Новые железнодорожные пути и пассажирский павильон открыли на Белорусском вокзале

Новые железнодорожные пути и пассажирский павильон открыли на Белорусском вокзале
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
Сюда будут прибывать скоростные поезда из Усова и Одинцова. Освободившиеся пути займут электрички МЦД-1.

Новый пригородный павильон и дополнительные железнодорожные платформы открылись на Белорусском вокзале. Мероприятие прошло в рамках подготовки транспортного узла к запуску Московских центральных диаметров.

«Мы продолжаем усиленно работать для того, чтобы, как и обещали, в конце года запустить два центральных диаметра — МЦД-1 и МЦД-2. Совместно “Российскими железными дорогами” и коллегами из Правительства Московской области мы утвердили новые тарифы, благодаря которым снижение стоимости проезда составит от 50 до 75 процентов по сравнению с тем, что было раньше. Это очень важное решение. Коллеги обкатывают новые поезда “Иволга” для запуска МЦД. Идут полным ходом масштабные работы по совершенствованию технологической инфраструктуры и благоустройству. И вот здесь, на Белорусском вокзале, коллеги открыли две платформы. И как раз они важны для запуска МЦД на этом направлении», — отметил Сергей Собянин.

Белорусский вокзал — конечная станция Смоленского направления Московской железной дороги (МЖД). Здесь расположено шесть пассажирских платформ и 11 железнодорожных путей. Семь из них — тупиковые, а четыре — транзитные, связывающие вокзал с путями Савеловского и Курского направлениями МЖД.

Ежедневно на Белорусский вокзал прибывают 23 пары пассажирских поездов дальнего следования, пять пар «Ласточек», 39 пар поездов «Аэроэкспресс» и 158 пар электричек, в том числе 19 пар ускоренных поездов Москва — Усово и 27 пар — Москва — Одинцово.

Через несколько месяцев Белорусский вокзал станет одной из самых востребованных станций первой линии наземного метро — МЦД-1, который свяжет Одинцово и Лобню.

После запуска МЦД интенсивность движения поездов МЖД серьезно вырастет. Чтобы не перегружать существующую инфраструктуру, в апреле — октябре 2019 года ОАО «РЖД» построило на Белорусском вокзале две дополнительные платформы и четыре тупиковых пути. Для обслуживания пассажиров возведен отдельный пригородный павильон площадью 426 квадратных метров, оснащенный билетными кассами и автоматами, турникетами, электронными информационными табло, помещениями для контролеров и другой необходимой инфраструктурой. Из павильона можно будет выйти на площадь Тверская Застава и улицу Грузинский Вал, минуя старое здание Белорусского вокзала.

«Такого хорошего опыта взаимодействия между ОАО “РЖД” и городскими властями, в принципе, не существовало, поскольку традиционно каждая система старается максимально свои интересы учитывать. Здесь, в Москве, возник уникальный опыт совместного сотрудничества города, транспортных структур и “РЖД”. При этом железные дороги все больше и больше удовлетворяют горожан, становятся городским видом транспорта, а это прежде всего комфорт. Москва ставит перед нами специальные задачи по удобству и комфорту при перевозке пассажиров. Это действительно и новый подвижной состав, и новые линии. Здесь сегодня открываются две новые платформы, четыре новых пути. Это дает возможность, в том числе и нам улучшить технические условия. Как мы говорили, переводить поезда в новую точку для того, чтобы МЦД заработали с большей интенсивностью. Мы развиваем цифровые технологии, мы развиваем все сопутствующие сервисы, и это нам дает возможность совместной работы с Москвой», — рассказал председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.

С 2 октября 2019 года по новым путям будут курсировать 45 пар электропоездов, следующих до Усова и Одинцова. А освободившиеся транзитные пути в будущем начнут использовать для обслуживания поездов МЦД-1.

В 2018–2019 годах были построены третий и четвертый главные пути на участке Москва — Одинцово Смоленского направления железной дороги, что позволило значительно увеличить интенсивность движения пригородных поездов с сокращением интервалов до 3,5 минуты в час пик.

За девять месяцев 2019 года общий среднесуточный пассажиропоток на Смоленском направлении вырос на 3,5 процента и составил 142 тысячи пассажиров в сутки. Пассажиропоток поездов-экспрессов (7000-й нумерации) за то же время превысил 8,7 тысячи пассажиров в сутки (плюс 39,7 процента). Загруженность поездов в час пик снизилась со 160 до 147 процентов.

В ближайшие годы планируется завершить строительство соединительной ветки между южными и северными терминалами международного аэропорта Шереметьево, что также увеличит популярность Белорусского вокзала среди пассажиров, следующих в Шереметьево на аэроэкспрессах.

