В Москве появятся мемориальные доски в память о пяти героях Советского Союза

В Москве появятся мемориальные доски в память о пяти героях Советского Союза
Их установят в память о Николае Рукавишникове, Владимире Коккинаки, Владимире Алхимове, Иване Цапове и Викторе Юдине.

31 декабря в Москве появятся мемориальные доски героям Советского Союза Николаю Рукавишникову, Владимиру Коккинаки, Владимиру Алхимову, Ивану Цапову и Виктору Юдину. Распоряжение об этом подписал Сергей Собянин.

Космонавт Николай Рукавишников

Мемориальная доска в память о Николае Рукавишникове (1932–2002) будет установлена по адресу: Хованская улица, дом 3.

Николай Рукавишников в 1957 году окончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «диэлектрики и полупроводники». Работал в особом конструкторском бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством Сергея Королева. Сейчас это учреждение называется Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева.

С июля 1957 года работал над одним из первых советских компьютеров ЭВМ «Урал». Также проектировал, разрабатывал и устанавливал системы автоматического управления ядерными реакторами, занимался их испытаниями и защитой. В октябре 1964 года стал начальником группы разработки систем контроля и управления космическими кораблями с применением ЭВМ.

В 1967 году был зачислен в отряд советских космонавтов. Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». Входил в группу космонавтов, которых готовили по советским программам облета Луны на корабле «Союз» (7К-Л1) и посадки на нее космического корабля Л3.

Николай Рукавишников совершил три полета в космос и налетал девять суток 21 час 10 минут и 35 секунд.

Первый полет состоялся 23–25 апреля 1971 года. Николай Рукавишников стал первым инженером-испытателем корабля «Союз-10». После завершения полета впервые была произведена ночная посадка космического корабля.

Второй полет — 2–8 декабря 1974 года. Николай Рукавишников полетел в качестве бортинженера корабля «Союз-16». В полете были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе «Союз» — «Аполлон».

10–12 апреля 1979 года — третий полет (советско-болгарский). Николай Рукавишников — командир корабля «Союз-33». Во время сближения со станцией «Салют-6» в 16 километрах от нее на корабле произошло самопроизвольное отключение двигателей. В результате Николай Рукавишников впервые в истории совершил посадку космического корабля на Землю вручную в аварийном режиме.

За первые два полета Николаю Рукавишникову было присвоено звание Героя Советского Союза, а за третий — звание Героя Народной Республики Болгария.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Руководил Федерацией космонавтики СССР и России почти 20 лет: с 1981 по 1999 год. В 1999-м был избран почетным президентом федерации. Умер в Москве 19 октября 2002 года.

Летчик-испытатель Владимир Коккинаки

Мемориальная доска в память о Владимире Коккинаки (1904–1985) будет установлена по адресу: Ленинградский проспект, дом 50.

Владимир Коккинаки в 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил, а в 1930 году — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Служил в строевых частях Военно-воздушных сил Московского военного округа. В апреле — декабре 1931 года работает летчиком-инструктором Ленинградской военно-теоретической школы Военно-воздушных сил.

20 апреля 1936 года Владимир Коккинаки впервые в мире выполнил петлю Нестерова на тяжелом двухмоторном бомбардировщике ЦКБ-30.

27–28 июня 1938 года на самолете ЦКБ-30 «Москва» со штурманом Александром Бряндинским совершил беспосадочный перелет из Москвы в Спасск-Дальний в Приморском крае. Его протяженность — 7580 километров. Полет продолжался 24 часа 36 минут. Был установлен рекорд скорости на двухместном самолете и одновременно проложен новый кратчайший путь из Москвы к берегам Тихого океана. За выполнение этого перелета Владимиру Коккинаки было присвоено звание Героя Советского Союза.

28–29 апреля 1939 года на самолете ЦКБ-30 «Москва» со штурманом Михаилом Гордиенко совершил беспосадочный перелет из Москвы на остров Мискоу в Канаде протяженностью восемь тысяч километров.

Во время Великой Отечественной войны руководил испытаниями новых самолетов.

В 1957 году Владимиру Коккинаки было присвоено второе звание Героя Советского Союза.

2 января 1963 года экипаж под командованием Владимир Коккинаки совершил первый испытательный полет на лайнере Ил-62.

В 1965-м Международная авиатранспортная ассоциация наградила Владимира Коккинаки бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» за нахождение кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.

Владимиру Коккинаки принадлежат 20 мировых рекордов.

