Дипломы Всероссийской олимпиады завоевали 699 московских школьников

Дипломы Всероссийской олимпиады завоевали 699 московских школьников
Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
По сравнению с 2009/2010 учебным годом число москвичей — победителей и призёров Всероссийской олимпиады выросло в 2,5 раза.

Сергей Собянин встретился с учащимися московских школ — победителями Всероссийской олимпиады школьников 2015/2016 учебного года.

«Поздравляю вас с победой на Всероссийской олимпиаде. Понимаю, что конкуренция была очень высокая, задания год от года сложнее. И победить на таком престижном соревновании — это, конечно, дорогого стоит», — сказал Мэр Москвы.

Он добавил, что школьников, которые побеждают на олимпиаде, с каждым годом становится всё больше: «Количество ребят, учащихся московских школ, которые побеждают на Всероссийской олимпиаде, год от года становится больше. И в этом году уже треть всех лауреатов, победителей — это москвичи. Количество их каждый год увеличивается. Это означает, что качество и уровень московского образования становятся с каждым годом выше и более конкурентоспособными по отношению к другим субъектам России, что тоже не может не радовать».

За последние несколько лет количество школ, которые участвуют в олимпиадах, увеличилось втрое.

«Любая школа в своих стенах может подготовить будущего чемпиона Всероссийской олимпиады школьников, а также отправить, может быть, и на мировые олимпиады», — заявил Сергей Собянин.

Школьники в свою очередь поинтересовались у Мэра Москвы, какие специальности сегодня востребованы в городе.

«Если вы добьётесь по своей специальности достаточно высоких успехов и продемонстрируете талант, вы всегда найдёте работу. С точки зрения новых каких-то специальностей — это, естественно, программирование, IT-технологии и так далее. Но как правило, всё больше и больше требуются универсальные специалисты, которые являются профессионалами в различных областях», — заявил Сергей Собянин.

Он добавил, что в городе проводится работа с предприятиями для того, чтобы те начинали отслеживать молодые таланты со школы.

«Мы хотим, чтобы диалог между представителями предприятий и будущими выпускниками вузов начинался ещё с момента обучения в школе, чтобы они уже с самого начала, со школьной скамьи начинали вести вас. Мы сейчас уже прорабатываем этот вопрос с рядом компаний, несколько таких контрактов мы подпишем в ближайшем месяце», — уточнил Мэр Москвы.

Также победители олимпиады спросили, что могут московские вузы предложить выпускникам на фоне других зарубежных вузов и как могут с ними конкурировать.

«Мне кажется, что ведущие федеральные вузы обеспечивают вполне приличный уровень подготовки специалистов. И ещё раз повторюсь: на самом деле это подтверждается тем, что большое количество иностранных компаний приезжают в наши вузы, отбирают наиболее талантливых ребят и приглашают для работы за рубежом», — подчеркнул Сергей Собянин.

Рекордные показатели

Всероссийская олимпиада школьников — это крупнейшее в России интеллектуальное соревнование учащихся школ, которое проводится в четыре этапа (школьный, муниципальный, региональный и заключительный) по 24 предметам. Среди них математика, русский язык, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский), информатика и ИКТ, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, литература, история, обществознание, экономика, право, искусство (мировая художественная культура), физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности.

Наряду с Единым государственным экзаменом результаты Всероссийской олимпиады являются важнейшим независимым показателем качества образования в конкретной школе, муниципальном образовании и субъекте Федерации в целом.

Московские школьники традиционно успешно выступают на Всероссийской олимпиаде, однако 2015/2016 учебный год стал для них рекордным сразу по нескольким показателям. Прежде всего выросла массовость и популярность олимпиадного движения.

Школьный этап Всероссийской олимпиады прошёл во всех общеобразовательных учреждениях города. В ходе муниципального этапа, который в Москве проводится на уровне межрайонных советов директоров, учащиеся выполнили более 225 тысяч работ.

Для сравнения: на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады в 2014/2015 учебном году было написано 186 тысяч работ. А в 2009/2010 учебном году, до начала современного этапа модернизации столичного образования, число работ составляло всего 92 тысячи.

