Сергей Собянин дал интервью газете «Комсомольская правда»

Сергей Собянин дал интервью газете «Комсомольская правда»
Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
В редакции «Комсомольской правды» побывал Мэр Москвы Сергей Собянин.

«Комсомольская правда»: Сергей Семёнович, Москва активно строит метро. Такое ощущение, что никогда не открывали так много станций и линий, как сейчас.

Сергей Собянин: Никогда.

«Комсомольская правда»: Это во многом спасение от транспортных проблем, но всё-таки они остаются. Как их решить?

Сергей Собянин: Несмотря на экономический кризис, программу строительства метро мы не останавливаем. Более того, хотя за последние годы и открылось немало новых станций, но в основном мы проводили подготовительную работу. Чтобы построить одну ветку, нужны годы рытья котлованов, тоннелей, прокладки сетей и так далее. Благодаря этому в ближайшие три года в Москве будут массово открываться новые станции метро. Среди них долгожданные линии вдоль Дмитровского шоссе, в Солнцеве и Ново-Переделкине. Некоторые ветки, например в Некрасовку, разгрузят действующие линии. Мы построим первый участок Третьего пересадочного контура подземки, который тоже немного освободит Кольцевую линию и некоторые радиальные направления. В этом году запускаем так называемое наземное метро — это Малое кольцо железной дороги (МКЖД). На самом деле это уже никакое не Малое кольцо железной дороги, а новые главные пути для пассажирского тактового движения, как в обычном метро. МКЖД будет интегрироваться с существующими станциями метро, наземным общественным транспортом и пригородными направлениями железной дороги. Конечно, это произойдёт не сразу, но уже на первом этапе постараемся сделать пересадки на максимальном количестве станций. Потом ещё год-два будем расширять интеграцию МКЖД с другими видами общественного транспорта.

«Комсомольская правда»: С метро разобрались. Исчезнут ли пробки на дорогах? Может быть, нам помогут заграничные методы?

Сергей Собянин: Все методы известны. Никто в мире не решает транспортные проблемы с помощью строительства эстакад, мостов и магистралей. В мегаполисах всё решают платные дороги, ограничение стоянки, въезд только по чётным или нечётным номерам, запрет продажи машин или драконовские налоги. В Сингапуре и Гонконге, где действует целый набор таких мер, машин на душу населения в три раза меньше, чем в Москве. Мы ничего этого не делаем. Мы только ввели платную парковку. Она ограничивает количество парковочных мест, а значит, и количество въезжающих машин до уровня, который город может себе физически позволить. Если увеличим в два раза парковочные места, тогда снова встанем в пробке. Выбор-то у нас с вами небольшой. И это нужно в первую очередь для водителей, чтобы можно было проехать по улицам. И они сегодня реально едут.

«Комсомольская правда»: Вместо разбитых маршруток на улицах появляются комфортные синие автобусы. Там можно платить картой «Тройка». Даже льготные билеты принимают, как в обычном троллейбусе или трамвае. Теперь так везде будет?

Сергей Собянин: Весь коммерческий общественный транспорт мы переводим на новую систему городского заказа. Теперь мы решаем, сколько будет автобусов и на каком маршруте, с какой частотой станут ездить. Все автобусы, и коммерческие, и некоммерческие, работают по единым правилам и перевозят пассажиров как с льготами, так и без них. До конца года все основные маршруты будут переведены именно на такой стандарт.

«Комсомольская правда»: Москва недавно получила престижную международную премию как раз в области общественного транспорта. За какие заслуги вручается эта награда?

Сергей Собянин: Международный транспортный форум — это своего рода транспортный Давос, на котором собираются руководители транспортных ведомств со всего мира, в том числе эксперты в области общественного транспорта. Они и присуждают премии. Москву рассматривали с точки зрения развития общественного транспорта и улучшения транспортной ситуации в целом. И это не признание того, что в Москве уже всё просто замечательно. Но они видят, какие гигантские усилия мы прилагаем, какими темпами строим метро, дороги, обновляем общественный транспорт, наводим порядок с парковкой. Всё это вместе, я так понимаю, и повлияло на то, что Москва получила первое место в номинации «Развитие общественного транспорта». Но это не означает, что мы этой премией будем упиваться. Нет, это повод для того, чтобы ещё раз задуматься, проанализировать свои планы и двигаться дальше.

«Комсомольская правда»: Сейчас кризис, а Москва позволяет себе тратить миллионы на благоустройство...

