Транспорт

Темпы развития общественного транспорта Москвы в 2020 году сохранились, несмотря на пандемию

Темпы развития общественного транспорта Москвы в 2020 году сохранились, несмотря на пандемию
Фото М. Денисова. Mos.ru
Москва достигла рекордно высокого уровня безопасности дорожного движения и прочно удерживает первое место в России по этому показателю.

Большую часть прошлого года столичный общественный транспорт работал в условиях режима повышенной готовности. Его объявили из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Несмотря на пандемию COVID-19, темпы развития общественного транспорта Москвы в 2020 году сохранились. Все основные планы были выполнены. Об этом говорят итоги работы транспортного комплекса, которые рассмотрели на заседании Президиума Правительства Москвы под руководством Сергея Собянина.

Транспортный комплекс против COVID-19 

Для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции Правительство Москвы приняло меры по снижению пассажиропотоков в городском транспорте. При этом интенсивность движения общественного транспорта оставалась прежней. Это позволило пассажирам соблюдать социальную дистанцию.

В результате снижение пассажиропотока в городском транспорте Москвы в 2020 году составило 37 процентов. Пассажиры совершили 3,6 миллиарда поездок — на 2,1 миллиарда меньше, чем в 2019 году.

При этом количество поездок в такси и на велосипедах городского велопроката увеличилось, что также способствовало профилактике распространения COVID-19.

Динамика поездок в общественном транспорте Москвы

(будний день, миллионов поездок)

 

2019 год

2020 год

Процентов

к 2019 году

 

Метро, в том числе Московское центральное кольцо (МЦК)

8,99

5,17

Минус 42 процента

Наземный транспорт

6,34

3,63

Минус 43 процента

Пригород, в том числе Московские центральные диаметры (МЦД)

1,85

1,34

Минус 28 процентов

Такси

1,06

1,15

Плюс восемь процентов

Каршеринг

0,26

0,19

Минус 27 процентов

Велопрокат

0,028

0,032

Плюс 14 процентов

Итого

18,5

11,5

Минус 37 процентов

В общественном транспорте столицы были предприняты беспрецедентные меры санитарно-эпидемиологической безопасности. В 15 раз увеличен объем дезинфекции всех основных поверхностей. Установлено более трех тысяч санитайзеров (номер один в мире по этому показателю в сфере транспорта). На 40 процентов увеличен воздухообмен в метро, максимально использованы системы обеззараживания воздуха. На станциях и в кассах метро, Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров организована продажа масок и перчаток. В мобильных приложениях «Метро Москвы» и «Московский транспорт» публикуется оперативная онлайн-информация о загруженности вагонов метро и наземного транспорта. С 2 ноября 2020 года предоставлена скидка на поездки вне утреннего часа пик на двух линиях метро — Таганско-Краснопресненской и Некрасовской (скидкой воспользовались уже более шести миллионов пассажиров).

Оплатить проезд можно бесконтактным способом. Продажа билетов водителями наземного транспорта отменена.

Высокий уровень безопасности и соответствия международным санитарным нормам в Московском метрополитене был отмечен специальным знаком Safe Travels Discover Moscow Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council).

Транспортный комплекс Москвы оказал значительную поддержку работникам, деятельность которых была критически важна для успешной борьбы с пандемией: медикам, волонтерам, курьерам, а также пациентам после выписки из коронавирусных госпиталей.

Более 60 тысяч врачей и пациентов воспользовались специальными автобусами и такси для проезда в госпитали и обратно.

С апреля 2020 года медикам и волонтерам выдали более 51 тысячи бесплатных билетов на проезд в городском транспорте.

С 13 апреля 2020 года врачи и волонтеры более 90 тысяч раз воспользовались правом бесплатной парковки автомобиля в зонах платной парковки.

С 10 апреля 2020 года волонтеры и курьеры совершили более 800 тысяч бесплатных поездок, воспользовавшись системой велопроката.

