Сергей Собянин: Москва продолжит активно развивать дополнительное образование

Сергей Собянин: Москва продолжит активно развивать дополнительное образование
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
Для дополнительного образования Москва использует потенциал не только школ, но и колледжей, предприятий, вузов, музеев, театров.

Кружковое движение в России переживает подъем. Об этом сказал Председатель Правительства России Дмитрий Медведев на совещании, которое прошло во Дворце детского творчества на Воробьевых горах. В мероприятии, посвященном развитию дополнительного образования, приняли участие Министр образования и науки России Ольга Васильева, Мэр Москвы Сергей Собянин и представители органов исполнительной власти других регионов, руководители образовательных учреждений и педагоги.

«Нужно подумать, каким образом лучше распространять тот опыт, который существовал раньше, и тот опыт, который возникает сегодня. Мы, конечно, стремимся к тому, чтобы современных, хорошо оснащенных кружков и секций было как можно больше», — отметил Дмитрий Медведев, добавив, что в России создается новая модель образования. Она основывается на индивидуальном подходе к развитию каждого ребенка. Ядром новой модели станут детские технопарки и центры дополнительного образования. К концу года в России должно появиться около 40 технопарков. «Мы выделили дополнительное образование в отдельный приоритетный проект в рамках тех проектов, которыми занимается Правительство», — отметил Председатель Правительства.

Дополнительное образование и кружки помогают детям понять, кем бы они хотели стать в будущем. Дмитрий Медведев объяснил: «Это очень важно, потому что все-таки такая ранняя профессиональная ориентация позволяет школьнику подготовиться к учебе, особенно когда речь идет об учебе в сложных технических учреждениях».

Сергей Собянин в свою очередь отметил, что за последние годы количество детей, которые получают дополнительное образование, в Москве выросло почти в два раза — сейчас их более 800 тысяч. «Нам очевидно стало, когда мы анализировали ситуацию в 2011–2012 годах, что по большому счету потенциал Москвы гораздо больше, чем тот, который был задействован. В 2012 году в Москве получали дополнительное образование чуть более 400 тысяч детей», — добавил он.

Город стал больше использовать потенциал не только школ, но и колледжей, предприятий, вузов, музеев, театров. «По сути дела, создали проект, в котором наша школа, обычная общеобразовательная школа, стала центром интеграции всего городского пространства», — сказал Мэр Москвы.

Дополнительное образование очень востребовано родителями, и Москва будет его активно развивать. Для занятий в кружках и секциях можно будет использовать и ресурсы «Московской электронной школы». Сергей Собянин подчеркнул: «На наш взгляд, в течение года-полутора, максимум двух лет этот проект уже будет повседневностью, обычной историей, без которой сложно будет вообще проводить современные уроки и в том числе в области дополнительного образования».

Выставка предпрофессионального дополнительного образования

Участники совещания также осмотрели выставку городских проектов в этой сфере. На ней представили и несколько московских. На стендах, посвященных медицинским классам, которые появляются в столичных школах, показали интерактивные тренажеры по оказанию первой помощи, телементор (тренажер в области телемедицины), цифровые лаборатории по биохимии и физиологии. В рамках этого проекта проходят мастер-классы по лабораторному анализу продуктов питания, проведению инъекций и сердечно-легочной реанимации.

Сергей Собянин сказал: «Школы укомплектованы медицинским оборудованием, они могут давать и основные предпрофильные знания, и дополнительные, для этого не нужно куда-то бежать, можно в своей школе получить целый набор предпрофильных навыков. То же касается инженерных и академических классов».

Для проекта «Инженерный класс в московской школе» в образовательных учреждениях появилось оборудование инженерного лабораторного комплекса. В школах устраивают мастер-классы по использованию цифровых лабораторий и 3D-моделированию на интерактивных кульманах. На стенде, который рассказывает о соревнованиях автономных роботов, можно увидеть игры в робофутбол и демонстрационный экзамен по мобильной робототехнике. Также здесь представлены роботы, разработанные учащимися — победителями Всемирной выставки юных изобретателей в Японии.

