Московские школы признаны одними из лучших в мире

Московские школы признаны одними из лучших в мире
Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Евгений СамаринФото: Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
Тестирование, проведённое в столице, стало крупнейшим исследованием такого рода. В нём приняли участие более 42 тысяч учащихся в возрасте 15 лет из 608 школ Москвы (всего в столице 630 школ).

Школы Москвы попали в десятку лучших по результатам исследования, которое проводилось на основе международных стандартов. Об этом сообщил Сергей Собянин в ходе общегородского открытого августовского педагогического совета.

«Нам очень важно сопоставлять результаты нашего московского образования с уровнем образования в других городах России, в других регионах, но мы, конечно, должны выходить уже на другой уровень, конкурируя не только со своими коллегами из других регионов страны, но и с лучшими образовательными системами мира», — заявил Мэр Москвы.

В мае прошло первое исследование качества образования в городских школах по стандартам PISA (The Programme for International Student Assessment) — крупнейшей международной программы оценки образовательных достижений учащихся.

Тесты PISA помогают оценить грамотность школьников в возрасте 15 лет по таким предметам, как чтение, математика и естественные науки. Акцент сделан на выявлении творческих навыков, критического мышления и способностей решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. В общей сложности тесты PISA включают 141 вопрос, в том числе 47 вопросов по чтению, 40 вопросов по математике и 54 вопроса в области естественных наук.

Программа PISA действует с 2000 года и охватывает 65 стран — членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и сотрудничающих с ней государств (в основном это развитые или успешные развивающиеся страны с сильными системами школьного образования). Общее тестирование проводится раз в три года по выборке, включающей более 500 тысяч учащихся.

Тестирование, проведённое в Москве, стало крупнейшим исследованием такого рода. В нём приняли участие более 42 тысяч учащихся в возрасте 15 лет из 608 школ Москвы (всего в столице 630 школ). В основном в тестировании принимали участие ученики девятых классов, в меньшей степени учащиеся восьмых и десятых классов.

От каждой школы к тестированию привлекались до 85 учащихся независимо от вида образовательного учреждения, специализации класса или параллели. Выборку учащихся проводили эксперты ОЭСР. Предварительной подготовки к сдаче тестов PISA не было. На тестировании присутствовали международные наблюдатели, работы проверялись независимыми экспертами и перепроверялись за рубежом.

«Результаты, которые были получены в этих исследованиях, просто были поразительными. По сравнению с ведущими мировыми странами Москва по таким базовым направлениям, как математическая грамотность, читательская грамотность, вошла в десятку мировых лидеров. Более того, первые 300 школ Москвы вошли в пятёрку ведущих школ мира, а первые 100 школ стали почти лучшими в мире, уступая только Шанхаю», — отметил Сергей Собянин.

По его словам, таких результатов удалось добиться за счёт ряда решений. «Это изменение финансирования школ, увеличение финансирования, улучшение материальной базы, изменение системы оплаты труда. Это создание крупных образовательных центров в Москве. Это изменение методики, контроля за учебным процессом, за результатами учёбы. И самое главное, конечно, — это огромный труд коллективов учителей, это заслуга родителей московских учеников», — заявил Мэр Москвы.

Но работа по совершенствованию системы столичного образования не завершится. Продолжится укрепление материально-технической базы, строительство новых детских садов и школ, ремонт существующих зданий и их оснащение современным оборудованием.

«Мы с вами достаточно долго бились над созданием электронных учебников, пособий и так далее. В конце концов, такой программный комплекс создан, который включает электронные учебники и методические пособия для проведения уроков и дополнительные материалы к основным учебникам и так далее. Мы в течение ближайшего полугода-года апробируем его, послушаем ваши замечания, доработаем его. И будем активно внедрять во всех школах Москвы», — уточнил Сергей Собянин.

По его словам, это будет один из крупнейших проектов информатизации школьного образования в стране.

«Впереди волнующий день — 1 сентября, День знаний, который отмечают 1,3 миллиона человек, которые обучаются в системе городского образования (дошкольные учреждения, школы, колледжи), и около миллиона человек, которые обучаются в высших учебных заведениях. Это, конечно, ваш праздник», — сказал Мэр Москвы.

По его словам, чтобы переход к учебному году был более плавным и комфортным для учащихся и их родителей, в Москве запустили новый городской фестиваль «Снова в школу». Он проходит на 33 площадках как в центре столицы, так и в других округах.