МЦД — новое наземное метро Москвы

Московские центральные диаметры — совместный проект Минтранса России, Правительства Москвы, Правительства Московской области и ОАО «РЖД». Диаметры наземного метро, проходящие через центральную часть города, свяжут Москву с населенными пунктами ближнего Подмосковья, существенно упростив и ускорив поездки на общественном транспорте для миллионов жителей столичной агломерации.

«Сегодня железная дорога — это не что-то далекое для города и замкнутое на самом себе. Это часть транспортной инфраструктуры, которая обслуживает миллионы москвичей», — подчеркнул Сергей Собянин.

В настоящее время проект предусматривает создание пяти диаметров — в общей сложности 375 километров пути и 186 станций. Благодаря этому улучшится транспортное обслуживание 9,6 миллиона человек — 6,9 миллиона москвичей и 2,7 миллиона жителей 17 городов Московской области. Пассажиропоток диаметров составит более 300 миллионов человек в год. Нагрузка на существующую транспортную инфраструктуру столицы сократится на 10–12 процентов.

Станции диаметров будут работать с 05:30 до 01:00, поезда будут курсировать без дневного технологического окна.

На диаметрах будут работать специалисты Центра обеспечения мобильности пассажиров. Появится единая навигация с обозначением диаметров: D1, D2, D3, D4, D5, единая база забытых вещей, единый фирменный стиль общения с пассажирами.

Первые диаметры

В конце года планируется открыть пассажирское движение по диаметрам D1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) и D2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск).

В общей сложности это составит 132 километра путей, 57 станций, а также 19 пересадок на метро, МЦК и радиальные направления железной дороги. В перспективе количество станций будет увеличено до 66, а количество пересадок — до 27.

На первом этапе на диаметрах будут курсировать 39 поездов «Иволга» (вместе с электричками), 28 поездов уже поступили в депо. Всего на диаметрах будет более 900 тысяч новых пассажирских мест в сутки, а интервалы движения составят пять-шесть минут в часы пик.

Ожидается, что первые диаметры улучшат транспортное обслуживание более 3,7 миллиона человек, проживающих в 45 районах Москвы и шести городах Московской области. Перспективный пассажиропоток на D1 и D2 превысит 90 миллионов человек в год.

Для удобства пассажиров у станций диаметров будет создано свыше 30 перехватывающих парковок, благоустроено более 80 пешеходных переходов, изменено около 50 маршрутов наземного транспорта.

Оплатить проезд в поездах МЦД пассажиры смогут картой «Тройка», банковскими картами с функциями PayPass и PayWave или смартфонами с NFC — как в кассах, так и непосредственно на турникетах.

По аналогии с Московским центральным кольцом пересадку с МЦД на метро сделают бесплатной. Благодаря новой тарифной системе москвичи будут ежедневно экономить до 50 процентов на поездках, а жители Московской области при поездках в границах МЦД — до 75 процентов.

На первых двух диаметрах МЦД будут действовать три тарифные зоны: «Центральная», «Пригород» и «Дальняя».

Например, в пределах станций Марк — Сетунь, Остафьево — Волоколамская — зона «Центральная». Стоимость разовой поездки будет такой же, как для других видов столичного общественного транспорта: по тарифу «Кошелек» карты «Тройка» либо по стоимости поездки других типов билетов, которые можно записать на «Тройку». В 2019 году поездка по тарифу «Кошелек» составляет 38 рублей.

Зона «Пригород» будет проходить за пределами станций Марк — Сетунь и Волоколамская — Остафьево и по Московской области до конечных станций МЦД. Стоимость разовой поездки по тарифу «Кошелек» карты «Тройка» здесь составит 45 рублей.

«Дальняя» зона расположена за границами МЦД. Стоимость поездки складывается из двух составляющих: действующий билет на электричку (23 рубля за каждую зону до границ МЦД) плюс 45 рублей. При этом пассажиры также получают право на бесплатную пересадку на МЦК, метро и МЦД.

D1: из Одинцова в Лобню за 80 минут

Протяженность МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) составит 52 километра. Первоначально на линии будет 24 остановочных пункта, а к 2024 году здесь откроют еще четыре станции: Славянский Бульвар, Петровско-Разумовская, Дмитровская и Илимская. Преодолеть весь маршрут можно будет за 80 минут.

На первом этапе для перевозки пассажиров запустят 15 современных поездов «Иволга». Они будут курсировать, чередуясь с обычными электричками. Интервал движения в часы пик составит всего пять-шесть минут.

