Социальная сфера

Бюджет Москвы на 2023 год сохранит социальную направленность — Сергей Собянин

Бюджет Москвы на 2023 год сохранит социальную направленность — Сергей Собянин
Фото Е. Самарина. Mos.ru
На социальную поддержку, здравоохранение, образование, культуру, спорт и другие социальные проекты будет направлена половина расходов городского бюджета.

Правительство Москвы одобрило проект закона «О бюджете города Москвы на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».

Формирование проекта бюджета осуществлялось исходя из ожидаемых итогов исполнения бюджета 2022 года и прогноза социально-экономического развития Москвы на ближайшие три года.

В этом году столичная экономика столкнулась с внешним санкционным давлением. В этих условиях Правительством Москвы совместно с федеральными органами власти был оперативно принят комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивости экономики и ее адаптацию к изменившимся условиям, а также на поддержку наиболее пострадавших отраслей и наименее защищенных граждан. В результате уже в конце второго — начале третьего квартала 2022 года в экономике города начала формироваться тенденция к стабилизации ситуации и возврату на траекторию экономического роста, который в 2023–2025 годах прогнозируется на уровне 2,8–3,3 процента.

Восстановление экономической активности позитивно сказалось и на доходах городского бюджета. По итогам 2022 года поступление доходов оценивается в объеме 3,5 триллиона рублей. По сравнению с 2021 годом рост составит более 10 процентов.

На 2023 год доходы бюджета Москвы запланированы с ростом 5,7 процента, на 2024–2025 годы — с ростом на восемь процентов.

Основное увеличение доходов прогнозируется по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль и специальным налоговым режимам для малого и среднего бизнеса.

Прогноз доходов бюджета города Москвы по видам источников в 2023–2025 годах

Источник

2023 год (в миллиардах рублей)

Темп роста в процентах (2023/2022)

2024 год (в миллиардах рублей)

Темп роста в процентах (2024/2023)

2025 год (в миллиардах рублей)

Темп роста в процентах (2025/2024)

 

 Доходы,   всего

 3746,9

 105,7

4047,1

108,0

4375,9

108,1

В том числе

Налоговые доходы

3482,3

108,6

3792,5

108,9

4128,3

108,9

Налог на прибыль организаций

1213,0

109,7

1322,0

109,0

1448,7

109,6

Налог на доходы физических лиц

1716,8

108,4

1881,8

109,6

2055,8

109,3

Специальные налоговые режимы

226,8

114,1

255,1

112,5

282,1

110,6

 

Основные параметры проекта бюджета города Москвы на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (в миллиардах рублей)

 

Проект

2023 год

2024 год

2025 год

Доходы

3746,9

4047,1

4375,9

Расходы

4183,1

4265,9

4393,4

Дефицит

–436,2

–218,8

–17,5

 

В части расходов проект бюджета Москвы на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов остается программным, социальным и инвестиционным. В современных условиях приоритетными задачами бюджетной политики являются поддержка экономики, обеспечение надежной социальной защиты москвичей, повышение качества социальных услуг и продолжение реализации планов развития города.

В проекте бюджета предусмотрены средства на индексацию социальных выплат, увеличение фондов оплаты труда работников бюджетной сферы, поддержку предпринимательских инициатив, осуществление инвестиций для развития города и модернизации его инфраструктуры.

Программный бюджет

В 2023 году расходы на реализацию 13 программ города Москвы (развитие здравоохранения, образования, транспортной системы, культурно-туристической среды, сохранение культурного наследия, социальная поддержка жителей и другие) составят 3,7 триллиона рублей, а за три года — почти 10,6 триллиона рублей.

Расходы на реализацию государственных программ города Москвы в проекте бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (в миллиардах рублей)

 

Программа

2023

За три года

(2023–2025)

Расходы на реализацию государственных программ, всего

с учетом средств ОМС

 

3738,3

4107,2

 

10 610,5

11 793,4

В том числе:

 

 

Развитие транспортной системы

914,9

2424,1

Социальная поддержка жителей

635,2

1922,3

Развитие образования

521,4

1486,3

Развитие здравоохранения

530,5

1502,2

с учетом средств ОМС

899,4

2684,1

Жилье

313,1

1018,8

Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение

84,2

249,3

Развитие цифровой среды и инноваций

154,9

453,5

Развитие городской среды

126,1

379,8

Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия

117,0

355,6

Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность

150,6

291,2

Спорт

78,4

229,0

Безопасный город

50,8

150,1

Градостроительная политика

61,2

148,3

Социальный бюджет 

Проект бюджета обеспечивает безусловное выполнение действующих социальных обязательств перед москвичами и увеличение поддержки жителей города.

