Главная оценка — востребованность москвичами: Сергей Собянин наградил победителей конкурса лучших строительных проектов

Главная оценка — востребованность москвичами: Сергей Собянин наградил победителей конкурса лучших строительных проектов
Д. Гришкин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
В числе победителей конкурса спортивные объекты, жилые комплексы, торговые центры, офисы, школы и другие здания.

Сергей Собянин вручил награды победителям ежегодного конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства»

В 2020 году в конкурсе участвовало 111 проектов из числа объектов, разрешение на ввод в эксплуатацию которых выдали с 1 января по 31 декабря 2019 года. В финал конкурса вышли 38 проектов.

«Это уже не проекты. Это то, чем пользуются сотни тысяч жителей города. И ваша победа обусловлена не только архитектурными изысками, но и популярностью и востребованностью ваших объектов», — сказал Мэр Москвы.

По его словам, строители вкладывают в реализацию объектов знания, талант и душу, что позволяет столице с каждым годом молодеть, развиваться и быть все более любимой горожанами.

«Главная оценка — то, что они востребованы москвичами. Все эти проекты не пустые, все они заполнены людьми и работают на людей», — добавил Сергей Собянин.

Победители конкурса

Специальный приз «Проект года» присудили Дворцу художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой (улица Лужники, дом 24, строение 24).

Дворец гимнастики в «Лужниках» получил премию BISPO AwardsСергей Собянин открыл Дворец гимнастики в «Лужниках»

В номинации «Лучший реализованный проект строительства многоквартирных домов категории “стандартное жилье”» победителем по решению городской конкурсной комиссии стал жилой комплекс «Михайлова, 31» (ЮВАО, улица Михайлова, дом 31а). А по итогам открытого общегородского голосования — жилой комплекс «Позитив», корпус 2 (ТиНАО, поселение Московский, Киевское шоссе, 23-й километр, дом 14, корпус 2). 

Лучшим среди проектов строительства многоквартирных домов повышенной комфортности по решению городской конкурсной комиссии стал жилой квартал «Символ» (ЮВАО, проезд Невельского, дом 3, корпуса 1 и 2; дом 6, корпуса 1–3). А по итогам открытого общегородского голосования в этой номинации победил жилой комплекс «Испанские кварталы», первый район (ТиНАО, поселение Сосенское, бульвар Веласкеса, дом 6; дом 7, корпуса 1–6; дом 9, корпуса 1–3; дом 10). 

Победителем в номинации «Лучший реализованный проект строительства объектов спортивного назначения» по решению городской конкурсной комиссии стал многофункциональный плавательный центр олимпийского комплекса «Лужники» (ЦАО, улица Лужники, дом 24, строение 4). 

«Подумаешь, реконструировали какой-то спортивный объект. На самом деле вместо уже морально устаревшего объекта создан уникальный центр, не имеющий аналогов в нашей стране. Это тоже было очень сложно и трудно с учетом сохранения исторического облика и того места, где мы строим — это действительно историческое место. Стоит учесть сложнейшие технические решения, которые там применялись», — сказал Сергей Собянин.

Участники открытого общегородского голосования предпочли Дворец художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой (ЦАО, улица Лужники, дом 24, строение 4). 

В номинации «Лучший реализованный проект строительства объектов учебно-образовательного и учебно-воспитательного назначения» городская конкурсная комиссия присудила победу экспериментальной школе на 2500 мест с кванториумом (ЮАО, проспект Лихачева, дом 11). По итогам открытого общегородского голосования победу среди проектов строительства учебных объектов одержало детское образовательное учреждение на 350 мест в районе Новые Ватутинки (ТиНАО, поселение Десеновское, 3-я Нововатутинская улица, дом 9а). 

В номинации «Лучший реализованный проект строительства лечебно-оздоровительных объектов» по решению городской конкурсной комиссии назвали детско-взрослую поликлинику на 750 посещений в смену (САО, Ленинградский проспект, дом 18а). А по итогам открытого общегородского голосования лучшим стал эндокринологический национальный центр Министерства здравоохранения России (ЮЗАО, улица Дмитрия Ульянова, дом 11). 

Специальным призом в этой номинации отметили больницу в поселке Коммунарка (ТиНАО, поселение Сосенское, поселок Коммунарка, улица Сосенский Стан, дом 8). 

Победителем в номинации «Лучший реализованный проект строительства гостиниц» по решению городской конкурсной комиссии и итогам открытого общегородского голосования стала гостиница Movenpick Taganskaya (ЦАО, улица Земляной Вал, дом 70). 

