Образование

В сфере образования Москва входит в число лидеров среди умных городов мира

В сфере образования Москва входит в число лидеров среди умных городов мира
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, Денис Гришкин
В школах Москвы внедрено большинство ключевых элементов умного города: электронный журнал, система электронного доступа в школу, ноутбуки, интерактивные доски. В них оборудуют цифровые лаборатории, мультимедиастудии и появляется робототехника.

Школа № 627 одной из первых среди учебных заведений стала участником проекта «Московская электронная школа». Во время её посещения Сергей Собянин заявил, что в столичных школах стартовал второй этап информатизации и в ближайшие годы и их информационная среда будет полностью обновлена.

«Пять лет назад мы начали внедрять электронные доски и компьютеры для преподавателей и для школ. И в целом эта работа начала продвигаться. Сейчас мы переходим к следующему этапу, где уже на новом техническом уровне внедряются Wi-Fi, тачскрины, новые интерактивные доски. И самое главное, мы пытаемся также внедрять новые методики, которые были бы интересны и преподавателям, и учащимся, новые сценарии, электронные учебники. И эта огромная махина информационного контента должна постепенно наполнять наши школы», — рассказал Мэр Москвы.

По его словам, самым простым в этой работе станет техническое оснащение школ. «И у меня никаких сомнений нет, мы обязательно в течение пяти лет во всех школах создадим информационную среду в соответствии с современными требованиями», — подчеркнул Сергей Собянин. Но чтобы сделать обучение в школах интересным, потребуется большая работа Департамента образования и учителей, а также активное участие учеников.

«Я надеюсь, что этот проект выведет московские школы ещё на более высокий уровень — не только российский, но и мировой», — сказал Мэр Москвы.

Общаясь с учениками школы № 627, он добавил: «Ваша задача не только сдать экзамены, а адаптироваться к жизни, научиться те знания, которые вы получили в школе, затем в колледже и университете, применять в жизни. Тогда вы будете действительно ценными работниками, интересными для работодателя и для всех окружающих. И вот эти навыки, которые вы сегодня получаете, усваивая предмет на практических занятиях, помогут не только вам лично, но и вашему окружению, вашим друзьям и вашему успеху в будущей жизни».

Новая техника для школ

Предыдущий этап информатизации школьного образования реализован Правительством Москвы в 2010–2013 годах. Тогда по проекту централизованного переоснащения современной компьютерной техникой в городские школы поставили свыше 56,5 тысячи ноутбуков для учителей, 1,1 тысячи комплектов оборудования для компьютерных классов для средней школы, 3,4 тысячи так называемых мобильных компьютерных классов для начальной школы, 10,5 тысячи интерактивных досок.

Впервые учителя Москвы были обеспечены персональными ноутбуками. Во всех школах был обеспечен высокоскоростной доступ в интернет. Разработана и внедрена первая версия единого городского электронного журнала и дневника.

Как отметила в своём исследовании консалтинговая компания KPMG, сейчас в школах Москвы используется большинство ключевых элементов умного города (smart сity), характерных для наиболее развитых городов мира: электронный журнал, система электронного доступа в школу, ноутбуки, интерактивные доски. В образовательных учреждениях появляются цифровые/виртуальные лаборатории, мультимедиастудии, робототехника. Развиваются открытые образовательные интернет-ресурсы.

Единая электронная образовательная среда

Тем не менее, учитывая, что нормативные сроки эксплуатации компьютерной техники истекли, а также появились технологические возможности в последние годы, Мэр Москвы принял решение реализовать в 2016–2018 годах новый проект информатизации «Московская электронная школа».

Главная цель проекта — максимально эффективное использование современной ИТ-инфраструктуры для улучшения качества школьного образования.

В московских школах сформируют единую электронную образовательную среду, включающую интерактивное оборудование, подключение к интернету, локальным сетям через Wi-Fi, персональные устройства учителей и учащихся (ноутбуки и планшеты). Также обновят физически и морально устаревшую ИТ-инфраструктуру, которую используют в системе образования с 2010 года.

В школах внедрят инновационные технологии обучения и современные формы управления учебным процессом, создадут новые инструменты учителя.

Школы — участники проекта получат:

— улучшенный общегородской электронный журнал и дневник. Они дадут возможность получить индивидуальные учебные планы/задания от учителя, изменить/выбрать шкалу оценки деятельности учеников, прикрепить задание в дневник прямой ссылкой на источник в платформе. Родители смогут уведомить учителя об отсутствии ребёнка на занятиях, отслеживать режим его пребывания в школе — на уроке, прогулке, в столовой, в кружке. Фактически с внедрением нового электронного журнала навсегда уйдут в прошлое бумажные записки от родителей и учителей;

— общегородскую библиотеку электронных образовательных материалов — облачную интернет-платформу, содержащую образовательные материалы: пособия, учебники, задачники, хрестоматии, медиаресурсы (образовательные ролики, видеоуроки/видеопояснения учителей, предметные лаборатории и прочее;

— библиотеку электронных сценариев уроков. Она позволит учителям использовать эффективные модели проведения занятий по той или иной теме, а также создавать и размещать собственные сценарии (обмениваться опытом);

— систему тестирования, позволяющую ученикам самостоятельно проверить свои знания, подготовиться к контрольной работе и экзамену.

