Сергей Собянин: В Москве открыли самый крупный в стране миграционный центр

Сергей Собянин: В Москве открыли самый крупный в стране миграционный центр
Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
В многофункциональном центре можно пройти все процедуры для получения патента, в том числе сделать дактилоскопию, сдать экзамены на знание русского языка и истории, обратиться в налоговую инспекцию, миграционную службу и так далее.

В поселении Вороновском около деревни Сахарово открылось основное здание многофункционального миграционного центра. «В Москве запущен самый крупный в стране миграционный центр, который позволяет обеспечить весь комплекс услуг для трудового мигранта: сдачу экзаменов, медицинский осмотр, верификацию отпечатков пальцев и так далее, и за два прихода получить уже реальный патент», — сказал Сергей Собянин во время открытия центра.

Причём все услуги для трудовых мигрантов оказываются по минимальным ценам: «Это позволило легализовать достаточно большое количество мигрантов. В этом году мы получили доходы от трудовых мигрантов несколько больше, чем от прибыли нефтяных компаний, которые расположены в Москве. И за полгода окупили строительство и создание этого центра».

К тому же, как отметил Мэр Москвы, переход на патентную систему и создание центра привело к тому, что трудовым мигрантам теперь не нужно обращаться к многочисленным посредникам, а можно пройти все процедуры быстро и с комфортом.

«Ну и насколько я знаю, уменьшилась преступность нелегальных мигрантов из ближайшего зарубежья. За два года произошло снижение примерно на 17 процентов. Так что закон, который принят был и вступил в силу год назад, уже действительно работает на практике», — добавил Сергей Собянин.

В свою очередь депутат Государственной Думы Ирина Яровая отметила, что Москва становится примером для других регионов с точки зрения реализации требований миграционного законодательства.

«Сегодня, во-первых, созданы действительно очень комфортные условия для самих москвичей, потому что центр находится за городом и не создаёт никаких проблем для жителей Москвы. И он удобен для тех, кто приезжает к нам, чтобы осуществлять трудовую деятельность. Весь комплекс услуг — медицинских, образовательных, все дополнительные проверочные мероприятия осуществляются в одном месте», — заявила Ирина Яровая.

Руководитель Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский также высоко оценил работу московского миграционного центра. По его словам, за прошлый год в бюджеты Российской Федерации поступило больше 33 миллиардов рублей. «Но хочу сразу оговориться, что более трети — это Москва. Только с начала этого года каждую неделю в бюджет поступало порядка 800 миллионов рублей. И практически половина в этом году — это Москва», — отметил руководитель ФМС.

Миграционное законодательство

С 1 января 2015 года вступили в силу новые правила получения разрешения на работу для граждан безвизовых стран СНГ, не входящих в Евразийский экономический союз.

Для получения права на работу трудовым мигрантам необходимо предоставить:

— медицинскую справку об отсутствии опасных инфекционных заболеваний и заболевания наркоманией;

— миграционную карту с указанием цели въезда на территорию России — «работа»;

— результаты тестирования на знание русского языка, истории и основ законодательства России;

— договор добровольного медицинского страхования или договор об оказании платных медицинских услуг.

Затем нужно приобрести патент на право работы у физических и юридических лиц. Его стоимость определяется субъектами Российской Федерации. В 2015 году в Москве она составляла четыре тысячи рублей, в 2016 году — 4200 рублей в месяц. Срок действия патента определяется по желанию трудового мигранта — от одного до 12 месяцев с возможностью продления ещё на один год. Патент действует только на территории субъекта Федерации, которым он был выдан.

Ранее действовавшие квоты для иностранных работников из безвизовых стран были отменены.

Дактилоскопия и тестирование

Для реализации требований нового миграционного законодательства в 2015 году в Сахарове был открыт миграционный центр, который весь прошлый год работал во временных строениях. В январе 2016 года он переехал в новое капитальное здание, где созданы все условия для нормальной работы сотрудников и комфортного обслуживания трудовых мигрантов. Здесь обеспечена безопасность, есть всё необходимое оборудование, включая современную медицинскую технику.

Площадь основного здания составляет 50 тысяч квадратных метров. В нём два этажа. В центре есть 187 окон для приёма документов (работает 123, резерв — 64). Приём посетителей в службе одного окна ведёт 251 сотрудник.

Режим работы миграционного центра с января 2016 года — ежедневно, без выходных, с 08:00 до 20:00.

В здании есть зона первичного приёма документов, медицинский центр, оснащённый необходимым диагностическим оборудованием (в том числе 17 флюорографами), кассовый зал, центры дактилоскопии и тестирования, зона выдачи патентов.

Пропускная способность миграционного центра — до 7,5 тысячи человек в сутки, что в несколько раз превышает текущие потребности и позволяет работать без предварительной записи и очередей.

