Архивная страница, 2021 год
Метро Москвы — 85
15 мая 1935 года Москва стала 24-м городом мира, в котором появилось метро. Сегодня Московский метрополитен — один из самых популярных и удобных на планете
Метро Москвы — 85
15 мая 1935 года Москва стала 24-м городом мира, в котором появилось метро. Сегодня Московский метрополитен — один из самых популярных и удобных на планете
Сегодня московское метро — самое крупное в Европе по пассажиропотоку и занимает второе место в мире по этому показателю, входит в десятку самых протяженных метрополитенов, а также занимает первые места по интервалам движения поездов, соблюдению графика и билетным решениям.
Сегодня московское метро — самое крупное в Европе по пассажиропотоку и занимает второе место в мире по этому показателю, входит в десятку самых протяженных метрополитенов, а также занимает первые места по интервалам движения поездов, соблюдению графика и билетным решениям.
День рождения метро — праздник каждого москвича. Несколько десятков тысяч горожан трудятся на этом предприятии. Без работы метро развитие Москвы и поддержание привычного темпа городской жизни было бы просто невозможно.

Схема линий московского
метро и МЦД
с 1935 по 2027* годы

Схема линий московского
метро и МЦД с 1935 по 2027* годы

Таймлайн

2027
История
1875–1934
Мысль о запуске в Москве подземной железной дороги возникла за полвека до ее воплощения. С 1875 года было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена.

Но к работам приступили, когда стало очевидно: трамваи не справляются с потоками граждан, с энтузиазмом перемещающихся по столице молодой Страны Советов: 6 января 1931 года из-за сильного снегопада московский транспорт, включая извозчиков, застыл в пробке на весь день.
За первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции
За первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции
10 декабря 1931 года во двор дома 13 на улице Русаковской пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Так начиналось строительство первого опытного участка метро. В 1932—1933 годах шло проектирование трассы, подготовка участков строительства. Во всю мощь работы развернулись в 1934 году. В этот год было выполнено 90 процентов всех строительных работ на линиях первой очереди, общей протяженностью более 11 километров с 13 станциями.
1935–1950
15 мая 1935 года метро открылось. Поезда пошли сразу по двум маршрутам: от «Сокольников» через центр до «Парка культуры» и от «Сокольников» с ответвлением от «Охотного Ряда» до «Смоленской» с 13 дворцами-станциями.
Эти маршруты дали начало будущим Сокольнической и Арбатско-Покровской линиям, а затем — гигантской подземной железной паутине.

Поездка на метро от «Сокольников» до «Парка культуры» или до «Смоленской» длилась 21,5 минуты, а тот же маршрут на трамвае занимал более двух часов.
С 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций
С 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций
В сентябре 1938 года завершилось строительство второй очереди метро. Она включала в себя Покровский радиус со станциями «Площадь Революции» и «Курская», а также Горьковский радиус (участок нынешней Замоскворецкой линии) протяженностью в 9,5 километра со станциями «Площадь Свердлова» («Театральная»), «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол».

Великая Отечественная война не остановила метростроителей — они продолжали возводить третью очередь подземки. Метро двинулось на юг и восток Москвы. За годы войны проложено более 13 километров линий и открыто семь станций.
1950–2000
Еще во время войны началось строительство Кольцевой линии, а вскоре после Победы — и Новоарбатского радиуса. Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года. В 1951—1960 годах проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.

В 1960-е новые линии связали с кольцом недавно построенные удаленные районы — Черемушки, Кунцево, Нагатино, Кузьминки… Появились оранжевая и фиолетовая линии — Калужская и Ждановская, — будущая Таганско-Краснопресненская.
В 1970-е годы метрополитен не только продолжил тянуться в сторону окраин, но и заполнил внутрикольцевое пространство: через центр окраинные радиусы соединили между собой. Так образовалось несколько новых диаметров.
В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций, в 1980-е — 46,5 километра пути и 28 станций
В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций, в 1980-е — 46,5 километра пути и 28 станций
В советской истории строительства Московского метрополитена рубеж 1970−1980-х годов стал наиболее продуктивным. В 1983-м была введена в эксплуатацию с нуля новая Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной». Однако по темпам строительства ударила перестройка.

В лихие 1990-е строительство резко затормозилось. Завершались проекты, запущенные еще при СССР. Появились северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева» и Люблинская линия.
В 1990-х годах подземка увеличилась на 32,8 километра и на 19 станций
В 1990-х годах подземка увеличилась на 32,8 километра и на 19 станций
2000-2010
В новом столетии линии метро продлеваются за МКАД, запускается Бутовская линия легкого метро.

Арбатско-Покровская линия уходит не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: «Мякинино» стало первой станцией метро в Подмосковье. С 2000 по 2010 год включительно построено 42 километра линий и 27 станций.
Кстати, за это время был реализован один очень необычный проект. Московская монорельсовая транспортная система появилась в 2004 году на северо-востоке столицы и связала станцию метро «Тимирязевская» с северным выходом ВДНХ.

