Образование

Авторитет учителя и помощь родителей: как система образования работала во время пандемии

Авторитет учителя и помощь родителей: как система образования работала во время пандемии
Фото: mos.ru. Евгений Самарин
Педагоги и учащиеся смогли выстроить эффективную работу с помощью современных информационных технологий.

Около миллиона учащихся, включенных в образовательную систему Москвы, удалось перевести на дистанционное обучение во время пандемии коронавируса буквально в течение одной недели. Об этом Сергей Собянин рассказал на международной дистанционной конференции «Первые итоги пандемии: вызовы и возможности для мировой системы образования».

«Конечно, делать это было крайне сложно и с психологической, и с организационной, и с технологической точки зрения. Никто в то время не был готов к такому масштабному эксперименту. Тем не менее мы поставили задачу максимально, насколько это возможно, сохранить качество образования», — отметил Мэр Москвы.

Об опыте перехода на дистанционное обучение также рассказал Сергей Кравцов, Министр просвещения России: «Для нас было важно не допустить понижения качества образования и обеспечить действительно каждому школьнику включенность в образовательный процесс, причем не только основного образования, но и дополнительного образования».

Объективно оценить, насколько дистанционное обучение оказалось эффективным, поможет Единый государственный экзамен, который сейчас проходит в России. «Времени осталось совсем немного, я надеюсь, что показатели будут неплохими», — добавил Сергей Собянин.

В видеоконференции также приняли участие иностранные эксперты. В частности, директор департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер и заместитель Министра образования Испании Алехандро Тиана.

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим Мишин

«Московская электронная школа», широкополосный интернет и электронный дневник

Большую роль в переходе московских школ на дистанционный режим работы сыграли традиционные преимущества российской системы образования — авторитет классного руководителя, а также активное взаимодействие с родителями. К сложностям и трудностям нового процесса, по словам Сергея Собянина, они отнеслись с большим пониманием и помогли своим детям погрузиться в образовательный процесс.

«Безусловно, большую роль сыграла и информатизация, и цифровизация школ. Еще до пандемии все здания московских школ были подключены к высокоскоростному интернету, было установлено почти 53 тысячи новых точек Wi-Fi, 21 тысяча современных интерактивных панелей. Практически каждый учитель обеспечен служебным ноутбуком», — отметил Мэр Москвы.

Таким образом, для перехода на дистанционное обучение для столичных школ не пришлось ничего закупать и модернизировать. Использование цифровых образовательных технологий, по сути, стало нормой еще до пандемии.

Одной из ключевых в этой работе является «Московская электронная школа», которая появилась в 2016 году. Накануне пандемии в проекте были зарегистрированы два с половиной миллиона пользователей, среди которых учителя, ученики и родители. Во время режима повышенной готовности число обращений к платформе «МЭШ» выросло в два с половиной раза и составило четыре с половиной миллиона в сутки.

«Помимо “Московской электронной школы”, с точки зрения образовательного контента в Москве существует и существовала достаточно продвинутая система, связанная с электронным журналом и дневником. И соединение образовательного контента, электронного дневника, электронного журнала создало систему управления всем образованием и образовательными процессами, что чрезвычайно важно, обеспечило постоянный контакт между учителем, учащимся и родителем», — подчеркнул Мэр Москвы.

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим Мишин

Количество уроков у столичных школьников после перехода на дистанционное обучение практически не сократилось. Учителя провели почти 10 миллионов онлайн-уроков, на которых присутствовало абсолютное большинство учащихся.

Мэр Москвы также отметил, что в будущем необходимо активно интегрировать различные образовательные сервисы, в том числе частные, а не только городские и федеральные.

Новый учебный год и диагностика знаний

Тем не менее, по словам Мэра Москвы, несмотря на необходимость развития технологий, школьное образование сложно представить без очного общения педагога и учеников.

«Я считаю, что мы, конечно, как можно раньше должны вернуться к нормальной жизни, к нормальной системе обучения, а все остальное должно быть естественным и необходимым дополнением для этого образовательного процесса. Надеюсь, что с 1 сентября московские учащиеся пойдут в школы, как это и обозначено Министерством образования. И сегодня, если исходить из эпидемиологической ситуации в Москве, мы видим, что она позволит начать образовательный процесс как обычно, по традиции 1 сентября», — сказал Сергей Собянин.

Сергей Кравцов добавил, что 1 сентября планируется провести диагностику знаний школьников по итогам дистанционного обучения: «Мы не будем выставлять оценки, мы просто посмотрим уровень знаний. И если возникли те или иные пробелы в знаниях, связанные с организацией дистанционного обучения, то у нас уже подготовлены специальные программы помощи и школьникам, и учителям».

В Москве начались первые ЕГЭКак сдать ЕГЭ на сотню: лайфхаки выпускников прошлого года