Кроме того, на выставке представлен проект «Нейропилотирование». Это мастер-классы по управлению квадрокоптерами при помощи нейроинтерфейса. А проект «Кружок от чемпиона» включает мастер-классы призера чемпионата профессионального мастерства WorldSkills в компетенции «Химический лабораторный анализ».

«Город как школа»: дополнительное образование детей в Москве

В столице создана разветвленная система дополнительного образования, в которую входят кружки и секции в общеобразовательных, спортивных, музыкальных, художественных школах и центрах детского творчества, а также по месту жительства. В рамках проекта «Город как школа» к дополнительному образованию юных москвичей подключились вузы и научные организации, театры и концертные залы, музеи и спортивные школы, парки и усадьбы, промышленные и транспортные предприятия, детские школы искусств и ветеранские организации.

Начиная с 2013 года в Москве действует система единой электронной записи детей в секции и кружки. Полную информацию о программах, реализуемых в городской системе дополнительного образования, родители могут узнать на портале mos.ru.

Общегородской портал обеспечивает удобный поиск нужного кружка или секции рядом с домом, удобную запись ребенка, консолидированный персонифицированный учет детей, посещающих кружки и секции вне зависимости от ведомственной принадлежности, индивидуальную образовательную траекторию для каждого юного москвича.

Активнее всего сейчас развиваются кружки и секции в общеобразовательных школах, которые максимально удобны для детей и родителей.

По сравнению с 2012 годом общее число кружков в городской системе дополнительного образования выросло в 2,5 раза — с 48 тысяч до 120 тысяч. Количество занимающихся в них детей увеличилось почти в два раза — с 429 тысяч до 841 тысячи.

При этом один ребенок может посещать несколько кружков и секций.

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Число

кружков

 

48 тысяч

 

52 тысячи

 

70 тысяч

 

118 тысяч

 

119 тысяч

Свыше 120 тысяч

Число

занимающихся детей

 

429 тысяч

 

444 тысячи

 

472 тысячи

 

678 тысяч

 

836 тысяч

 

841 тысяча

В 78 процентах кружков дети занимаются бесплатно, в 22 процентах — на платной основе. Стоимость платных занятий и размеры льгот устанавливают сами организации на основании решения управляющего совета.

Приоритетными для дополнительного образования стали сферы, которые помогают обеспечить успешную социализацию и профессиональную карьеру подрастающего поколения: инженерия, медицина, научно-технологическая сфера, комплексная безопасность. Учащихся по этим программам детей в последние годы становится больше. Доля тех, кто занимается в технических кружках, увеличилась в период с 2015 по 2017 год с шести до 12 процентов, а в естественно-научных кружках — с 16 до 18 процентов.

В Москве также действуют проекты, интегрирующие общее и дополнительное образование в единую систему: «Инженерный класс» — 60 школ и более трех тысяч учащихся, «Медицинский класс» — 72 школы и более 3,5 тысячи учащихся, «Академический класс» — 10 школ и 500 учащихся, «Кадетский класс» — 168 школ и 12,5 тысячи учащихся.

Большой интерес вызывают и «Субботы московского школьника». Они включают несколько проектов. Например, в «Университетских субботах» участвуют 60 вузов, которые проводят более 2,5 тысячи мероприятий ежегодно для 340 тысяч участников. В рамках проекта «Субботы активиста» проходят тренинги и мастер-классы для 3,8 тысячи человек, в «Субботах мужества» участвуют более 15 тысяч юных москвичей. А в проекте «Профессиональная среда» задействовано 42 колледжа, которые организуют 600 мастер-классов для 47 тысяч участников.

