Сергей Собянин объявил об объединении «МЭШ» с независимыми платформами онлайн-образования

Поделиться
Сергей Собянин объявил об объединении «МЭШ» с независимыми платформами онлайн-образования
Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Благодаря этому в «Московской электронной школе» появятся новые типы контента и сервисов.

Вопросы долгосрочного сотрудничества «Московской электронной школы» («МЭШ») с поставщиками цифрового образовательного контента обсудили на встрече, которая прошла в городском образовательном учреждении «Темоцентр».

«“Московская электронная школа”, наверное, самая крупная электронная образовательная платформа не только в России, но и во многих странах мира. Она охватывает два миллиона учащихся, педагогов, родителей и, по сути дела, общедоступна как в России, так и во всем мире», — рассказал на встрече Сергей Собянин.

По его словам, «МЭШ» в своем развитии прошла гигантский путь. Начало этой работе положило создание цифрового сервиса записи ребенка в школу, который значительно упростил жизнь горожан.

Для перехода к долгосрочному сотрудничеству с производителями цифрового образовательного контента в 2020–2021 годах Правительство Москвы модернизировало и расширило библиотеку «МЭШ». В проекте создали тематический каркас, включающий около тысячи тем для изучения в начальной, основной и средней школе. Он объединяет основные инструменты «Московской электронной школы»: тематическое планирование, контрольные работы, цифровое домашнее задание и материалы библиотеки.

«Последний год мы посвятили тому, чтобы систематизировать эти процессы, разбить учебные материалы по урокам и темам. В дальнейшем будем добавлять образовательный контент: и учебники, и отдельные пособия и так далее, чтобы было удобно для учителей и для учащихся», — отметил Мэр Москвы.

Благодаря использованию тематического каркаса учителю больше не нужно прописывать темы урока вручную, достаточно просто выбрать их из списка. К каждому занятию автоматически предлагаются связанные с темами образовательные материалы, которые можно изучить в классе. Их также можно предложить в качестве домашнего задания, тогда они автоматически добавятся в электронные дневники учеников.

«Что самое неприятное или сложное для учащегося? Это наша система домашних заданий: часами сидеть в одиночестве и корпеть над их выполнением. А что самое приятное? Наверное, для современного ребенка это электронные игры, в которые он с удовольствием может часами играть. Вот как совместить удовольствие от игры с процессом обучения — это та задача, которую, я думаю, вам по силам решить, и мы с удовольствием будем с вами сотрудничать», — добавил Сергей Собянин.

Он также отметил, что уже сложилось сотрудничество с издательством «Просвещение», компанией «Яндекс» и платформой «Учи.ру».

«Мы решили свою платформу сделать исключительно государственной, чтобы была возможность полностью ею управлять и администрировать, а вот сервисы подгружать коммерческие — те, которые уже получили признание потребителей», — сказал Мэр Москвы.

С 2021 года Правительство Москвы начнет предоставлять гранты на поставку профессионального образовательного контента, который будет интегрирован в тематический каркас «МЭШ». Благодаря этому в «Московской электронной школе» появятся новые типы контента и сервисов: проекты и исследовательские задачи, виртуальные лаборатории и практикумы, тренажеры по функциональной грамотности, учебные материалы для детей с ограниченными возможностями здоровья и многое другое. Следующим шагом в сотрудничестве станет обучение, консультации и сопровождение педагогов по внедрению и использованию обновленного контента и образовательных сервисов.

Почти два миллиона материалов

«МЭШ» — крупнейшая в России электронная образовательная платформа с учебно-методическим контентом и широкими возможностями для пользователей. Ее ключевые — электронный дневник нового поколения (им пользуются свыше двух миллионов учителей, учеников и родителей) и библиотека электронных материалов.

Библиотеку «МЭШ» формируют сами учителя, загружая собственные электронные сценарии уроков и другие учебные материалы. С марта 2019 года она доступна для пользователей из любой точки мира в круглосуточном режиме. В настоящее время библиотека насчитывает почти два миллиона материалов, включая сценарии уроков, тесты, электронные учебные пособия и интерактивные приложения.

В открытом доступе размещено более 54 тысяч сценариев уроков, свыше 10 тысяч видеоуроков, более 2350 электронных учебных пособий, 348 учебников, свыше 141 тысячи образовательных интерактивных приложений, 12 уникальных лабораторий и 245 произведений художественной литературы.

Правительство Москвы создало специальную систему мотивации педагогов. За работу с «МЭШ» учителя получают ежемесячную городскую надбавку в размере 10 тысяч рублей, а авторы наиболее востребованных электронных учебных материалов — специальные гранты. В 2020 году Правительство Москвы предоставило 1647 грантов на сумму 98 миллионов рублей. Их получили разработчики контента и 641 учитель.

