М.Хуснуллин: 90% москвичей будет проживать в шаговой доступности от метро к 2020 году

Сегодня работы ведутся на 150 площадках, на девяти линиях и 28 строящихся станциях Московского метрополитена. В строительстве занято свыше 35 тыс. человек, отметил Мэр Москвы, открывая заседание Правительства, и добавил, что за три года реализации программы введено 17,6 км новых линий и открыто восемь станций, в зонах притяжения которых проживает около миллиона человек. Открытие станций «Лермонтовский проспект» и «Жулебино» снизило поток пассажиров на станции «Выхино» на 17%. «Ввод новых станций метро не только облегчил жизнь жителям "Жулебино" — это первый шаг в решении транспортных проблем для всего юго-востока города», — подчеркнул С.Собянин. На данный момент ведутся активные работы по подготовке к строительству станций Кожуховской линии, дублёра Таганско-Краснопресненской.

Рассказывая о ходе реализации программы развития Московского метрополитена, заммэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства М.Хуснуллин подчеркнул, что основная масса пассажирских перевозок, свыше 2 млрд человек в год, приходится на систему столичной подземки. «Развитие транспортной инфраструктуры столицы и комплексное решение транспортных проблем немыслимо без модернизации и развития метро», — добавил заммэра и обратил внимание на тот факт, что ранее реализация программы проводилась в условиях существовавшего генерального плана, который не отвечал современным требованиям. В него приходилось вносить корректировки, формируя новую девятилетнюю программу строительства метро. В соответствии с новым планом и с учётом мирового опыта важнейшей задачей при строительстве метрополитена становится его интеграция с железными дорогами и разработка совместных проектов. Для реализации программы развития метрополитена властям столицы понадобится 330 площадок, на 150 из которых уже ведутся работы. Ещё 91 площадка находится в стадии освобождения.

Наравне с дальнейшим строительством метрополитена власти столицы уделяют особое внимание развитию Московской кольцевой железной дороги (МКЖД) и созданию транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). На сегодняшний день МКЖД имеет 13 пересечений с линиями метро, ещё три запланировано в перспективе. Кроме того, предполагается создать 31 пересадочный узел на МКЖД, по 27 из которых уже проработаны градостроительные решения. «По четырём ТПУ на сегодняшний день мы уже приступили к подготовке площадки и строительству — это "Алма-Атинская", "Новокосино", "Пятницкое шоссе", готовится проект в Котельниках», — сообщил М.Хуснуллин.

М.Хуснуллин отметил, что в ходе реализации программы удалось достичь экономии. «За два года мы кардинально пересмотрели все наши подходы к ценообразованию», — подчеркнул заместитель Мэра Москвы и привёл следующие цифры: если в 2009–2010 годах объекты метрополитена стоили в среднем 6 млрд 800 млн за 1 км, то сейчас цена всех сдаваемых станций не превышает 5 млрд, что позволяет экономить порядка 25% бюджетных средств. В частности, были пересмотрены проектные решения, сокращены площади подсобных помещений на станциях. Власти Москвы практически отказались от строительства станций глубокого заложения, т.к. они стоят в среднем на 2–3 млрд дороже. Большое внимание уделяется также стандартизации процедур поставки стройматериалов и инженерных систем. М.Хуснуллин подчеркнул, что снижение цены также обусловлено жёстким конкурсным отбором организаций-подрядчиков.

Немаловажным элементом программы развития метрополитена является строительство Третьего пересадочного контура (ТПК). Для его создания планируется проложить 58 км новых путей, построить 28 новых станций. Планируется, что пассажиропоток на ТПК составит 400 тыс. человек в час пик. «В стадии строительства сегодня находится участок ТПК от "Нижней Масловки" до станции "Хорошёвская" длиной 6,6 км с четырьмя станциями», — сообщил М.Хуснуллин и добавил, что данный участок планируется сдать в эксплуатацию в 2015 году. Этот проект реализуется в соответствии с новыми стандартами проектирования, большая часть ТПК будет построена по европейским технологиям — единый тоннель, по которому будет проходить два поезда одновременно. Мировой опыт показывает, что подобная технология относится к числу наиболее безопасных. Это позволит сократить объём средств и площади, необходимые для строительства. В перспективе до конца 2013 года также ожидается введение в эксплуатацию участка «Деловой центр» — «Парк Победы».

Как заключил М.Хуснуллин, планируется, что в целом к 2020 году порядка 90% москвичей будет проживать в зоне пешей доступности метрополитена.

«Я прошу Комплекс имущественных отношений, земельных оказывать дальнейшее содействие префектурам по освобождению, подготовке участков, чтобы мы не задерживали стройку из-за того, что не можем просто зайти на строительство», — распорядился С.Собянин после завершения доклада и добавил, что все необходимые законодательные решения для этого приняты.

М.Хуснуллин добавил, что для строительства Московского метрополитена был изучен весь мировой опыт. Кроме того, на данный момент серьёзно изучается вопрос частно-государственнного партнёрства при строительстве метрополитена. В частности, власти Москвы рассматривают возможность привлечения инвестиций при строительстве линии в Коммунарку.