Затем транспортная сеть города стала развиваться в другом направлении, и монорельс перестал пользоваться популярностью у горожан. Количество пассажиров, перевозимых им, уменьшилось примерно на 15 процентов. Сейчас он снова работает в экскурсионном режиме — интервал между поездами увеличен до получаса. Впрочем, туристам такой необычный транспорт все еще интересен. К тому же из окон открывается красивый вид на ВДНХ и Останкинскую телебашню.
Более 9 миллионов пассажиров перевозит московское метро по будням в обычное время
Железное ускорение
В 2012 году в Москве принята беспрецедентная по своим масштабам программа строительства метро. Подземка приходит в самые отдаленные районы и множит кольца
В 2012 году в Москве принята беспрецедентная по своим масштабам программа строительства метро. Подземка приходит в самые отдаленные районы и множит кольца
  • вагонов
    >6000
  • поездов в сутки
    >12500
  • сотрудников
    >60000
  • вагонов
    >6000
  • поездов в сутки
    >12500
  • сотрудников
    >60000
>6000
вагонов
>12500
поездов в сутки
>60000
сотрудников
За последние девять лет метро появилось в Братееве, Очакове-Матвеевском, Солнцеве, Ново-Переделкине, Ховрине, Западном Дегунине, Бескудниковском районе, а также в расположенных за МКАД Новокосине, Выхине-Жулебине, Косине-Ухтомском, Некрасовке и на присоединенных к Москве территориях: в Румянцеве, Саларьеве, Сосенском, Внуковском, Коммунарке и других районах.

Благодаря вводу новых станций улучшилась транспортная доступность Орехова-Борисова, Тропарёва-Никулина, Раменок, Бутырского, Марфина, Левобережного и других районов.
Появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии, что позволяет совершать поездки, минуя центр.
2011 — 2020
2,5 миллиарда человек перевезло метро в 2019 году. Это больше, чем любая другая транспортная компания России, и равно трети населения Земли
2,5 миллиарда человек перевезло метро в 2019 году. Это больше, чем любая другая транспортная компания России, и равно трети населения Земли
на 50%
выросла протяженность метро
>160
километров
87
станций метро и МЦК открыты
4 млн
москвичей получили метро рядом с домом
на 50%
выросла протяженность метро
>160
километров
87
станций метро и МЦК открыты
4 млн
москвичей получили метро рядом с домом
Кольца и диаметры
Кольца и диаметры
Новую транспортную эпоху в 2016 году открыло 54-километровое Московское центральное кольцо. Городская железная дорога насчитывает 31 станцию, интегрирована в структуру метрополитена, по ней курсируют ультрасовременные и ультраскоростные поезда «Ласточка».

В 2018 году открыты шесть станций еще одной знаковой линии — Большой кольцевой. Легендарная Кольцевая линия окончательно потеряла свою исключительность.

Все участки Большой кольцевой линии предполагается построить к 2022 году. На 70 километрах новой линии заработает 31 станция, 19 из которых — пересадочные на другие линии подземки.
Большая кольцевая линия
31
станция и 70 километров пути
19
пересадочных станций
11
пересадок на пригородные поезда
4
пересадки на МЦК
Большая кольцевая линия
31
станция и 70 километров пути
19
пересадочных станций
11
пересадок на пригородные поезда
4
пересадки на МЦК
В 2019 году Москва запустила новый мегапроект — Московские центральные диаметры (МЦД). Железнодорожные линии, связывающие Москву с ближним Подмосковьем, образуют единую транспортную систему с метрополитеном.

21 ноября были официально запущены первые два диаметра. Маршрут МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» связал Смоленское и Савеловское направления (Одинцово — Лобня), маршрут МЦД-2 «Курско-Рижский» — Курское и Рижское (Нахабино — Подольск).

Общая протяженность первых двух диаметров составляет 132 километра, на них разместилось 58 станций. С 19 станций можно сделать пересадки на метро, Московское центральное кольцо и радиальные направления железной дороги. К 2024 году количество пересадок на первых диаметрах увеличится до 27, а количество станций — до 66.

С учетом МЦД, а также МЦК и Московской монорельсовой транспортной системы протяженность линий составляет 780 километров, а количество станций — 333.

 
Станция «ЦСКА» Большой кольцевой линии
 
 
 
 
 
Станция «Шелепиха» Большой кольцевой линии
 
 
 
 
 
Станция «Петровский парк» Большой кольцевой линии
 
 
 