Возросло и количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады — 19 781 школьник в 2015/2016 учебном году (17 967 школьников в 2014/2015 году, 8169 школьников в 2009/2010 учебном году).

Победителями и призёрами регионального этапа олимпиады в нынешнем учебном году стали учащиеся 91 процента школ столицы (574 школы), тогда как в 2009/2010 году этого результата смогли достигнуть лишь 26 процентов школ (421 учебное заведение).

Победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады в 2015/2016 учебном году стали 145 московских школьников (39 процентов от общего числа первых мест) из 75 школ. Призёрами стали 554 московских школьника.

Всего дипломы Всероссийской олимпиады (победителей и призёров) получили 699 московских школьников (32 процента от общего числа дипломов) из 214 школ, что является рекордом за всю историю проведения олимпиады.

Как и в прошлые годы, московские школьники завоевали дипломы по всем предметам, входящим в программу Всероссийской олимпиады. А наибольшее число — по таким предметам, как обществознание (52), экономика (49), биология (47), математика (45), искусство (40), физика (39).

По сравнению с 2009/2010 учебным годом число москвичей — победителей и призёров Всероссийской олимпиады выросло в 2,5 раза (278 и 699 учеников соответственно).

Ещё одним важнейшим итогом развития олимпиадного движения в Москве за последние шесть лет стал трёхкратный рост числа школ, подготовивших победителей и призёров Всероссийской олимпиады (с 74 до 214 учебных заведений).

Фактически сегодня каждая третья школа Москвы даёт образование на уровне, позволяющем претендовать на диплом Всероссийской олимпиады школьников по одному или нескольким предметам. В 2010 году доля таких школ составляла пять процентов.

«Кстати, для того чтобы проверить знания московских учащихся, мы предполагаем проводить в столице международную олимпиаду школьников. И впервые в этом году она пройдёт в сентябре. Пригласили для участия в ней около полсотни городов и стран, 30 из них уже согласились. Если нам удастся успешно провести это мероприятие, оно станет традиционной международной олимпиадой, где мы сможем сверять уровень знаний по отношению не только к вашим сверстникам из других регионов, но и школьникам из ведущих стран и городов, которые славятся своим уровнем образования», — сообщил Сергей Собянин.

 

Основные итоги Всероссийской олимпиады школьников

№ п/п

Показатель

2010 год

2015 год

2016 год

1

Количество московских победителей заключительного этапа / доля по России

76/24%

124/33%

145/39%

2

Количество московских призёров заключительного этапа / доля по России

202/17%

459/27%

554/30%

3

Количество победителей и призёров заключительного этапа / доля по России

278/19%

583/28%

699/32%

4

Количество школ, подготовивших победителей и призёров регионального этапа

421

558

574

5

Количество школ, подготовивших победителей и призёров заключительного этапа

74

181

214

6

Количество школ, подготовивших победителей заключительного этапа

43

66

75

 

Доля москвичей в общем числе победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников в 2010/2016 годах

Факторы успеха

В рамках современного этапа модернизации образования Правительство Москвы изменило подход к выявлению, поддержке и развитию таланта школьников.

Развитие одарённости

Принцип развития детской одарённости в узком кругу спецшкол, в рамках которого различные предметные олимпиады являлись элитным мероприятием для избранных, сменился принципом развития детской одарённости в каждой школе.

Для реализации этого принципа все школы города перевели на единые максимально высокие нормативы финансирования. Во всех учреждениях внедрили единые подходы к оплате труда преподавателей. Создана общая система оценки учебных заведений (рейтинги).

Профильные классы

Объединение школ позволило многократно увеличить кадровые и материальные ресурсы каждого учебного заведения. Расширение выбора профилей обучения, увеличение числа предлагаемых дополнительных занятий и кружков создаёт благоприятные возможности для встречи талантливого ученика и заинтересованного в нём педагога.

Например, за последние два года в школах открыли свыше 30 новых математических классов. В 2015/2016 учебном году также появились кадетские, инженерные и медицинские профильные классы. Запускается система IT-классов.

Мотивация учителей

Рост оплаты и повышение престижа учительского труда привлекают в московские школы более сильных и талантливых преподавателей, в том числе из высших учебных заведений.