Сергей Собянин: На самом деле это какой-то миф, что мы тратим огромные деньги на благоустройство. На него уходит полтора процента бюджета Москвы. Это немного. Если разложить эти расходы на каждого из 15 миллионов постоянно или временно проживающих в столице, получатся не такие большие деньги. На чём мы экономим? На торгах. При размещении государственного заказа экономия составляет до 20–25 процентов. В год это около 140 миллиардов рублей. Это как раз та экономия, которая позволяет нам сохранять инвестиции и развивать город. Одна из наших главных задач — благоустройство. Вначале мы занимались дворами, скверами, парками, вылетными магистралями. Сейчас перешли к центру города.

«Комсомольская правда»: Вся Тверская уже перекопана и наполовину перекрыта. Пешеходы предвкушают, как после реконструкции будет уютно. Но водители волнуются, не встанет ли город в пробках на главной улице?

Сергей Собянин: Никакого конфликта между пешеходами и автомобилистами не будет. Мы стараемся сделать комфортно и для тех, и для других. К сожалению, во время ремонта дорог водителям сложно. Но после реконструкции эти улицы едут быстрее. То же самое будет и с Тверской. Мы не собираемся перекрывать её под пешеходное движение. Это одна из главных магистралей города. На ней должны быть минимум восемь полос для машин. Но сейчас в разных местах на Тверской и восемь, и 10, и 11 полос. Во-первых, выровняем движение, потому что постоянное перестроение ведёт к дополнительным аварийным ситуациям и пробкам. Во-вторых, постараемся создать действительно комфортное пространство для пешеходов, чтобы Тверской не чурались, а, наоборот, старались по ней прогуляться. Мне кажется, это важно и для автомобилистов, и для пешеходов, и для бизнеса, который там расположен. Кстати, на Тверскую частично вернём и парковочные места. Их там сейчас вообще нет. Реконструкцию улично-дорожной сети закончим до 1 сентября. Возможно, какие-то участки доделаем чуть позже, но они не будут уже такими критичными.

«Комсомольская правда»: Сергей Семёнович, в нашей редакции много велосипедистов. В Москве вообще настоящий бум двухколёсного транспорта, но в основном в центре. А в остальных районах появятся велодорожки?

Сергей Собянин: Мы стараемся открывать велотрассы во всех районах — в парках, скверах, на особо охраняемых природных территориях. На улицах другие правила. Там сначала нужно увеличить сам поток велосипедистов, а потом под них создавать инфраструктуру. Ведь не факт, что, проложив велодорожки, оттеснив пешеходов и автомобилистов, мы привлечём туда велосипедистов. Мы экспериментируем, видим, что не везде получается. Но там, где люди катаются на великах, их постепенно становится больше, конечно, будем помогать.

«Комсомольская правда»: А есть обратный механизм? На Никитской открыли веломаршрут, но никто никогда там не видел живого велосипедиста. Или вот поставили на Ленинградке скамеечки, но сидеть там некому.

Сергей Собянин: На той же Никитской достаточно дружелюбная атмосфера. По велодорожкам и пешеходы идут, и мамы с колясками гуляют, и велосипедисты тоже есть, особенно в хорошую погоду. Одно другому не мешает. Казалось бы, зачем ставить на улицах лавочки? Возьмём Большую Дмитровку. Там и так была узкая дорога, а её ещё заузили. Но как-то в праздники я проезжал по Большой Дмитровке. Честно говоря, не узнал её. Все лавочки заняты. Люди уже не просто пробегают, а сидят, стоят, любуются, ходят, общаются. Не надо суетиться, надо дать возможность людям привыкнуть. На всех улицах, где мы провели реорганизацию пешеходного пространства, количество пешеходов выросло от двух до пяти раз. Это становится трендом Москвы. Люди стараются гулять. Я всегда считал Москву одним из лучших городов. Даже в самые тяжёлые для неё времена. Но атмосфера здесь становилась всё жёстче и некомфортнее. Всё заполонили машины, всё заставлено, загазовано. Сами автомобилисты уже не могут проехать и пешеходам не дают пройти. Никто не захочет в таком городе жить и работать.

А теперь ситуация меняется в лучшую сторону. Кстати, в пешеходных зонах происходит и реорганизация бизнеса. Вместо бутиков появляются демократичные кафе, рестораны, магазины, которые рассчитаны на пешеходов.

«Комсомольская правда»: Заставляете москвичей пешком гулять. Или на велике…

Сергей Собянин: Я никого не заставляю. У нас демократический город. Мы предлагаем: друзья, хотите — гуляйте, хотите — не гуляйте. Мы даём возможность, вы сами выбираете.

