Сергей Собянин: Без «Московской электронной школы» уже невозможно представить столичное образование
«Московская электронная школа» («МЭШ») насчитывает почти три миллиона пользователей, сообщил Сергей Собянин в своем блоге.
«Сегодня у “Московской электронной школы” 2,8 миллиона пользователей: родителей, учеников и учителей. Каждый день они более 4,5 миллиона раз обращаются к ее сервисам», — написал Мэр Москвы.
Он подчеркнул, что за шесть лет существования платформа сформировала новую образовательную реальность с электронными сервисами и цифровыми материалами. «МЭШ» помогает сделать образовательный процесс непрерывным и прозрачным для учителей, детей и родителей: оценки, домашние задания, расписание и многое другое хранится в едином пространстве, доступном с любого устройства. Возможности «МЭШ» постоянно расширяются.
Электронный дневник
Электронный дневник — один из главных помощников школьников и их родителей.
«Благодаря электронному дневнику у ребят всегда под рукой актуальное расписание занятий и домашние задания с тематическими подборками из библиотеки “МЭШ”, а родители в курсе успеваемости своих чад. Кроме того, с помощью дневника можно связаться с учителями и задать им интересующие вопросы», — написал Сергей Собянин.
Мобильную версию дневника скачали более двух миллионов раз. В этом году там стали отмечать темы, которые могут встречаться в заданиях государственной итоговой аттестации. Иконки «Будет на ЕГЭ» и «Будет на ОГЭ» появились рядом с темами в карточках уроков.
Мэр Москвы напомнил, что функционал доступен как в веб-версии, так и в мобильном приложении «Дневник “МЭШ”». Если пользователь наведет курсор на иконку в браузере или нажмет на нее в приложении, то увидит список номеров экзаменационных заданий, в которых встречаются эти темы.
Будет на ЕГЭ: в дневнике «МЭШ» появились обозначения важных экзаменационных тем
Электронный журнал
Электронный журнал заменил бумажный. Учителя могут выставлять там оценки, просматривать и корректировать расписание, давать задания.
«В электронном журнале отображаются сведения об отсутствии ребенка на занятиях по болезни и о времени действия освобождения от уроков физкультуры. Эта информация передается в школу автоматически благодаря интеграции системы “МЭШ” и ЕМИАС. Родителей избавили от лишних забот — им больше не нужно приносить бумажные справки, в том числе в кружки и секции дополнительного образования Департамента образования и науки», — написал Сергей Собянин.
С сентября 2022 года частные и федеральные клиники могут оформлять и передавать в школы и детские сады справки по форме 095/у в электронном виде. Кроме того, в прошлом году у столичных педагогов появилось и мобильное приложение «Журнал “МЭШ”». Там представлены наиболее востребованные разделы электронного журнала: «Расписание», «Журналы» и «Задания».
«Прямо со смартфона учителя могут вносить данные об успеваемости и комментарии к оценкам, просматривать расписание и так далее. Возможности сервиса будут расширяться», — подчеркнул Мэр Москвы.
Портфолио учащегося
В «МЭШ» школьники могут поделиться учебными, творческими, научными и спортивными достижениями с друзьями и преподавателями.
«Успехи в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и секциях загружаются автоматически из подсистем и сервисов “МЭШ”. Новую информацию могут вносить и сами пользователи, включая классных руководителей», — написал Сергей Собянин.
С октября прошлого года сервис «Портфолио учащегося» пополняется новыми данными о достижениях школьников в области культуры и творчества. Можно увидеть там и результаты обучения по каждому предмету: среднюю оценку, количество пройденных тем и общую динамику успеваемости.
Нашлось место и для хобби: в 2022-м для детей появился раздел «Мой профиль». Мэр Москвы напомнил, что туда они могут внести информацию об увлечениях, интересах и хобби, чтобы получить персональные рекомендации «МЭШ» по посещению кружков и секций подходящих направлений. Доступ к цифровому портфолио сохраняется для выпускников в течение пяти лет.
Новые возможности контроля знаний
Прошлой весной в «МЭШ» появился новый инструмент — тематическое оценивание, который помогает отслеживать средние баллы учащихся не просто по каждому предмету, а по каждой учебной теме. Так учителя лучше понимают общую картину освоения учебного материала.
«В свою очередь школьники и их родители видят в электронном дневнике средний балл по каждой теме учебной программы, что дает возможность своевременно реагировать в случае отставания», — отметил Мэр Москвы.
Каждая отметка имеет определенный вес. Вес контрольной работы или диктанта, например, может быть выше, чем вес отметки за домашнюю работу или устный опрос.
Виртуальные лаборатории
Усовершенствовать знания и навыки по предметам школьной программы ребята могут с помощью интерактивных онлайн-симуляторов опытов и экспериментов. «МЭШ» предоставляет цифровые версии профессионального исследовательского оборудования, которым невозможно воспользоваться на обычном уроке. Один и тот же опыт можно проводить неограниченное число раз, менять входные данные и наблюдать разные результаты. Сергей Собянин подчеркнул, что популярность виртуальных лабораторий растет, число обращений к ним уже превышает 1,1 миллиона раз.
Сейчас в библиотеке «МЭШ» — более 40 виртуальных лабораторий по разным предметам. Часть из них появилась совсем недавно (по технологии, химии и физике).
«В 2022 году самой востребованной среди учеников 5–11-х классов оказалась виртуальная лаборатория по информатике. Она помогает познакомиться с основами программирования и информационных технологий, узнать о базовых и более сложных алгоритмах. За год в ней поработали почти 190 тысяч раз», — рассказал Мэр Москвы.
Кроме того, ученики 5–9-х классов более 118 тысяч раз использовали электронный учебник по геометрии, а старшеклассники свыше 30 тысяч раз погружались в «Звездный английский язык». Всего в библиотеке «МЭШ» доступно более 1,7 миллиона полезных образовательных материалов.
«Опыт цифровизации столичного образования получает распространение в других регионах страны. “МЭШ” стала основой развития федеральной информационной системы “Моя школа”. В ближайшие годы электронный дневник и электронный журнал с мобильными версиями, портфолио учащегося и другие возможности “МЭШ” получат все школы России», — написал Сергей Собянин.
Тестирование новой федеральной образовательной платформы проходит в трех школах Калуги. В пилотном проекте участвуют более четырех тысяч школьников и свыше 200 педагогов. Но и столица не останавливается на достигнутом и продолжает развитие столичного образования.
«В этом учебном году в компьютерных классах установили 50 тысяч новых моноблоков. Учителя получают новые ноутбуки, а бесплатный вайфай появится и в зданиях начальной школы», — напомнил Мэр Москвы.
Он также написал, что развитие «МЭШ» продолжится. Новую образовательную реальность будут дополнять интересными материалами и востребованными сервисами.