На линии МЦД вышел поезд нового поколения «Иволга 4.0» — Собянин
Поезда нового поколения «Иволга 4.0» вышли на линии Московских центральных диаметров (МЦД). В церемонии запуска приняли участие Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
«На центральных диаметрах с момента их запуска количество пассажиров увеличилось на 40 процентов, а внутри города — в два раза. И, конечно, не последняя причина тому — качественный подвижной состав, который мы внедряем, — рассказал Сергей Собянин. — Мы специально создавали новый поезд “Иволга” для центральных диаметров, и сегодня запускается уже четвертая модель этого поезда. Она максимально приближена к самым лучшим мировым стандартам».
Движение по первым двум Московским центральным диаметрам было открыто 21 ноября 2019 года. Церемония прошла с участием Владимира Путина на Белорусском вокзале.
«Хотел сказать особые слова благодарности Президенту, который поддерживает этот проект, дал ему старт, и несколько лет тому назад даже сложно было представить, как этот проект, по сути дела, создаст новую жизнь городским железным дорогам, новые условия, новые скорости, новый комфорт. Это, конечно, действительно наземное метро, которое пришло в Москву и Подмосковье», — добавил Сергей Собянин.
Сегодня сеть МЦД включает четыре диаметра — это 303 километра путей и 136 станций, в том числе 50 московских городских вокзалов. Интервал движения поездов составляет от пяти до семи минут в час пик.
Пассажиров перевозят 398 поездов, 80 процентов из которых относятся к современному подвижному составу. На МЦД-1 и МЦД-2 обновлено 100 процентов поездов, на МЦД-3 — 76 процентов, МЦД-4 — 55 процентов. Завершить обновление подвижного состава на МЦД-3 планируется к концу 2024 года, а на МЦД-4 — к концу 2025-го.
Ежедневно пассажиры совершают около 1,3 миллиона поездок (на МЦД-1 приходится 270 тысяч, МЦД-2 — 350 тысяч, МЦД-3 — 400 тысяч, МЦД-4 — 230 тысяч поездок). Всего с момента открытия центральных диаметров пассажиры проехали по ним 900 миллионов раз. Доля внутригородских поездок на железнодорожном транспорте выросла почти в два раза.
Доля нового подвижного состава в Центральном транспортном узле (ЦТУ) с 2011 года увеличилась почти в 15 раз.
В 2011–2023 годах в ЦТУ было поставлено более 3,9 тысячи новых вагонов. В планах до 2030-го — поставка еще почти пяти тысяч вагонов нового поколения. С 2011 года средний возраст подвижного состава снизился в три раза — с 24 до восьми лет.
Сергей Собянин напомнил, что кроме центральных диаметров Москва планирует обновить весь центральный железнодорожный узел.
«Задача стоит вообще весь пригород Центрального транспортного узла сделать современным и обновленным. И нам предстоит еще пройти больше половины того, что мы прошли с точки зрения и количества нового подъездного состава и путей, которые надо реконструировать и сделать современными», — сказал Мэр Москвы.
Олег Белозеров отметил, что опыт Москвы по реконструкции железнодорожных путей перенимают регионы: «17 городов в стране сейчас стараются работать внутри программы городской электрички. Понятно, что условия разные, самые интенсивные и самые напряженные здесь, в Москве, но элементы, которые мы прорабатываем здесь вместе с высокопрофессиональными коллегами, мы можем отдельно уже инкорпорировать не только в Москве, но и в регионах».
Обновление парка поездов МЦД
Парк поездов на действующих Московских центральных диаметрах — один из самых молодых в Европе: новые составы вышли на линии в первый же год их работы. Пассажиров перевозят современные поезда ЭП2Д, двухэтажные аэроэкспрессы ЭШ2 и 58 российских поездов ЭГ2Тв «Иволга» первого, второго и третьего поколений, которые специально разработаны для МЦД.