«Комсомольская правда»: Архитекторы предлагают использовать для прогулок крыши домов в центре. Или это из области фантастики? Как дальше будет меняться общественное пространство?

Сергей Собянин: Почему же фантастика? Есть кровли зданий, которые используются в центре города, например в гостиницах. Но это должно соответствовать градостроительным требованиям. Что касается общественных пространств, к 2018 году мы закончим реконструкцию действующих парков. И кроме того, создадим десятки новых зелёных зон в жилых районах. Конечно, будем заниматься и постепенной реконструкцией улиц и площадей. Мы постараемся сделать не просто благоустроенное каменное пространство, а живое, с праздниками, фестивалями, новыми «Московскими сезонами».

«Комсомольская правда»: Наверное, к осенним «Сезонам» знаменитую зелёную голову перекрасят в жёлтый цвет?

Сергей Собянин: За неё уже развернулась конкурентная борьба (смеётся). Когда мы её переместили к торговому центру, там поток посетителей вырос в разы. Мы подумываем эту голову вообще на аукционе продать, когда её рыночная цена вырастет. Можем разместить возле «Комсомолки», тираж поднимет.

«Комсомольская правда»: В поликлиниках очереди на приём превратились из обычных в электронные. Вроде хорошо. Талончик теперь легче получить. Но вот попасть к врачу всё ещё трудно. Специалистов не хватает?

Сергей Собянин: Если получить талончик легче, то и попасть легче. У нас к терапевтам в 90 процентах случаев можно записаться в течение суток. В Великобритании, например, на это уходит семь дней. Мы начали контролировать не только выдачу талончика, но и время ожидания непосредственно у двери врача. Раньше по разным причинам пациенты сидели и по сорок минут, и по часу. Теперь тех, кто ждёт больше 20 минут, стало меньше в разы. А с узкими специалистами проблема не только в их наличии, но и в качестве работы. Они должны повысить квалификацию и стать более универсальными. При этом надо наладить трафик между первичным звеном, то есть участковым или лечащим врачом, и диагностическим центром. Там реально хватает проблем. Но мы их решаем. Вместе с москвичами приняли два стандарта работы поликлиники — взрослой и детской. Мы начинаем последовательно их внедрять, чтобы московское здравоохранение для начала соответствовало если не лучшим мировым стандартам, то хотя бы хорошему среднему уровню медицины европейских стран.

«Комсомольская правда»: Всё-таки принято такое решение, Сергей Семёнович, или оно в подвешенном состоянии?

Сергей Собянин: Мы ограничились платной парковкой. Других жёстких мер не рассматриваем.

«Комсомольская правда»: А во дворах будет платная парковка?

Сергей Собянин: Нет, и не планируем. Мы предлагаем москвичам субсидии для установки шлагбаумов во дворах жилых домов. Это помогает навести порядок. Жители уже закрыли сотни дворов, которые раньше были забиты чужими припаркованными машинами.

«Комсомольская правда»: Снос самостроя всех поразил. Почему ночью? Чья идея? Назовите имя этого человека.

Сергей Собянин: Это я (улыбается). Я за всё отвечаю, что происходит в Москве. А когда надо было сносить? Когда люди выходят из метро, в час пик, что ли? На Чистопрудном бульваре, на Пушкинской самострой стоял в 15 метрах от выхода из метро. Конечно, надо всё сносить, когда станции закрыты. Мы за два месяца всех предпринимателей предупредили. Кто не спрятался, я не виноват. Дальше уже действуют другие административные рычаги. А люди просто не верили, что это возможно. Думали: «Ну, поговорят, откупимся, как-то договоримся, ничего делать не будут». Но мы всегда делаем то, что говорим. Просто пора к этому привыкнуть. Кстати, по поводу инсинуаций, что снос был незаконным. Есть решения и городского суда, и Верховного суда, которые подтвердили нашу правоту.

«Комсомольская правда»: Что Вы сейчас читаете? В каких театрах в последнее время бывали?

Сергей Собянин: На открытии «Геликон-оперы». Читаю, к сожалению, очень скучную для простого любителя книг литературу об экономике городов, урбанистике, транспорте и благоустройстве. Мне доставляет удовольствие.

«Комсомольская правда»: В столице и в других регионах прошли праймериз перед выборами в Госдуму. Вы были на участке, голосовали. Праймериз в целом по стране показали довольно неожиданные результаты. Говорят, что в Думе будет 60 процентов новых людей. У Вас какие впечатления?