По поручению Президента России в Москве с 1 сентября 2016 года реализуется проект «Кружок от чемпиона». Школьники — победители всероссийских и международных олимпиад, а также студенты колледжей — победители чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills и «Абилимпикс» ведут занятия в 400 кружках с более чем 4,5 тысячи школьников.

Также в Москве реализуются проекты:

— «Предуниверситарий» — в нем задействовано 11 вузов и свыше 3,5 тысячи учащихся;

— «Профессиональное обучение» — проект охватывает 52 колледжа и 135 профессий. Профессиональные свидетельства получили 1700 школьников;

— «Урок в технопарке» — в технопарке «Мосгормаш» 120 учащихся школ и 130 студентов колледжей изучают геоинформатику, современную космонавтику, робототехнику, более 200 школьников занимаются по программам допобразования; в технополисе «Москва» около 300 школьников изучают модули предмета «технология». Здесь же открыты детские технопарки под названием «Кванториум»;

— «Мастерславль», «Кидзания», «Кидбург» — детские парки — города профессий.

Регулярно столица принимает участие в чемпионатах профессионального мастерства «Молодые профессионалы». На соревнованиях WorldSkills (их участникам от 18 до 23 лет) в 2017 году сборная Москвы заняла первое место в командном зачете, завоевав 32 медали, в том числе 22 золотые. На чемпионате JuoniorSkills (для ребят от 10 до 17 лет) в этом году также победила московская команда, завоевав 27 медалей, в том числе 17 золотых.

Воробьевы горы: главный детский адрес Москвы

Дворец детского творчества на Воробьевых горах ведет свою историю с 1936 года — с момента открытия Городского дома пионеров и октябрят на Стопани (нынешнее название переулка — Огородная Слобода).

На протяжении десятилетий Дворец пионеров был самым крупным и известным центром детского творчества в стране. Здесь всегда было много детских творческих объединений, студий, художественных коллективов, кружков и секций технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социально-педагогической направленности. Всего во Дворце работает более 1,3 тысячи кружков и секций.

В 2014 году его реорганизовали в образовательный комплекс «Воробьевы горы» — многопрофильное учебное заведение, совмещающее функции детского сада, школы, колледжа и свою главную специализацию дополнительного образования детей.

В его состав вошли 12 учреждений дополнительного образования, два детских сада, три общеобразовательные школы, один колледж и круглогодичный образовательный центр «Команда».

Общая площадь зданий комплекса — 104,7 тысячи квадратных метров, общая площадь территории — 70 гектаров.

Сейчас в нем занимаются около 30 тысяч детей. В их числе 272 дошкольника, 2773 школьника, 380 учащихся колледжей и 29,5 тысячи детей, занимающихся по программе дополнительного образования (22 тысячи из них — на главной площадке Дворца пионеров).

В рейтинге образовательных учреждений Москвы по результатам прошлого учебного года комплекс «Воробьевы горы» занял 210-е место.

Его успешно окончили 76 выпускников 11-х классов. Из них 43 человека набрали по трем предметам ЕГЭ не менее 220 баллов. 19 выпускников были награждены золотой медалью «За успехи в учении». Среди выпускников 2015–2017 годов десять лауреатов премии Министерства образования и науки Российской Федерации в области поддержки талантливой молодежи (биология, экология, техническое творчество), пять призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в Москве (биология, астрономия, история, итальянский язык), три победителя (обществознание, физика) и восемь призеров (астрономия, история, физика) Московской олимпиады школьников.

Ежегодно образовательный комплекс «Воробьевы горы» проводит более 700 мероприятий в рамках городских фестивалей и праздников, в которых участвуют учащиеся и их родители. Особое внимание уделяют детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам и многодетным семьям.

В образовательном комплексе трудятся 2,3 тысячи человек, в том числе 1,3 тысячи педагогов. Генеральный директор ГБПОУ «Воробьевы горы» — Ирина Сивцова, заслуженный учитель России, кандидат социологических наук.