Оформление патента требует всего двух визитов в центр (первое посещение — сдача документов, прохождение исследований и тестирования, оплата; второе — получение патента). В среднем первый визит занимает около двух часов. Срок оформления патента не превышает 20 календарных дней, включая получение результатов медицинского обследования.

Для оформления патента трудовые мигранты должны принести с собой только два документа: паспорт и миграционную карту. Все остальные документы они могут оформить на месте. В частности, в миграционном центре можно:

— получить консультацию по заполнению документов, необходимых для оформления патента;

— подать заявление на получение патента;

— пройти медицинский осмотр;

— сдать тест по русскому языку, истории и основам законодательства Российской Федерации;

— сделать перевод и нотариальное удостоверение копии паспорта (документов, удостоверяющих личность);

— получить квитанции для оплаты авансового платежа по налогу на доходы физических лиц;

— сфотографироваться;

— пройти дактилоскопическую регистрацию;

— приобрести полис добровольного медицинского страхования;

— встать на налоговый учёт;

— встать на миграционный учёт;

— оплатить необходимые услуги и документы;

— получить патент.

Кроме того, на территории центра есть биржа труда. В феврале планируется открыть пункты продажи услуг сотовой связи, железнодорожных и авиабилетов, аптеку.

Миграционный центр находится под постоянной охраной. В случае необходимости его посетителям будет оказана неотложная медицинская помощь. Для проезда в центр и обратно иностранные граждане могут воспользоваться специальным рейсовым автобусом от станции метро «Аннино».

Проведение медицинских обследований

Для получения патента иностранные граждане обязаны пройти медицинское обследование. Его цель — выявление опасных инфекционных заболеваний (ВИЧ, туберкулёз, сифилис, лепра). Кроме того, проводится обследование на присутствие  в организме наркотических и психотропных веществ. Если у иностранного гражданина обнаружат опасное инфекционное заболевание, следы наркотических и психотропных веществ, ему откажут в выдаче патента на право работы в России.

В 2015 году медицинское обследование можно было пройти непосредственно в миграционном центре, а также в ряде медицинских учреждений города. Всего обследования проводили 43 медицинские организации, в том числе 36 частных, четыре федеральных и три городских учреждения Департамента здравоохранения Москвы.

Однако как показала проверка, проведённая столичным Управлением Роспотребнадзора, в работе многих медицинских организаций были системные недостатки. Так, например, в январе — мае 2015 года частные учреждения провели обследования 170 376 трудовых мигрантов. При этом опасные инфекционные заболевания выявлены у 261 человека (0,15 процента от числа обследованных).

В то же время государственные учреждения здравоохранения Москвы провели обследования 81 380 трудовых мигрантов. Признаки опасных инфекционных заболеваний были выявлены у 2835 человек (3,5 процента от числа обследованных).

Таким образом, при проведении одинаковых процедур врачи государственных медицинских организаций выявляли опасные инфекционные заболевания у трудовых мигрантов в 23 раза чаще по сравнению с врачами частных клиник.

Это может свидетельствовать о низком качестве проведения необходимых анализов в частных клиниках. Однако более вероятной причиной являлось недобросовестное поведение отдельных руководителей клиник, вовлечённых в незаконную деятельность по выдаче фальшивых медицинских справок трудовым мигрантам.

С учётом этих результатов Правительство Москвы приняло решение начиная с 15 февраля 2016 года проводить медицинские обследования трудовых мигрантов исключительно в миграционном центре. Это позволит гарантировать качество и достоверность обследований, снизит возможности для злоупотреблений и уменьшит угрозу распространения инфекционных заболеваний.

Увеличение доходов городского бюджета

В 2015 — начале 2016 года миграционный центр провёл 130 тысяч медицинских обследований и 440 тысяч тестирований на знание русского языка, истории и основ законодательства России. Трудовым мигрантам было продано 230 тысяч полисов добровольного медицинского страхования.

Иностранные граждане получили более 455 тысяч патентов на право осуществления трудовой деятельности. Доходы бюджета Москвы от их продажи в 2015 году составили 11 миллиардов рублей. Для сравнения: поступления налога на прибыль от нефтяных компаний в бюджет города Москвы в 2015 году — 10,5 миллиарда рублей.

Закрытие других миграционных учреждений

Перенос оформления патентов в миграционный центр в Сахарове позволил закрыть отдел внешней трудовой миграции на улице Корнейчука в жилой зоне района Бибирево. Его деятельность создавала некомфортную обстановку для проживающих рядом москвичей.

Кроме того, в прошлом году был закрыт центр тестирования трудовых мигрантов в Царицыне, работа которого также вызывала справедливые нарекания граждан.