В период пандемии COVID-19 «МЭШ» вошла в число наиболее востребованных цифровых платформ и сервисов, обеспечивающих дистанционное и электронное обучение по всем предметам для 1–11-х классов.

Так, в «Московской электронной школе» появились новые сервисы: тематический каркас, конструктор уроков и электронных учебных пособий, сервис видео-конференц-связи, новый контент библиотеки «МЭШ». В 2021 году проект продолжил развиваться.

Новые образовательные проекты

«Цифровой репетитор»

Дополнительные онлайн-занятия с использованием видео-конференц-связи «МЭШ» педагоги проводят бесплатно в мини-группах от трех до пяти человек. Цифровые репетиторы помогают ученикам подтянуть знания по русскому и английскому языкам, алгебре и геометрии, физике и химии. Можно выбрать до двух предметов, уроки включаются в электронное расписание школьника.

Проект адресован детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и имеющим пробелы в знаниях по отдельным предметам. Сегодня в проекте участвуют 76 педагогов, которые помогают 415 ученикам из 114 школ.

Цифровые домашние задания

Интерфейс раздела с домашними заданиями стал более удобным. Для учеников эти задания отображаются в соответствующем разделе электронного дневника. Школьники и родители могут увидеть предмет, дату проверки, прикрепленные материалы, а также статус выполнения тестов и тестовых заданий: «не приступал», «выполнил», «проверено». В разделе «Домашние задания» ребята могут также ознакомиться с результатами прохождения тестов (число попыток неограниченно).

При создании цифрового домашнего задания учитель может прямо из журнала «МЭШ» прикреплять к нему материалы, а также настроить параметры домашнего задания — установить время выполнения и список учеников, которым оно предназначено. Дата проверки задания устанавливается автоматически в соответствии со следующим уроком по расписанию, или учитель может ее изменить по своему усмотрению.

«Родителям о самом главном»

В проекте появился путеводитель для родителей по наиболее интересным материалам и полезным сервисам библиотеки «МЭШ». В нем публикуются подборки новостей о мире образования и советы экспертов по развитию и воспитанию детей. Афиша основных и дополнительных занятий поможет сделать семейный досуг насыщеннее.

Служба поддержки

Служба поддержки и консультирования сотрудников школ помогает администраторам, обеспечивающим надежную работу сервисов «МЭШ» на уровне школ. За первые три месяца 2021 года здесь обработали более 15 тысяч обращений. Проведено несколько вебинаров по работе с электронным журналом и «Московской электронной школой», размещены десятки информационных и методических материалов на портале поддержки «МЭШ».

Интеграция медицинской карты учащихся и электронного журнала позволила отказаться от бумажных справок о болезни. Информация об отсутствии ребенка по болезни после обращения в поликлинику автоматически передается в школу, отмечается в электронном журнале и отображается в электронном дневнике школьника и родителя.

Компании — получатели грантов

Среди компаний, которые получили гранты на разработку профессионального контента для «Московской электронной школы», — «Мобильное электронное образование» («МЭО»). Компания разрабатывает и поставляет для общеобразовательных организаций цифровые проекты. Среди них инициатива Агентства стратегических инициатив «Кадры будущего для регионов», цифровая школа «БИТ», «Детским садам России», «Школам России», «Колледжам России», «Одаренным детям», «Детям с ограниченными возможностями здоровья», интернет-магазин «Траектория знаний», «Учим&Знаем». Размер гранта, выданного на интеграцию контента для учеников первых — третьих классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья, — 60 миллионов рублей.

Александр Кондаков, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», представил, как задания на платформе «МЭШ» могут решить проблемы, возникающие в инклюзивных классах, где учатся дети с разным уровнем развития.

«Во-первых, это намного дешевле и эффективнее бумажного учебника, а во-вторых, к образовательному процессу активно подключается семья. Ни ребенку, ни его родителям не нужно обращаться с вопросами к учителю: все необходимые материалы есть в их личном кабинете. Есть уникальный инструмент — это матрица назначения заданий. Цифровыми индикаторами отмечены соответствующие виды нозологий, и учитель имеет возможность дать каждому ребенку индивидуальное задание», — сказал он.

Еще одна компания-получатель — «Физикон». Это разработчик электронных образовательных ресурсов для школ, колледжей и вузов, образовательной онлайн-платформы «Облако знаний».

«Мы передали “Московской электронной школе” около шести тысяч правовых ресурсов — материалов по физике, математике, русскому языку, информатике — практически по всем предметам основной и средней школы», — рассказал Денис Мамонтов, генеральный директор ООО «Физикон».

