз уменьшилось количество людей, которые проводят в коридоре возле кабинета врача более 40 минут. Это, конечно, улучшило в целом работу амбулаторной системы и медицинское обслуживание», — добавил Сергей Собянин.

«Электронный рецепт» и облачная бухгалтерия

Функционал ЕМИАС включает в себя восемь сервисов.

Первый — общегородской сервис управления потоками пациентов. Запись к врачу возможна дистанционно через интернет, мобильное приложение и по телефону либо в поликлинике через специальный инфомат и в регистратуре.

В 2015 году функционал электронной записи дополнили сервисами раскрытия информации о доступности медпомощи и оценки уровня удовлетворённости пациентов.

Сервис раскрытия информации позволяет каждому москвичу, зарегистрированному на московском портале госуслуг, получать актуальную информацию по двум ключевым параметрам: время ожидания даты приёма врача и время ожидания начала приёма непосредственно у кабинета врача.

Графики построены по нескольким категориям оценки доступности посещения врача. Так, в разделе «Динамика ожидания даты приёма» использованы три категории: комфортное время ожидания даты приёма («зелёная зона»), допустимое («жёлтая») и недопустимое («красная»).

В разделе «Динамика ожидания начала приёма по предварительной записи» тоже использовано четыре категории: «зелёная зона» — комфортное время, «жёлтая» — допустимое, «оранжевая» — недопустимое и «красная» — критичное.

Есть и сервис онлайн-опросов. Сейчас около 85–90 процентов пациентов, отвечающих на электронные письма, положительно оценивают работу поликлиник.

Существует также сервис льготного лекарственного обеспечения, известный как «электронный рецепт». Он упрощает процедуру выписки препаратов, в том числе льготным категориям граждан, и позволяет врачам видеть текущий ассортимент и наличие лекарств в аптечных пунктах при поликлиниках в режиме онлайн, выписывать рецепты в электронном виде. Более 90 процентов льготных рецептов оформляется врачами в электронном виде. Вместо 3,5 минуты на выписку бумажного рецепта на оформление электронного рецепта затрачивается порядка 30 секунд. С начала внедрения сервиса выписано 22,38 миллиона рецептов.

«Листок нетрудоспособности» автоматизирует рутинные операции, необходимые для выдачи больничных. Ранее на заполнение вручную бланков временной нетрудоспособности у врачей уходило около 30 процентов рабочего времени. С начала работы сервиса выдано 1,6 миллиона электронных листков нетрудоспособности. Пока сервис находится в стадии внедрения.

«Электронная медицинская карта» (ЭМК) внедряется с февраля 2015 года. Сейчас сервисом пользуются 32 процента врачей поликлиник. Всего создано уже 1,1 миллиона ЭМК.

Централизованный лабораторный сервис нужен для оформления назначений на исследования. Всего выдано более двух миллионов электронных направлений.

Прикрепиться к поликлинике можно через портал госуслуг Москвы дистанционно.

Существует также центр мониторинга ЕМИАС, который позволяет руководителям медицинских организаций в режиме онлайн контролировать ситуацию в амбулаторно-поликлиническом звене, равномерно и распределять нагрузку на специалистов.

Облачная бухгалтерия же нужна для ведения финансово-экономической деятельности поликлиник в электронном виде.

В ближайшие годы московская ЕМИАС будет развиваться по трём основным направлениям. Во-первых, это подключение к системе новых медицинских учреждений. Во-вторых, это дальнейшее развитие существующих сервисов, например полный переход на электронные медицинские карты. И в-третьих, интеграция ЕМИАС с другими информационными медицинскими системами, например ОМС или системой хранения рентгеновских и топографических снимков (ЕРИС).

Ситуационный центр

В то же время даже самая совершенная электронная система не будет эффективно работать без должного контроля. Поэтому в столице появился специальный штаб по управлению московскими поликлиниками — ситуационный центр. Его специалисты которого в режиме онлайн отслеживают ситуацию и, если возникают проблемы, принимают необходимые меры.

В результате этой работы число пациентов, которые ждут приёма терапевта четыре дня и больше, по сравнению с 2014 годом уменьшилось в 16 раз — с 32 до двух процентов.

Ситуационный центр Департамента здравоохранения заработал 12 января 2015 года. Сейчас в его команду входят 15 специалистов с медицинским, техническим и юридическим образованием.

«Сюда стекается вся информация о времени ожидания, о комментариях пациентов, удовлетворённости, о сбоях в системе, которые иногда происходят. Вся информация ежедневно анализируется», — рассказал руководитель ситуационного центра Сергей Герасимов.

Основные функции центра следующие:

— он занимается ежедневным мониторингом данных о доступности медицинской помощи в городе в целом, в каждой поликлинике, филиале, а также в разрезе профилей специалистов;

— контролирует соблюдение установленных показателей доступности медицинской помощи (максимальные сроки ожидания приёма врачей по записи, максимальные сроки ожидания приёма у кабинета врача);

— выявляет поликлиники, не соблюдающие установленные показатели, и оказывает им помощь по исправлению ситуации;

— контролирует эффективность работы дежурных врачей в поликлиниках для приёма пациентов без предварительной записи;

— анализирует график отпусков сотрудников поликлиник и даёт рекомендации руководству по его оптимизации;

— обобщает, анализирует и направляет в поликлиники информацию по электронному опросу пациентов, посетивших поликлиники;

— контролирует внедрение других сервисов ЕМИАС — электронной медицинской карты, электронного рецепта и тому подобного.

При необходимости специалисты ситуационного центра выезжают для оказания помощи непосредственно в поликлинику (за полтора года работы совершено 1,5 тысячи выездов).

Кроме того, они провели обучение 152 главных врачей и полутора тысяч сотрудников медицинских учреждений практическим навыкам работы с ЕМИАС и методам эффективного управления потоками пациентов.

Электронная запись, сервис информирования пациентов о времени ожидания приёма врача и работа ситуационного центра позволили существенно повысить доступность медицинской помощи в городских поликлиниках.

«Сервис “Электронный рецепт” внедрён во всех инновационных поликлиниках. На текущий момент более 98 процентов рецептов выписывается в электронном виде. Два процента — это те рецепты, которые выписываются на дому, чтобы пациенты не ходили повторно в поликлинику», — отметил Сергей Герасимов.

Доступность записи на приём к врачу-терапевту в среднем составила в 2014 году 68 процентов от общего числа пациентов, в 2015 году — 97,9 процента, во втором квартале 2016 года — 98 процентов.

Это значит, что сейчас всего два процента пациентов находятся в «красной зоне», то есть должны ждать четыре и более дня при записи к врачу-терапевту.

Также стабильно уменьшается доля пациентов, ожидающих начала приёма врача (недопустимое время — свыше 40 минут).

Доля пациентов, ожидавших начала приёма терапевта более 40 минут, в среднем составила в 2014 году 21,8 процента, в 2015 году — 10 процентов, во втором квартале 2016 года — 4,5 процента.