В 2023 году расходы на социальную поддержку, здравоохранение, образование, культуру, спорт и другие социальные проекты составят половину расходов городского бюджета или 2,1 триллиона рублей, а с учетом оплаты медицинской помощи из фонда ОМС — более 2,4 триллиона рублейОбщий рост расходов социальной направленности составит 8,8 процента (с ОМС — 9,4 процента).

Повышение доступности и качества медицинской помощи

Одной из крупнейших городских программ в 2023 году останется «Столичное здравоохранение». Расходы бюджета на нее составят 530,5 миллиарда рублей, с учетом средств ОМС — 899,4 миллиарда рублей (вырастут на восемь процентов).

В 2023 году планируется завершить реализацию масштабной программы модернизации амбулаторного звена, в рамках которой осуществляется реконструкция 201 здания городских поликлиник (50 процентов амбулаторного фонда столицы). В обновленных поликлиниках создается комфортная среда для пациентов и медицинского персонала. Современное диагностическое оборудование позволяет проводить наиболее востребованные анализы и исследования максимально близко от места жительства граждан.

В стационарном звене планируется начать переход на новый стандарт оказания экстренной медицинской помощи. В 2023 году будут введены в строй шесть современных скоропомощных комплексов на территориях Научно-исследовательского института скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, Боткинской больницы, городской клинической больницы № 15 имени О.М. Филатова, городской клинической больницы имени В.М. Буянова, городской клинической больницы имени В.В. Вересаева и городской клинической больницы № 1 имени Н.И. Пирогова. В каждом таком комплексе есть приемное и диагностическое отделения, операционные, реанимация и тысячи единиц самого современного оборудования. В результате будет существенно улучшено качество экстренной медицинской помощи для полумиллиона пациентов в год.

В московские поликлиники в рамках программы капремонта поставили более 500 единиц нового оборудованияОколо 1,5 тысячи человек в сутки смогут получить экстренную медпомощь в новых скоропомощных комплексах

Продолжится совершенствование алгоритмов оказания онкологической помощи: внедрение единых клиентских путей по онкологическим диагнозам, публикация рейтингов онкобольниц, улучшение психологической поддержки пациентов.

В 2023 году на высокотехнологичную медицинскую помощь из бюджета города выделят 13,8 миллиарда рублей, и с учетом средств ОМС расходы на это направление составят около 34 миллиардов рублей.

Расходы на обеспечение москвичей бесплатными либо льготными лекарствами, медицинскими изделиями и специализированным лечебным питанием предусмотрены в объеме 50,7 миллиарда рублей. Гражданам, страдающим онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, бронхиальной астмой и другими заболеваниями, будут в полном объеме предоставлены современные высокоэффективные препараты.

Продолжится реализация мероприятий, направленных на сохранение здоровья, предупреждение развития и прогрессирования заболеваний, включая бесплатные углубленные диспансерные обследования. На обеспечение работы летних павильонов «Здоровая Москва» из бюджета выделят 426,2 миллиона рублей.

Продолжится выполнение плана по профилактическим прививкам населения от пневмококковой и менингококковой инфекций, гриппа, дифтерии, коклюша, вируса папилломы человека, ротавирусной и других инфекций. На это выделят 2,7 миллиарда рублей. Также сохранится программа бесплатной вакцинации от новой коронавирусной инфекции.

На внедрение цифровых сервисов в здравоохранении в проекте бюджета в 2023 году предусмотрено 1,4 миллиарда рублей. Эти средства будут направлены в том числе на развитие цифровых помощников для медиков, которые снимают рутинную нагрузку с врачей, а также повышают точность диагностики заболеваний. Среди них компьютерное зрение для анализа медицинских изображений и система поддержки принятия врачебных решений. Внедрение современных цифровых технологий позволит повысить качество диагностики онкологических и других заболеваний, в том числе выявлять их на максимально ранних стадиях. Также выделенные средства пойдут на развитие удобных цифровых сервисов для пациентов.