В номинации «Лучший реализованный проект строительства офисных зданий и деловых центров» городская конкурсная комиссия присудила победу инженерному центру АО «Мосгаз» (ЦАО, Мрузовский переулок, дом 11, строение 2). А по итогам открытого общегородского голосования лучшим назвали бизнес-парк «Искра» (САО, Ленинградский проспект, дом 35, строение 1). 

Среди проектов строительства многофункциональных торговых центров и комплексов по решению городской конкурсной комиссии и итогам открытого общегородского голосования лучшим назвали торгово-развлекательный центр «Саларис» (ТиНАО, поселение Московский, Киевское шоссе, 23-й километр, дом 1). 

В номинации «Лучший реализованный проект реставрации и приспособления объектов культурного наследия для современного использования» по решению городской конкурсной комиссии победу одержал павильон «Грот» музея-усадьбы «Кусково» (ВАО, улица Юности, дом 2, строение 11). А по итогам открытого общегородского голосования — ансамбль Миусского трамвайного депо (ЦАО, улица Лесная, дом 20, строения 1, 3–6). 

Специальным призом был отмечен дворец боярина Троекурова (палаты XVI–XVII веков) (ЦАО, Георгиевский переулок, дома 4–6, строение 2). 

В номинации «Лучший реализованный проект строительства объектов культурно-просветительского назначения» победу по решению городской конкурсной комиссии присудили культурно-производственным объектам «Мосфильма» (ЗАО, улица Мосфильмовская, дом 1а, строения 1, 2), а по итогам открытого общегородского голосования — городской площади Московского международного делового центра «Москва-Сити» (ЦАО, Краснопресненская набережная, владение 16, участки 2, 3, 6). В номинации «Лучший реализованный проект строительства объектов улично-дорожной сети» победу по решению городской конкурсной комиссии одержал Новый Карамышевский мост в составе Северо-Западной хорды (ЗАО, районы Можайский и Очаково-Матвеевское). По итогам открытого общегородского голосования лучшими в этой номинации назвали многоуровневые транспортные развязки на пересечении МКАД с Бесединским шоссе (ЮАО, районы Братеево и Зябликово).

Победителем в номинации «Лучший реализованный проект строительства объектов метрополитена и железнодорожного транспорта» по решению городской конкурсной комиссии стало электродепо «Руднево» (ВАО, улица Красковская), а по итогам открытого общегородского голосования — Сокольническая линия Московского метрополитена на участке от «Саларьева» до «Коммунарки» (ТиНАО, поселение Сосенское).

«Честно говоря, до того, как начали ее строить, мы вообще даже не предполагали, что такую технологию строительства можно реализовать в Москве. Когда в створе магистральной дороги даже не метростроители, а дорожники построили огромную ветку метро», — сказал Мэр Москвы.

На награждении Сергей Собянин поздравил лауреатов с наступающим профессиональным праздником.

«С наступающим Днем строителя, очень важным и большим праздником для Москвы. И не только потому что сотни тысяч москвичей связали свои жизнь и судьбу с этой замечательной профессией, но и потому что наш город во все века, на протяжении всей истории связан с развитием, строительством, инвестициями. И последние 10 лет Москва особенно демонстрирует позитивную динамику развития», — сказал он.

Москва стала лидером в мире по строительству метро и динамике развития улично-дорожной сети. Не сравнится с другими городами она и по развитию железных дорог, их реконструкции и интеграции в городскую инфраструктуру.

«После принятия программы реновации город стал крупнейшим мегаполисом мира, который реализует переселение граждан из ветхого жилья», — добавил Сергей Собянин.

По его словам, активно строят в столице и объекты торговли, сферы услуг, гостиницы, а также объекты образования, здравоохранения и социальной защиты.

«Должен сказать, что московский строительный комплекс достойно выходит из кризиса. Восстанавливаются объемы строительства, спрос на жилье и коммерческую недвижимость. Ни одна из крупнейших городских программ не была остановлена в этот период. И должен сказать слова признательности всем работникам строительного комплекса, которые создали условия для нормальной работы, развития строительства в Москве», — отметил Сергей Собянин.

Д. Гришкин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Профессиональное жюри и открытое голосование

Конкурс лучших строительных проектов столицы проводится с 2000 года. Одна из его главных задач — привлечь внимание общественности к строительным проектам, которые формируют комфортную городскую среду, улучшают качество жизни москвичей, а также стимулируют использование инновационных технологий и современных архитектурных решений.

Заявки на участие в конкурсе принимаются от заказчиков, инвесторов, проектировщиков и генеральных подрядчиков, которые участвовали в работе над проектом.