Для поддержки малого бизнеса, пострадавшего от пандемии, на 50 процентов была снижена плата за право работы на объектах транспортного комплекса Москвы. Это позволило сохранить большинство объектов торговли.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Метро, МЦК и МЦД

Было введено в эксплуатацию семь новых станций Московского метрополитена. Всего с 2010 года сеть столичного метро и МЦК увеличилась на 88 станций.

На линии подземки вышел 551 новый комфортный поезд «Москва», в том числе 335 вагонов самой новой модификации (2020) стали курсировать по Кольцевой и Калужско-Рижской линиям. Это позволило создать более 500 тысяч дополнительных пассажирских мест. Общее обновление подвижного состава метро достигло 63 процентов (3548 новых вагонов с 2010 года).

В 2020 году была полностью завершена интеграция МЦК с радиальными направлениями железной дороги и метро. Пассажиры получили в свое распоряжение четыре пересадки на метро и пять на МЦД. Теперь таких пересадок 36.

По просьбе москвичей было увеличено время работы Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП) — теперь его сотрудники работают по графику Московского метрополитена — с 05:30 до 01:00. Соответственно маломобильные пассажиры смогут пользоваться московским транспортом все время работы.

Завершено создание единого диспетчерского центра Московского метрополитена, в который переведены диспетчеры службы метро. Время реагирования на сбои и инциденты сокращено в два раза.

Фото М. Денисова. Mos.ru

В течение года было открыто 15 новых и реконструированных городских вокзалов наземного метро (МЦД), а также полностью завершено обновление подвижного состава. Теперь по МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский» курсируют только новые электрички. С момента их запуска ими воспользовались свыше 150 миллионов пассажиров, которые сделали более 18 миллионов бесплатных пересадок на метро. Создано 3,43 миллиона дополнительных пассажирских мест в сутки. Минимальный интервал движения поездов составляет шесть минут (до запуска МЦД были перерывы до двух часов в середине дня), за счет нового расписания почти 80 процентов пассажиров экономят на поездках до 44 минут времени ежедневно.

Для остальных радиусов пригородного сообщения (помимо МЦД-1 и МЦД-2) в 2020 году было закуплено 499 современных вагонов. Обновление парка составило 60 процентов (3550 новых вагонов с 2010 года).

В планах на 2021 год открытие станций Большой кольцевой линии (БКЛ) и поставка 337 новых вагонов «Москва-2020», а также строительство и реконструкция 11 городских вокзалов МЦД.

Фото Д. Гришкина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Номер один в Европе: электробусы на городских маршрутах

В 2020 году в парк городского наземного транспорта поступило свыше 1,4 тысячи единиц нового подвижного состава. Всего же с 2010 года было закуплено 12,4 тысячи новых автобусов, трамваев и электробусов и создано 13,59 миллиона дополнительных пассажирских мест в сутки. В Москве сформирован самый молодой в Европе автобусный парк (средний возраст автобуса — 4,7 года).

Приоритетом обновления наземного транспорта является самый экологически чистый и без выбросов электрический транспорт. К концу 2020 года в парке Мосгортранса было уже 600 электробусов, для которых установлены 104 зарядные станции. Электробусы перевозят пассажиров по 42 маршрутам. В планах на 2021 год поставка еще 400 электробусов, установка 164 зарядных станций и выход электробусов еще на 30 городских маршрутов.

В 2020 году поступило 70 новых трамваев, это позволило добавить 50 тысяч пассажирских мест в сутки.

В 2020 году протяженность выделенных полос увеличилась на 30 километров и достигла 381 километра. С 2020 года выделенными полосами может пользоваться только общественный транспорт, выезд личного транспорта на них запрещен даже в выходные и праздничные дни. Это решение позволило повысить скорость движения автобусов и электробусов на 15 процентов и сократить количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на 20 процентов.

Движение транспорта на 470 самых крупных городских перекрестках регулируется автоматически в режиме онлайн — с использованием функции приоритета общественного транспорта. Благодаря этому ежедневно 1,5 миллиона пассажиров общественного транспорта на 20 процентов меньше времени ожидают включения зеленого сигнала светофора, общее время в пути сократилось почти на 20 минут.

