Число детских кружков и секций в Москве выросло в два раза

Число детских кружков и секций в Москве выросло в два раза
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, Евгений Самарин
Центры дополнительного образования посещают порядка 840 тысяч юных москвичей.

Число кружков и секций для детей в Москве выросло в два раза. Об этом Сергей Собянин сообщил по итогам осмотра капитального ремонта центра детского творчества «Театр на набережной».

«В Москве за последние годы количество кружков и секций увеличилось почти вдвое. Соответственно, стало больше детей, которые их посещают. Это произошло благодаря тому, что у нас улучшилась материальная база школ: они стали крупнее, у них появилось больше возможностей. Развиваются кружки и секции в домах творчества», — отметил Сергей Собянин.

Одним из успешных примеров этой работы Мэр Москвы назвал центр детского творчества «Театр на набережной». «Сегодня он получил хорошее помещение, площадь его увеличилась почти втрое. И на самом деле это не просто какой-то детский кружок, это уже настоящий театр, который может посоревноваться по уровню оснащения со взрослыми театрами», — сказал Сергей Собянин.

Он поздравил начинающих актёров с новосельем и пожелал им творческих успехов и удачи. «Наверное, не все из вас станут профессиональными артистами, но то, что это даст возможности вам в жизни: умение общаться, умение дружить, умение творить, — это наверняка», — добавил Сергей Собянин.

Центр детского творчества «Театр на набережной»

Центр детского творчества «Театр на набережной» был основан в 1980 году группой молодых энтузиастов под руководством Фёдора Сухова, бессменного художественного руководителя и главного режиссёра театра. Его первыми юными артистами стали ученики общеобразовательной школы № 23.

Через год театр переехал в здание по адресу: Фрунзенская набережная, дом 48. Здесь он находится до сих пор. С 1988 года театр-студия «На набережной» работал в составе Дома пионеров и школьников Ленинского района Москвы.

В 1994 году было создано самостоятельное учреждение — детско-юношеский театральный творческий центр «На набережной» в системе Департамента образования Москвы. В 2014 году театр перешёл в ведение Департамента культуры.

Образовательный театр

В основе творческой концепции театра лежит содружество взрослых и детей, совместно работающих над спектаклями. Здесь реализуются образовательные и развивающие программы, проводятся тренинги и мастер-классы в сфере театрального искусства.

Наиболее популярные программы — игровые импровизации среди детей, не знакомых между собой, и образовательный театр, где юные артисты изучают сценическую речь, пластику и движения, а также участвуют в различных постановках.

В репертуаре Театра на набережной — более 30 спектаклей. В среднем каждый сезон проходит до пяти премьер. По будням юные артисты собираются на занятия после 15:00, в выходные — с 10:00. Репетиции заканчиваются не позже 20:00.

Сейчас в Театре на набережной обучаются 128 детей (в том числе 100 — на бесплатной основе), включая:

— младшую группу (от семи до 10 лет) — 16 человек;

— среднюю группу (11–14 лет) — 70 человек;

— старшую группу (15–17 лет) — 42 человека.

В 2017 году планируется сыграть 100 спектаклей. Ожидается, что их посетят порядка пяти тысяч зрителей.

В планах театра — открыть новые направления обучения и увеличить число юных артистов до 300–400. Количество спектаклей должно вырасти с двух-трёх до четырёх-пяти в неделю на двух площадках.

Капитальный ремонт

В 2014 году для Театра на набережной нашли дополнительное помещение площадью 755 квадратных метров. Оно находится рядом со старой сценой, на первых двух этажах жилого дома по адресу: улица Хамовнический Вал, дом 2.

Капитальный ремонт дополнительного помещения театра шёл с июля 2015 по август 2016 года. Работы велись в рамках программы «Моя улица» как часть благоустройства Фрунзенской набережной и Хамовнического Вала.

В ходе капитального ремонта было выполнено следующее:

— замена межэтажного перекрытия;

— перепланировка помещений с устройством перегородок;

— усиление колонн;

— устройство пяти лестничных маршей;

— окраска стен;

— замена 25 оконных и 63 дверных блоков;

— замена инженерных систем (отопления, электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, канализации);

— установка четырёх систем приточно-вытяжной вентиляции и 14 кондиционеров.