Свыше трети московских педагогов сегодня охвачены повышением квалификации и получают методическую поддержку в среде массовых открытых онлайн-курсов — в современной практико-ориентированной форме повышения квалификации (edu.olimpiada.ru). За два года повысили квалификацию и непосредственно применили свои знания в работе по развитию таланта свыше 20 тысяч учителей.

Образовательные проекты

Развитие детских талантов сегодня осуществляется в тесном сотрудничестве с городскими музеями, театрами, парками и профильными вузами. Переход школ на пятидневную учебную неделю дал возможность более активного освоения учащимися культурно-образовательного пространства города.

Например, в Москве успешно реализуются уникальные образовательные проекты «Университетские субботы», «Инженерные субботы», «Субботы мужества», «Профессиональная среда», «Субботы активиста», «Профессиональное обучение без границ».

Интеллектуальные соревнования

Одновременно с Всероссийской олимпиадой Москва проводит и другие интеллектуальные соревнования, например Московскую олимпиаду школьников, в интернет-турах которой в этом году приняли участие более 180 тысяч человек.

Запущен цикл олимпиад в начальной школе «Олимпиада плюс» по математике с общим охватом свыше 70 тысяч участников. Готовятся олимпиады в начальной школе по русскому языку и окружающему миру. Проводятся олимпиады «Музеи, парки, усадьбы», «Не прервётся связь поколений».

Созданы и функционируют информационные порталы (info.olimpiada.ru, vos.olimpiada.ru, mos.olimpiada.ru), наиболее популярные образовательные ресурсы в области работы с детьми, проявившими одарённость, и олимпиадного движения в русскоязычном интернете, которые содержат более 50 тысяч единиц методических материалов.

Активно поддерживаются сетевые сообщества талантливых ребят (например, kpdbio.ru) — система дополнительного образования в очной и заочной формах (общий охват в 2014–2015 годах — 150 тысяч участников). Работают профильные семинары для школьников, проводятся выездные учебно-тренировочные сборы (охват — свыше пяти тысяч кандидатов в команды в год).

Участники встречи

Во встрече с Сергеем Собяниным принял участие 21 победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников:

— Михаил Ларьков, учащийся 9-го класса школы № 1908 (первое место по английскому языку);

— Руслан Салимгареев, учащийся 9-го класса школы № 179 (астрономия);

— Илья Седлов, учащийся 10-го класса школы № 171 (биология);

— Юлия Грабарева, учащаяся 10-го класса лицея № 1158 (география);

— Владислав Макеев, учащийся 11-го класса школы-интерната имени А.Н. Колмогорова МГУ имени М.В. Ломоносова (информатика);

— Василий Еленкин, учащийся 10-го класса гимназии № 1514 (искусство);

— Егор Масликов, учащийся 11-го класса предуниверситария МИФИ (история);

— Ксения Иванова, учащаяся 9-го класса школы № 1434 «Раменки» (китайский язык);

— Софья Ганиева, учащаяся 9-го класса гимназии на юго-западе № 1543 (литература);

— Мария Дмитриева, учащаяся 10-го класса лицея «Вторая школа» (математика);

— Полина Кайнова, учащаяся 11-го класса школы с углублённым изучением английского языка № 1284 (немецкий язык);

— Александр Чипурных, учащийся 10-го класса кадетской школы № 1702 «Петровский кадетский корпус» (основы безопасности жизнедеятельности);

— Ирина Щепетильникова, учащаяся 10-го класса лицея Высшей школы экономики (обществознание);

— Татьяна Петрова, учащаяся 11-го класса гимназии № 1290 (право);

— Ольга Пичужкина, учащаяся 11-го класса школы № 2075 (русский язык);

— Егор Спирин, учащийся 11-го класса школы № 1000 (технология);

— Борис Билич, учащийся 10-го класса школы № 1329 (физика);

— Эдуард Сафронов, учащийся 11-го класса школы № 1947 (физическая культура);

— Софья Гольдина, учащаяся 10-го класса школы № 2086 (французский язык);

— Ульяна Ходаева, учащаяся 11-го класса лицейско-гимназического комплекса на юго-востоке (химия);

— Кирилл Коваленко, учащийся 11-го класса центра образования № 57 «Пятьдесят седьмая школа» (экономика).