Лаборатории и современное оборудование: в столице открылся новый детский технопарк

Лаборатории и современное оборудование: в столице открылся новый детский технопарк
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим Мишин
Там создали пять лабораторий, оснащенных сканирующим зондовым микроскопом, 3D-принтерами по металлу и дереву, твердотельным лазером с диодной накачкой и многим другим.

В Москве открылся детский технопарк «Менделеев-центр». Его создали на базе Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева (РХТУ).

«Такие совместные площадки школ, вузов и профильных предприятий в городе становятся все более и более популярными. Это 18-я площадка, еще две собираются ввести в этом году. Их посещают десятки тысяч школьников», — рассказал Сергей Собянин во время посещения технопарка. 

Площадь технопарка — 1450 квадратных метров. Здание было построено в 1917 году, долгое время в нем располагался информационно-библиотечный центр РХТУ.

 

 

В технопарке разработали программы, которые охватывают коллоидную и зеленую химию, экологию, фармацевтику, наноматериалы, информационные технологии и другие направления исследований и разработок, соответствующие профилю РХТУ имени Д.И. Менделеева.

Ученики смогут узнать о химии то, о чем им не расскажут в обычной школе, и научатся применять современные химические технологии. В этом им помогут преподаватели университета и сотрудники высокотехнологичных компаний — индустриальных партнеров технопарка. Это компании «Газпромнефть-Развитие», «Уралхим», «НИОСТ», «Р-Фарм», «Электростекло», МХК «Еврохим», ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов», ФГУП «Технология», AGC Glass Russia, Dow, Henkel, Evonik, Mars.

«Полюбить химию можно только через эксперименты. И мы постарались в детском технопарке создать все условия для ребят, для школьников, чтобы они работали здесь руками и влюблялись в эту замечательную науку. Пять лабораторий охватывают практически все разделы химии: неорганическую химию, органическую химию, материаловедение», — рассказал ректор РХТУ имени Д.И. Менделеева Александр Мажуга.

По его словам, занятия будут полезны школьникам, которые хотят работать в компаниях химической отрасли, а также тем, кого привлекает медицина и физика: «Мы приглашаем все школы Москвы и других регионов принять участие в нашем проекте, и мы готовы наш опыт и наши методические рекомендации распространить в другие регионы нашей страны».

Целевая аудитория учреждения — старшеклассники и студенты колледжей в возрасте от 14 до 18 лет. Однако ряд образовательных программ разработали специально для интересующихся химией учащихся младших классов в возрасте от семи до 13 лет.

В технопарке создали пять лабораторий. Лаборатория «Технологии» будет отвечать за совершенствование существующих и создание новых технологий синтеза материалов, апробацию и внедрение новых методов исследований веществ. В «Материалах» будут разрабатывать новые материалы, исследовать свойства и характеристики различных объектов. В лаборатории «Наноматериалы и фотоника» исследуют физико-химические свойства оптических материалов, включая наноматериалы, с использованием современных методов и приборов. Работа в лаборатории «Химия. Старт» будет направлена на получение фундаментальных знаний в области химии, дополняющих школьный образовательный курс, лабораторные практикумы с использованием новейшего оборудования. В лаборатории «Химия. Старт. Мини» школьников младших классов будут знакомить с химией, свойствами веществ и материалов.

Все лаборатории оснастили самым современным оборудованием. Это сканирующий зондовый микроскоп Nanoeducator II для проведения научно-исследовательских работ в области поверхности материалов, 3D-принтеры по металлу и дереву для реализации проектных решений в сфере химических технологий, твердотельный лазер с диодной накачкой для локального модифицирования материалов, ИК фурье-спектрометр и многое другое.

Также в технопарке есть музейная зона (с интерактивной таблицей Менделеева, учебно-лабораторным комплексом по химии «Ломоносов», голографической пирамидой и другими экспонатами), конференц-зал и коворкинг-пространство, оборудованное компьютерами и оргтехникой.

