Экономика и предпринимательство

Сергей Собянин: Бюджет Москвы на 2019 год — инвестиционный и социально ориентированный

Сергей Собянин: Бюджет Москвы на 2019 год — инвестиционный и социально ориентированный
Политика Правительства Москвы направлена на привлечение инвестиций, создание инфраструктуры для развития бизнеса и повышения качества жизни горожан.

Проект закона «О бюджете города Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» одобрен на заседании Президиума Правительства Москвы. В скором времени он будет внесен в Мосгордуму.

«Бюджет Москвы, как и прежде, является социальным бюджетом. Более половины всех средств будут направлены на образование, здравоохранение, социальную защиту москвичей, культуру, развитие спорта — то есть на все те сферы, которые являются очень значимыми и определяющими в жизни москвичей», — сказал Сергей Собянин.

Проект бюджета сформирован в условиях низких темпов инфляции, а экономика города растет в устойчивом темпе на уровне двух-трех процентов в год. Кроме того, ожидается, что по итогам 2018-го рост доходов бюджета составит более восьми процентов. В 2019–2021 годах планируется стабильное увеличение доходов на уровне пяти и более процентов ежегодно.

Политика Правительства Москвы направлена на привлечение инвестиций, создание инфраструктуры для развития бизнеса и повышения качества жизни горожан. Это способствует росту экономики и, соответственно, доходов бюджета столицы.

«Безусловно, для того чтобы бюджет пополнялся, необходимо уделять внимание и развитию экономики, и малому и среднему бизнесу, и поддержке промышленности, науки и инноваций. Все эти параметры в бюджете заложены», — отметил Мэр Москвы.

Сегодня в столице нет бюджетообразующих отраслей экономики. Стабильность доходов обеспечена разнообразием видов деятельности, от каждого из которых идут поступления в бюджет. Кроме того, ежегодно увеличивается вклад отраслей, развитие которых обусловлено эффектом агломерации и качеством человеческого капитала. К ним относятся финансово-кредитная деятельность, информационные технологии и связь, научные исследования, торговля и другие отрасли.

Для сравнения: еще восемь лет назад наибольший вклад в городской бюджет вносили налогоплательщики нефтегазового сектора, дававшего около трети поступлений от налога на прибыль. В сумме это было более 18 процентов от общего объема поступивших в бюджет доходов. Сегодня поступления от нефтегазового сектора не превышают пяти процентов доходов.

Основные параметры проекта бюджета города Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (миллиардов рублей)

 

 

Проект

2019 год

2020 год

2021 год

Доходы

2326,6

2446,8

2586,1

Расходы

 

2602,6

2686,5

2765,9

В том числе условно утвержденные

67,2

138,3

Дефицит (минус)

276,0

239,7

179,9

Проект бюджета Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов с точки зрения расходов сохраняет преемственность политики прошлых лет. Бюджет является программнымсоциальным и инвестиционным.

Программный бюджет

Более 90 процентов расходной части бюджета направлено на реализацию важнейших городских программ развития транспортной системы, образования, здравоохранения, культуры и других сфер.

Расходы на реализацию государственных программ города Москвы в проекте бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (миллиардов рублей)

Программа

2019 год

За три года (2019–2021)

Развитие транспортной системы

608,5

1805,3

Социальная поддержка жителей

452,5

1381,7

Развитие образования

330,3

1018,3

Развитие здравоохранения

279,2

843,7

С учетом средств обязательного медицинского страхования

474,5

1480,2

Жилище

203,6

601,9

Развитие городской среды

107,4

297,0

Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение

93,8

304,0

Умный город

74,3

239,7

Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность

58,8

173,0

Культура Москвы

52,1

155,3

Безопасный город

34,5

108,0

Спорт Москвы

32,8

96,1

Градостроительная политика

22,3

64,8

Открытое правительство

20,7

63,3

Всего расходов по государственным программам

Удельный вес в общем объеме расходов

2370,7

91,1 процента

7152,3

91,1 процента

Социальный бюджет

При составлении проекта бюджета на 2019–2021 годы учли и все социальные обязательства перед москвичами.

Так, расходы на социальную сферу (социальная поддержка, здравоохранение, образование, культура, спорт, а также отдельные программы — жилище, развитие городской среды, умный город) составляют 51,3 процента, или свыше 1,3 триллиона рублей в год (в 2018 году — 1,2 триллиона рублей). А с учетом оплаты медицинской помощи из Московского городского фонда обязательного медицинского страхования финансирование социальных расходов в 2019 году составит свыше 1,5 триллиона рублей.

Непосредственно на социальную поддержку (доплаты к пенсиям, льготы на проезд в общественном транспорте, на оплату жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение) в бюджете предусмотрено 414,4 миллиарда рублей.

