На соцподдержку, здравоохранение, образование, культуру, спорт и жилищную программу в 2018 году выделят более 1,2 триллиона рублей.

Проект закона «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» одобрен на заседании Правительства Москвы. В скором времени он будет внесен в Мосгордуму.

Как сообщил Сергей Собянин, рост социальных расходов в бюджете на 2018 год вдвое превышает рост финансирования других отраслей экономики.

«При этом в проекте бюджета предусмотрены расходы на социальную сферу, превышающие в два раза расходы на остальные направления. Что это нам дает? Это нам позволяет самым серьезным образом пересмотреть в сторону увеличения денежные выплаты льготным категориям москвичей, в том числе пожилым людям, малообеспеченным семьям. Также это дает возможность увеличить заработную плату работникам образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и других отраслей. Причем это касается не только льготных категорий бюджетников, но и всех других», — отметил Мэр Москвы.

В проекте бюджета Москвы были впервые прописаны расходы на программу реновации жилья. «Впервые в бюджете прописана строка, связанная с реализацией программы реновации. За четыре года, включая 2017 год, на реализацию данной программы мы закладываем 400 миллиардов рублей», — сказал Сергей Собянин.

Помимо этого, в приоритете остается строительство дорог, метро, жилья и социальных объектов. «Мы в течение нынешнего года выработали целый ряд мер по поддержке промышленности Москвы. Речь идет и о поддержке технопарков, и промышленных территориях, особых экономических зонах, и о налоговых льготах, и о прямой финансовой поддержке развития инфраструктуры и инженерного обеспечения строящихся предприятий», — подчеркнул Мэр Москвы.

Начиная с 2012 года Москва сталкивалась с жесткими бюджетными ограничениями. Сокращение реальных доходов было связано с изменениями в федеральном налоговом законодательстве. В 2014–2015 годах ситуация усугубилась из-за падения цен на углеводороды. Доля нефтегазового сектора в доходах бюджета при этом сократилась в шесть раз — с 18 процентов в 2010 году до трех процентов в 2017 году.

Проект бюджета формировался в условиях восстановления экономического роста (примерно полтора процента в год) и относительной низкой инфляции на уровне четырех процентов.

При этом объем доходов на ближайшие три года запланирован с ежегодным ростом на пять процентов.

«Москва в 2016 году успешно прошла период адаптации и восстановления экономики после кризисных явлений 2014 и 2015 годов, заметно снизилась зависимость от внешних факторов, сохранен экономический потенциал», — подчеркнул на заседании Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова.

Последние пять лет Правительство Москвы проводило взвешенную бюджетную политику, основными целями которой стало обеспечение сбалансированности бюджета; увеличение собственной доходной базы; безусловное выполнение социальных обязательств, а также инвестирование в развитие транспортной и социальной инфраструктуры.

В результате была сформирована оптимальная структура городского бюджета, в котором доля расходов на развитие превышает 30 процентов. Бюджетные инвестиции в решение крупных городских проблем эффективны сами по себе, они создают основу для роста частных вложений.

Как показывает практика, один рубль бюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры позволяет привлечь три рубля частных инвестиций в экономику и социальную сферу города.

Общий объем инвестиций в экономику Москвы по сравнению с 2010 годом вырос более чем в два с половиной раза и по итогам этого года составит порядка 1,9 триллиона рублей. Нарастив долю бюджетных инвестиций, Москва создала базу для развития экономики города на ближайшие годы. Теперь город может позволить себе социально ориентированный бюджет.

Основные параметры проекта бюджета города Москвы (в миллиардах рублей)

Параметр

Проект

2018 год

2019 год

2020 год

Доходы, всего

2103,6

2206,9

2317,1

Расходы, всего

2326,5

2344,2

2429,9

В том числе условно утвержденные

 

58,6

121,5

Дефицит (–) / профицит (+), всего

–222,9

–137,3

–112,8


Рост зарплат и программа реновации

В основу формирования проекта бюджета Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов легли определенные принципы. В первую очередь бюджет имеет ярко выраженную социальную направленность. На соцподдержку, здравоохранение, образование, культуру, спорт и жилищную программу приходится более половины расходов — 52 процента, или более 1,2 триллиона рублей в год (в 2017 году эта цифра составила один триллион 75,2 миллиарда рублей).

С учетом оплаты медицинской помощи из фонда ОМС финансирование социального сектора превысит в 2018 году 1,4 триллиона рублей.

Рост социальных расходов в бюджете на 2018 год значительно превышает рост остальных. Так, если в целом расходы выросли на 5,2 процента относительно 2017 года, то расходы на социальную сферу увеличились на 10 процентов.

По предложениям общественных организаций и москвичей, в бюджете также предусмотрены средства для значительного (в два — пять раз) повышения выплат семьям с детьми. Также на 20 процентов увеличены расходы на социальные выплаты старшему поколению. Конкретные их размеры будут установлены постановлением Правительства Москвы после принятия закона о бюджете.

Кроме того, будут выделены средства для повышения зарплаты работникам бюджетной сферы (здравоохранения, образования, культуры и социальной защиты). Зарплаты будут ежегодно расти и у работников, на которых распространяются майские указы Президента.

Город продолжит вкладывать средства в ключевые проекты повышения качества образования, здравоохранения. Это включает закупку современного оборудования для «Московской электронной школы» и проектов предпрофессионального образования («Школа новых технологий», Курчатовский проект и профильные классы). Также увеличатся расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Финансы будут выделены на проект «Искусство — детям», который направлен на обновление материально-технической базы детских школ искусств. Театры и другие культурные учреждения отремонтируют и оснастят современным оборудованием.

Расходы на реализацию государственных программ Москвы в 2018 году (в миллиардах рублей)

Программа

Финансирование за счет бюджета города Москвы

Развитие транспортной системы

542,3

Столичное здравоохранение

251,2 (с учетом расходов по ОМС — 444,5)

Столичное образование

293,9

Социальная поддержка жителей города Москвы

430,3

Жилище

183,2

Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение

90,1

Культура Москвы

46,1

Спорт Москвы

38,0

Открытое правительство

20,0

Информационный город

57,9

Развитие городской среды

78,2

Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы

50,6

Градостроительная политика

21,6

Безопасный город

24,4

ИТОГО

2127,7

Бюджет развития в 2018 году составляет 901,6 миллиарда рублей, или 38,7 процента расходной части. В него включены:

— Адресная инвестиционная программа города Москвы;

— ряд мероприятий (капитальный ремонт, приобретение оборудования, новый подвижной состав метро и наземного транспорта и благоустройство);

— взнос в фонд реновации.

Финансирование программы реновации обеспечит ускоренное жилищное строительство и гарантирует выполнение обязательств перед жителями домов, вошедших в программу.

Что касается дефицита бюджета на 2018 год, то он планируется в объеме 222,9 миллиарда рублей. Это безопасный уровень даже при неблагоприятных сценариях развития экономики.

Как и в этом году, основным способом балансировки бюджета будет экономия на размещении государственного заказа, а также использование остатков прошлых лет.

При этом государственный долг Москвы по сравнению с 2011 годом сократится в 8,4 раза — с 299,3 миллиарда рублей до 35,8 миллиарда рублей к концу 2017 года. «При дальнейшей реализации жесткого курса по сокращению долга без осуществления новых займов мы сможем закончить предстоящую бюджетную трехлетку с объемом государственного долга 31,5 миллиарда», — заключила Елена Зяббарова.