Для проходки Кожуховской линии используется уникальный щит

Для проходки Кожуховской линии используется уникальный щит
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, Евгений Самарин
Новая технология позволит строить метро быстрее и дешевле.

Сергей Собянин осмотрел, как идут работы по проходке перегонного тоннеля от станции «Косино» в сторону станции «Юго-Восточная» на строящейся Кожуховской линии метрополитена. Здесь впервые в практике метростроения в Москве для строительства двухпутного тоннеля применяется щит большого диаметра.

«Мы находимся на строительстве одной из самых больших веток метро — Кожуховской, которая пройдёт от “Авиамоторной” до “Некрасовки” и улучшит транспортное обеспечение москвичей — около 800 тысяч человек. Помимо этого, она, конечно, позволит разгрузить перегруженную ветку до “Выхина” и “Котельников”», — сказал Мэр Москвы.

По его словам, метростроители не прекращали работу ни на час — ни из-за морозов, ни из-за праздников. «Часть этой линии строится двухпутным щитом диаметром 10,8 метра. Это уникальный щит для Москвы. Впервые идёт такая проходка. Это сооружение высотой с трёхэтажный дом, огромное сооружение. Его запустили в строй. Через два месяца будет запущен ещё один щит. Так что надеюсь, что в плановые сроки, в 2018 году, эта ветка будет запущена», — добавил Сергей Собянин.

Работы начались в 2012 году. Новая ветка пройдёт от «Авиамоторной» на шоссе Энтузиастов до «Нижегородской улицы» в начале Рязанского проспекта — далее вдоль Рязанского проспекта за МКАД в районы Жулебино, Косино-Ухтомский и Некрасовка.

На участке в 17,2 километра расположатся девять станций: «Авиамоторная» (пересадочная с одноимённой станции Калининской линии), «Нижегородская улица» (пересадочная на станцию строящегося Третьего пересадочного контура), «Стахановская», «Окская улица», «Юго-Восточная», «Косино» (пересадочная с «Лермонтовского проспекта» Таганско-Краснопресненской линии), «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».

Обслуживать поезда Кожуховской линии будет новое электродепо «Руднёво».

Особенностью линии станет двухпутный тоннель на участке от станции «Косино» до «Нижегородской улицы». На других участках ветки тоннели будут строиться традиционным способом — с помощью двух тоннелепроходческих комплексов.

Для прокладки двухпутного тоннеля был закуплен новый тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) Herrenknecht S-956. Щит собирали почти год. А на стройплощадку в Москву его пришлось доставлять с помощью четырёх видов транспорта — сначала автотранспортом завода-изготовителя в речной порт Германии, потом речным по Германии, оттуда морем в Санкт-Петербург и затем автоколонной в Москву.

Щит представляет собой трёхэтажный передвижной завод длиной 66 метров и массой более 1600 тонн. Внешний диаметр резания грунта (а значит, и будущего тоннеля) составляет 10,85 метра.

В ТПМК входят:

— головная часть щита;

— ротор весом 156 тонн (наиболее тяжёлая часть комплекса);

— шнековый и ленточный комплексные конвейеры;

— блокоукладчик с гидравлическим приводом;

— три технологические тележки с технологическим оборудованием — кондиционирования разрабатываемого грунта, централизованной смазки, нагнетания тампонажного раствора, охлаждения и вентиляции.

Во время проходки грунт разрабатывается ротором. С полости ротора он выгружается шнековым конвейером на комплексный ленточный конвейер, с него — на ленточный и вертикальный конвейер, после чего попадает на отвальный конвейер и выводится на поверхность. Такой способ позволяет полностью конвейеризировать процесс, исключив ручной труд и лишние перегрузки.

После проходки каждых 1,8 метра блокоукладчик монтирует железобетонное водонепроницаемое кольцо обделки. Затем ТПМК отталкивается от кольца и монтирует следующее, оставляя после себя готовую закреплённую выработку.

Элементы обделки, томпонажный раствор и вспомогательные материалы доставляются дизельными мультитранспортными средствами на пневмоходу.

Производительность конвейера по выдаче разработанной породы составляет одну тысячу тонн в час. Длина ленточного тоннельного конвейера — до трёх тысяч метров.

По расчётам специалистов, средняя скорость проходки двухпутного тоннеля в геологических условиях Москвы может составить 350–400 погонных метров в месяц. Для обслуживания ТПМК Herrenknecht S-956 необходима бригада из 49 человек в смену.

Ожидается, что открытие Кожуховской линии метро позволит улучшить транспортное обслуживание порядка 800 тысяч жителей районов Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовка, Текстильщики, Кузьминки, а также Люберец и других близлежащих городов Подмосковья.

Кроме того, благодаря ветке появится скоростная беспересадочная связь между юго-восточными и восточными районами Москвы, которая позволит перераспределить существующие пассажиропотоки и ощутимо разгрузить действующие Калининскую линию и юго-восточный участок Таганско-Краснопресненской ветки метро, который сегодня перегружен в 1,3 раза.