С запуском D1 улучшится транспортная доступность более 20 московских районов. Время в пути сократится вдвое — с одного часа 40 минут до 48 минут. Около 400 тысяч жителей подмосковных Лобни, Долгопрудного, Одинцова и других близлежащих населенных пунктов смогут быстрее добираться до столицы. Время в пути из Московской области сократится в среднем до 40 процентов: с двух часов 40 минут до одного часа 20 минут при использовании общественного транспорта и с одного часа 40 минут до одного часа 20 минут — в случае, если воспользоваться D1 вместо автомобиля.

Ожидается, что за год первым диаметром воспользуются 42,9 миллиона человек. Благодаря открытию движения появится 403 тысячи дополнительных пассажирских мест в сутки.

Пассажирам D1 будут доступны восемь пересадок на станции метро, МЦК и железнодорожные платформы иных направлений, а в перспективе число пересадок вырастет до 12.

В результате до 12 процентов снизится нагрузка на северный участок Серпуховско-Тимирязевской, западный участок Арбатско-Покровской, северо-западный участок Таганско-Краснопресненской и Филевскую линию метро.

Реконструкция инфраструктуры: как создавали D1

Для открытия движения на D1 проводится комплексная реконструкция железнодорожной инфраструктуры.

В 2018–2019 годах были построены III и IV главные пути на участке Москва — Одинцово Смоленского направления МЖД. В результате значительно увеличилась интенсивность движения поездов и сократились интервалы до 3,5 минуты в час пик.

Построен новый остановочный пункт ИЦ Сколково, проведена реконструкция остановочных пунктов Фили, Сетунь, Немчиновка, Баковка, Одинцово и Рабочий Поселок.

Идет строительство остановочных пунктов Славянский Бульвар, Петровско-Разумовская и Дмитровская, а также реконструкция платформ Долгопрудная, Новодачная, Сетунь и Баковка.

Помимо комфортных платформ с навесами на всю длину на остановках D1 строятся надземные крытые вестибюли (конкорсы), обеспечивающие выход пассажиров по обе стороны от железной дороги.

В рамках второго этапа развития D1 планируется построить III и IV главные пути на участке Москва — Бутырская — Лобня Савеловского направления МЖД, завершить реконструкцию станций Одинцово и Лобня, остановочного пункта Тимирязевская, создать новый остановочный пункт Илимская, платформы на станциях Лианозово и Окружная. Все остановки приведут к единым стандартам МЦД.

D2: из Нахабина в Подольск за два часа

МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск) будет значительно длиннее — 80 километров и 32 остановочных пункта. В перспективе число платформ планируется увеличить до 38. Время в пути между конечными остановками составит 116 минут.

В первое время с D2 можно будет сделать 11 пересадок на станции метро, МЦК и железнодорожные платформы иных направлений, а в будущем — 15.

Открытие движения позволит создать 486 тысяч дополнительных пассажирских мест в сутки. Планируется, что всего за год поезда этого диаметра перевезут около 48,69 миллиона человек. Курсировать по D2 будут 24 «Иволги», а интервал движения в часы пик не превысит шести минут.

Существенно улучшится транспортное обслуживание 30 московских районов, а также жителей подмосковных Нахабино, Красногорска, Подольска и других населенных пунктов.

Для москвичей дорога станет быстрее: 72 минуты вместо 90. А для жителей Московской области D2 сократит время в пути в среднем до 30 процентов: с трех часов семи минут до одного часа 56 минут — при использовании общественного транспорта — и с двух часов 20 минут до одного часа 56 минут при поездке по МЦД-2, а не на автомобиле.

Кроме того, до 12 процентов уменьшится нагрузка на северном участке Серпуховско-Тимирязевской, западном участке Арбатско-Покровской, юго-восточном и западном участках Таганско-Краснопресненской, южном участке Замоскворецкой и северном участке Калужско-Рижской линий метро.

«Иволга»: новый стандарт городской электрички

Пассажиров МЦД будут перевозить поезда «Иволга» производства компании «Трансмашхолдинг». 90 процентов комплектующих «Иволги» — российского производства. На Тверском вагоностроительном заводе поезда собирают около одной тысячи сотрудников. На 360 смежных предприятиях заняты еще порядка 15 тысяч человек, а 70 компаний-поставщиков являются субъектами малого предпринимательства.

Важно, чтобы поезда, курсирующие в городе с частыми остановками, умели как можно быстрее разгоняться и максимально плавно останавливаться. «Иволга» соответствует этим требованиям. В результате среднее время в пути сокращается, а пассажиры не чувствуют дискомфорта при разгоне и торможении.

В составе «Иволги» может быть от пяти до 12 вагонов, таким образом поезд легко адаптировать к меняющемуся пассажиропотоку. Версия 2.0 вмещает более двух тысяч человек.

Благодаря широким дверям (1400 миллиметров вместо стандартных 1250 миллиметров) сокращается время на высадку и посадку пассажиров в среднем на 15 процентов, что важно в условиях города. Тамбуров в поезде нет, по сквозному проходу между вагонами пассажиры  равномерно распределяются по составу.

