Сергей Собянин: «Московская электронная школа» уже стала неотъемлемой частью учебного процесса

Сергей Собянин: «Московская электронная школа» уже стала неотъемлемой частью учебного процесса
М. Мишин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
В этом учебном году в «Московской электронной школе» появились новые сервисы, которые сделают ее еще удобнее для пользователей. Среди них конструктор уроков, тематический каркас и многое другое.

В Международный день учителя Сергей Собянин вручил награды столичным педагогам и обсудил с ними новые сервисы «Московской электронной школы» («МЭШ»). По словам Мэра Москвы, День учителя — это настоящий общенародный праздник, он касается не только педагогов, но и миллиона московских школьников, их родителей бабушек и дедушек.

«Должен сказать, что звание московского учителя звучит гордо. С полной ответственностью скажу, что учителя Москвы — самые лучшие в России и одни из самых лучших в мире. Вы отдаете свое сердце, свое умение детям, которые приходят к вам, вверяют свою судьбу в ваши руки. Родители доверяют вам самое ценное», — сказал Сергей Собянин.

О высоком профессионализме московских учителей говорят результаты их учеников. Несмотря на пандемию и обучение в дистанционном режиме, качество образования осталось высоким. «Уровень Единого госэкзамена был не ниже, чем в предыдущем году. Огромная на вас нагрузка легла, огромный стресс был и у вас, и у учащихся, но вы достойно все это выдержали и обеспечили качественные знания московских школьников и, соответственно, достойное начало их будущей взрослой жизни», — добавил Сергей Собянин. Он поблагодарил педагогов от себя лично и от лица всех жителей столицы.

Выступая с ответным словом, директор ГБОУ города Москвы «Школа в Капотне» Валерий Тихонов, отметил, что технологии, которые сегодня используют в столичном образовании, дают педагогам новые возможности: «Я имею в виду “Московскую электронную школу”. Я думаю, что это великая возможность для учителей творить и, самое главное, обучать наших детей. Благодаря вам и нашему Правительству сегодня в Москве есть проект “Московская электронная школа” и множество других проектов — например, предпрофессионального образования. Поэтому и результаты наших обучающихся и наших педагогов заслуживают внимания».

По итогам прошлого учебного года «МЭШ» вошла в число наиболее востребованных школами России цифровых платформ для дистанционного обучения по всем предметам для учеников с первого по 11-й класс.

По словам Сергея Собянина, «МЭШ» приобретает большую актуальность не только благодаря развитию новых технологий и возможностей, но и в связи с пандемией.

«“Московская электронная школа” дала нам колоссальные возможности пройти этот трудный путь — это и домашние задания, и формирование уроков, и дистанционное обучение и так далее. У московской образовательной платформы огромные возможности, но при этом, конечно, мы понимаем, сколько у нас еще бесконечных резервов для совершенствования “Московской электронной школы”. За последние годы стало понятно, что она является уже неотъемлемой частью учебного процесса, подготовки к учебе, контроля за качеством обучения», — сказал Мэр Москвы. Он добавил, что необходимо извлечь уроки из последних месяцев работы и активно двигаться дальше.

Во время пандемии, когда школы перешли на дистанционное обучение, количество ежедневных обращений пользователей к платформе «МЭШ» выросло в 2,5 раза по сравнению с началом прошлого учебного года. Всего за этот период зафиксировано более 260 миллионов обращений к ее ресурсам.

Учителя дополнительно создали свыше пяти тысяч новых сценариев уроков и учебных пособий — благодаря этому выросло количество материалов, которые могут использовать педагоги при проведении занятий.

«Очень важно, чтобы сама “Московская электронная школа” становилась все более и более удобной для учителя, не нагружала, а, наоборот, освобождала его от работы, показывала огромное количество тематических учебных планов, рекомендаций, пособий, информации, чтобы можно было действительно обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику», — добавил Сергей Собянин.