В 2020 году на остановках наземного городского пассажирского транспорта установили 1141 павильон нового образца — с табло онлайн-информирования, навигацией, автоматом по продаже билетов, USB-разъемами и Wi-Fi. В целом за последние годы установлено 4100 современных остановочных павильонов.

В городе открыли два современных автовокзала — Саларьево и Центральный (на Щелковском шоссе) — с максимально комфортными условиями для поездок из Москвы в города России, стран ближнего зарубежья и Прибалтики.

Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Каршеринг, такси, прокат велосипедов и самокатов

По данным аналитического агентства «Автостат», Москва занимает первое место в мире по размеру парка краткосрочной аренды машин (каршеринга) и такси. В 2020 году парк каршеринга столицы насчитывал 25 тысяч машин (включая несколько десятков электромобилей), на которых пользователи сервиса совершили 44 миллиона поездок. Ежегодно число активных пользователей растет на 12–15 процентов и сейчас превышает один миллион человек.

Развивается рынок таксомоторных перевозок. Каждый день на дороги столицы выезжает 80 тысяч машин с разрешениями Москвы и Московской области, которые совершают свыше 900 тысяч поездок в сутки. Среднее время подачи машины составляет четыре минуты. В 2020 году таксомоторные компании и частные таксисты закупили 10,5 тысячи новых автомобилей. Основная часть новых автомобилей такси приобретается благодаря существенной финансовой поддержки Правительства Москвы. В столице сформирован самый молодой в Европе парк такси (средний возраст машины такси — 2,7 года).

За сезон 2020 года общее число поездок на велосипедах городского велопроката увеличилось на 14 процентов, достигнув 5,7 миллиона. Появились 134 новые станции и тысяча велосипедов (662 станции и 6,5 тысячи велосипедов). Дополнительно обустроено 45 километров улично-дорожной сети, приспособленной для движения велосипедов.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Велопрокат сыграл огромную роль в обеспечении доставки лекарств, продуктов питания и предметов первой необходимости москвичам, находившимся в режиме самоизоляции.

В планах на 2021 год закупка еще тысячи велосипедов (в том числе 500 электровелосипедов) для проката, установка 67 станций электровелопроката, устройство 18 километров временных велополос в центральной части города и более тысячи парковок для личных велосипедов.

В 2020 году в пять раз по сравнению с 2019 годом выросла популярность электросамокатов — на них было совершено два миллиона поездок. Городской парк проката вырос почти в два раза — до шести тысяч самокатов, которые есть в 50 районах Москвы. Число пользователей выросло на 35 процентов — до 500 тысяч человек. В планах на 2021 год закупка еще четырех тысяч электросамокатов.

Город, удобный для пешеходов и автомобилистов

В 2020 году в Москве построили 124,5 километра дорог, 25 мостов, тоннелей и эстакад, 23 внеуличных пешеходных перехода.

Среднесуточная скорость движения на основных магистралях Москвы выросла с 54 в 2019 году до 55 километров в час в 2020-м. По сравнению с 2010 годом средняя скорость выросла с 45 до 55 километров в час.

Среднее время в пути от Московской кольцевой автомобильной дороги до центра на городском транспорте в часы пик сократилось с 56 минут в 2019 году до 55 минут в 2020-м. По сравнению с 2010 годом снижение составило 18 процентов — с 67 до 55 минут.

Загрузка дорог в 2020 году снизилась на пять процентов (индекс TomTom).

Москва достигла рекордно высокого уровня безопасности дорожного движения и прочно удерживает первое место в России по этому показателю.

В 2020 году количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с пострадавшими сократилось на 14 процентов — с 9,2 тысячи в 2019 году до 7,9 тысячи в 2020-м. По сравнению с 2010 годом снижение составило 32 процента (11,7 тысячи ДТП).

Социальный риск (число погибших в ДТП на 100 тысяч населения) снизился более чем в два раза — с 6,6 в 2010 году до 2,97 в 2020-м.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Благодаря повышению безопасности дорожного движения в Москве за последние 10 лет сохранено порядка 2,5 тысячи жизней.

