Сергей Собянин: Бюджет Москвы на 2019 год — инвестиционный и социально ориентированный
Проект закона «О бюджете города Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» одобрен на заседании Президиума Правительства Москвы. В скором времени он будет внесен в Мосгордуму.
«Бюджет Москвы, как и прежде, является социальным бюджетом. Более половины всех средств будут направлены на образование, здравоохранение, социальную защиту москвичей, культуру, развитие спорта — то есть на все те сферы, которые являются очень значимыми и определяющими в жизни москвичей», — сказал Сергей Собянин.
Проект бюджета сформирован в условиях низких темпов инфляции, а экономика города растет в устойчивом темпе на уровне двух-трех процентов в год. Кроме того, ожидается, что по итогам 2018-го рост доходов бюджета составит более восьми процентов. В 2019–2021 годах планируется стабильное увеличение доходов на уровне пяти и более процентов ежегодно.
Политика Правительства Москвы направлена на привлечение инвестиций, создание инфраструктуры для развития бизнеса и повышения качества жизни горожан. Это способствует росту экономики и, соответственно, доходов бюджета столицы.
«Безусловно, для того чтобы бюджет пополнялся, необходимо уделять внимание и развитию экономики, и малому и среднему бизнесу, и поддержке промышленности, науки и инноваций. Все эти параметры в бюджете заложены», — отметил Мэр Москвы.
Сегодня в столице нет бюджетообразующих отраслей экономики. Стабильность доходов обеспечена разнообразием видов деятельности, от каждого из которых идут поступления в бюджет. Кроме того, ежегодно увеличивается вклад отраслей, развитие которых обусловлено эффектом агломерации и качеством человеческого капитала. К ним относятся финансово-кредитная деятельность, информационные технологии и связь, научные исследования, торговля и другие отрасли.
Для сравнения: еще восемь лет назад наибольший вклад в городской бюджет вносили налогоплательщики нефтегазового сектора, дававшего около трети поступлений от налога на прибыль. В сумме это было более 18 процентов от общего объема поступивших в бюджет доходов. Сегодня поступления от нефтегазового сектора не превышают пяти процентов доходов.
Основные параметры проекта бюджета города Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (миллиардов рублей)
|
Проект |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|
Доходы |
2326,6 |
2446,8 |
2586,1 |
Расходы
|
2602,6 |
2686,5 |
2765,9 |
В том числе условно утвержденные |
— |
67,2 |
138,3 |
Дефицит (минус) |
276,0 |
239,7 |
179,9 |
Проект бюджета Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов с точки зрения расходов сохраняет преемственность политики прошлых лет. Бюджет является программным, социальным и инвестиционным.
Программный бюджет
Более 90 процентов расходной части бюджета направлено на реализацию важнейших городских программ развития транспортной системы, образования, здравоохранения, культуры и других сфер.
Расходы на реализацию государственных программ города Москвы в проекте бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (миллиардов рублей)
Программа |
2019 год |
За три года (2019–2021) |
Развитие транспортной системы |
608,5 |
1805,3 |
Социальная поддержка жителей |
452,5 |
1381,7 |
Развитие образования |
330,3 |
1018,3 |
Развитие здравоохранения |
279,2 |
843,7 |
С учетом средств обязательного медицинского страхования |
474,5 |
1480,2 |
Жилище |
203,6 |
601,9 |
Развитие городской среды |
107,4 |
297,0 |
Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение |
93,8 |
304,0 |
Умный город |
74,3 |
239,7 |
Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность |
58,8 |
173,0 |
Культура Москвы |
52,1 |
155,3 |
Безопасный город |
34,5 |
108,0 |
Спорт Москвы |
32,8 |
96,1 |
Градостроительная политика |
22,3 |
64,8 |
Открытое правительство |
20,7 |
63,3 |
Всего расходов по государственным программам Удельный вес в общем объеме расходов |
2370,7 91,1 процента |
7152,3 91,1 процента |
Социальный бюджет
При составлении проекта бюджета на 2019–2021 годы учли и все социальные обязательства перед москвичами.
Так, расходы на социальную сферу (социальная поддержка, здравоохранение, образование, культура, спорт, а также отдельные программы — жилище, развитие городской среды, умный город) составляют 51,3 процента, или свыше 1,3 триллиона рублей в год (в 2018 году — 1,2 триллиона рублей). А с учетом оплаты медицинской помощи из Московского городского фонда обязательного медицинского страхования финансирование социальных расходов в 2019 году составит свыше 1,5 триллиона рублей.
Непосредственно на социальную поддержку (доплаты к пенсиям, льготы на проезд в общественном транспорте, на оплату жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение) в бюджете предусмотрено 414,4 миллиарда рублей.