По его мнению, технологии не заменят живого общения с учителем, но они помогут достигнуть еще больших вершин в обучении и удержать высокую планку качества московского образования. «Мы не находимся в замкнутом пространстве, мы находимся в конкурентной среде, и нам нужно постоянно двигаться вперед, чтобы быть на соответствующем уровне. И на уровне российского и мирового образования», — сказал Мэр Москвы.

Новые возможности проекта

В этом учебном году в «Московской электронной школе» появились новые сервисы, которые сделают ее еще удобнее для пользователей. В частности, это тематический каркас, интегрированный с библиотекой «МЭШ», конструктор уроков и электронных учебных пособий, сервис видео-конференц-связи, новый контент библиотеки «МЭШ», а также сервис «Цифровые домашние задания» с интеграцией ресурса «Яндекс.Репетитор».

Тематический каркас объединяет ключевые темы по всем школьным предметам. Его основная задача заключается в интегрировании основных компонентов «Московской электронной школы», таких как тематическое планирование, контрольные работы, цифровое домашнее задание, а также материалы библиотеки.

«Год назад “Московская электронная школа” обогатилась материалами, их стало настолько много, что потребовалась определенная навигация в этом», — рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

По его словам, в связи с этим появилась идея связать все материалы единым содержательным тематическим каркасом. Для этого взяли стандарты по всем предметам и сгруппировали их по темам. Так, например, все то, что связано с квадратными уравнениями, объединено одной общей темой, которая так и называется — квадратные уравнения.

«За этим могут стоять разные дидактические единицы, поскольку квадратные уравнения можно решать абсолютно разными способами. И разные учителя в зависимости от погружения в тему выберут разные стратегии, и финальное решение будет зависеть от педагога. Но все материалы завязаны на вот такой единый блок тем, сейчас их около тысячи по всем предметам, и соответственно, существует порядка 30 тысяч разных дидактических единиц», — добавил ректор.

Учителю больше не нужно прописывать темы вручную, достаточно просто выбрать их из имеющегося списка. К каждому уроку автоматически предлагаются связанные с темами образовательные материалы и результаты из библиотеки «МЭШ». Материалы можно прикрепить к уроку или задать на дом, после чего они автоматически добавятся в электронный дневник ученика. Благодаря тематическому каркасу учебный процесс для учащихся и их родителей становится более удобным и понятным.

С 5 октября открыто публичное обсуждение развития тематического каркаса с целью включения в него других образовательных программ и проектов. Планируют, что оно пройдет в четыре этапа, начиная со школ и закачивая городской площадкой с участием Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.

«Московский городской педагогический университет был, скорее, потребителем ресурсов “Московской электронной школы”. Мы строили обучение студентов на ресурсах “МЭШ” — это позволяло подготовить будущих учителей к тому, чтобы сориентироваться в школе, в том, как все эти ресурсы использовать, и это стало инструментом для студенческих олимпиад, с помощью которого можно было продемонстрировать, как учитель работает с электронным ресурсом», — рассказал Игорь Реморенко.

По его словам, сервисы «МЭШ» сильно упростили рутинный труд учителя, включающий среди прочего проверку тестовых заданий. «Также многие учителя естественно-научного цикла используют виртуальные лаборатории. Практически любую тему можно смоделировать, достаточно электронной доски — и учащиеся непосредственно в процессе своей деятельности осваивают темы, ставят эксперименты. Это гораздо интереснее, нежели они прочитают это в учебнике», — добавил ректор Московского городского педагогического университета.

Говоря о будущих направлениях развития, он отметил, что перспективной будет разработка разноуровневых задний. Это позволит выстраивать индивидуальный подход к каждому учащемуся. Речь идет о том, чтобы для ученика, который легко справляется с заданиями учителя, подбирались задания олимпиадного уровня, и, наоборот, если кто-то испытывает сложности, подбирать материалы, которые смогут компенсировать пробелы, пояснил Игорь Реморенко.

Обновленный конструктор уроков и электронных учебных пособий — один из ключевых инструментов, используемых в современном образовательном процессе. Без него невозможно представить создание цифровых сценариев уроков. В обновленном варианте конструктор получил ряд новых функций, позволяющих более продуктивно и комфортно для пользователей создавать учебный контент, открывая широкие возможности для творчества и решения учебных задач.