С каждым годом Москва становится все более удобной для пешеходов: с 2014 года горожане стали в среднем в два-три раза чаще передвигаться пешком.

В рамках городского краудсорсингового проекта было собрано свыше двух тысяч предложений от жителей по улучшению пешеходной инфраструктуры, из них 262 идеи были реализованы в 2020 году. В их числе создание 102 наземных пешеходных переходов, пяти благоустроенных пешеходных пространств (организация и расширение тротуаров), а также обустройство 5,4 километра временных велополос и установка велопарковок по 10 адресам (всего в городе две тысячи велопарковок на более 10 тысяч мест).

Московская билетная система

С 2013 года выпущено 36 миллионов карт «Тройка». И ее популярность продолжает расти.

В 2020 году впервые стало возможным привязать «Тройку» к личному кабинету в приложении «Метро Москвы». Это сделали уже 270 тысяч пользователей.

Также с 2020 года по карте можно оплачивать проезд в общественном транспорте в Тульской области — на конец 2020 года было совершено уже свыше 180 тысяч поездок.

В начале 2020 года транспортный комплекс Москвы получил главную награду международной премии Transport Ticketing Global (Великобритания) в номинации «Лучшая умная билетная система».

В Московском метрополитене началось тестирование системы оплаты с помощью распознавания лиц через камеры на турникетах (FacePay).

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Камерами с модулями распознавания лиц оборудовано 100 процентов станций московского метро и МЦК. Благодаря этой системе в сентябре — декабре 2020 года сотрудники Министерства внутренних дел Российской Федерации смогли выявить и задержать 607 человек, находившихся в федеральном розыске.

В 2020 году пользователи более 11 миллионов раз скачали мобильные приложения транспортного комплекса («Московский транспорт», «Метро Москвы», «Парковки Москвы»). Среди новшеств, которые появились в прошлом году:

— «Московский транспорт» — пользователи могут видеть загруженность и передвижение транспорта в режиме онлайн, вызвать такси и забронировать каршеринг, посмотреть карту парковок;

— «Метро Москвы» — пользователи могут управлять балансом «Тройки» онлайн, видеть время прибытия поезда и загруженность вагонов, задать вопрос в чат-боте (более 10 тысяч обращений в месяц);

— «Парковки Москвы» — пользователи могут оплатить или обжаловать штрафы и факт эвакуации машины, найти перемещенный автомобиль и парковку для инвалидов, пользоваться личным кабинетом для юридических лиц, оплатить парковку в торговых центрах.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Виртуальная «Тройка» и новые маршруты: планы на 2021-й 

В 2021 году ключевыми проектами развития транспортной системы Москвы станет

открытие станций БКЛ, строительство и реконструкция 11 городских вокзалов МЦД.

Также планируется продолжить обновление подвижного состава метро. В 2021 году подземка получит 337 новых вагонов «Москва-2020».

Проект развития электротранспорта столицы включает поставку 400 электробусов, 70 низкопольных трамвайных вагонов, запуск 164 зарядных станций, открытие 30 новых маршрутов.

Велосипедную инфраструктуру Москвы пополнит тысяча единиц двухколесного транспорта (из них 500 электровелосипедов), а также 67 станций электровелопроката. В центре города сделают до 18 километров временных велополос, а для личных велосипедов откроется тысяча парковок.

В 2021 году планируется выпустить виртуальную «Тройку» и продолжить распространение карты в регионах России с акцентом на Московскую область.

В числе других планов:

— развитие электронных сервисов: улучшение мобильных приложений, включая «Московский транспорти» (по принципу MaaS);

— расширение обслуживания ЦОМП на наземном транспорте, улучшение доступности транспортной инфраструктуры для маломобильных пассажиров;

— подготовка к запуску речного транспорта: развитие причалов, разработка электрических судов для передвижения по Москве-реке;

— повышение безопасности дорожного движения, дальнейшее снижение аварийности на дорогах города.