Для обеспечения безопасности в здании появились охранная противопожарная сигнализация, система управления контролем доступа и 28 камер видеонаблюдения.

На первом этаже обустроены помещения охраны, касса, гардероб, раздевалки для мальчиков и девочек, помещения для практических занятий, душевые и санузлы, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Фойе площадью 173 квадратных метра оборудовано раздвижными складными перегородками с возможностью трансформации в эстрадный зал, обустроены сцена и зрительный зал на 60 мест.

Театр оснащён современным световым и звуковым оборудованием, а также проектором. Установлено механическое оборудование, в том числе четыре лебёдки сцены и два комплекта сценических подъёмов.

На втором этаже размещены преподавательская, режиссёрская, комната администратора, мастерская по реквизиту, диммерная, антресольные площадки, рубка режиссёра, монтировочная.

Проведено благоустройство прилегающей к театру территории и ремонт фасада здания.

120 тысяч кружков и секций

Кружки и секции дополнительного образования работают в Москве при школах и в специализированных учреждениях (центрах детского творчества, музыкальных, художественных школах) департаментов образования и культуры, префектур административных округов и других органов исполнительной власти. Много кружков есть при музеях, театрах, промышленных предприятиях. Кроме того, в столице действует разветвлённая сеть частных центров дополнительного образования детей.

С 2013 года в городе организована единая электронная запись детей в секции и кружки. Портал госуслуг Москвы даёт родителям полную информацию обо всех программах системы дополнительного образования.

По данным электронной записи, всего открыто свыше 120 тысяч различных кружков и секций. Туда ходят около 840 тысяч детей. Если ребёнок занимается в двух и более кружках, он учитывается в электронной системе один раз. Порядка 75 процентов дополнительных занятий, которые организует город, являются бесплатными.

По сравнению с 2012 годом общее число секций и посещающих их детей выросло примерно в два раза. Главным образом это произошло за счёт расширения работы школьных кружков.

Крупнейшей городской системой дополнительного образования детей является система Департамента образования Москвы. В более чем 700 школах и центрах детского творчества занимаются более 810 тысяч детей.

В системе Департамента культуры Москвы действует 155 образовательных учреждений, включая 142 учреждения дополнительного образования детей (78 музыкальных школ, три объединённые школы искусств, три музыкально-хоровые школы, 14 художественных школ, 40 школ искусств, одна хореографическая школа, три центра детского творчества). В них обучаются около 96 тысяч человек.

В системе Департамента социальной защиты работает центр творчества «На Вадковском», куда ходят 4277 детей в возрасте от трёх до 17 лет.

В учреждениях дополнительного образования префектур административных округов занимаются свыше 9,5 тысячи детей.

Расширению возможностей посещения дополнительных занятий в Москве способствует:

— создание в школах профильных медицинских, инженерных и кадетских классов. Их программа обучения включает блоки, выходящие за рамки базовой школьной программы;

— возрождение станций юных техников на базе колледжей и учреждений дополнительного образования. Здесь можно получать дополнительные знания в технической и естественно-научной областях на высокотехнологичной базе и высоком профессиональном уровне;

— открытие межшкольных и межрайонных предметных кружков для одарённых и высокомотивированных учеников, включая математические кружки для победителей и призёров олимпиад;

— создание детских кванториумов в технопарках Москвы;

— создание центров технологической поддержки образования — пунктов коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию на основе сетевого партнёрства вузов, школ, колледжей;

— расширение сотрудничества с частными компаниями, предоставляющими услуги дополнительного образования.

Кроме того, чтобы мотивировать детей, подростков и молодёжь получать знания, компетенции и навыки более широкого спектра и осознанно выбирать жизненный путь, действуют крупные городские просветительские проекты, включая:

— «Университетские субботы» — лекции, мастер-классы и экскурсии в ведущих вузах Москвы (за три года в проекте приняли участие более 220 тысяч человек);

— «Профессиональную среду» — знакомство с учреждениями профессионального образования (за три года — 37 тысяч человек);

— «Субботы активиста» — мероприятия для тех, кто интересуется вопросами управления и самоуправления в образовании (за последний учебный год — свыше двух тысяч человек).