Прежде всего изменения коснулись верстки материалов для сценария урока. Ключевые из них:

— возможность свободной верстки материалов. Теперь любой элемент урока или учебного пособия можно расположить на слайде в произвольном порядке;

— функция «Структурная сетка», размер которой можно настраивать. Она служит удобным помощником, который всегда подскажет, как лучше расположить элементы;

— режим прилипания, который позволяет точно выровнять объекты относительно друг друга: по вертикали и горизонтали или сделать одинаковые отступы (по шагу сетки) между объектами;

— функция «Отмена действия», благодаря которой пользователи могут восстановить содержание слайда, если оно было случайно удалено;

— возможность настроить пользовательский фон слайда. Теперь можно не только выбрать цвет фона, но и выполнить все материалы в единой цветовой гамме, а также добавлять изображения и использовать их в качестве фона;

— возможность загружать обложки для видео и видеоуроков.

Новой удобной функцией для проведения уроков стала кнопка «Быстрый просмотр». Учитель может запустить демонстрацию урока в режиме полного экрана непосредственно с карточки урока.

Конструктор изменился и визуально — его отличают современный дизайн и эргономичность. Кроме того, появилась удобная и понятная панель инструментов.

В новом учебном году появилась возможность при необходимости посещать занятия в формате видеоконференций.

Родителям и школьникам больше не нужно искать в чатах или в электронной почте ссылки на сторонние ресурсы для проведения онлайн-уроков. Теперь на дистанционный урок можно попасть из расписания.

«То есть ученикам не нужно искать бесконечное количество ссылок, разбираться, к какому уроку они должны подключиться, куда им учитель эту ссылку прикрепил. Они просто заходят в свое расписание в электронном дневнике. В три клика подключаются к уроку, видят учителя и проходят нужный материал. Данный сервис решает проблему часто болеющих детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей-спортсменов, которые долгое время могут находиться на сборах. И им нужен только интернет и все. Они могут спокойно подключиться к уроку и не отставать по программе», — рассказал учитель немецкого языка школы № 1955 Михаил Антонов.

Учитель информатики школы № 1811 «Восточное Измайлово» Владимир Кондаков рассказал о том, что пользователи платформы в последнее время активно интересуются видеоуроками.

«Их уже загружено в библиотеку “МЭШ” порядка пяти тысяч. Также есть видеоматериалы — их около 100 тысяч, которые тоже можно использовать на уроке или прикрепить к домашнему заданию для самостоятельного освоения учащимся. Также хотелось бы поблагодарить разработчиков за цифровые домашние задания», — отметил педагог.

Видеоролики могут значительно разнообразить процесс обучения и на уроках литературы. Об этом рассказала Элина Стрейкмане, учитель ГБОУ «Цифровая школа». Она использует в своей работе видеообъяснения с инфографикой. «Ребята могут просматривать эти материалы в любое время в любом месте с любых устройств. Учителю это помогает формировать и реализовывать индивидуальный подход к ученику, а школьникам выбрать объем и темпы изучения предмета. Кроме того, педагоги сегодня могут не только использовать авторские материалы, которые находятся в “МЭШ”, но и разрабатывать собственные», — объяснила педагог.

Ольга Кузнецова, учитель русского языка и литературы школы «Глория», предложила проводить метапредметные уроки, объединяющие, например, математику и английский язык. По ее мнению, также можно больше использовать возможности современных мессенджеров для организации видеовстреч с носителями иностранных языков. «Во время этих уроков мы видим результат, поскольку дети не понаслышке понимают, для чего им учить английский язык, для чего им развиваться в математическом направлении, в историческом, поскольку это может быть урок истории с английским», — добавила она.

Всего в обсуждениях перспектив развития «МЭШ» в разное время принимали участие порядка пяти тысяч учителей, рассказал Игорь Реморенко. По его словам, благодаря проекту теперь они могут видеть, что действительно интересно и нужно ученикам разного возраста, и насыщать этой информацией образовательные программы. Кроме того, педагогам стало проще разобраться, в каких областях информации недостаточно, чтобы воодушевить детей на дальнейшее участие в науке.

