Четвероклассники московских школ показали лучшие результаты в мире по уровню читательской грамотности

Четвероклассники московских школ показали лучшие результаты в мире по уровню читательской грамотности
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
В 2016 году в исследовании PIRLS участвовали школьники из 50 государств. Российские четвероклассники стали безоговорочными лидерами, причем из 4577 россиян было 4289 москвичей.

Сергей Собянин пообщался с учителями школ, в которых четвероклассники стали участниками исследования PIRLS 2016. Встреча состоялась в Романовской школе, расположенной в Большом Кондратьевском переулке.

По его словам, столичное образование с каждым годом развивается, а результаты учеников становятся все лучше. Это доказывают успехи школьников на Едином государственном экзамене и всероссийских олимпиадах.

 

Чтобы подтвердить знания москвичей на международном уровне, в 2015 году были проведены исследования читательской и математической грамотности среди восьмиклассников. Тогда представители столицы стали шестыми. В 2016 году исследование прошло среди учеников начальной школы. «Наши четвероклассники, которых тестировали на читательскую грамотность, заняли первое место в мире. Это большое событие», — отметил Сергей Собянин.

Учитель начальных классов школы № 45 Надежда Ладилова рассказала, что участие школьников в тестировании было важно и для оценки работы педагогов. «Наши дети читают много, читают везде, читают с удовольствием, и школа вполне способна привить им этот интерес и делает это. Теперь мы можем с уверенностью об этом говорить и можем говорить о том, что Москва — это самый читающий город и Россия — это самая читающая страна», — сказал она.

Мэр Москвы добавил, что современные образовательные программы сложны и для учителей, и для учащихся по сравнению с теми программами, что были 15 лет назад: «Объем знаний, который дает школа сегодня значительно больше. И главное, чтобы обучение способствовало развитию ребенка, чтобы он мог ориентироваться в современном мире, чтобы он смог адаптироваться к различным ситуациям».

Помочь структурировать образование, сделать его более современным и внедрить новые технологии помог проект «Московская электронная школа» («МЭШ»).

«Были опасения, что мы детей снова нагрузим какими-то непонятными технологиями. Более того, для их здоровья не очень хорошо, когда они много работают за интерактивной доской, с планшетами и так далее. Но как практика показывает, все как раз наоборот: мы отстаем от своих детей. Они уже постоянно общаются в интернете, работают с этими гаджетами, планшетниками, компьютерами. И когда школа предоставляет такие же возможности, к которым он уже привык — те же самые электронные доски, новое программное обеспечение, новые планшетники и так далее, — то он оказывается в своей среде», — сказал Сергей Собянин.

Учитель начальных классов школы № 1247 Юлия Морозова поблагодарила Мэра Москвы за те возможности, которые предоставил город школам, создав «МЭШ». «Мы писали эти уроки даже не для того, чтобы грамотно учить, мы для себя увидели перспективу развития. На самом деле в сентябре этого года мы стали намного интереснее нашим детям, стали открытием для их родителей», — отметила она.

PIRLS: что это такое и зачем нужно

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) — международное мониторинговое исследование уровня читательской грамотности учеников начальных классов. Его проводит Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Цель исследования — проанализировать качество чтения и понимания текста школьниками из разных стран мира, выявить различия в национальных системах образования. Задания PIRLS помогают проверить главные читательские навыки. Это способность увидеть в тексте основную информацию, сформулировать выводы, интерпретировать и обобщить данные, сделать анализ и оценить содержание, языковые особенности и структуру текста.

PIRLS 2016: российские школьники — снова лучшие

В исследовании PIRLS 2016 участвовали ученики школ из 50 государств. Среди них 4577 учащихся 206 школ из 42 регионов нашей страны. Российские четвероклассники показали лучшие результаты в овладении чтением среди своих сверстников из других стран мира и снова подтвердили статус лидера в сфере начального общего образования.

Первое место в рейтинге им обеспечил 581 балл по международной шкале.

Следом за россиянами шли школьники из Сингапура, набравшие 576 баллов. Третьими стали представители Гонконга, у которых было 569 баллов. Немного уступили им Ирландия — 567 баллов, Финляндия — 566 баллов, Польша и Северная Ирландия — по 565 баллов. Норвегия, Тайвань и Англия заработали по 559 баллов.

Москва впервые участвовала в исследовании как отдельная территория. Специалисты IEA протестировали 4289 четвероклассников из 150 московских школ. Исследование проводилось по общемировой методике и является репрезентативным для всего города.