«Иволга» — поезд-трансформер, в котором внутреннее пространство легко адаптируется к потребностям каждого пассажира. Предусмотрены крепления для велосипедов, специальные места для хранения багажа, зоны для маломобильных пассажиров и комфортные условия для родителей с маленькими детьми, включая пеленальные столики в туалетных комнатах.

В салонах удобно ездить как сидя, так и стоя. «Иволга» оборудована многоуровневой системой поручней с теплым покрытием и мягкими подвесными ручками. В каждом межвагонном переходе установлен дополнительный вертикальный поручень. Кроме того, в «Иволге 2.0», как и в новых вагонах метро, появились мягкие панели, на которые можно опираться при поездках стоя.

Адаптивное освещение «Иволги 2.0» меняется в зависимости от времени суток: утром, когда нужно проснуться, в поезде светит яркий бодрящий свет, а вечером, наоборот, мягкий и успокаивающий.

Помимо новостных экранов, маршрутных табло и Wi-Fi, в вагонах поездов в каждом кресле имеются USB-розетки. Например, в семивагонном составе размещено более 490 разъемов.

О здоровье пассажиров заботится система поддержания микроклимата и обеззараживания воздуха. В салоне ведется автоматический мониторинг содержания углекислого газа.

В туалетах установлены сенсорные краны и автоматические сушилки для рук.

Кроме того, «Иволга» оборудована цифровой системой управления и диагностики. Это надежный и безопасный поезд, который в режиме реального времени сам контролирует десятки параметров.

Комплексная система видеонаблюдения и система контроля бдительности машиниста делают поездку максимально безопасной. В кабине машиниста установлены удобное эргономичное кресло и персональная система климат-контроля.

Комфортный поезд в комфортном городе: благоустройство территорий, прилегающих к МЦД

Сейчас на Белорусском вокзале ведутся работы по благоустройству пассажирской платформы широкого перрона и платформы № 1. Платформы и перрон вымостят гранитной плиткой с так называемой интуитивной навигацией, облицуют входные группы, построят навесы, сделают водоотводные лотки и дождеприемные колодцы, установят опоры освещения, светодиодные прожекторы, малые архитектурные формы, информационные и навигационные стелы. Также рабочие демонтируют устаревшие торговые точки, на месте которых появятся современные павильоны в том же стиле, что и здание вокзала.

Основные работы по благоустройству Белорусского вокзала и территории вокруг планируется завершить в ноябре этого года.

«Если появляется платформа, то вокруг нее все преображается. Москва предъявляет свои требования по обслуживанию пассажиров, городских жителей, специфичные, с которыми мы с удовольствием соглашаемся. Это и дает возможность “Российским железным дорогам” сегодня выглядеть абсолютно по-другому. При этом очень важно: все планы реализуются не только в срок, а быстрее. Это тоже важно для жителей», — отметил Олег Белозеров.

В 2017 году было проведено комплексное благоустройство площади Тверская Застава возле Белорусского вокзала. Здесь воссоздали сквер и вернули памятник Максиму Горькому на его историческое место. Также расширили тротуары, установили современные остановочные павильоны, реорганизовали движение транспорта и продлили трамвайную линию от Лесной улицы.

Кроме того, накануне открытия МЦД-1 и МЦД-2 комплексное благоустройство коснулось территорий вокруг шести станций: Рабочего Поселка, Сетуни, Москвы-Пассажирской-Смоленской (Белорусский вокзал), Москвы-Бутырской (Савеловский вокзал), Ленинградской и Тушина. На 22 станциях ведутся работы по улучшению транспортной и пешеходной доступности. Общая площадь благоустройства составляет 70,4 гектара.

Работы включают ремонт и расширение тротуаров, ремонт проезжей части, установку новых уличных фонарей, остановок и малых архитектурных форм. Оборудуют плоскостные парковки, разобьют газоны.

Также ведется благоустройство территории вокруг железнодорожных путей ОАО «РЖД» — от границы с Московской областью до платформы Москва-Пассажирская-Смоленская (Белорусский вокзал) — общей площадью 26,5 гектара и протяженностью более 14 километров. Специалисты вывезут 150 тысяч кубических метров бытового и строительного мусора, разобьют 25 гектаров газонов, отремонтируют 15 тысяч квадратных метров асфальтобетонного покрытия, установят 4,6 тысячи погонных метров бортового камня, установят и отремонтируют 1,2 тысячи погонных метров ограждений и покрасят 24 тысячи погонных метров заборов.

Аналогичные работы проводятся на других направлениях МЖД, которые войдут в состав МЦД-1 и МЦД-2.