Для обмена наработками учителя стали активно кооперироваться — в «МЭШ» появляются неформальные лидеры, которые наиболее интересны другим пользователям. Педагогический вуз уже взял на работу восемь таких педагогов, которые теперь учат студентов.

«Фактически произошла абсолютно революционная вещь. Раньше учителя писали планы уроков и видел их только этот учитель или инспектор, который пришел на урок для проверки. Была такая терра инкогнита. Никто не знал, у кого какие планы уроков, очень редко педагоги могли делиться этим. Сейчас же можно увидеть кооперации в “Московской электронной школе”», — добавил Игорь Реморенко.

Новый контент библиотеки «МЭШ». Теперь в библиотеке доступны видеоуроки. Это новый формат, открывающий дополнительные возможности для демонстрации и объяснения материала на уроке, а также повторения и закрепления знаний дома.

Также библиотеку пополнили двумя виртуальными лабораториями — «Оптика» и «Механика». Не выходя из дома или класса, можно узнать о принципах работы оптических и механических устройств, о том, какие законы физики лежат в основе привычных явлений — света, силы тяжести, падения, торможения, работы маятника и многих других. Большой выбор оборудования в лабораториях позволяет не ограничиваться конкретным набором опытов — пользователи могут самостоятельно настроить оборудование и проводить собственные эксперименты.

Цифровые домашние задания с интеграцией ресурса «Яндекс.Репетитор». Сервис запустили весной этого года в период дистанционного обучения, он быстро завоевал популярность.

Для учеников цифровые домашние задания отражаются в соответствующем разделе электронного дневника. Школьники и родители легко могут увидеть предмет, дату проверки, прикрепленные материалы, а также статус выполнения тестов и тестовых заданий: «Не приступал», «Выполнил» и «Проверено».

Также в разделе «Домашние задания» ребята могут не только изучить и выполнить прикрепленные задания, но и ознакомиться с результатами прохождения тестов по каждой попытке. Теперь число попыток не ограничено. Для просмотра нужно нажать на «Результаты». А чтобы результаты выполненного теста отобразились в электронном журнале, школьник должен выполнять работу обязательно под своей учетной записью.

При создании цифрового домашнего задания учитель может прикреплять к нему материалы из сервиса «Яндекс.Репетитор», а также настраивать параметры домашнего задания: устанавливать рекомендуемое время выполнения и указывать список учеников, которым оно предназначено. Дата проверки устанавливается автоматически, в соответствии со следующим уроком по расписанию, также учитель может изменить ее по своему усмотрению.

Более удобным стал интерфейс «Домашних заданий», востребованность которых растет и в новом учебном году.

Генеральный директор компании «Яндекс» в России Елена Бунина рассказала, что  в этом году планируется начало интеграции «Яндекс.Учебника» и «МЭШ». Кроме того, компания интегрировала в дневник «МЭШ» свой голосовой помощник. «Алиса может рассказать о расписании, оценках, о домашнем задании. То есть можно предложить ей этот навык, авторизоваться, и потом она будет все это рассказывать», — добавила гендиректор «Яндекса».

49 тысяч сценариев уроков

«МЭШ» — это цифровая образовательная платформа с широким набором сервисов для учителей, учеников, родителей и управленческих команд школ.

Технологическую инфраструктуру проекта составляют 49 350 точек высокоскоростного доступа Wi-Fi и 21 870 интерактивных панелей, которыми оборудованы 1496 школьных зданий. Благодаря платформе свыше 44 тысяч московских учителей обеспечены персональными ноутбуками.

Ключевая составляющая «МЭШ» — библиотека электронных образовательных материалов. В настоящее время в ней собраны 49 тысяч сценариев уроков, 1,5 тысячи электронных учебников, 124 тысячи интерактивных образовательных приложений, 348 учебников издательств, 55 тысяч тестов, 245 книг художественной литературы, 4,7 тысячи видеоуроков и семь виртуальных лабораторий.

