Информационные технологии в Москве
Слияние реального и виртуального.
Как работает умный город?
Преимуществами умного города мы пользуемся ежедневно: подключаемся к интернету в транспорте и на улицах, записываемся к врачу через ЕМИАС, оплачиваем коммунальные услуги онлайн, пользуемся электронной школой. Рассказываем, как Москве удалось стать одним из самых умных городов мира.
Концепция умного города (Smart City) — это система, при которой существующие ресурсы городских служб используются оптимальным образом и обеспечивают наибольшее удобство жителям. Для этого необходима тесная связь между проектами умного города (уличным видеонаблюдением, госуслугами, интеллектуальной транспортной системой и другими) в масштабах мегаполиса.
Городской Wi-Fi и мобильный интернет
На улицах, в парках и пешеходных зонах Москвы есть множество точек доступа к бесплатному Wi-Fi. Внутри Садового кольца, локально в пределах Третьего транспортного кольца и в московских парках их свыше четырех тысяч .

Интернет есть и в общественном транспорте. Бесшовная зона распространяется на метро, МЦК, аэроэкспрессы, а также автобусы, трамваи и троллейбусы. Это значит, что, переходя с одного вида транспорта на другой, вам не придется заново авторизовываться.
Мобильный интернет по-прежнему обходится москвичам в восемь раз дешевле, чем жителям Нью-Йорка. По доступности фиксированной связи среди всех городов на планете Москва занимает второе место.
Умный транспорт
Во всех крупных городах мира растет количество автомобилей и транспортных проблем. Чтобы их успешно решать, в Москве развивается и внедряется интеллектуальная транспортная система.

Это одна из важнейших составляющих Smart City. В городе более 40 тысяч светофоров, 3,5 тысячи детекторов мониторинга дорожного движения и 2,5 тысячи камер телеобзора. Данные с них попадают в ситуационный центр ЦОДД, где их анализируют в режиме реального времени, что помогает управлять ситуацией на дорогах. В дальнейшем эта информация позволяет ЦОДД сделать прогноз дорожной обстановки, если планируется перекрыть улицу, ввести одностороннее движение или открыть выделенную полосу для автобусов и электробусов.

180 электронных табло на главных трассах города оперативно сообщают водителям о погоде, загруженности дорог и правилах дорожного движения. Они отображают и сведения об ограничении или перекрытии движения.
На сегодня комплекс всех мер, связанных с развитием городского транспорта, парковочного пространства и внедрением ИТС, позволяет сохранить в столице стабильную дорожную ситуацию.

С 2010 года Москва ведет целенаправленную работу по снижению аварийности и за 10 лет стала самым безопасным городом России. А средняя скорость на основных магистралях выросла на 22 процента.
Электронные услуги
Москва — один из первых субъектов Российской Федерации, который запустил онлайн-сервис оплаты различных пошлин и услуг, перевел в электронный вид полный цикл оказания услуг в сфере строительства и реализовал возможность подачи единой заявки для присоединения к нескольким видам сетей.