В первой половине дня будут проводить образовательные программы для школ в рамках проекта «Учебный день в технопарке». А вторая половина дня будет посвящена лекциям, мастер-классам, долгосрочным образовательным программам для школьников, а также работе над проектами.

Ожидается, что слушателями «Менделеев-центра» станут не менее 1500 школьников ежегодно. Лучшие выпускники получат до 10 дополнительных баллов ЕГЭ для поступления в РХТУ имени Д.И. Менделеева. Для создания технопарка Правительство Москвы выделило РХТУ грант в размере 69,1 миллиона рублей.

18 детских технопарков: 41 направление, 87 лабораторий, 187 тысяч посетителей

Первый детский технопарк в столице открыли в 2016 году — в технопарке «Мосгормаш». Сегодня насчитывается уже 18 площадок, действующих на базе ведущих московских университетов и научных центров. Общая площадь детских технопарков — 13,9 тысячи квадратных метров.

Образовательные партнеры технопарков — 36 вузов Москвы, среди которых Московский государственный технический университет (МГТУ) имени Н.Э. Баумана, Московский авиационный институт, Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (МИЭТ), Российский государственный социальный университет (РГСУ), Московский финансово-юридический университет (МФЮА), МИРЭА — Российский технологический университет, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева и другие.

Индустриальные партнеры — 78 крупных высокотехнологичных компаний: «РЖД», «Росатом», «Ростелеком», «Касперский», «ВЭБ.РФ «КРОК», РСК «МиГ», Центр развития ядерной медицины, Matreshka, «Нейроботикс», BMW Group, Mind Italia, HTC, Lego Education, Kuka Robotics и другие.

В детских технопарках работает 87 лабораторий с современным учебным, научно-исследовательским и производственным оборудованием. Обучение там ведется по 200 программам в рамках 41 направления. Среди них робототехника, VR/AR, космонавтика, биотехнологии, нанотехнологии, автомоделирование, авиамоделирование, геоинформатика, промдизайн, 3D-технологии.

Целевая аудитория детских технопарков — учащиеся с седьмого по 11-й класс и студенты колледжей. Во время занятий ученики получают теоретические знания и практические навыки работы в сфере исследований и разработок по основным инженерным специальностям. Опытные наставники также учат их работать на современном оборудовании и выполнять первые самостоятельные исследовательские проекты.

В 2016–2019 годах слушателями детских технопарков стали 187 002 учащихся. Экскурсии, лекции и мастер-классы посетили 147 597 школьников, в долгосрочных программах участвовали 22 984 слушателя, в программе «Учебный день в технопарке» — 16 421 школьник.

В прошлом году 24 слушателя детских технопарков стали победителями российских и международных научно-технических соревнований. Среди них национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и чемпионат мира по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills. Лучшие выпускники получают льготы при поступлении в профильные технические вузы. В 2019 году, например, до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ получили 270 человек.

Кроме того, работает программа отложенного трудоустройства. Выпускники технопарков могут заключать договоры, согласно которым после окончания вуза им гарантировано место работы на высокотехнологичном предприятии (индустриальный партнер технопарка). Таким образом, еще до поступления в вуз будущие инженеры могут быть уверены в дальнейшем трудоустройстве по специальности. Во время обучения они могут поддерживать контакты и участвовать в проектах своих будущих работодателей. Уже заключено 346 таких договоров.

Детские технопарки Москвы участвуют и в ряде международных проектов. Например, детский технопарк «Инжинириум» МГТУ имени Н.Э. Баумана совместно с Россотрудничеством разработал и открыл онлайн-курс молодого инженера. Он вошел в программу повышения цифровой грамотности учащихся и педагогов русских школ за рубежом. На курсе изучают 3D-моделирование, робототехнику и цифровое материаловедение. Сейчас курс проходят более 1300 учащихся и педагогов из 42 стран мира.

«Инжинириум» также провел международный хакатон по применению дополненной и виртуальной реальности в области обучения инженерным дисциплинам. Финал прошел 20 ноября 2019 года. Он собрал девять российских и 95 зарубежных участников.