С 2015 года победители в 12 номинациях определяются решением городской конкурсной комиссии. В ее состав входят ведущие эксперты в области строительства, архитектуры, урбанистики и реставрации, а также представители органов исполнительной власти Москвы. Кроме того, открытое общегородское голосование проводится в проекте «Активный гражданин», на сайте конкурса, на выставке проектов-участников в павильоне «Макет Москвы» на ВДНХ, а также с помощью мобильного приложения «Строим просто».

В ходе открытого общегородского голосования был собран один миллион 187 тысяч мнений москвичей, в том числе один миллион 179 тысяч мнений — на портале «Активный гражданин», 2,6 тысячи — на выставке конкурсных проектов, 5,9 тысячи — на сайте конкурса и в мобильном приложении «Строим просто».

В 2018 году был учрежден приз «Проект года», которым награждается лучший проект из числа победителей конкурса. В предыдущие годы лучшими из лучших стали парк и концертный зал «Зарядье».

Также конкурсной комиссией учреждаются специальные призы, которыми награждаются проекты за достижения в области строительства или реставрации и приспособления объектов культурного наследия для современного использования.

Развитие транспортной инфраструктуры: метро и МЦК

С 2011 года в столице ввели в эксплуатацию 301,4 километра линий, 87 станций, три дополнительных вестибюля Московского метрополитена и МЦК, а также 10 электродепо.

Люблинско-Дмитровская линия:

— участок от станции «Марьино» до станции «Зябликово» (три станции);

— участок от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» (шесть станций);

— второй вестибюль станции «Марьина Роща»;

— второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская».

Калининско-Солнцевская линия:

— участок от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» (одна станция);

— участок от станции «Деловой центр» до станции «Раменки» (пять станций);

— участок от станции «Раменки» до станции «Рассказовка» (семь станций).

Замоскворецкая линия:

— участок от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» (одна станция);

— станция «Технопарк»;

— участок от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино» (две станции).

Арбатско-Покровская линия:

— участок от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе» (одна станция).

Таганско-Краснопресненская линия:

— участок от станции «Выхино» до станции «Котельники» (три станции);

— станция «Спартак».

Бутовская линия:

— участок от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (две станции).

Сокольническая линия:

— участок от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» (три станции);

— участок от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка» (четыре станции).

Некрасовская линия:

— участок от станции «Косино» до станции «Некрасовка» (четыре станции);

— участок от станции «Авиамоторная» до станции «Косино» (пять станций).

Большая кольцевая линия:

— участок от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская» (шесть станций);

— участок от станции «Авиамоторная» до станции «Лефортово» (одна станция).

Филевская линия:

— второй вестибюль станции «Международная».

Московское центральное кольцо — 31 станция.

Электродепо (включая реконструкцию): «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино» и «Руднево».

С начала 2020 года введено в эксплуатацию 14,3 километра линий и шесть новых станций московского метро, в том числе:

— второй участок Некрасовской линии от «Авиамоторной» до «Косина» длиной 11,3 километра (пять станций — «Авиамоторная», «Нижегородская», «Стахановская», «Окская» и «Юго-Восточная»);

— северо-восточный участок БКЛ от «Авиамоторной» до «Лефортова» длиной три километра (одна станция — «Лефортово»).

До конца этого года планируется построить еще 10,4 километра линий, три станции, одно электродепо, в частности:

— западный участок БКЛ от «Хорошевской» до «Карамышевской» — 5,5 километра, две станции («Улица Народного Ополчения» и «Карамышевская»);

— северо-восточный участок БКЛ от «Лефортова» до «Электрозаводской» — один километр, одна станция («Электрозаводская»);

— участок Сокольнической линии от «Саларьева» до «Коммунарки» (тупики) — 1,3 километра;

— оборотные тупики за станцией «Деловой центр» Солнцевской линии (1,4 километра);

— тупики за станцией «Деловой центр» Большой кольцевой линии (1,2 километра);

— электродепо «Сокол» (реконструкция).

Всего в этом году планируется ввести в эксплуатацию 24,75 километра линий, девять станций и одно электродепо.

Е. Самарин. Mos.ru

Московские центральные диаметры — наземное метро

В прошлом году открыли движение по первым Московским центральным диаметрам — МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск). 

Они улучшили транспортное обслуживание более четырех миллионов человек — это примерно 20 процентов населения региона, проживающих в десятках районов Москвы и городов Подмосковья.

Поезда МЦД перевезли уже более 80 миллионов пассажиров.