Всего за несколько минут вы можете проверить и оплатить штрафы за нарушение ПДД, записаться к врачу, пополнить «Тройку», оплатить коммунальные услуги, записать ребенка в секцию и многое другое. Всего на портале mos.ru сейчас более порядка 380 услуг и сервисов.
Цифры и факты
13,7 миллиона человек
пользуются электронными государственными услугами в Москве
Более порядка 380 услуг
и сервисов
доступно в электронном виде, включая социально значимые
Свыше 406 миллионов заявок
было подано в электронной форме в 2018 году
К врачу — через интернет
Каждый день в Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС) регистрируется более 250 тысяч записей на прием к врачу. Пациенты могут записываться как в поликлинике, так и удаленно — через кол-центр, мобильное приложение или сайт.
Сегодня единая цифровая платформа здравоохранения охватывает все поликлиники, службы скорой помощи и скоро появится во всех стационарах столицы. Ежедневно в системе ведут прием более 20 тысяч врачей, а количество уникальных пациентов превысило 13 миллионов.
Благодаря цифровым сервисам горожане могут удаленно записываться на прием к врачу, оформлять электронные рецепты, листки нетрудоспособности и многое другое.
На базе ЕМИАС запущены десятки сервисов, проектов и инициатив, которые обеспечивают эффективное взаимодействие пациента и врача.
Среди наиболее востребованных сервисов — электронная медицинская карта (ЭМК) с протоколами осмотров врачей, рецептами, результатами лабораторных исследований и прочей важной медицинской информацией. Также в ЭМК можно загружать собственные медицинские документы, вносить записи в раздел с личным и семейным анамнезом, вести свой дневник здоровья.
Искусственный интеллект успешно используется в сфере столичного здравоохранения. Огромные массивы медицинских данных обрабатываются в обезличенной форме для создания уникальных умных решений и сервисов.
Например, в 2020 году в клиническую практику были внедрены технологии компьютерного зрения для выявления пневмонии, рака легких и других легочных патологий, рака молочной железы, а также COVID-19.
Создан сервис для голосового ввода заключений лучевых исследований, КТ-калькулятор для определения степени поражения легких, а также система поддержки врачебных решений для постановки предварительного диагноза. А телемедицинская информационная система доказала свою эффективность в период пандемии.

В 2015 году аудиторская компания KPMG в исследовании «Умные города» признала ЕМИАС лидером по использованию умных технологий в сфере здравоохранения.

В 2016 году в рейтинге агентства PricewaterhouseCoopers Москва стала первой среди мегаполисов, активно использующих анализ накопленных данных в управлении здравоохранением.

В 2017 году столица получила международную премию Global MobileGov Awards 2017, которая вручается за достижения в развитии электронного мобильного обслуживания граждан государством, за создание Единой медицинской информационно-аналитической системы.
Больше онлайн-возможностей для управления городом
Жители могут напрямую взаимодействовать с Правительством Москвы и влиять на жизнь столицы. Портал «Наш город» — это электронный ресурс, который позволяет контролировать своевременность и качество ремонта, благоустройства и обслуживания объектов городского хозяйства, сообщать о нарушениях и оценивать работу учреждений. 
На портале можно пожаловаться на неисправное освещение, повреждение лестницы или захламление территории, рассказать о сломанной тротуарной плитке, плохом уходе за деревьями и кустарниками или яме на дороге.

На сегодняшний день с его помощью удалось решить порядка 4,5 миллиона проблем.
На портале «Наш город»
Зарегистрированы 1,6 миллиона пользователей
Решено 4,5 миллиона проблем
«Активный гражданин» — это площадка для электронных голосований по вопросам городского развития. С ее помощью москвичи определяют, какие улицы, дворы и парковые зоны необходимо благоустроить, как должны работать поликлиники, библиотеки, центры госуслуг. Также горожане выбирают мероприятия для фестивалей и праздников. За активность участники получают баллы, которые можно обменять на сувениры в магазине поощрений проекта.