Сергей Собянин: Результаты говорят о том, что была реальная конкуренция. Победителей определяли избиратели. Не все, конечно, но явка была достаточно высокая. Впервые за последние годы мы переходим к выборам половины депутатов по одномандатным округам. Ведь избиратели уже подзабыли своих депутатов, а депутаты забыли, что нужно работать в избирательных округах и решать конкретные проблемы. А сейчас во время встреч будущих депутатов с горожанами уже решились некоторые проблемы. Вы знаете, что федеральное законодательство ужесточило правила предоставления коммунальных льгот для инвалидов. Но мы вернули им старые льготы. Ещё одно решение связано с выделением инвалидам-колясочникам специализированного жилья. Этим летом по просьбам избирателей открываем детские городские лагеря. Многие никуда не уезжают, потому что у родителей нет возможности отправиться в отпуск на дачу, на море или за границу. Мы решили целый ряд конкретных проблем в избирательных округах. Так что мне кажется, что праймериз получились интересными и полезными.

«Комсомольская правда»: А кстати, когда инвалидам вернут переплату за электроэнергию?

Сергей Собянин: Платёжные поручения уже отправлены в казначейство. В конце этой — начале следующей недели деньги должны поступить на банковские счета льготников. В случае выплат через почту деньги можно будет получить по графику выплат начиная с 4 июня.

Если компенсация не придёт, советую обратиться в любой центр госуслуг «Мои документы» для решения вопроса.

«Комсомольская правда»: Возможно ли Ваше личное участие в выборах в Госдуму?

Сергей Собянин: Я точно буду принимать участие в выборах как избиратель. Если вас интересует, буду ли я в списке «Единой России», то вполне возможно. Но окончательное решение примет съезд партии в июне.

Что ещё сказал Мэр

О «битве» на Хованском кладбище

— На городских кладбищах должны работать городские организации. Не должен там ходить кто попало и навязывать услуги как попало. Мне кажется, если бы на кладбище работали муниципальные службы, то и конфликта не было бы. Что произошло и кто виноват, следственные органы разберутся. Мы им помогаем в этом. Я уверен, все, кто причастен, будут наказаны. Но с системной точки зрения, мне кажется, нужно в законодательном порядке отрегулировать и позволить нам самим в рамках муниципальных предприятий обслуживать такую сложную сферу, как похоронная.

О мигрантах

— Мы переформатировали около ста тысяч рабочих мест в коммунальном хозяйстве города, заменив ДЕЗы и частных подрядчиков на городское учреждение «Жилищник». Часть мигрантов мы заменили. Теперь на этих местах работают российские граждане. Но это в основном не москвичи, а приезжие из регионов. У москвичей всё-таки нет большого желания наниматься на черновую работу — дворниками, слесарями, водителями. Хотя у нас таких вакансий более чем достаточно. Пожалуйста, любой человек может устроиться.

О промзонах

— Мы занимаемся возрождением этого «ржавого» кольца Москвы. В промзонах вокруг МКЖД находятся какие-то свалки, оптовые склады и ещё бог знает что. Новая современная инфраструктура даст огромный толчок развитию этих территорий. В местах пересечения МКЖД с радиальными направлениями метро и пригородного сообщения создаются транспортно-пересадочные узлы, в составе которых будет и крупная деловая активность. Эти промзоны через десять лет станут другими. Москва сможет ими гордиться.

О дальнейшем расширении Москвы

— Я считаю, это не нужно для города. Нам есть чем заниматься в действующих границах. Но вместе с Московской областью, спасибо Андрею Юрьевичу Воробьёву, развиваем совместные проекты, связанные с дорожным строительством, пригородным сообщением, водоснабжением. Они облегчат жизнь и москвичам, которые ездят в Московскую область на дачи, и жителям подмосковных городов, которые также с удовольствием приезжают в Москву и на работу, и в парки, и в театры.

О зарубежных столицах

— Мы активно изучаем их опыт и в транспорте, и в благоустройстве, и в других отраслях — и в Токио, и в Берлине, и в Лондоне, и в Нью-Йорке. Очень интересны Пекин и Шанхай, похожие на Москву и по численности, и по динамике развития. Пожалуй, Шанхай один из самых интересных современных городов. Мне он даже понравился больше, чем Гонконг, который у всех на слуху. Но ещё раз скажу, что Москва обладает уникальными особенностями активно развивающегося современного города, и исторического города, и культурного города. Такого симбиоза, думаю, нет ни в одной столице мира.