«Новый подвижной состав — это ровно то, что видит пассажир: огромную работу, которую проводим вместе с Москвой по подготовке инфраструктуры, шпалы, рельсы, переключения, энергетика, мощность. Сила энергетики очень важна для того, чтобы подвижной состав шел с тем интервалом, к которому на сегодняшний момент уже привыкли москвичи», — рассказал Олег Белозеров.
«Иволга» — городской электропоезд, который выпускает ведущий российский разработчик и производитель подвижного состава для железнодорожного и рельсового транспорта АО «Трансмашхолдинг». 97 процентов комплектующих для поезда выпускаются в России. В производственной цепочке занято более 600 предприятий и почти 50 тысяч человек по всей стране. В числе городов — Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Нижний Новгород, Пенза и другие.
Состав выполнен по бестамбурной схеме, с входными дверями почти на 15 процентов шире (1400 миллиметров), чем у обычных пригородных поездов.
Система управления и программное обеспечение поезда тоже спроектированы и произведены в России. В «Иволге» предусмотрена двухступенчатая система управления со стопроцентным резервированием: при возникновении единичных проблем она будет работать штатно без потери тяговых и тормозных характеристик и не повлияет на систему жизнеобеспечения.
В кабине машиниста установлены два монитора управления, что позволяет сократить количество отвлекающих факторов. На первом отображается информация о работе поезда, на втором — диагностические параметры. При отказе одного из экранов данные дублируются на другой. Система видеонаблюдения позволяет контролировать ситуацию внутри и вокруг поезда, информация выводится на пульт управления.
Для машиниста и его помощника предусмотрены регулируемые эргономичные кресла. Все элементы управления доступны без смены положения, что позволяет локомотивной бригаде быстро реагировать на любую ситуацию. В кабине есть специальный держатель для стаканов с возможностью охлаждения, что особенно актуально в жаркую погоду. Быстро и безопасно войти в кабину можно с помощью электронной карты.
Вагоны оснащены современными системами климат-контроля и обеззараживания воздуха, оповещения, а также вайфаем, USВ-розетками, креплениями для велосипедов. Применяются также современные системы безопасности и автоматического онлайн-контроля технического состояния.
Поезда приспособлены для поездок родителей с детьми в колясках и маломобильных граждан. В вагонах есть специальные места для инвалидов и пеленальные столики.
Для эффективной работы с учетом частых остановок поезд должен как можно быстрее разгоняться и максимально плавно останавливаться. «Иволга» полностью соответствует этим требованиям. В результате пассажиры не чувствуют дискомфорта и при этом время в пути сокращается. За счет технологии пневмоподвешивания обеспечивается плавный ход поезда, низкий уровень шума и вибрации. Сквозной проход между вагонами позволяет перемещаться по всему составу, а трехуровневые поручни с теплым покрытием повышают комфорт при поездке стоя.
По сравнению с предыдущей модификацией «Иволга 4.0» стала еще более удобной для пассажиров. Новый поезд в 11-вагонной компоновке вмещает более 2,5 тысячи человек одновременно, время посадки сократилось на 30 процентов.
«Впервые у городской электрички есть три двери в промежуточных вагонах, а значит, посадка и высадка пассажиров стала такой же быстрой и удобной, как в классическом подземном метро. К тому же она может перевозить почти на 100 человек больше, чем предыдущая модификация», — написал Сергей Собянин в своем телеграм-канале.
Источник: телеграм-канал Сергея Собянина @mos_sobyanin
Фронтальная часть маски поезда стала темнее и лаконичнее, а подголовники и поручни выполнены в ежевичных оттенках. Помимо этого, удобнее расположены кнопки открытия дверей: две кнопки находятся по бокам каждой двери вагона (как и в поздних версиях «Иволги 3.0»).