«Чтобы достойно подготовиться к новому учебному году, необходимо было провести огромную работу по ремонту наших зданий, спортивных площадок, благоустройству школьных дворов, замене мебели, оборудования. Но, и конечно, очень важно, чтобы наши педагоги пришли с новыми знаниями сами, с новыми методиками, учебными пособиями. Это также очень важно», — добавил Сергей Собянин.

Затем он напомнил об итогах прошедшего учебного года, которые оказались очень впечатляющими: «Мы показали достойные результаты сдачи Единого государственного экзамена, и количество отличников в Москве в два раза превышает среднюю планку по стране. Мы уже давно достигли этой планки, но при этом каждый год повышаем и улучшаем итоги Единого государственного экзамена».

Затем Мэр Москвы вручил лучшим школам и учителям награды: «В этом году было принято решение об увеличении грантов лучшим школам на 25 и 50 процентов, поэтому я с большим удовольствием вручу сегодня награды лучшим школам, а также лучшим учителям Москвы».

Результаты исследования качества образования

Итоги тестирования качества образования в школах города Москвы по стандартам PISA оцениваются в баллах. Результаты школьников сравниваются с данными PISA-2012, последнего опубликованного исследования.

 

Школы

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественно-научная грамотность

Баллы

Расчётное место*

Баллы

Расчётное место

Баллы

Расчётное место

Топ-100 школ Москвы в каждой области

553

2

587

2

544

4–6

Топ-300 школ Москвы в каждой области

539

3–5

562

3–5

532

7–15

Все школы Москвы

519

6–10

531

7–9

513

16–22

Российская Федерация (2012)

475

38–42

482

31–39

486

34–38

 

* Расчётное место — место школ Москвы в общем рейтинге среди 65 стран — участниц исследования.

 

По уровню читательской и математической грамотности система образования Москвы входит в топ-10 лучших образовательных систем мира. По уровню естественно-научной грамотности — в топ-20. Более низкие показатели в этой сфере объясняются поздним (по сравнению с другими странами) началом изучения естественно-научных предметов в российских школах.

При этом лучшие 100 школ Москвы (в которых обучается 23 процента московских школьников) обеспечивают качество образования на уровне самых высоких мировых стандартов: у них второе место (после Шанхая) по уровню читательской и математической грамотности. Интересен также результат лучших 300 школ Москвы (в которых обучается 63 процентов школьников): третье — пятое место по уровню читательской и математической грамотности.

Таким образом, московские школы входят в число мировых лидеров в области среднего образования. Результаты сопоставимы с результатами средних учебных заведений мира, таких как школы Шанхая (Китай), Сингапура, Гонконга, Финляндии, Японии, и намного опережают результаты школ большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития, в том числе европейских.

Достоверность итогов международного тестирования PISA подтверждается данными российских измерений качества образования. В частности, результаты сдачи ЕГЭ в Москве в этом году были примерно в два раза выше среднероссийских показателей. Набрали 220 и более баллов по трём предметам ЕГЭ 32 процента одиннадцатиклассников Москвы (16,9 тысячи человек). Число 100-балльников составило 958 человек, или 19 процентов от общего числа 100-балльников в России. На Всероссийской олимпиаде школьников в 2015/2016 учебном году дипломы победителей и призёров завоевали 699 московских учащихся (30 процентов всех призовых мест).

Из 16 российских золотых медалей международных предметных олимпиад 2016 года девять медалей на счету москвичей. Кроме того, в рейтинг топ-500 лучших школ России входит 139 московских учебных заведений.

Основными факторами обеспечения высокого качества школьного образования в столице являются:

— система финансирования школ по единым подушевым нормативам в зависимости от количества учащихся (деньги следуют за учеником), что позволяет всем учебным заведениям нанимать квалифицированные педагогические кадры;

— эффективная система оплаты труда педагогов, стимулирующая качественную и результативную работу;

— создание крупных образовательных центров, которые предоставляют учащимся максимально широкий выбор образовательных траекторий, профилей обучения и тому подобного;

— регулярное переоснащение школ современным учебным оборудованием;

— комплексная интеграция общего, дополнительного и профессионального образования, использование возможностей городской среды для обучения и развития школьников;

— система мотивации к достижению высоких образовательных результатов на уровне отдельных школьников (олимпиады), учителей (премирование за высокие образовательные достижения учеников) и школ в целом (рейтинги, гранты);

— система независимой диагностики качества образования, начиная с первых классов школы, позволяющая выявлять и при необходимости корректировать образовательные результаты школьников на максимально раннем этапе;

— участие родительской общественности в управлении школами (управляющие советы).