Чтобы полноценно использовать возможности образовательной платформы, в школы поставляют оборудование. Это управляемые прикосновением интерактивные панели со встроенным компьютером, возможностью выхода на платформу и в интернет, точки доступа к Wi-Fi, позволяющие использовать образовательную платформу в любом месте школы, ноутбуки и планшеты для учителей и серверы.

Участники нового проекта

С сентября 2016 года в проекте «Московская электронная школа» участвуют шесть образовательных комплексов города Москвы: школы № 627, 1995, 1194, 2095, 1298, а также лицей № 1571. В них работают 718 учителей средней и старшей школы и занимаются более семи тысяч учеников.

В эти школы поставили 322 интерактивные панели, 718 ноутбуков и планшетов, оборудовали в зданиях учебных заведений 808 точек доступа к беспроводной сети Wi-Fi.

С начала реализации проекта его участники разработали и внесли в «Московскую электронную школу» 8966 интерактивных сценариев уроков по всем обязательным предметам с пятого по 11-й класс. Непосредственно учителя создали 3255 электронных сценариев уроков. Они их использовали при проведении 16 254 занятий.

Также с начала проекта опубликовано 32 электронных учебных пособия по химии, физике, биологии и истории для пятых — 11-х классов. Дополнительно размещены три авторских электронных учебных пособия, подготовленных учителями московских школ (по биологии для пятого класса, ОБЖ для восьмого класса и информатике для девятого класса), а также электронная хрестоматия в шести томах и электронное пособие по интернетоведению.

Школа с 80-летней историей

Школа № 627 основана в 1936 году в Замоскворечье (улица Дубининская). Она носит имя Дмитрия Даниловича Лелюшенко — участника Великой Отечественной войны, командующего 4-й гвардейской Краснознамённой танковой армией, дважды Героя Советского Союза, генерала армии.

Сейчас это крупный образовательный комплекс, в состав которого входят шесть школьных зданий и восемь зданий для обучения школьников.

Всего в школе учатся 3612 детей, в том числе 1133 дошкольника и 2479 школьников. Дополнительное образование получает 2941 ребёнок — 81,4 процента от общего числа учащихся.

Во всех зданиях есть современная мебель и технические средства обучения. Для занятий спортом — шесть спортивных залов, школьные стадионы, баскетбольные, волейбольные и футбольные площадки, комплексы тренажёров.

В главном здании школы работает музей 4-й гвардейской Краснознамённой танковой армии — один из лучших школьных музеев Москвы.

Школьники входят в здания по электронной карте учащегося. В комплексе установлена современная система охраны и видеонаблюдения. Все здания приспособлены для комфортного доступа маломобильных граждан.

В 2015/2016 учебном году школа выпустила 170 одиннадцатиклассников, 17 из них получили от Правительства Москвы золотые медали «За особые успехи в обучении».

По итогам 2015/2016 учебного года школа № 627 заняла 45-е место в рейтинге лучших школ Москвы и вошла в топ-500 школ России.

Образовательные проекты школы № 627

Школа № 627 — один из шести образовательных комплексов Москвы, в которых в настоящее время реализуется проект «Московская электронная школа». В его рамках закупили 475 единиц оборудования, в том числе 55 интерактивных панелей, 114 ноутбуков, 28 планшетов, пять серверов, оборудовали 187 точек доступа Wi-Fi. В проекте участвуют 1650 детей.

Также в школе реализуют образовательные проекты:

— «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования». В нём участвуют 1630 учащихся. Для проекта закупили 4,3 тысячи единиц оборудования, включая современный телескоп, мобильные цифровые лаборатории по физиологии, метеостанции и прочее;

— инженерные классы, в которых учатся 220 человек. Партнёрами выступают МГТУ «Станкин», кванториум «Мосгормаш». Закуплено 280 единиц оборудования, в том числе комплекты 3D-сканирования и моделирования, атомно-силовой микроскоп, комплекты для исследования токов, магнитных полей, радиационного фона и так далее;

— медицинские классы, где учится 261 человек. Партнёры — МГМУ имени И.М. Сеченова, 3-я стоматологическая клиника. Закуплена 61 единица оборудования, включая мобильные цифровые лаборатории, наборы для проведения ДНК-исследований, роботы-тренажёры с режимом работы состояния клинической смерти и другое.

1 сентября 2017 года в школе планируют открыть кадетские классы.

По итогам конкурса «Школа новых технологий» комплекс получит 61 единицу робототехнических устройств, не входящих в стандартный перечень учебного оборудования.