Урбанфорум стал площадкой для формирования нового стиля развития городов

Урбанфорум стал площадкой для формирования нового стиля развития городов
Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
Среди мегапроектов, которые реализуются в столице, можно выделить развитие транспортной инфраструктуры, в том числе строительство дорог, метрополитена и МКЖД, благоустройство набережных Москвы-реки, а также парков, скверов и даже дворов.

Московский урбанистический форум становится реальной площадкой для выработки нового стиля развития городов.

«Новый стиль, посвящённый более комфортному развитию городов, по сути дела, можно охарактеризовать одной фразой: “Города для людей”. Это новый старый забытый девиз, возрождающийся сегодня в городах, которые, казалось бы, никогда не будут предназначены для обычной комфортной жизни людей», — сказал Сергей Собянин, выступая на пленарном заседании «Городские мегапроекты. Pro et contra» Московского урбанфорума.

«Если говорить о мегапроектах, которые реализуются в городах, могу сказать, что в мегаполисах все проекты являются мега, начиная от благоустройства маленького двора до посадки небольшого дерева — в масштабах города это уже миллион деревьев», — отметил Мэр Москвы.

Он добавил, что каждый проект требует специального подхода, создания комплексной программы, участия горожан в обсуждении и контроле за происходящим.

«В обсуждении на краудсорсинге, например, таких проектов, как реформация школ, поликлиник, участвуют от 30 до 55 тысяч человек. Это самые крупные краудсорсинги в мире. И они сами по себе являются мегапроектом. Миллион 300 тысяч горожан на “Активном гражданине” ведут обсуждение. Это тоже, собственно, мегапроект», — уверен Сергей Собянин.

В то же время, если говорить о Москве, то один из главных глобальных проектов — транспортный, в него входят ещё несколько крупных, которые сами по себе являются крупнейшими в мире и по стоимости, и по сложности, и по объёму.

По словам Мэра Москвы, среди них можно выделить строительство дорог, реконструкцию развязок: «За последние годы построено около 400 километров дорог, треть развязок реконструирована. Казалось бы, это ни о чём не говорящие цифры. На самом деле каждый километр дороги в Москве — это колоссальный труд. Это перекладка километров коммуникаций, согласование с десятком различных организаций, увязка интересов горожан, которым приходится терпеть эту стройку, и удобства на достаточно длительный период». Такие проекты реализуются в максимально сжатые сроки.

Ещё один крупный столичный проект — развитие метрополитена: строительство Третьего пересадочного контура, новых радиальных направлений. А с учётом наземных линий Московской кольцевой железной дороги (МКЖД), которая включается в систему метро, будет построено около 200 километров дорог.

«В ближайшие годы мы будем сдавать около десятка станций метро в год. В этом году мы переходим к заключительной стадии строительства МКЖД МКЖД. Это следующий проект. МКЖД — 54 километра новых магистральных путей железной дороги, которые, по сути дела, являются полностью интегрированными в метро системой пересадочного контура радиальных направлений метрополитена и радиальных направлений железной дороги. Коме того, он открывает огромные возможности реконструкции всей срединной части Москвы. Чтобы понять масштаб этой работы, могу сказать, что только на благоустройстве МКЖД в настоящее время работают 18 тысяч человек», — сообщил Сергей Собянин.

Особое внимание уделяется развитию территорий, прилегающих к Москве-реке. Сейчас большое количество этих площадей недоступно для комфортного посещения горожанами. Один из крупнейших проектов на реке — это реконструкция территории ЗИЛа.

«Он включает в себя целый ряд подпроектов. В частности, строительство жилья, офисной недвижимости, технопарков, спортивных центров, детского тематического парка. В целом это шесть миллионов квадратных метров и 48 тысяч рабочих мест», — заявил Мэр Москвы.

Частью мегапроекта по развитию Москвы-реки является создание парка «Зарядье», расположенного в непосредственной близости к Кремлю. Здесь появится уникальный ландшафтный парк, в который войдут филармония, «парящий» мост и другие объекты. Предполагается, что в год его будут посещать до 12 миллионов человек.

«Ещё один проект на Москве-реке — это Нагатино. Нагатинская пойма сегодня заброшенная и практически не посещаемая территория рядом с ЗИЛом. Это будет 280 тысяч квадратных метров площадей. Самый крупный в мире парк развлечений, детский парк. В настоящее время полным ходом идёт строительство», — сказал Сергей Собянин.

К мегапроектам можно отнести и благоустройство парковых территорий. Начиная с 2011 года ведётся работа по реконструкции таких известных из них, как Парк Горького, «Сокольники», и созданию новых парков.

Одной из ключевых зелёных территорий, где велась работа, стала ВДНХ. «Если три года назад ВДНХ посещали 2,5 миллиона человек, сегодня их уже 25 миллионов человек. Введены достаточно интересные крупные объекты, например “Москвариум”, который является самым крупным в Европе океанариумом. Но мы находимся в начале пути, идут масштабные реставрационные работы, заключаются инвестиционные контракты по созданию самого большого колеса обозрения в Европе», — подчеркнул Мэр Москвы.

Он добавил, что целый ряд интересных проектов сделает эту территорию ещё более привлекательной. «Ещё один мегапроект, составленный из десятков, из сотен небольших проектов, — это улицы Москвы. Три с половиной тысячи улиц, которые, по сути дела, не реконструировались последние 50 лет. Если брать центральную часть города, то и более», — сказал Сергей Собянин.

Причём, как уточнил Мэр Москвы, после благоустройства улицы становятся центром общественной жизни, где начинают проводить фестивали и праздники: «Мы постарались, чтобы 200 с лишним дней в году на этих улицах кипела культурная, торговая жизнь. Это городские фестивали, это “Московские сезоны”, которые охватывают целый комплекс мероприятий. Мы сделали так, чтобы московские мероприятия, московская культура выходила за стены своих учреждений и парков и приходила на улицы».

Развивается в столице и спортивная инфраструктура. «Москва будет самым футбольным городом мира. Появится пять крупных самых современных стадионов. Заканчивается реконструкция “Лужников”. Проблема реконструкции заключалась в том, что такой объём, который нам предписывала ФИФА, мы не могли вместить в старую конструкцию, и было предварительно принято решение о сносе стадиона. Тем не менее мы пошли навстречу пожеланиям горожан, общественности, ведь “Лужники” являются символом олимпийского движения России. Мы сохранили внешний облик, но внутреннее содержание будет самым новым и современным», — заявил Сергей Собянин.

Здесь, помимо стадиона, появятся крупный водный комплекс, центр художественной гимнастики, арена для фигурного катания, спортивный зал. В результате «Лужники» станут крупнейшим самым современным спортивным комплексом страны.