Туризм

Сергей Собянин встретился с представителями гостиничной отрасли Москвы

Сергей Собянин встретился с представителями гостиничной отрасли Москвы
Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
В этом году в Москве появится 13 гостиниц разных категорий.

28 сентября в бутик-отеле B.60 Hotel представители гостиничной отрасли столицы обсудили текущее положение индустрии гостеприимства, вопросы ее поддержки и развития. Во встрече принял участие Сергей Собянин.

«В прошлом году тяжелая была ситуация, в пандемию у нас часть гостиниц закрылась, и вообще заполняемость упала где-то до 40 процентов — меньше, чем в Европе, но все равно упала. В этом году, я смотрю, уже и заполняемость повыше, и туристический поток — в основном за счет внутреннего туризма — вырос. Я надеюсь, что отрасль выстоит», — отметил Мэр Москвы.

Сергей Собянин поблагодарил представителей гостиничной отрасли за то, что во время пандемии они помогали медицинскому персоналу. «Во многих гостиницах жили медицинские сестры, врачи — они не уезжали домой, этого требовала ситуация. И сегодня около 500 врачей находятся в гостиницах», — сказал Мэр Москвы. По его словам, с одной стороны, это помощь бизнесу, поскольку город берет на себя большую часть расходов, с другой стороны, есть отели, которые размещают врачей бесплатно.

Город продолжит оказывать содействие в развитии гостиничной отрасли и туристических сервисов. В этом году в столице введут 13 гостиниц — все со своими категориями звездности. «Каждая третья гостиница, которая сегодня принимает туристов, звездная, построена за последние годы. И в ближайшие годы несколько десятков будет построено. То есть гостиничный качественный фонд удвоится в Москве», — отметил Сергей Собянин.

Москва вместе с туристическим бизнесом ждет, пока откроются все границы и поток гостей восстановится. «Все сложности заканчиваются. Гостиничный бизнес останется, он выжил даже в этих нелегких условиях, а дальше подъем пойдет», — заявил Мэр Москвы.

Пандемия: как восстанавливается туризм

Одними из наиболее пострадавших из-за вспышки COVID-19 отраслей экономики оказались гостиничная отрасль и туризм.

В 2019 году Москва приняла рекордные 25,1 миллиона туристов и стала лауреатом самой престижной отраслевой премии Word Travel Awards в номинации «Лучшее туристское направление. Город».

В 2020-м столица могла бы побить этот рекорд. В первом квартале в городе успели побывать 5,3 миллиона гостей — на восемь процентов больше, чем в январе — марте 2019-го. Но введенные ограничения остановили рост турпотока. По итогам прошлого года Москву посетили 13,6 миллиона туристов — на 46 процентов меньше, чем годом ранее.

Сергей Собянин: Внутренний туризм позволил туротрасли сдержать удар пандемииМосква выиграла главную награду на туристической премии World Travel Awards 2020

Среднегодовая загрузка гостиниц сократилась с 77 до 38–44 процентов. Для сравнения: среднегодовой уровень загрузки отелей в Париже составил 30 процентов, Мадриде — 32 процента, Риме — 12 процентов.

Правительство Москвы оперативно приняло меры финансовой поддержки гостиничной отрасли, которые помогли предпринимателям сохранить бизнес, а городу — туристическую инфраструктуру.

Меры поддержки включали:

— гранты для уплаты налога на имущество (110 миллионов рублей);

— субсидии на возмещение затрат на приобретение оборудования, лизинг, компенсацию процентов по кредитам на поддержку и развитие, а также возмещение до 70 процентов затрат по оплате коммунальных услуг (130 миллионов рублей).

Наиболее важной в материальном плане стала программа размещения в гостиницах медиков, работающих в коронавирусных стационарах, на реализацию которой было выделено 2,2 миллиарда рублей.