Благодаря запуску МЦД и новой билетной системе автомобилисты, пересевшие с личных автомобилей, экономят до 44 минут в пути в сутки, а также до 75 процентов расходов на проезд на определенных маршрутах (совокупно пассажиры МЦД смогут сэкономить до семи миллиардов рублей в год).

Сегодня МЦД-1 и МЦД-2 — это 132 километра и 60 станций, с 20 из которых можно пересесть на метро, Московское центральное кольцо и радиальные направления железной дороги.

Продолжается комплексное развитие, в том числе строительство новых и реконструкция действующих станций, формирование современных ТПУ и благоустройство расположенных рядом территорий.

С момента открытия МЦД на них построили уже пять новых станций — Славянский бульвар и Пенягино на МЦД-1, Волоколамскую, Остафьево и Курьяново на МЦД-2.

Масштаб и комфорт для тысяч пассажиров: на МЦД-1 открылась станция Славянский БульварНа МЦД-2 открылась станция Курьяново

Завершили реконструкцию восьми действующих станций, включая шесть станций на МЦД-1 (Фили, Немчиновка, Одинцово (первый этап), Рабочий Поселок, Сетунь и Новодачная) и две станции на МЦД-2 (Опалиха и Нахабино).

В ближайшие годы планируют построить еще семь новых станций. Три станции на МЦД-1 (Петровско-Разумовское, Илимская и Дмитровская) и четыре станции на МЦД-2 (Марьина Роща, Котляково, Печатники и Щукинская). Щукинская заменит станцию Покровское-Стрешнево. Таким образом, к 2024 году количество станций на двух диаметрах увеличится до 66, а количество пересадок — до 27.

Работы по реконструкции продолжаются на станциях Долгопрудная, Тимирязевская, Баковка, Одинцово (второй этап) и Лобня (МЦД-1), а также Каланчевская и Подольск (МЦД-2).

Д. Гришкин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Как развивается улично-дорожная сеть

Последние годы в Москве строится не менее 100 километров дорог в год.

Так, в период с 2011 года по 2019 год в Москве построили 909 километров дорог, что составляет 16 процентов от существующей улично-дорожной сети. Возвели 272 искусственных сооружения (мосты, тоннели, эстакады) и 231 внеуличный пешеходный переход. Реконструировали 14 вылетных магистралей, включая 16 развязок на МКАД. Также обустроили 200 километров выделенных полос для движения общественного транспорта.

С начала года в Москве построили и ввели в эксплуатацию 48 километров дорог, 17 искусственных сооружений и 12 пешеходных переходов, включая:

— участок проспекта Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до Минской улицы с транспортной развязкой на пересечении с Минской улицей;

— автомобильную дорогу к жилой застройке поселка Северного вдоль Савеловского направления Московской железной дороги (МЖД);

— связку Раменского бульвара с проспектом Вернадского в районе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;

— путепровод через железнодорожные пути МЦК от улицы Пруд-Ключики до 1-й Фрезерной улицы;

— подземный пешеходный переход через Октябрьскую железную дорогу в Марфине к станции метро «Фонвизинская»;

— транспортную развязку на Киевском шоссе в районе станции метро «Саларьево»;

— выезд из города Московский на Киевское шоссе.

До конца года планируют завершить строительство еще 43 километров дорог, четырех искусственных сооружений и восьми пешеходных переходов. Среди приоритетных объектов можно выделить следующие:

— пешеходный переход через Павелецкое направление МЖД от Варшавского шоссе (дом 12) до Загородного шоссе;

— реконструкция магистральной улицы районного значения платформа Остафьево — городской округ Щербинка с отстойно-разворотной площадкой и конечной станцией;

— реконструкция автомобильной дороги от Минского до Боровского шоссе;

— продолжение Октябрьского проспекта в Троицке (улица Академика Черенкова — улица Дальняя);

— автомобильная дорога Марьино — Саларьево;

— улично-дорожная сеть на территории административно-делового центра в поселке Коммунарка, включая мостовой переход через реку Сосенку;

— реконструкция улицы Ткацкой;

— транспортная развязка на участке от МКАД до поселка Коммунарка.

Всегов этом году в Москве запланировано построить более 90 километров дорог, 21 искусственное сооружение и 20 пешеходных переходов.

С 2021 года по 2023 год планируют построить еще около 314 километров дорог, 100 искусственных сооружений и 51 пешеходный переход. Ключевым проектом на ближайшие годы остается строительство новых хордовых магистралей — Северо-Восточной хорды, Юго-Восточной хорды и Южной рокады. Хорды улучшат связанность 73 районов Москвы с населением семь миллионов человек.

На сегодняшний день уже построили 57 процентов хордового кольца — введено в эксплуатацию 190 километров дорог, 98 искусственных сооружений и 54 пешеходных перехода.