Для сохранения и развития кадрового потенциала московского здравоохранения продолжатся ежемесячные выплаты врачам и медицинским работникам среднего звена, получившим статусы «московский врач», «московская медицинская сестра», а также отдельным категориям медицинских работников (врачам общей практики, врачам и медсестрам, участвующим в реализации программ ведения пациентов старших возрастных групп со множественными хроническими заболеваниями, несовершеннолетних в детских садах и школах и другим). На эти цели в проекте бюджета предусмотрено 7,7 миллиарда рублей.

Социальная поддержка москвичей

На оказание мер социальной поддержки жителей Москвы в денежной и натуральной форме (доплаты к пенсиям, льготы по проезду в общественном транспорте, по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение и многие другие) в проекте бюджета на 2023 год предусмотрено 591,5 миллиарда рублей.

Пособия и выплаты гражданам старшего поколения и семьям с детьми с 1 января 2023 года будут проиндексированы на 10 процентов.

Минимальный размер пенсии с городской доплатой будет увеличен с 21 193 до 23 313 рублей в месяц. Городскую доплату получат более двух миллионов московских пенсионеров.

На финансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан в 2023 году планируется направить 27,5 миллиарда рублей. 21,9 миллиарда рублей выделят на субсидии для семей с низким уровнем дохода. Льготами и субсидиями по оплате ЖКУ пользуются порядка 3,8 миллиона москвичей.

Около 155 миллиардов рублей потратят на обеспечение бесплатного или льготного проезда отдельных категорий москвичей на всех видах общественного транспорта в столице и Подмосковье.

1,5 миллиарда рублей будут направлены на оказание ветеранам Великой Отечественной войны широкого спектра социальных услугтаких как помощь социальных работников (сиделок), патронажной службы, осуществление круглосуточного вызова службы неотложной помощи на дому, а также участие в программе «Санаторий на дому».

Приобретение путевок в санаторно-курортные учреждения для льготных категорий граждан в 2023 году будет профинансировано в объеме 8,6 миллиарда рублей, 85 процентов из которых выделят из городского бюджета (7,3 миллиарда) и 15 процентов — из федерального бюджета (1,3 миллиарда). Бесплатным санаторно-курортным лечением будут обеспечены 245 тысяч пожилых людей, инвалидов и других нуждающихся граждан.

В 2023 году продолжится реализация популярной программы «Московское долголетие». На эти цели в проекте бюджета столицы предусмотрено 3,9 миллиарда рублей. Программа стала неотъемлемой частью жизни многих москвичей преклонного возраста. За годы работы занятия посетили более 400 тысяч человек, а гостями специализированных клубов для досуга и общения пожилых людей стали около 300 тысяч москвичей.

Инновационные решения: как город поддерживает москвичей старшего поколенияВ столице появится Московская ассоциация клубов долголетия

Продолжится востребованный городской проект «Наше сокровище», который предусматривает обеспечение семей с новорожденными детьми подарочными комплектами детских принадлежностей или выплату денежной компенсации. На его реализацию в 2023 году выделят 2,6 миллиарда рублей.

На предоставление инвалидам, включая детей-инвалидов, технических средств реабилитации, в том числе протезно-ортопедических изделий (или выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации), а также на обеспечение отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации медицинского назначения, медицинскими изделиями в 2023 году планируется направить 7,7 миллиарда рублей, 75 процентов из которых выделят из городского бюджета (5,8 миллиарда рублей) и 25 процентов — из федерального бюджета (1,9 миллиарда рублей).

Начиная с 2022 года все нуждающиеся дети с диабетом первого типа обеспечиваются системами непрерывного мониторинга глюкозы. Получателями этих систем в 2023 году станут около пяти тысяч маленьких пациентов. Массовое использование новых систем снижает риск наступления тяжелых осложнений и существенно повышает качество жизни семей, воспитывающих детей с диабетом. На эти цели из бюджета будет направлено около 800 миллионов рублей.

Для оказания адресной социальной поддержки жителям города Москвы, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предусмотрено девять миллиардов рублей.