Медицинским работникам предоставили бесплатное проживание в гостиницах с двухразовым питанием, услугами прачечной и парковкой для автомобилей. В 2020 году в программе участвовала 41 гостиница, в 2021-м — 10. Всего было размещено 12 950 врачей и медсестер, сейчас в гостиницах живут 449 медиков.

Кроме того, Правительство Москвы запустило туристический сервис Russpass — цифровой конструктор путешествий, с помощью которого можно выбрать маршрут, забронировать отель и купить билеты. Начал работать официальный туристический портал Москвы Discovermoscow.com с гидом по достопримечательностям города и умной картой развлечений на русском, английском и китайском языках.

Для детей запустили проект образовательного туризма «Город открытий». Эти проекты оказались востребованными и подтолкнули многих людей приехать в Москву.

 

Главной же помощью для туристической индустрии стала возможность работать. Городские власти не принимали решения о временном закрытии гостиниц даже во время максимального роста заболеваемости. В результате абсолютное большинство гостиниц смогли пережить самые тяжелые времена. Пусть с минимальной загрузкой, но они принимали гостей. Были сохранены трудовые коллективы, прежде всего основной костяк. Это стало залогом восстановления отрасли.

За первые шесть месяцев этого года Москву посетили 13,4 миллиона гостей, в том числе 9,1 миллиона туристов и 4,3 миллиона экскурсантов (без учета гостей из Московской области).

Средний уровень загрузки гостиниц и других коллективных средств размещения вырос до 54 процентов, в том числе категорий «две звезды» — 53,8 процента, «три звезды» — 53,6 процента, «четыре звезды» — 54,7 процента. Всего было размещено около пяти миллионов туристов, средняя продолжительность пребывания в гостиницах составила три — четыре ночи.

По итогам первого полугодия этого года объем туристского и экскурсионного потребления составил 308 миллиардов рублей, а сумма поступлений в бюджетную систему — 42 миллиарда рублей.

Восстановление относительно показателя аналогичного периода 2019 года составляет 63,5 процента (объем туристского и экскурсионного потребления в первом полугодии 2019-го составил около 484,5 миллиарда рублей).

Действующие и новые гостиницы

В городе зарегистрировано более 1,9 тысячи коллективных средств размещения (гостиницы, хостелы, апарт-отели, общежития), из них фактически функционирует более 1,7 тысячи (89 процентов).

Объем номерного фонда составляет 90 тысяч номеров (300 тысяч мест), из них 58 процентов — гостиницы в категории «без звезд» и 35 процентов — гостиницы в категории от двух до четырех звезд (наиболее востребованные среди туристов), в том числе «две звезды» — четыре процента, «три звезды» — 14 процентов и «четыре звезды» — 17 процентов.

С 2011 года в столице построили 63 гостиницы на 11,3 тысячи номеров. За девять месяцев этого года введено в эксплуатацию шесть объектов на 547 номеров.

До конца этого года планируется ввести еще семь гостиниц ориентировочно на 1110 номеров. Планы на 2022–2024 годы — строительство 15 гостиниц на 2367 номеров.

Таким образом, до 2024 года (начиная с 2011-го) построят 85 гостиниц на 14,8 тысячи номеров.

Единая туристическая экосистема

Важное направление развития индустрии гостеприимства в Москве — создание единой туристической экосистемы, которая включает в себя сеть туристических информационных центров, цифровые сервисы для путешественников и единый туристический контакт-центр.

Сейчас в столице работают:

— три туристических инфоцентра Discover Moscow — флагманский центр в парке «Зарядье» (открыт в сентябре 2020 года, туда обратилось свыше 190 тысяч туристов), центр в аэропорту Домодедово (открыт в терминале 1 в феврале этого года, в него обратилось более 28 тысяч туристов) и новый центр на Белорусском вокзале (открыт 28 сентября этого года);

— мобильный туристический информационный центр Moscowinfocafe (открылся в июне 2021-го). Он перемещается по маршруту Москва — Санкт-Петербург — Нижний Новгород — Тюмень — Тобольск (его посетили 7,3 тысячи человек);

— 16 стоек информации (инфопоинтов) — в павильоне «Космос» на ВДНХ и Центральном детском магазине, храме Василия Блаженного, Государственном историческом музее, Музее Отечественной войны 1812 года, музее-заповеднике «Царицыно», парке «Зарядье», Парке Горького; услугами стоек с 2019 года воспользовались 950 тысяч человек.