В числе проектов компании — «Цифровое Подмосковье: цифровой контент для ЦОС», «Цифровое Подмосковье: приложение “Тренажер по подготовке к PISA”», разработка инструментальной платформы для проведения VR- и AR-курсов (виртуальной и дополненной реальности) для «Нейронета» Национальной технологической инициативы, масштабирование сервиса «Облако знаний» в рамках программы «Социум-ЦТ», разработка технической документации на электронные образовательные материалы, электронный дневник и журнал для «МЭШ». Размер гранта на интеграцию контента для подготовки к ЕГЭ и олимпиадам составляет 97 миллионов рублей.

Также грант получила компания «Алгоритмика» — международная школа математики и программирования для детей от шести до 17 лет с фокусом на развитие навыков XXI века (критическое мышление, командная работа, коммуникация, креативность). В числе проектов — «ИТ-класс в московской школе», бесплатный доступ к образовательным ресурсам во время пандемии для проекта «Все.Онлайн. Цифровое сопротивление COVID-19». На грант в размере 90,5 миллиона рублей компания разработает курсы по информатике для пятых — седьмых классов.

«“МЭШ” обратилась к нам с запросом на оптимизацию курсов по информатике для пятых — седьмых классов. Мы не только успешно выполнили эту задачу, но и включили в курс элементы, которые развивают не просто знания по информатике, а и те навыки, которые будут нужны детям в постоянно меняющемся мире. Это и коммуникация, и проектная работа, и креативность, и еще целый набор навыков», — рассказал Павел Шклюдов, исполнительный директор ООО «Алгоритмика».

По его словам, большую часть времени учителя, как правило, расходуют на то, чтобы подготовиться к уроку и сделать наглядные материалы. «Мы же разработали 108 уроков и создали презентационные материалы — теперь учителю ничего не нужно делать. Это 30–50 слайдов на каждый урок. Мы разработали доскональные методические рекомендации, как проводить каждый урок. Более того, мы создали вспомогательные видео, которые помогут преподавателю очень быстро повторить весь материал перед занятием и обратить внимание на сложные моменты», — объяснил Павел Шклюдов.

Компания «ГлобалЛаб» занимается разработкой онлайн-среды для ведения совместных исследовательских проектов. Ее проекты построены по принципам гражданской науки — особого вида краудсорсинга, предполагающего, что небольшой вклад каждого участника формирует общее новое знание. Каждый участник делает небольшое исследование или эксперимент по какой-то теме. Результаты собирают и представляют в виде инфографики. Любой пользователь платформы может создать свой проект и пригласить в него участников со всего мира. Концепция «ГлобалЛаб» успешно опробована в четырех тысячах школ в 30 странах.

«Мы создали набор проектов (их более 600), которые передадим в “МЭШ”, по всем предметам с первого по восьмой класс. И учитель, который не понимает, как решить эту задачу, может взять любой проект, включить в свой урок и использовать для того, чтобы реализовать индивидуальный проект», — рассказала Татьяна Крупа, президент ООО «ГлобалЛаб».

В числе проектов — 57 пакетов проектных и исследовательских заданий для учеников первых — восьмых классов по 16 предметам (всего тысяча проектных заданий), подготовка к международным исследованиям, реализация проектной деятельности по федеральным государственным образовательным стандартам.

Компания получила гранты в размере 204,7 миллиона рублей на проектные задания и 65,3 миллиона рублей на интеграцию конструктора проектных и исследовательских заданий для учеников.

Кроме того, среди получателей грантов компания «01математика». Она занимается разработкой обучающей онлайн-системы по математике, набора заданий по математике и геометрии с адаптивной системой на основе искусственного интеллекта. Система предназначена как для индивидуальной работы (ребенок или ребенок и родитель), так и для классов и школ.

Алексей Зайцев, генеральный директор компании, рассказал, что онлайн-система разработана в соответствии с федеральными учебниками. По его словам, она является своего рода ассистентом для учителя и помощником для школьников. Чтобы процесс обучения был наглядным и технологичным, есть возможность пользоваться 3D-моделями и интерактивными графиками.

Кроме этого, система способна анализировать подготовку учащегося — она выявляет пробелы в его знаниях, анализирует эти данные и подбирает тот подход к обучению, благодаря которому ребенок сможет понять тему. Также система позволяет точно определить, сколько времени уходит на выполнение домашнего задания.

«Система предоставляет полную статистику по учебным занятиям ребенка: когда сел, что делал, в какое время, какие ошибки допускал, сколько попыток было и какие конкретно были ответы. Все это анализируется», — рассказал Алексей Зайцев.

В онлайн-системе размещено более 35 тысяч задач с детализированным решением и трех тысяч видеороликов с объяснениями. Там зарегистрировано свыше 154 тысяч пользователей. В период пандемии к системе бесплатно подключили 460 школ из разных регионов России. Размер гранта на интеграцию набора заданий по математике и геометрии для этой компании составил 50 миллионов рублей.