Информационные технологии в Москве
Слияние реального и виртуального.
Как работает умный город?
Преимуществами умного города мы пользуемся ежедневно: подключаемся к интернету в транспорте и на улицах, записываемся к врачу через ЕМИАС, оплачиваем коммунальные услуги онлайн, пользуемся электронной школой. Рассказываем, как Москве удалось стать одним из самых умных городов мира.
Концепция умного города (Smart City) — это система, при которой существующие ресурсы городских служб используются наиболее оптимальным образом и обеспечивают наибольшее удобство жителям города. Для этого необходима тесная связь между проектами умного города (уличным видеонаблюдением, госуслугами, интеллектуальной транспортной системой и другими) в масштабах мегаполиса.
Городской Wi-Fi и мобильный интернет
На улицах, в парках и пешеходных зонах Москвы множество точек доступа к бесплатному Wi-Fi. В пределах Садового кольца и в московских парках их свыше 3,7 тысячи.

Интернет есть и в общественном транспорте. Бесшовная зона распространяется на метро, МЦК, аэроэкспрессы, а также автобусы, трамваи и троллейбусы. Это значит, что, переходя с одного вида транспорта на другой, вам не придется заново проходить авторизацию.
Мобильный интернет по-прежнему обходится москвичам в восемь раз дешевле, чем жителям Нью-Йорка. По доступности фиксированной связи среди всех городов на планете Москва занимает второе место.
Умный транспорт
Интеллектуальная транспортная система Москвы — одна из важнейших составляющих Smart City. В Москве это более двух тысяч светофоров, трех с половиной тысяч детекторов мониторинга дорожного движения и двух тысяч камер видеонаблюдения. Данные с них попадают в ситуационный центр ЦОДД, где их анализируют в режиме реального времени, что помогает управлять ситуацией на дорогах. В дальнейшем эта информация позволяет ЦОДД сделать прогноз дорожной обстановки, если планируется перекрыть улицу, ввести одностороннее движение или открыть выделенную полосу для автобусов и троллейбусов.

Более 160 электронных табло на главных трассах города оперативно сообщают водителям о погоде, расчетном времени в пути (например, до МКАД или Третьего транспортного кольца) и о загруженности дорог. Они отображают и сведения об ограничении или перекрытии движения. С внедрением интеллектуальной транспортной системы количество аварий на дорогах Москвы уменьшилось почти наполовину. А средняя скорость увеличилась на 13 процентов, несмотря на то, что машин стало намного больше.
Электронные услуги
Москва первой из субъектов Российской Федерации запустила онлайн-сервис оплаты различных пошлин и услуг, перевела в облако большую часть строительной документации и дала возможность получать несколько услуг одним пакетом.

Всего за несколько минут вы можете проверить и оплатить штрафы за нарушение ПДД, записаться к врачу, пополнить «Тройку», оплатить коммунальные услуги, записать ребенка в секцию и многое другое. Всего на портале mos.ru сейчас 222 услуги и сервисов.
Цифры и факты
6,4 миллиона человек
пользуются электронными государственными услугами в Москве
222 услуги и сервисов
доступно в электронном виде, включая социально значимые
свыше 165 миллионов
заявок на получение услуг было подано в электронной форме за неполный 2017-й год
К врачу — через интернет
Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС) запустили в Москве в 2011 году. С ее помощью можно найти ближайшую поликлинику, записаться на прием к врачу онлайн, получить справку. За несколько лет работы электронная регистратура сократила очереди в поликлиниках в 2,5 раза.
ЕМИАС развернута в 678 медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического звена, объединяет 21,5 тысячи врачей, 9,5 миллиона пациентов, содержит более 359 миллионов записей к врачам и обеспечивает более 500 тысяч различных транзакций ежедневно.

Через удаленные каналы записи еженедельно на прием к врачу записываются около 700 тысяч человек.
С ее помощью можно назначить визит к врачу не только в регистратуре медучреждения, но и через интернет, мобильное приложение, по телефону или в поликлинике через инфомат. Система также позволяет выписывать электронные рецепты, получать справки для ГИБДД и вести медицинскую карту болезни в электронном виде.
Приоритет на ближайшее время — внедрение ЕМИАС в стационарах и интеграция со службами скорой помощи и московскими школами.