Образование

На развитие московского образования в 2023 году будет направлено 521,4 миллиарда рублей. Расходы на реализацию программы вырастут на 54,9 миллиарда рублей или 11,8 процента к уровню 2022 года. Приоритетом образовательной политики в 2023 году станет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, а также улучшение подготовки к ЕГЭ в старших классах.

Кроме того, продолжится расширение и модернизация проектов предпрофессионального образования. (Ученики инженерных, медицинских, академических, ИТ-, предпринимательских и других предпрофессиональных классов имеют возможность углубленного изучения профильных предметов и приобретения практических навыков в избранной специальности.) В новой номинации «За развитие предпрофессионального образования» начнут выдавать гранты Мэра Москвы. Школы смогут претендовать на них за каждый проект предпрофессионального образования. Общий объем новых грантов составит 500 миллионов рублей ежегодно. А всего на предоставление грантов Мэра Москвы образовательным организациям, достигшим высоких результатов деятельности, предусмотрено 4,3 миллиарда рублей.

Старшеклассники получат дополнительные инструменты для усиленной подготовки к ЕГЭВсе больше выпускников предпрофессиональных классов поступают на бюджетные места в ведущие вузы

Для учителей сохраняется выплата вознаграждения за классное руководство, а также специальная надбавка за работу в «Московской электронной школе», размер которой станет дифференцированным в зависимости от степени вовлеченности педагога в проект «МЭШ», — от 10 до 15 тысяч рублей ежемесячно.

Будет продолжена и выплата грантов за разработку электронных образовательных материалов проекта «Московская электронная школа», таких как электронные учебные пособия, сценарии темы, тесты по функциональной грамотности, востребованные педагогическими работниками и школьниками.

Доступность и качество услуг в учреждениях социальной сферы

В 2023–2025 годах будут продолжены мероприятия по развитию социальной инфраструктуры. В предстоящие три года планируется завершить строительство более 130 социальных объектов.

На проведение ремонтов и переоснащение современным оборудованием образовательных, медицинских и других социальных учреждений в 2023 году предусмотрено 160,3 миллиарда рублей. В том числе на ремонт и переоснащение городских поликлиник и больниц будет направлено 87,9 миллиарда рублей.

На развитие и укрепление материально-технической базы образовательных организаций в 2023 году планируется направить 26 миллиардов рублей. В основном эти средства пойдут на приобретение дополнительного учебного и лабораторного оборудования, а также на замену устаревшей техники, в первую очередь для предпрофессиональных классов. Продолжится комплексное благоустройство территорий учебных заведений, что сделает их еще более комфортными для учащихся. Также здесь смогут гулять и заниматься спортом местные жители. На эти цели выделят 2,9 миллиарда рублей.

На развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения планируется направить 12,9 миллиарда рублей. Эти средства позволят провести необходимые ремонтные работы, повысить качество оказания услуг и уровень комфорта горожан, а также установить необходимое оборудование.

На укрепление материально-технической базы учреждений культуры в 2023 году будет выделено 17,3 миллиарда рублей. В них продолжится капитальный и текущий ремонт. Также будет идти благоустройство и обновление территорий парков культуры и отдыха, модернизация ледовых катков. Будет приобретено новое сценическое оборудование для театров и концертных организаций города Москвы, в культурных центрах города пройдет обновление.

На проведение ремонтов и укрепление материально-технической базы объектов спорта в 2023 году планируется направить 13,3 миллиарда рублей. Средства обеспечат проведение комплексного капитального ремонта ряда спортивных объектов, продолжение обновления пунктов проката спортивного инвентаря, оснащение учреждений физической культуры и спорта инвентарем и оборудованием.

Программа реновации и другие городские жилищные программы

В 2023–2025 годах в столице планируется построить шесть миллионов квадратных метров жилья, в том числе 5,4 миллиона квадратных метров по программе реновации. В новые дома переедут свыше 155 тысяч жителей расселяемых пятиэтажек.

В кварталах реновации также возводят школы, детские сады, поликлиники, физкультурно-оздоровительные комплексы. Для новоселов создается комфортная городская среда: благоустроенные зеленые дворы, парки и зоны отдыха. Также открываются объекты социально-бытовой инфраструктуры в шаговой доступности, организуется удобный общественный транспорт.

Расходы на программу реновации в 2023 году предусмотрены в объеме 172,2 миллиарда рублей.