Опередили рост инфляции (4,9 процента в 2019 году) и расходы на государственные программы развития образования (больше на 12,4 процента), здравоохранения (больше на 11,4 процента) и культуры (больше на 13,2 процента) в 2019-м
Социальные программы
В проект бюджета заложены и средства на реализацию новых или недавно принятых социальных программ. Например, законом предусмотрены средства на реализацию дополнительных мер социальной поддержки москвичей из-за повышения пенсионного возраста.
Москвичи, достигшие 55 (для женщин) и 60 лет (для мужчин), имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение по направлению врача, а также на помощь при переезде по программе реновации.
Ветераны труда и ветераны военной службы сохранят право на льготы по оплате услуг ЖКХ в размере 50 процентов, услуг местной телефонной связи, а также право на получение ежемесячной городской денежной выплаты. Для москвичей, достигших возраста 50 лет, будут проводить бесплатную диспансеризацию, профессиональное обучение и переобучение, а также оказывать адресную социальную помощь в случае трудной жизненной ситуации.
Повышение оплаты труда
В проекте бюджета предусмотрено и дальнейшее повышение оплаты труда работников бюджетной сферы всех отраслей (медицинских, педагогических работников, работников культуры, социальной сферы и других).
Так, запланированы выплаты надбавок учителям за выполнение функций классного руководителя в размере 12,5 тысячи рублей в месяц, а также за работу с «Московской электронной школой» (10 тысяч рублей в месяц).
Медикам будут доплачивать за статус «московский врач» и за работу врачом общей практики. Кроме того, получат надбавки врачи и медсестры, занимающиеся пациентами старших возрастных групп с множественными хроническими заболеваниями, а также оказывающие плановую первичную медико-санитарную помощь взрослому населению на дому.
Адресная помощь
В полном объеме будет профинансирован проезд льготных категорий москвичей на всех видах городского транспорта и в пригородном железнодорожном транспорте.
Также учли и новые льготы. Это право бесплатного проезда в пригородном железнодорожном транспорте для пенсионеров, почетных доноров России и Москвы, опекунов детей-сирот, родителей детей-инвалидов и льготные проездные билеты для аспирантов и ординаторов.
Инвестиционный бюджет
На развитие в 2019 году в проекте бюджета предусмотрено более одного триллиона рублей (1010,5 миллиарда рублей, или 39 процентов расходной части бюджета).
В бюджет развития включены:
— Адресная инвестиционная программа города Москвы (529,9 миллиарда рублей);
— мероприятия развития — капитальный ремонт, приобретение оборудования, подвижного состава, мероприятия по комплексному развитию районов, взнос в фонд реновации (480,6 миллиарда рублей).
Приоритетными остаются расходы на решение транспортных проблем Москвы. На строительство метро, дорог и прочих транспортных объектов планируется направить около 70 процентов средств Адресной инвестиционной программы (357,9 миллиарда рублей в 2019 году).
«Бюджет города Москвы одновременно будет являться и бюджетом развития. Мы по-прежнему будем уделять колоссальное внимание строительству метрополитена, дорог, развязок, тоннелей, мостов. За это время будут построены десятки новых поликлиник, больниц, детских садов, школ. Я думаю, что в течение трех лет Москва реализует новые очень важные и нужные проекты и в социальной сфере, и в сфере дорожного строительства, что улучшит транспортную ситуацию», — добавил Сергей Собянин.
Для того чтобы общественный транспорт был еще более удобным для всех пассажиров, в том числе маломобильных, планируется приобрести вагоны метро нового поколения, обновить парк автобусов и трамваев, а также закупить электробусы.
Новую программу «Мой район» тоже учли при составлении бюджета. Ее будут реализовывать одновременно во всех районах Москвы: там проведут работы по благоустройству улиц и парков, ремонту библиотек и домов культуры, создадут дополнительные возможности для занятий физкультурой и спортом.
Кроме того, в бюджете предусмотрено финансовое обеспечение реализации программы реновации. В 2019 году объем ее финансирования составит 113,7 миллиарда рублей.
Дефицит и долг
В проекте бюджета на 2019 год дефицит составляет 276 миллиардов рублей, или 12 процентов к общему объему доходов. В плановом периоде будет обеспечено последовательное снижение объема дефицита бюджета. В 2020 году он составит 239,7 миллиарда рублей, в 2021-м — 179,9 миллиарда рублей.
Обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга Правительство Москвы выполняет своевременно и в полном объеме. К концу текущего года государственный долг составит 30 миллиардов рублей. Для сравнения: в 2010-м он достигал уровня 300 миллиардов рублей.
Перспективы
Реализация программ, финансирование которых предусмотрено проектом бюджета Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, обеспечит повышение качества предоставления услуг в образовании, культуре, здравоохранении и сфере досуга, а также рост заработной платы работников бюджетной сферы.
Кроме того, вырастет уровень социальной защищенности горожан, сохранится созданная уникальная система социальной защиты москвичей старшего поколения, инвалидов и семей с детьми.
Также повысится уровень комфорта и безопасности городской среды, улучшится работа общественного транспорта и вырастет деловая активность и инвестиционная привлекательность Москвы.