 
В 2020—2023 годах запланировано построить 105 километров линий и 44 станции
В 2020—2023 годах запланировано построить 105 километров линий и 44 станции
Протяженность линий Московского метрополитена, включая МЦК, к 2024 году составит около 560 километров, а количество станций возрастет до 306. Новые станции метро появятся почти во всех районах Москвы. Проект Московских центральных диаметров, которые интегрированы в систему городского транспорта столицы, даст городу еще порядка 450 километров. Итого протяженность метро и железной дороги составит более 1000 километров.
275
станций, из них около 50% построено в 2011—2020 годы
648 км
протяженность линий без учета МЦД
15
линий метро связывают столичные районы
15 км
средняя дальность поездки пассажира
90 секунд
минимальный интервал движения поездов
41 км/ч
средняя скорость поездов
15 км
средняя дальность поездки пассажира
90 секунд
минимальный интервал движения поездов
41 км/ч
средняя скорость поездов
Визитная карточка столицы
  • Главная ценность Московского метрополитена —люди, обеспечивающие его непрерывную работу. Их более 60 тысяч человек, представляющих свыше 200 профессий и специальностей
Главная ценность Московского метрополитена —люди, обеспечивающие его непрерывную работу. Их более 60 тысяч человек, представляющих свыше 200 профессий и специальностей
Средний возраст метрополитеновца — 42 года. При этом более 18 тысяч человек — молодые сотрудники. Каждый третий работник — с высшим образованием. Каждый второй работает в метро более пяти лет, 6,5 тысячи человек трудятся свыше 20 лет.
Самая востребованная вакансия — «Машинист электропоезда». На втором месте по популярности — вакансия «Кассир билетный». На третьей позиции — «Инспектор службы безопасности».

Московский метрополитен занимает второе место в мире по числу работающих женщин. Их в коллективе более 21 тысячи — 36 процентов. Для сравнения: в метрополитене Лондона женщины занимают только 23,5 процента позиций, в Берлине — 19 процентов, в Брюсселе — 11 процентов. С 2021 года для женщин в Московском метрополитене станет доступна еще одна престижная и хорошо оплачиваемая профессия — машиниста метро.
Средний возраст метрополитеновца — 42 года. При этом более 18 тысяч человек — молодые сотрудники. Каждый третий работник — с высшим образованием. Каждый второй работает в метро более пяти лет, 6,5 тысячи человек трудятся свыше 20 лет.
Самая востребованная вакансия — «Машинист электропоезда». На втором месте по популярности — вакансия «Кассир билетный». На третьей позиции — «Инспектор службы безопасности».
Московский метрополитен занимает второе место в мире по числу работающих женщин. Их в коллективе более 21 тысячи — 36 процентов. Для сравнения: в метрополитене Лондона женщины занимают только 23,5 процента позиций, в Берлине — 19 процентов, в Брюсселе — 11 процентов. С 2021 года для женщин в Московском метрополитене станет доступна еще одна престижная и хорошо оплачиваемая профессия — машиниста метро.
Московский метрополитен предоставляет пассажирам сервис самого высокого уровня. С 2017 года сюда поступают только комфортные поезда нового поколения «Москва». В них есть удобные теплые поручни, USB-разъемы для зарядки мобильных телефонов, электронные тач-панели для построения маршрутов.
Во всех поездах метро есть бесплатный Wi-Fi
Через удобное фирменное приложение «Метро Москвы» можно построить маршрут, пополнить карту «Тройка» и узнать много интересного о станциях
Метро Москвы — мировой лидер по количеству способов оплаты проезда. Карты «Тройка» есть у более 90 процентов пассажиров. Помимо традиционного формата, ее выпускают в форме брелоков, браслетов, колец, жетонов, вкладышей и наклеек. Действующая в метро Москвы билетная система в 2020 году признана лучшей в мире.
Система информирования в Московском метрополитене уникальна по количеству каналов взаимодействия с пассажирами
Среди них звуковое оповещение на платформах, СМС-сообщения, социальные сети, мобильное приложение, сайт, сеть Wi-Fi
Один из самых новых каналов — вещание на экранах в вагонах. Они информируют пассажиров о работе метро, в том числе в случае чрезвычайной ситуации, а также о последних событиях в городе и мире. Еще на экранах транслируют важные для москвичей события. Например, в 2018 году более 20 миллионов пассажиров посмотрели онлайн свыше 60 матчей чемпионата мира по футболу.
Для консультации пассажиров метро и МЦК также действуют стойки «Живое общение». Здесь пассажиры могут получить ответы на любые интересующие вопросы
Для консультации пассажиров метро и МЦК также действуют стойки «Живое общение». Здесь пассажиры могут получить ответы на любые интересующие вопросы
Для оказания помощи гражданам с ограниченными возможностями в передвижении в 2013 году был основан Центр обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена. Специалисты центра бесплатно сопровождают пассажиров по всему маршруту от входа в метро и до выхода, провожают их до поездов, автостанций, объектов социальной сферы, помогают им сориентироваться в метро и городе.
Московское метро теперь не только средство передвижения, но и культурная площадка
Подземка регулярно запускает тематические поезда, здесь выступают музыканты, ставят спектакли, проводят экскурсии, работают выставочные пространства. Каждому горожанину знаком проект «Музыка в метро». В 2016 году музыканты играли на трех площадках. Сегодня в метро более 30 народных сцен
  • вестибюлей метро
    >370
  • эскалаторов
    >900
  • светофоров
    >5700
  • турникетов на вход
    >3700
  • вестибюлей метро
    >370
  • эскалаторов
    >900
  • светофоров
    >5700
  • турникетов на вход
    >3700
>370
вестибюлей метро
>5700
светофоров
>900
эскалаторов
>3700
турникетов на вход
Метрополитен — огромный подземный город, важнейшая часть и визитка столицы.