Еще один интересный проект — квест «Инженерная елка 2.0» для русскоязычных учащихся зарубежных школ. В нем приняли участие более 250 человек из Франции, Бельгии, Болгарии, Сербии, Италии и Румынии.

В этом году в городе планируют открыть еще два детских технопарка. Первый — на базе Российского университета транспорта (МИИТ) со специализацией в сфере ИТ, прототипирования, промышленного дизайна, VR/AR и умных технологий на транспорте. Второй — на базе Российского государственного социального университета (РГСУ) со специализацией в сфере реверсивного инжиниринга, комплексной безопасности, цифровой моды и мультимедийных технологий.

В проекте «Активный гражданин» москвичи решали, как детские технопарки будут развиваться в дальнейшем. Мнения о том, какие направления подготовки следует открывать, высказали более 200 тысяч человек. В первую пятерку наиболее востребованных направлений вошли медицинские технологии, ИТ, VR/AR, RW-технологии, биотехнологии, креативные индустрии, урбанизм.

Помимо этого, планируется создать экспериментальные онлайн-курсы детских технопарков Москвы. Через учебные видеоролики школьники смогут узнать о возможностях детских технопарков. А учащиеся из других регионов страны смогут самостоятельно изучить принципы работы современного высокотехнологичного оборудования, овладеть базовыми инженерными навыками, а также получить предпрофессиональные знания по различным научно-техническим специальностям.

С марта этого года в 12 из 18 детских технопарков пройдут семейные мастер-классы выходного дня. Участники снимут видеоролики, соберут и запрограммируют собственного робота, создадут цифровой 3D-портрет семьи или разработают дизайн детской комнаты. Цель занятий — помочь детям в возрасте от семи до 12 лет познакомиться с инновационными технологиями в сфере космонавтики, авиации, архитектуры, ИТ, VR, анимации, видеопроизводства, беспилотной техники, дизайна, а также с пользой провести время в семейном кругу. Уже разработано 40 программ семейных мастер-классов. Их продолжительность — от 45 до 90 минут.

По словам Сергея Собянина, Москва реализует большой проект интеграции вузов и школ. «Помимо проекта детских технопарков, который мы реализуем, как правило, вместе с ведущими вузами и крупнейшими предприятиями, есть еще целая система инженерных, медицинских, научных классов в школах. То есть тоже предпрофильное образование, проект, в котором участвуют и вузы, и наши промышленные партнеры — предприятия. В результате создана целая система, огромная сеть предпрофессионального образования на стыке с высшим образованием», — сказал он.

Кроме того, создана сеть предуниверситариев, когда ученики девятых, десятых и выпускных классов уже занимаются на базе высших учебных заведений.

«Мы финансируем стандарт образования, а  учебные заведения предоставляют свою материальную базу, преподавателей, и ребята тоже получают серьезную профориентацию и представление о вузе, в котором они будут учиться. И как правило, у них максимальное количество баллов по результатам ЕГЭ, который они сдают, высокий уровень знания специальных предметов и отличный уровень подготовки при поступлении в вузы» — отметил Мэр Москвы.

Столичный опыт планируется использовать в регионах, отметил Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.

«Буквально вчера Президентом была поставлена задача развития науки и образования, высшего образования в регионах. И в этой связи, конечно, лучшие практики, которые есть в Москве, должны быть внедрены в масштабах России, в других регионах», — сказал он.

Валерий Фальков также добавил, что повышение качества образования в школе во много зависит от совместных усилий региональной власти в лице Правительства Москвы и федеральных вузов. Результатом такой работы и стало создание детского технопарка.

«Практически в каждом регионе сегодня есть центры молодежного инновационного творчества либо фаблабы, но то, что мы видим здесь, — это, конечно, самый, как говорят в науке, фронтир. И такого рода лаборатории, я думаю, мы с университетом обязательно сделаем в других регионах, учитывая их специализацию»», — отметил Министр.