В 1960-е он был вице-президентом и президентом Международной авиационной федерации, с 1968-го — почетным президентом.

Кавалер шести орденов Ленина, трех орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны I и II степени, четырех орденов Красной Звезды, ордена Октябрьской Революции, заслуженный летчик-испытатель СССР, заслуженный мастер спорта СССР, лауреат Ленинской премии.

Умер в Москве 7 января 1985 года. Имя Владимира Коккинаки носит улица в столичном районе Аэропорт, расположенная между улицей 8 Марта и Планетной улицей.

Экономист Владимир Алхимов

Мемориальная доска в память о Владимире Алхимове (1919–1993) будет установлена по адресу: Фрунзенская набережная, дом 50

Владимир Алхимов с 1935 по 1938 год обучался в Смоленском финансово-экономическом техникуме по специальности «инспектор госбюджета». В 1938-м как отличник был направлен на обучение в Ленинградский финансово-экономический институт.

В июне 1941 года ушел добровольцем на фронт. Окончил артучилище. Воевал на Ленинградском, Западном и 3-м Белорусском фронтах.

7 августа 1944 года Владимир Алхимов в звании гвардии лейтенанта отличился в бою за населенный пункт Тупики в Литве. При отражении контратаки 35 танков, за которыми следовала пехота, он, будучи корректировщиком огня, вызвал огонь дивизиона на себя. Шесть танков были подбиты, остальные не смогли прорваться сквозь заградительный огонь и повернули обратно.

В 1945-м за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Владимиру Алхимову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Участвовал в Советско-японской войне в 1945 году. В ноябре 1946-го демобилизовался из Советской армии и вернулся в институт, который окончил через год.

С 1947 по 1950 год был слушателем Всесоюзной академии внешней торговли, защитил диссертацию по британским банкам и стал кандидатом экономических наук.

Более 20 лет работал в структуре Министерства внешней торговли. С 1976 по 1986 год работал председателем правления Госбанка СССР.

Кавалер двух орденов Отечественной войны I степени, ордена Красной Звезды, трех орденов Ленина, ордена Красного Знамени, ордена «Знак Почета», почетный гражданин Смоленска.

Умер в Москве 9 января 1993 года.

Военный летчик Иван Цапов

Мемориальная доска в память об Иване Цапове (1922–2011) будет установлена по адресу: Большая Грузинская улица, дом 39.

Иван Цапов окончил Серпуховскую военную авиационную школу летчиков и затем служил в морской авиации. С июня 1941 года воевал в составе Военно-воздушных сил Балтийского флота.

Участвовал в обороне Прибалтики и Ленинграда, прорыве блокады Ленинграда и Выборгской операции. За время войны совершил 543 боевых вылета на истребителях И-15 бис, И-153, ЛаГГ-3 и Ла-5, в воздушных боях сбил лично и в составе группы более 20 самолетов противника.

В 1944 году за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Ивану Цапову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1945 года окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. С мая 1945-го — помощник командира истребительного авиаполка Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота.

Иван Цапов участвовал в Советско-японской войне в 1945 году в должности помощника командира 38-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ по летной подготовке и воздушному бою. Принимал участие в Сэйсинской операции. Совершил три боевых вылета на истребителе Ла-7.

После 1945-го продолжил службу в морской авиации. В 1960 году окончил Военную академию Генштаба. Затем служил в войсках ПВО. С октября 1985-го — в запасе.

Кавалер ордена Ленина, четырех орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, двух орденов Отечественной войны I степени, ордена Красной Звезды, ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени.

Умер в Москве 24 апреля 2011 года.

Фронтовик Виктор Юдин

Мемориальная доска в память о Викторе Юдине (1923–1985) будет установлена по адресу: улица Островитянова, дом 39.

Виктор Юдин попал на фронт в сентябре 1941 года.

18–21 апреля 1945 года Виктор Юдин в звании старшего лейтенанта отличился в боях при форсировании реки Одер в районе Грайфенхагена (сейчас польский город Грыфино). После переправы рота под его командованием захватила плацдарм, отразив контратаки противника.

Рота Виктора Юдина входила в состав 194-го стрелкового полка, 162-й стрелковой дивизии, 70-й армии 2-го Белорусского фронта.

В 1945 году за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Виктору Юдину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Кавалер ордена Ленина, ордена Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны I степени.

После войны работал на восстановлении ДнепроГЭС. В 1950 году окончил Высшую школу Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. Трудился на профсоюзной и финансовой работе.

Умер в Москве 22 ноября 1985 году.