Опередили рост инфляции (4,9 процента в 2019 году) и расходы на государственные программы развития образования (больше на 12,4 процента), здравоохранения (больше на 11,4 процента) и культуры (больше на 13,2 процента) в 2019-м

Социальные программы

В проект бюджета заложены и средства на реализацию новых или недавно принятых социальных программ. Например, законом предусмотрены средства на реализацию дополнительных мер социальной поддержки москвичей из-за повышения пенсионного возраста.

Москвичи, достигшие 55 (для женщин) и 60 лет (для мужчин), имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение по направлению врача, а также на помощь при переезде по программе реновации.

Ветераны труда и ветераны военной службы сохранят право на льготы по оплате услуг ЖКХ в размере 50 процентов, услуг местной телефонной связи, а также право на получение ежемесячной городской денежной выплаты. Для москвичей, достигших возраста 50 лет, будут проводить бесплатную диспансеризацию, профессиональное обучение и переобучение, а также оказывать адресную социальную помощь в случае трудной жизненной ситуации.

Повышение оплаты труда

В проекте бюджета предусмотрено и дальнейшее повышение оплаты труда работников бюджетной сферы всех отраслей (медицинских, педагогических работников, работников культуры, социальной сферы и других).

Так, запланированы выплаты надбавок учителям за выполнение функций классного руководителя в размере 12,5 тысячи рублей в месяц, а также за работу с «Московской электронной школой» (10 тысяч рублей в месяц).

Медикам будут доплачивать за статус «московский врач» и за работу врачом общей практики. Кроме того, получат надбавки врачи и медсестры, занимающиеся пациентами старших возрастных групп с множественными хроническими заболеваниями, а также оказывающие плановую первичную медико-санитарную помощь взрослому населению на дому.

Адресная помощь

В полном объеме будет профинансирован проезд льготных категорий москвичей на всех видах городского транспорта и в пригородном железнодорожном транспорте.

Также учли и новые льготы. Это право бесплатного проезда в пригородном железнодорожном транспорте для пенсионеров, почетных доноров России и Москвы, опекунов детей-сирот, родителей детей-инвалидов и льготные проездные билеты для аспирантов и ординаторов.

Инвестиционный бюджет

На развитие в 2019 году в проекте бюджета предусмотрено более одного триллиона рублей (1010,5 миллиарда рублей, или 39 процентов расходной части бюджета).

В бюджет развития включены:

— Адресная инвестиционная программа города Москвы (529,9 миллиарда рублей);

— мероприятия развития — капитальный ремонт, приобретение оборудования, подвижного состава, мероприятия по комплексному развитию районов, взнос в фонд реновации (480,6 миллиарда рублей).

Приоритетными остаются расходы на решение транспортных проблем Москвы. На строительство метро, дорог и прочих транспортных объектов планируется направить около 70 процентов средств Адресной инвестиционной программы (357,9 миллиарда рублей в 2019 году).

«Бюджет города Москвы одновременно будет являться и бюджетом развития. Мы по-прежнему будем уделять колоссальное внимание строительству метрополитена, дорог, развязок, тоннелей, мостов. За это время будут построены десятки новых поликлиник, больниц, детских садов, школ. Я думаю, что в течение трех лет Москва реализует новые очень важные и нужные проекты и в социальной сфере, и в сфере дорожного строительства, что улучшит транспортную ситуацию», — добавил Сергей Собянин.

Для того чтобы общественный транспорт был еще более удобным для всех пассажиров, в том числе маломобильных, планируется приобрести вагоны метро нового поколения, обновить парк автобусов и трамваев, а также закупить электробусы.

Новую программу «Мой район» тоже учли при составлении бюджета. Ее будут реализовывать одновременно во всех районах Москвы: там проведут работы по благоустройству улиц и парков, ремонту библиотек и домов культуры, создадут дополнительные возможности для занятий физкультурой и спортом.

Кроме того, в бюджете предусмотрено финансовое обеспечение реализации программы реновации. В 2019 году объем ее финансирования составит 113,7 миллиарда рублей.

Дефицит и долг

В проекте бюджета на 2019 год дефицит составляет 276 миллиардов рублей, или 12 процентов к общему объему доходов. В плановом периоде будет обеспечено последовательное снижение объема дефицита бюджета. В 2020 году он составит 239,7 миллиарда рублей, в 2021-м — 179,9 миллиарда рублей.

Обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга Правительство Москвы выполняет своевременно и в полном объеме. К концу текущего года государственный долг составит 30 миллиардов рублей. Для сравнения: в 2010-м он достигал уровня 300 миллиардов рублей.

Перспективы

Реализация программ, финансирование которых предусмотрено проектом бюджета Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, обеспечит повышение качества предоставления услуг в образовании, культуре, здравоохранении и сфере досуга, а также рост заработной платы работников бюджетной сферы.

Кроме того, вырастет уровень социальной защищенности горожан, сохранится созданная уникальная система социальной защиты москвичей старшего поколения, инвалидов и семей с детьми.

Также повысится уровень комфорта и безопасности городской среды, улучшится работа общественного транспорта и вырастет деловая активность и инвестиционная привлекательность Москвы.