По сравнению с «Иволгой 1.0» и «Иволгой 2.0» в новом поезде среднее ускорение увеличилось на 10 процентов — до одного метра на секунду в квадрате, а скорость выросла на 30 процентов — до 160 километров в час. Смена направления движения происходит всего за одну минуту — это позволяет сократить интервал между поездами за счет уменьшения времени стоянки на конечной. В устаревших пригородных составах смена направления занимает более 10 минут.
Сравнительная таблица технических характеристик пригородных поездов, курсирующих на МЦД-3 и МЦД-4
Параметры |
ЭТ2М (1999–2010 годы) |
ЭД4М (1996–2016 годы) |
«Иволга 4.0» (2024 год) |
Вместимость |
2114 человек |
2499 человек |
2533 человека |
Ускорение |
0,6 метра на секунду в квадрате |
0,6 метра на секунду в квадрате |
Один метр на секунду в квадрате |
Скорость |
130 километров в час |
130 километров в час |
160 километров в час |
Ширина дверей |
1180 миллиметров |
1250 миллиметров |
1400 миллиметров |
Зона остекления дверей |
Больше 20 процентов |
Больше 20 процентов |
40 процентов |
Дверей на борт вагона |
Две |
Две |
Три |
Сквозной проход |
Нет |
Нет |
Да |
Ширина прохода |
700 миллиметров |
700 миллиметров |
1000 миллиметров |
Адаптивное освещение |
Нет |
Нет |
Да |
Высота пола |
1400 миллиметров |
1400 миллиметров |
1300 миллиметров |
Современные системы безопасности |
Нет |
Нет |
Да |
Климат-контроль |
Нет |
Нет |
Да |
Системы информирования |
Нет |
Нет |
Да |
Москва стала первым городом в России, который закупил железнодорожные поезда с привлечением средств инфраструктурного бюджетного кредита: в 2022–2023 годах приобрели более 200 вагонов «Иволга 3.0».
В первом квартале 2024 года парк МЦД пополнило шесть современных поездов, в том числе четыре поезда ЭП2ДМ и два состава «Иволга 4.0». Уже 2 мая — после завершения технической обкатки — «Иволги» начали перевозить пассажиров.
Всего до конца 2024-го планируется закупить 53 современных поезда, в том числе 27 составов «Иволга 4.0», 12 поездов ЭП2ДМ, восемь поездов ЭП2Д и шесть поездов «Ласточка» для Московско-Тверской пригородной пассажирской компании. Постепенно они заменят устаревшие составы, которые курсируют на маршрутах дальних пригородных зон МЦД-3 и МЦД-4 и уже не отвечают современным стандартам качества пассажирских перевозок на московском транспорте.
Современная городская электричка: как создавали новый поезд для МЦД
Развитие пассажирской инфраструктуры МЦД
В соответствии с планом-графиком развития инфраструктуры Центрального транспортного узла, утвержденным Сергеем Собяниным и Олегом Белозеровым, в 2024 году планируется завершить строительство и реконструкцию восьми объектов пассажирской инфраструктуры МЦД, включая:
— новый московский городской вокзал Митьково МЦД-3;
— московский городской вокзал Щербинка МЦД-2 (после реконструкции);
— новый вестибюль на Белорусском вокзале, который обеспечит интеграцию МЦД-1 с МЦД-4 (работы завершены);
— северный вестибюль московского городского вокзала Москва-Сити (бывшая станция Тестовская) МЦД-4 с выходом к Мукомольному проезду и району «Большого Сити» (работы завершены);
— уникальное пролетное строение, которое завершит интеграцию станции Кутузовская МЦД-4 с метрополитеном;
— новый вестибюль станции Москва-Сити МЦК, который обеспечит интеграцию МЦК с МЦД-4;
— южный вестибюль московского городского вокзала Лианозово МЦД-1 (работы завершены);
— надземный переход через улицу Ленина в составе московского городского вокзала Зеленоград — Крюково МЦД-3.
Ежедневно инфраструктурой этих объектов будут пользоваться более 250 тысяч жителей Москвы и Московской области.