Сергей Собянин: Разработчиками материалов для «Московской электронной школы» могут стать все желающие

Сергей Собянин: Разработчиками материалов для «Московской электронной школы» могут стать все желающие
Авторов самых популярных сценариев уроков, электронных пособий и приложений будут поощрять.

В столице учредили три вида грантов за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа» (МЭШ). Соответствующее постановление принято на заседании Президиума Правительства Москвы.

«“Московская электронная школа” активно развивается, внедряется в образовательную сеть. Конечно, очень важно насытить школы новым высокотехнологичным оборудованием. Это и интерактивные доски, и Wi-Fi, и новые компьютеры и так далее. Но еще более важно — наполнить ее интересным образовательным контентом. Учителя Москвы включились в эту работу, на сайте библиотеки МЭШ уже десятки тысяч сценариев уроков, но тем не менее мы видим, что этого недостаточно», — сказал Сергей Собянин.

Чтобы привлечь к этому проекту компании, которые профессионально занимаются разработкой электронных сценариев и пособий, индивидуальных предпринимателей и других представителей креативного городского сообщества, была разработана система грантов.

Единственным критерием для получения гранта станет востребованность размещенных образовательных материалов. Например, гранты от пяти до 150 тысяч рублей будут предоставлять за материалы, сценарии занятий и электронные пособия, которые чаще всего использовали. Выплаты за популярные образовательные игры, приложения, виртуальные лаборатории или экскурсии будут производиться в зависимости от частоты использования их в каждом квартале.

«Московская электронная школа» — городской мегапроект, цель которого — повысить качество школьного образования за счет использования современного электронного образовательного контента. Фактически МЭШ стремится сделать обучение интересным и понятным для современного поколения детей, часто обитающих в виртуальной среде.

«Уже сделано очень много для того, чтобы московская школа могла сегодня ориентироваться на потребности не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, то есть под будущие рабочие места, под будущие профессии, под новые технологичные условия жизни, работы в нашем городе. Поэтому сама школьная жизнь тоже должна быть такой же высокотехнологичной», — рассказал Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Исаак Калина.

С 2016 года в столичных школах подключают Wi-Fi, закупают ноутбуки, интерактивные панели и другое оборудование, внедряют систему «Проход и питание», электронные журналы и дневники. Теперь запущена и библиотека электронных образовательных материалов, которыми могут пользоваться учителя, родители и ученики. С помощью электронных сценариев учителя делают уроки более насыщенными, интересными для современных детей. У учеников появляется возможность самостоятельно изучать интересующие их темы, готовиться к экзаменам и контрольным работам и подбирать материал для подготовки домашних заданий.

«Это означает, что каждый урок должен быть наполнен интересной полезной информацией. Для этого и создаются интерактивные задания, выполняя которые ученик становится активным участником урока, а не пассивным, как было раньше», — отметил министр.

Сергей Собянин также призвал столичные департаменты подготовить для МЭШ информацию о столичном здравоохранении, экологии, транспортной системе и других сферах. «Предоставить контент для наших школ, причем в таком виде, в котором они могли бы его использовать для проведения уроков, — подчеркнул он. — Мне кажется, что у нас по каждому предмету должен быть необходимый минимум материалов о нашем любимом городе, о нашей стране, а уже потом о том, что происходит за рубежом».

При этом департаменты ЖКХтранспорта и градостроительной политики уже предоставили соответствующие материалы.

На платформе библиотеки могут размещаться атомарные элементы (отдельные слайды, аудио- и видеофайлы, цитаты, задачи, иллюстрации и прочее), полноценные сценарии уроков, тесты и задания, художественные произведения, электронные учебники и виртуальные лаборатории. Также здесь можно создать образовательные приложения, вплоть до многоуровневых игр, включающих содержание целого курса.

В отличие от предыдущих попыток информатизации образования, когда учебные материалы разрабатывали специально отобранные команды, в МЭШ наполнением библиотеки смогут заниматься не только учителя, но и все, кому интересна образовательная и просветительская деятельность. Ожидается, что это поможет сделать ресурс максимально адаптированным к реальным потребностям школы. А чтобы не допустить ошибок, перед размещением в открытом доступе контент будет проходить техническую и содержательную модерацию специалистов департаментов информационных технологий и образования.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы Артем Ермолаев сообщил, что с понедельника на сайте mos.ru появится детальная инструкция по работе с проектом. Любой разработчик сможет написать обращение и получить логин и пароль для загрузки информации. Контент проверяется в течение двух недель на наличие вирусов и корректность, а затем публикуется в системе. «Дальше мы считаем, сколько раз этот контент использовался непосредственно учителями, и после этого выплачиваем грант», — сказал он.

Сейчас библиотека МЭШ включает 230 тысяч атомарных элементов, 13 тысяч сценариев уроков, более 20 тысяч тестов и тестовых заданий, 181 художественное произведение, 122 электронных учебника и шесть виртуальных лабораторий.

Правительство Москвы заинтересовано в том, чтобы в работу по наполнению библиотеки МЭШ включилось максимальное количество учителей, разработчиков электронного образовательного контента и приложений.

Размер грантов за размещение основного электронного образовательного материала

Категория материала

Размер гранта в зависимости от количества использований, тысяч рублей

От 500 до 999

От 1000 1499

От 1500 до 1999

От 2000 до 2499

От 2500 до 2999

3000 и более

Простой (атомарный) материал

5

10

20

30

40

50

Сценарий урока

50

60

70

80

90

100

Электронное учебное пособие

100

110

120

130

140

150

Размер грантов за комплексные образовательные приложения (игры, виртуальные лаборатории или экскурсии) — это произведение количества использований электронного образовательного материала в предшествующем квартале и выплаты за одно использование этого материала. Размер последних отражен в таблице.

Вознаграждение за комплексные образовательные приложения

Размер выплаты за одно уникальное использование комплексного образовательного приложения педагогическим работником

От 51 до 500 использований включительно в квартал

От 501 до 2000 использований включительно в квартал

Свыше 2000 использований в квартал

300 рублей

250 рублей

200 рублей

 

Размер дополнительных грантов в зависимости от места в рейтинге востребованности материалов

Вид электронных образовательных материалов

Место в рейтинге

Размер гранта, тысячи рублей

Простой (атомарный) электронный образовательный материал

С первого по десятое место включительно

10

Сценарий урока

С первого по третье место включительно

50

Лучшее электронное учебное пособие по числу обращений

Первое место

100