В 2015 году аудиторская компания KPMG в исследовании «Умные города» признала ЕМИАС лидером по использованию умных технологий в сфере здравоохранения. В 2016 году в рейтинге агентства PricewaterhouseCoopers Москва стала первой среди мегаполисов, активно использующих анализ накопленных данных в управлении здравоохранением. ЕМИАС — победитель английской премии MobileGov World Summit 2017 в области мобильных государственных услуг и электронных сервисов.
«Наш город» и «Активный гражданин»
Москвичи могут напрямую взаимодействовать с Правительством города и влиять на жизнь столицы. Портал «Наш город» — это канал получения обратной связи от горожан. С его помощью можно пожаловаться на работу чиновников и коммунальных служб.
На портале можно сообщить об отсутствии урны в парке, повреждении лестницы или захламлении территории, рассказать о сломанной тротуарной плитке, плохом уходе за деревьями и кустарниками или яме на дороге. На «Нашем городе» зарегистрированы более 1,2 миллиона пользователей.

На сегодняшний день с его помощью удалось решить порядка 2,5 миллиона проблем.
Система электронных референдумов «Активный гражданин» позволяет высказать свое мнение по самым разным городским вопросам — от создания дополнительных автобусных маршрутов и стрижки газона до выбора названия для нового кольца метро. «Активные граждане» копят бонусные баллы и получают брендированные сувениры, билеты в театр или музей. Сейчас в проекте зарегистрированы более 2 миллионов участников, проведено более 3,5 тысячи голосований и принято более 97 миллиона мнений.
Электронная школа
Проект «Московская электронная школа» стартовал в сентябре 2016 года. Его основные элементы — электронный журнал и дневник и библиотека электронных материалов, где находятся учебные пособия и сценарии уроков. Сценарии пришли на смену планам уроков и похожи на презентацию с наглядными материалами и заданиями. Учителя по всему городу могут взять из библиотеки подходящий сценарий, дополнить уже существующий или создать новый и открыть к нему общий доступ.

Такая система позволяет обмениваться опытом и создает здоровую конкуренцию между учителями, ведь сценарии оценивают и отслеживают количество их скачиваний. На сегодняшний день столичные педагоги создали более 300 тысяч электронных сценариев уроков. Свыше 18,5 тысячи из них прошли модерацию и находятся в общем доступе для всех учителей Москвы.
Интерактивные доски — сенсорный экран с диагональю 84 дюйма — позволяют сделать уроки интереснее. Используя палец или стилус, на доске можно рисовать, перетаскивать элементы, закрашивать области и так далее. Современным детям, которые привыкли к гаджетам, нравится работать в таком формате. Например, изучая историю, ученики выходят к доске и с удовольствием рисуют торговые пути или обводят территории обитания тех или иных племен. Некоторые предметы, такие как стереометрия, особенно выигрывают от возможности демонстрировать объемные изображения. Благодаря подключению к интернету на интерактивные доски можно быстро выводить наглядную информацию — закон, научную статью, видео и так далее.
Также в школах столицы работают электронный журнал и дневник и система «Проход и питание». Дневник в электронном виде позволяет родителям следить за успеваемостью ребенка и учебным процессом в целом: смотреть, какие темы проходили, что задали на дом. «Проход и питание» дает возможность узнать о том, когда ребенок пришел в школу и что он ел на обед.
Просмотр информации о посещении и питании
в школе, детском саду, колледже
Видеоаналитика
Москва входит в десятку мировых лидеров по покрытию видеокамерами. В городе более 160 тысяч камер — в подъездах, во дворах, в местах массового скопления людей и в образовательных учреждениях. Записи с них используют при расследовании 70 процентов правонарушений и преступлений. А еще камеры помогают контролировать работу коммунальщиков.

Записи поступают в единый центр хранения и обработки данных. В случае ЧП можно зарезервировать архивную информацию с нужной камеры на 30 дней. Для этого необходимо оставить заявку, позвонив в круглосуточный общегородской контакт-центр по телефону: 8 (495) 587-00-02. С полученным от оператора номером заявки надо обратиться в правоохранительные органы по месту происшествия или к адвокату. Без резервирования архивная информация хранится в течение пяти суток.
Мировое признание
Столица по праву может называться умным городом, и это признает мировое сообщество. В июле компания PricewaterhouseCoopers включила Москву в топ-5 мегаполисов, наиболее подготовленных к инновациям. В июне российская столица получила премию Всемирной организации электронных правительств городов мира WeGO. Нам вручили специальный приз в номинации «Предоставление государственных услуг в электронной форме». А в феврале Intelligent Community Forum включил Москву в семерку финалистов конкурса на звание самого умного города планеты.