К услугам путешественников — многочисленные цифровые сервисы, среди них:

— официальный туристический портал Москвы Discovermoscow.com с гидом по достопримечательностям города и умной картой развлечений на русском, английском и китайском языках; количество посетителей портала вместе с его предшественником #Москвастобой превысило 1,5 миллиона человек;

— сервис Russpass для самостоятельного планирования отдыха в Москве и России на русском, английском и испанском языках — у него 1,4 миллиона пользователей, свыше 600 предложений по Москве и более 3,2 тысячи предложений по России.

«Мы создали целую информационную систему, включая и официальный портал города, и Russpass — мы его создавали как городскую систему для туризма, для покупки туров, билетов, заказа даже мест в ресторанах и номеров в гостиницах. Сейчас заключили со всеми субъектами Российской Федерации соглашение, и это теперь уже национальный бренд — Russpass. И можно спланировать и заказать поездки в любую точку нашей страны. Я думаю, это одна из лучших систем в мире. Надеюсь, что она тоже будет развиваться», — отметил Сергей Собянин.

Единый туристический контакт-центр работает круглосуточно на русском и английском языках по телефонам: +7 (800) 300-61-22, +7 (495) 122-01-11. В среднем в день здесь обрабатывают 300 звонков.

В рамках развития единой туристической экосистемы Москвы в 2021–2022 годах планируется открыть еще восемь туристических информационных центров в аэропортах Внуково, Шереметьево, Домодедово (терминал 2), на Восточном и Киевском вокзалах, Северном речном вокзале, в деловом центре «Москва-Сити» и на площади трех вокзалов.

Все сбудется с Russpass

Город запускает всероссийский конкурс «Russpass исполняет мечты», приуроченный ко Всемирному дню туризма. Жители Москвы и других регионов России смогут написать, какие места в столице хотели бы посетить, а Russpass исполнит их мечту — подарит путешествие в лучший город Земли.

Для участия в конкурсе пользователь должен выложить пост в социальных сетях со ссылкой на аккаунт Russpass и тегом #RUSSPASSисполняетмечты. В публикации необходимо рассказать о местах в Москве, где хотелось бы побывать и почему. Приз — путешествие в Москву.

Бесплатный тур будет включать проезд туда и обратно, проживание в отеле, набор экскурсий и других развлечений. Сбор заявок на конкурс пройдет с 28 сентября по 10 октября.

13 октября в аккаунте Russpass опубликуют итоги конкурса, а в дальнейшем — информацию о победителе и его путешествии в Москву.

Гостиница B.60 Hotel

Бутик-отель B.60 Hotel категории «четыре звезды» открыли в июне этого года в историческом здании в центре Москвы по адресу: 1-я Брестская улица, дом 60.

Отель предоставляет гостям 44 просторных, превосходно оборудованных номера трех категорий в стиле contemporary: делюкс (28 номеров), супериор (11 номеров) и люкс (пять номеров).

Единое пространство лобби, бара и ресторана с лаконичным интерьером дополнено актуальными арт-объектами. Помимо стандартных дополнительных услуг, необходимых для гостиницы категории «четыре звезды», отель планирует предоставлять услуги консьерж-сервиса, круглосуточного рум-сервиса и ресторана, услуги салонов красоты в номер и фитнеса. Средняя загрузка отеля в сентябре составляет 66 процентов.

Отель работает под собственным брендом под управлением компании, имеющей в своем портфеле еще три отеля — в Екатеринбурге, Перми и Кирове.