В 2022 году по программе реновации переселились более 19 тысяч москвичей Сергей Собянин: 90 процентов москвичей сегодня живет в шаговой доступности от парков

Инвестиционный бюджет 

Бюджет развития в 2023 году составит почти 1,7 триллиона рублей, то есть порядка 40 процентов расходной части городского бюджета.

В него включены:

— Адресная инвестиционная программа города Москвы — 910 миллиардов рублей;

— мероприятия развития (капитальный ремонт, приобретение оборудования, подвижного состава, мероприятия по комплексному развитию районов, реализация программы реновации и программы защиты прав граждан — участников долевого строительства) — 783,6 миллиарда рублей.

Поддержка реального сектора экономики 

В условиях внешнего санкционного давления на экономику Российской Федерации одним из приоритетов бюджета на ближайшие три года является финансовая поддержка московского бизнеса.

В 2022 году Правительством Москвы совместно с федеральными органами власти были оперативно приняты решения, направленные на обеспечение устойчивости и адаптацию экономики к изменившимся условиям функционирования, а также на поддержку граждан.  В пакет антикризисных мер вошли льготные кредиты, отсрочки по аренде, гранты, субсидии и другие решения на общую сумму свыше 100 миллиардов рублей. Городскими мерами поддержки воспользовались более 35 тысяч организаций.

В 2023 году будет продолжена реализация программ поддержки предпринимателей, включающая льготное кредитование, развитие импортозамещающего и инновационного производства, туристической отрасли и другие меры.

Промышленные предприятия смогут компенсировать до 50 процентов затрат на присоединение к инженерным сетям. Также продолжится действие программ льготного кредитования.

В целом на финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства, промышленных предприятий планируется направить более восьми миллиардов рублей.

Столичные компании получили льготные кредиты более чем на 170 миллиардов рублейСергей Собянин: Нам удалось сохранить благоприятный инвестклимат и доверие бизнеса

Другим важным направлением стимулирования инвестиционной активности является создание инфраструктуры для размещения новых производств. На эти цели будет направлено 28 миллиардов рублей. Правительство Москвы продолжит проекты развития современных промышленных площадок «Руднево» и «Алабушево» на базе ОЭЗ «Технополис Москва» и создания Национального космического центра на территории центра имени Хруничева.

В 2023 году будет продолжено выполнение обязательств, принятых в 2020–2022 годах в период распространения новой коронавирусной инфекции, а также внешнего санкционного давления и направленных на снижение стоимости банковских кредитов для малого и среднего бизнеса.

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета города на 2023 год составляет 436,2 миллиарда рублей. В плановом периоде будет обеспечено снижение объема дефицита (на 2024 год он составит 218,8 миллиарда рублей, в 2025 году — 17,5 миллиарда рублей). Фактический объем дефицита может быть сокращен за счет экономии при проведении конкурсных процедур, а также получения дополнительных доходов.

Проектом бюджета предусмотрено привлечение в 2023 году займов в объеме до 190,6 миллиарда рублей, в том числе получение из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме 40,6 миллиарда рублей. Средства бюджетных кредитов будут направлены на закупку вагонов для строящихся участков БКЛ и подвижного состава для МЦД-3 и МЦД-4. Фактический объем заимствований будет определяться по результатам исполнения бюджета.

В 2023 году предусмотрена возможность предоставления государственных гарантий города Москвы в объеме до 15 миллиардов рублей. Это будет способствовать оперативному привлечению заемных средств организациями коммунального хозяйства и электроэнергетики, которые принимают участие в реализации городских проектов в сфере комплексного развития территорий и программы реновации.

Заимствования не нарушат устойчивость городского бюджета. Правительство Москвы своевременно и в полном объеме исполняет обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга.

В целом реализация программ, финансирование которых предусмотрено проектом бюджета Москвы на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов, обеспечит:

— повышение социальной защиты москвичей, увеличение фондов оплаты труда работников бюджетной сферы;

— повышение качества и комфорта предоставления услуг в здравоохранении, образовании, культуре и сфере досуга;

— формирование качественной и безопасной городской среды;

— улучшение работы общественного транспорта, снижение времени и повышение комфорта поездок по городу;

— увеличение деловой активности и инвестиционной привлекательности Москвы;

— устойчивость и стабильность бюджетной системы города Москвы.