По словам Сергея Собянина, «Московская электронная школа» впервые дала учителям реальную возможность индивидуального подхода к учащемуся. «Это важнейшее направление “Московской электронной школы” — когда можно дать более адаптивный материал для учащегося, понять, чем ему можно помочь в освоении тех или иных тем и получении знаний, определить его уровень и нагружать его заданиями в соответствии с ним», — сказал Мэр Москвы.

Он подчеркнул, что пользователям и разработчикам проекта важно оставаться в диалоге, — так он будет совершенствоваться гораздо быстрее и эффективнее.

«“Московская электронная школа” с самого начала задумывалась как народная школа, которая создается самими учащимися и учителями. И важно эту традицию продолжать», — добавил Сергей Собянин.

Про 1 Сентября и не только, или Чему учат в школе нового поколения

Самый большой учительский корпус в России

В системе московского образования работают почти 100 тысяч педагогов, которые непосредственно участвуют в учебно-воспитательном процессе. Среди них учителя, воспитатели, преподаватели и мастера производственного обучения и педагоги дополнительного образования.

Количество учителей — около 55 тысяч человек. Это самый большой учительский корпус в России.

Средний их возраст — 44 года. Число учителей в возрасте до 35 лет составляет 24 процента, от 35 до 45 лет — 20 процентов, от 45 до 55 лет — 31 процент, от 55 до 65 лет — 21 процент и старше 65 лет — четыре процента.

Средняя заработная плата московских учителей в 2019 году — 117,1 тысячи рублей, в январе — августе 2020 года она составила 117,4 тысячи рублей.

Педагогам выплачивают стимулирующие ежемесячные городские надбавки к заработной плате:

— за классное руководство — 12,5 тысячи рублей;

— за активное участие в развитии проекта «Московской электронной школы» — 10 тысяч рублей.

Кроме того, в соответствии с поручением Президента России с 1 сентября 2020 года педагогам выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере пяти тысяч рублей.

Каждый учитель, получивший определенное количество обращений к своему размещенному в «МЭШ» материалу, может претендовать на получение гранта Правительства Москвы в размере от 50 до 300 тысяч рублей. С ноября 2017 года 1566 учителей из 457 школ получили 3012 таких грантов.

Город обеспечивает учителей компьютерами и другой необходимой техникой для современного и качественного образовательного процесса.

Большое внимание уделяют профессиональному росту педагогов.

Дополнительное профессиональное образование педагогических работников Москвы поддерживает информационная система — портал ДПО (региональный реестр дополнительных профессиональных программ, dpomos.ru).

На портале представлено более 100 организаций высшего и дополнительного профессионального образования. Здесь есть программы для разных категорий специалистов, в том числе для педагогов, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также педагогов-психологов, учителей-дефектологов и логопедов.

Для московских учителей регулярно проводят семинары и мастер-классы. В 2019/2020 учебном году Городской методический центр провел более тысячи мероприятий, в числе которых 126 программ дополнительного профессионального образования, из них 103 — дистанционные.

Ежегодно столичные учителя участвуют в таких профессиональных соревнованиях, как метапредметная олимпиада «Московский учитель», городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы», олимпиада «Учитель школы большого города», конкурсы «Самый классный классный», «Современный московский учитель» и «Педагогический старт в будущее».

Главный профессиональный конкурс «Учитель года Москвы» проходит с 1990 года. Московские учителя пять раз становились абсолютными победителями Всероссийского конкурса «Учитель года России» и практически ежегодно являются его лауреатами или призерами.

В этом году юбилейный, 30-й конкурс «Учитель года Москвы» впервые прошел в командном формате. Победила команда педагогов школы № 1571. Призерами стали команды школ № 1002 и 1210, а финалистами — школы № 167, 354, 627, 1363, 2103 и 1222.

Оргкомитет московского конкурса определит, кто из команды победителей будет представлять столицу на федеральном этапе конкурса.

«Нашей главной задачей является качественное образование»: Сергей Собянин наградил лучших столичных учителей