Полностью открыта для автомобилистов Северо-Западная хорда — это 83 километра дорог, 32 искусственных сооружения и 30 пешеходных переходов.

Кроме того, открыто движение по шести участкам Северо-Восточной хорды и трем участкам Южной рокады.

35 километров дорог и 26 районов: продолжается строительство Северо-Восточной хорды

Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Развитие социальной инфраструктуры

С 2011 года по 2019 год в Москве построили 369 школ и детских садов, 85 поликлиник и больниц, 120 спортивных сооружений, 48 театров, музеев и других объектов культуры.

Среди новых знаковых объектов:

— парк и концертный зал «Зарядье», парк развлечений «Остров мечты», театры «Геликон-опера» и «Градский Холл»;

— стадион в спорткомплексе «Лужники» (реконструкция), Дворец художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой, многофункциональный плавательный центр в «Лужниках», Олимпийский центр синхронного плавания Анастасии Давыдовой, а также футбольные стадионы ЦСКА, «Спартак», стадион «Динамо» и ледовая арена ЦСКА;

— новый корпус Морозовской детской городской клинической больницы, многопрофильная клиническая больница в Коммунарке, диагностический корпус в международном медицинском кластере «Сколково», экспериментальная школа на 2500 мест на территории бывшей промзоны «ЗИЛ», школа на 2100 мест в Некрасовке, международная школа-пансион «Летово» и детская музыкальная школа имени Ференца Листа.

Благодаря развитию социальной инфраструктуры в 110 районах путь от дома до школы, детского сада или поликлиники стал короче. Шаговая доступность школ и детских садов в Москве лучше, чем в Лондоне и Нью-Йорке.

С начала года в столице построили 12 школ и детских садов, пять объектов здравоохранения, семь спортивных сооружений и четыре объекта культуры.

Во время пандемии московские строители всего за месяц с нуля построили Московский клинический центр инфекционных болезней «Вороновское». Этот автономный стационар рассчитан на 800 коек с возможностью расширения до 900 коек и трансформации каждой койки под реанимационную за 24 часа. За минувшие месяцы здесь прошли лечение и выписались более 1,2 тысячи пациентов с диагнозом «коронавирусная инфекция».

«Во время пандемии были реализованы очень сложные проекты, которые пришлось возводить буквально в считанные недели и месяцы. Это и строительство Вороновской инфекционной клиники — самой большой в России, это и реконструкция множества корпусов, больниц, объектов здравоохранения, которые непосредственно стали работать на борьбу с коронавирусом. Все это без строителей реализовать было бы невозможно, и они не подвели», — уточнил Мэр Москвы.

Клиника не временный модуль, ее корпуса рассчитаны на несколько десятилетий. После окончания пандемии больница, имеющая двухместные мельцеровские боксы, станет стационаром для лечения любых видов инфекций.

М. Мишин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Строительство недвижимости

За девять лет (с 2011 года по 2019 год) в Москве построили 78,6 миллиона квадратных метров недвижимости, среди которых 31,03 миллиона квадратных метров жилья (15 процентов от всего объема недвижимости Москвы).

В частности, введено в эксплуатацию 655 административных центров и объектов торговли на 9,4 миллиона квадратных метров.

С начала года построили 5,3 миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе 2,4 миллиона квадратных метров жилья.

Строительство коммерческой недвижимости осуществляется в основном за пределами Третьего транспортного кольца. Появление новых рабочих мест позволяет многим людям найти работу ближе к дому и сократить время на ежедневные поездки по городу.

Программа реновации

В программу реновации жилищного фонда включены 5174 дома — около 350 тысяч квартир общей площадью 16,4 миллиона квадратных метров, в которых проживает около миллиона человек.

Первые новоселы въехали в новые дома в феврале 2018 года. В настоящее время идет либо закончено переселение жителей 151 дома в 56 домов-новостроек. Всего переселяются 24,8 тысячи жителей из них в новые квартиры уже переехали 18,7 тысячи человек.

Для оказания помощи гражданам при переселении открыты центры информирования. В них можно получить консультацию представителей Департамента городского имущества, Московского фонда реновации, префектуры, управляющей компании, генерального подрядчика.

Для реализации программы подобраны 453 стартовые площадки общей площадью семь миллионов квадратных метров жилья. Площадки расположены во всех административных округах города, максимально близко к пятиэтажкам, включенным в программу.

Построено 60 новых жилых домов общей площадью 0,8 миллиона квадратных метров. Ведется строительство и проектирование 259 домов общей площадью 4,1 миллиона квадратных метров.