Прозрачнее и эффективнее: Сергей Собянин рассказал, как цифровые технологии меняют социальную сферу

Поделиться
Прозрачнее и эффективнее: Сергей Собянин рассказал, как цифровые технологии меняют социальную сферу
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Лучшие цифровые практики, внедренные в Москве, уже получают распространение за пределами столицы.

Вывести качество государственных услуг на новый уровень позволит единый цифровой реестр, который содержит ряд ключевых сведений обо всем населении страны. Об этом Сергей Собянин сказал на заседании дискуссионного клуба Высшей школы экономики и Сбера «Цифровая трансформация: государство, города, компании».

«Но понимаете, если нет единого цифрового реестра населения, то ни биометрию, ни другие сервисы, ни социальное казначейство некуда присоединять. И тогда и происходит разрыв — у каждого свой реестр: у этого свой, у этого свой, и у Германа Оскаровича (председатель правления Сбера. — Прим. mos.ru) свой. Где-то в регионе свой. Как только возникает единый реестр населения, человек, который где-то, вокруг которого, как Герман Оскарович сказал, все остальное крутится, — тогда, туда присоединяясь, можно совершенно другое качество услуг оказывать. И межведомственное взаимодействие, и с коммерческими структурами, и с государством — это важнейший инструмент. Я очень рад, что Правительство России активно взялось за это дело», — отметил Мэр Москвы.

Объем данных, накопленный в едином реестре, необходимо структурировать и систематизировать. Все это позволит оперировать наиболее достоверными данными. При этом большое внимание должно уделяться вопросам безопасности, подчеркнул Сергей Собянин.

«Риски кибератак и утечки информации существуют. И как со всеми вызовами, с ними надо бороться. Есть вызов — и с этим надо жить и противодействовать ему. Чем больше вызовов, тем, соответственно, больше должно быть и противодействия, защиты и так далее», — сказал он.

Лучшие практики

Столица давно сделала выбор в пользу внедрения лучших цифровых практик, которые потом распространяются и за пределы города. Так, во всем Центральном федеральном округе уже работает московская система фотовидеофиксации транспортных нарушений. Благодаря ей случаев угона автомобилей в городе стало уже кратно меньше. «Каждую машину угнанную видно и в Москве, и в Подмосковье, и дальше по России», — добавил Сергей Собянин.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев рассказал, что фотовидеофиксация нарушений — это один из хороших примеров эффективной работы цифровых технологий.

«Она же делается автоматически не для того, чтобы бюджет пополнять, а для того, чтобы людей приучать к культуре вождения, чтобы уменьшать смертность на дорогах. То же касается экологического мониторинга, который за счет цифры может быть быстрым, оперативным. Не когда инспектор приходит через неделю и пытается установить факт вредных выбросов, когда это технически сделать невозможно», — отметил он.

По новым стандартам

Система отношений и ценностей между государством и человеком, по словам Мэра Москвы, меняется, потому что изменяются сами люди и власть.

«Чтобы изменить отношение государства и человека, нужно трансформировать само государство. И в старой парадигме проходили века, ничего принципиально не менялось», — сказал Сергей Собянин. В качестве примера он привел оказание государственных услуг, когда и при царской власти, и в Советском Союзе человеку приходилось самому идти к чиновникам.

«За последнее десятилетие произошла просто революция, революция как раз во многом благодаря цифровизации, — добавил он. — МФЦ — это вершина айсберга. А айсберг — межведомственное электронное взаимоотношение всех чиновников нашей страны, он внутри. Но без этого, без цифровизации внутренних процессов, даже это было бы невозможно. И вот мы видим, что государство начало просто на глазах меняться. И сегодня мы соревнуемся, наши системы “Мои документы” по такому показателю, как клиентоориентированность, соперничают с лучшими образцами коммерческих банков».

Благодаря большому количеству информации меняется и человек. «Возможность обращаться очень быстро в разные структуры, органы и так далее, получать разные услуги. Мы начинаем конкурировать друг с другом по оказанию услуг. Это очень важная вещь», — добавил Мэр Москвы.

Сергей Собянин уверен, что постепенно такая система распространится по всей стране.

«Московская бюрократия была самая страшная из всех, — отметил он. — Мы приезжали в Москву из провинции — нас оторопь брала от того, как с нами разговаривали, как вели себя. А сегодня московская бюрократия становится, как вы говорите, чуть ли не образцом».

В планах Москвы — перевод до 80 процентов услуг в онлайн-формат.

«Первая задача была сделать клиентоориентированный сервис в МФЦ, сейчас следующая задача — убрать все лишние хождения, которые там есть, все максимально. В этом году процентов 30 оттуда переведем в режим только онлайн. Потому что когда ты делаешь два варианта — так они не работают. Только онлайн — пожалуйста, заходи, получай услуги. И огромное количество лишней беготни и хождений. Но там появляются другие возможности и другие услуги».

Говоря об использовании цифровых технологий в системе образования, Сергей Собянин отметил, что любой шаг в этом направлении должен быть обоснован.

«Попытка загнать вот эту историю в жесткие рамки цифровизации может привести к тому, что все будут недовольны от перегруженности и неэффективности. Поэтому базовая история — это содержание образования, осмысление тех процессов, которые происходят в школе, и попытка эти изменения ускорить за счет цифровой трансформации», — сказал Сергей Собянин.

Системный подход

Такой же системный подход должен быть не только в образовании, но и во всех сферах жизни.

Цифровизация, по словам Сергея Собянина, в первую очередь основывается на фундаменте действующей управленческой модели.

«Есть фундамент управленческих решений, которые существуют де факто. И если на негодную управленческую модель наложить цифровизацию, то модель будет вдвойне, втройне негодная. Мало того что там внутри процессы проблемные, да еще сверху решеткой цифровизации и электронными услугами наложить, и сбой вам гарантирован», — добавил Мэр Москвы.

О важности настройки управленческих процессов высказался также Максут Шадаев. По его словам, именно это позволит эффективно применять цифровые технологии в сфере госуслуг.

«У нас деньги выделяются федеральным органом только в разрезе изменения качественных показателей. Первый показатель, самый, наверное, важный, — это улучшение качества обслуживания, удовлетворенность наших граждан. Причем не только госуслугами, а с точки зрения любых аспектов взаимодействия. Это контрольно-надзорная деятельность и обращения граждан. Здесь все очень просто. То есть нам нужно что? Чтобы реакция была максимально быстрой, сроки оказания услуг сокращались, большая часть услуг переводилась в онлайн», — сказал Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.