В итоге московские четвероклассники превзошли своих сверстников. Они продемонстрировали не только высокие показатели читательской грамотности, но и высокую плотность результатов, что говорит об их хорошей общей подготовке. Средний результат составил 612 баллов.

В чем секрет успеха

Такому успеху способствовало введение новых федеральных образовательных стандартов и создание нового учебного контента, более интересного детям по форме и содержанию. Большую роль сыграло массовое повышение квалификации учителей начальных классов и рост заработной платы, а появившиеся в начальной школе ноутбуки и электронные доски сделали уроки интереснее для детей. Увеличилось и выровнялось финансирование учебных учреждений, начала действовать система рейтингов и поощрительных грантов за достижение высоких образовательных результатов. Все московские дети получили места в детских садах, что позволяет им лучше подготовиться к школе, а электронная запись в первые классы вызвала реальную конкуренцию школ за учеников. Регулярно проводится диагностика качества образования в четвертых классах, что повышает ответственность образовательных организаций за результаты работы.

Романовская школа

Романовская школа, где проходила встреча мэра с педагогами, — это шесть школьных зданий и 13 корпусов для дошкольников. В ней работают 347 сотрудников, в том числе 218 педагогов. Из них 28 — почетные работники общего образования и два кандидата педагогических наук. Здесь учатся 2658 детей — 913 дошкольников и 1745 школьников.

В 2016/2017 учебном году 14 выпускников награждены Правительством Москвы медалями «За особые успехи в обучении». 35 одиннадцатиклассников получили на Едином государственном экзамене 220 баллов и более по трем предметам

В 2016 году ученики четвертых классов также участвовали в исследованиях PIRLS и продемонстрировали достойный уровень знаний и читательской грамотности — во многом потому, что в школе реализуется оригинальный образовательный проект «Дети — детям». Он помогает сформировать у учеников жизненно важные навыки, в том числе по литературному чтению и читательской грамотности. Старшеклассники проводят занятия с учениками начальной школы, которые лучше усваивают информацию, полученную от сверстников или старших друзей.

«Дети — детям»: робоигры, экспериментариум и первая помощь

Программа проекта включает множество событий. Среди них литературное кафе «Читаем книгу», «Волшебное путешествие в страну литературы» — изучение русских и зарубежных произведений, постановка пьес на английском языке, «История игрушек» — знакомство с историей возникновения игрушек и изготовление их своими руками (проект также реализован в медицинском центре имени Димы Рогачева), «Робоигры» — занятия по робототехнике.

В числе других мероприятий — «За страницами истории» (изучение углубленного курса истории, памятников старины, историческое моделирование, чтение архивных документов и книг). Весной этого года учащиеся Романовской школы стали победителями конкурса молодых градостроителей, который проводит Правительство Москвы, в номинации «Москва историческая».

Существуют и другие направления. Например, курс «Оказание первой помощи» дает детям представление о том, как до прибытия врачей помочь пострадавшему. «Экспериментариум» — это опыты и исследования с использованием оборудования «Медицинский класс в московской школе». «Я — пешеход!» — занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Во время их проведения в спортивном зале на полу собирают интерактивный пешеходный переход. Ученики начальной школы «ходят по городу» и в игровой форме изучают правила, основы безопасности, участвуют в соревнованиях.

«Московская электронная школа» и классы по интересам

В Романовской школе действуют и другие образовательные проекты.

По программе «Московской электронной школы» закуплено 217 единиц оборудования, в том числе 17 интерактивных панелей, 112 ноутбуков, три сервера, оборудовано 85 точек доступа к Wi-Fi.

С ноября 2017-го внедрен проект «Инженерный класс в московской школе». Партнерами выступили Московский государственный технологический университет «Станкин», Национальный исследовательский технологический университет«МИСиС» и Московский технологический университет. Планируется поставка 281 единицы оборудования: комплекты 3D-сканирования и моделирования, атомно-силовой микроскоп, комплекты для изучения токов, магнитных полей и нанотехнологий.

Действует проект «Медицинский класс в московской школе» при поддержке Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Для него закуплено 1387 единиц оборудования, включая мобильные цифровые лаборатории, наборы для проведения ДНК-исследований, роботы-тренажеры с режимом имитации состояния клинической смерти.

Еще один проект — «Кадетский класс в московской школе» — реализуется вместе с Военным университетом Минобороны России.