В проекте «Активный гражданин»
Зарегистрированы 4,8 миллиона участников
Проведено 4,8 тысячи голосований
Принято 153 миллиона мнений
«Общественные обсуждения» — это платформа для диалога между москвичами и городскими властями. В онлайн-формате здесь рассматриваются вопросы, которые раньше выносились только на очное обсуждение. Например, это могут быть предложения о строительстве на пустующей территории или о том, где должна пройти граница между улицей и двором. На платформе горожане знакомятся с градостроительными проектами и оставляют свои предложения и замечания. Как правило, они касаются строительства и изменения планировки городских пространств. К началу 2021 года на платформе обсудили более 780 градостроительных проектов.
Краудсорсинговая платформа «Город идей» — это возможность для каждого москвича вносить предложения по развитию города. Новые маршруты общественного транспорта, оснащение всех центров госуслуг точками доступа к Wi-Fi, фотовыставки в парках, оборудование велопарковок у офисов МФЦ, инфоматы в поликлиниках, электронное заявление для прикрепления в поликлинику, мобильное приложение «ЕМИАС.ИНФО» для дистанционной записи к врачу и многие другие инициативы уже реализованы благодаря «Городу идей». Все предложения жителей рассматриваются экспертами, а лучшие гарантированно претворяются в жизнь.
Платформа «Город идей»
7 лет работы
100 тысяч предложений
30 реализованных проектов
«Электронный дом» — это платформа, которая помогает москвичам решать вопросы, связанные с проживанием в многоквартирных домах, и проводить общие собрания собственников в онлайн-формате. Также с ее помощью можно подать заявку о неполадках в квартире, подъезде, доме или дворе, передать показания приборов учета воды и электроэнергии, публиковать и читать сообщения на электронной доске объявлений, узнавать новости дома и района, оплачивать услуги ЖКХ, отправлять сообщение в управляющую организацию и даже общаться с соседями. К началу 2021 года к «Электронному дому» подключились жители более 50 процентов многоквартирных домов в Москве.
Электронная школа
«Московская электронная школа» — это уникальная цифровая образовательная система, не имеющая аналогов в мире.
Сегодня все школы столицы оснащены современным и безопасным оборудованием для работы в «МЭШ», которая стала семейным помощником с большим количеством удобных сервисов.
Библиотека «МЭШ» содержит более одного миллиона единиц разнообразного образовательного контента. В ней можно найти свыше 50 тысяч электронных сценариев уроков по всем обязательным предметам для учащихся 1–11-х классов, более 1600 электронных учебных пособий, 381 учебник, восемь уникальных виртуальных лабораторий, 245 произведений художественной литературы, свыше 130 тысяч интерактивных образовательных приложений, созданных лучшими учителями города и ИТ-компаниями, а также огромное количество заданий, которые позволяют школьникам готовиться к контрольным работам, экзаменам и олимпиадам.

По инициативе Мэра Москвы Сергея Собянина с марта 2019 года доступ к библиотеке «МЭШ» открыт для пользователей всего мира. Еженедельно к сервису обращаются более 300 тысяч человек (учителя, ученики, родители) из порядка 30 регионов и стран. «МЭШ» используют и школы при посольствах в Лондоне, Будапеште, Вене, Берлине.

В 2020 году в «Московской электронной школе» появились удобные нововведения: школьники могут посещать занятия в режиме видеоконференций, дневник «МЭШ» теперь доступен и в формате голосового общения. Также в нем есть информация об учебном плане на год вперед.
Расширился и образовательный контент «МЭШ»: появились видеоуроки по всем школьным предметам (сейчас их больше восьми тысяч), новые виртуальные лаборатории для проведения экспериментов по физике, математике, технологии. Пополнилась база тестовых заданий с возможностью автоматизированной проверки — теперь их более 60 тысяч. Также количество работ для самодиагностики превысило четыре тысячи.

У педагогов появилась возможность прямо в интерфейсе «МЭШ» прикреплять к домашнему заданию материалы из сервиса «Яндекс.Репетитор».

Сервисы электронной школы стали надежным источником информации для семьи о жизни ребенка в школе. Родители могут следить за ходом образовательного процесса, успеваемостью детей, контролировать питание не только в школьной столовой, но и в буфете.
Просмотр информации о посещении и питании
в школе, детском саду, колледже
Видеоаналитика
В городе более 160 тысяч камер — во дворах, подъездах, местах массового скопления людей и образовательных учреждениях. Москва входит в десятку мировых лидеров по этому показателю. Записи с видеокамер используют при расследовании 70 процентов правонарушений и преступлений. Также камеры помогают контролировать работу коммунальщиков.

Записи поступают в единый центр хранения и обработки данных. В случае ЧП можно зарезервировать архивную информацию с нужной камеры на 30 дней. Для этого необходимо оставить заявку, позвонив в круглосуточный общегородской контакт-центр по телефону: +7 (495) 587-00-02. С полученным от оператора номером заявки надо обратиться в правоохранительные органы по месту происшествия или к адвокату. Без резервирования архивная информация хранится в течение пяти суток.
Мировое признание
Столица по праву может называться умным городом, и это признает мировое сообщество. Компания PricewaterhouseCoopers включила Москву в топ-5 мегаполисов, наиболее подготовленных к инновациям, а Intelligent Community Forum включил Москву в семерку финалистов конкурса на звание самого умного города планеты.