Премия Moscow Urban Forum Community Awards 2020
Премия MUF Community Awards — ежегодная мультидисциплинарная премия, присуждаемая городским сообществам, независимым проектам, отдельным людям и стартапам, внесшим значительный вклад в развитие Москвы. Победителей определяют москвичи и гости столицы. Отдайте свой голос понравившимся проектам!
Задача ежегодной мультидисциплинарной премии MUF Community Awards — выделить и поощрить проекты и инициативы, оказавшие существенное влияние на ту или иную сферу жизни столицы, задавшие вектор развития и ставшие двигателем позитивных изменений в городе. Премия содействует подъему творческой и предпринимательской активности, развивает диалог между городом, горожанами и бизнесом. Конкурс оценивает вклад сообществ, организаций и отдельных личностей в укрепление имиджа Москвы как одного из ведущих глобальных мегаполисов.
Задача ежегодной мультидисциплинарной премии MUF Community Awards — выделить и поощрить проекты и инициативы, оказавшие существенное влияние на ту или иную сферу жизни столицы, задавшие вектор развития и ставшие двигателем позитивных изменений в городе. Премия содействует подъему творческой и предпринимательской активности, развивает диалог между городом, горожанами и бизнесом. Конкурс оценивает вклад сообществ, организаций и отдельных личностей в укрепление имиджа Москвы как одного из ведущих глобальных мегаполисов.
В этом году премия объединяет 12 традиционных номинаций, охватывающих самые разные сферы жизни города: от благотворительных и культурных инициатив до спортивных и гастрономических проектов. К ним добавилась особенная номинация — «Вместе против COVID-19» — эпидемия и ее последствия кардинально повлияли на жизнь Москвы. Именно из-за пандемии коронавируса проведение 10-го, юбилейного Московского урбанистического форума переносится на следующий год.
Номинанты премии отобраны экспертным советом, а победителей определило публичное голосование в интернете. Отдать свой голос за лучший проект можно было до 3 июля. Церемония награждения победителей состоялась 5 июля на сайте Moscow Urban Forum
Номинации
Благотворительные и социальные проекты
Добрый дом
Социальная гостиница для онкобольных детей
Что это?
Первая в России бесплатная социальная гостиница для онкобольных детей. Каждый день на лечение в Москву приезжают десятки детей и их родителей. Более половины получают лечение амбулаторно. У большинства из них нет родственников, у которых можно остановиться.

Чего добились?
В декабре 2019 года Правительство Москвы выделило в безвозмездное пользование на 10 лет два четырехэтажных здания для создания в них бесплатной социальной гостиницы «Добрый дом». Почти 1800 маленьких пациентов с онкологическими заболеваниями уже нашли пристанище в Москве благодаря проекту.

Кто это придумал?
Руководитель фонда «Спаси жизнь» Юлия Ромейко создала проект, после того как сама оказалась в больнице в Москве с ребенком. В то время она еще проживала на Камчатке. На собственном опыте Юлия убедилась, что первое, с чем сталкивается человек во время лечения в Москве, — проблема жилья.
Доброшрифт
Проект, направленный на привлечение внимания широкой аудитории к проблемам людей с ДЦП
Что это?
В 2019 году к Международному дню детского церебрального паралича в России появился особый шрифт, получивший название «Доброшрифт». Каждую его букву создали дети с церебральным параличом, для которых написание даже одной буквы требует серьезных усилий. Используя «Доброшрифт» на сайтах или покупая футболки с ним, можно помочь больным детям.

Чего добились?
За один месяц сумма собранных средств составила более 8,5 миллиона рублей. Общая сумма на сегодня — свыше 11,5 миллиона рублей. Собранные средства позволили 25 детям с ДЦП получить курс годовой реабилитации и еще 95 детям получить поддержку по программе «Помощь семьям». Итого помощь будет оказана более чем 120 детям.

Кто это придумал?
Проект придуман в креативном агентстве Smetana, реализован вместе с «Росбанком» и благотворительным фондом «Подарок ангелу».
Инклюзион.Театр
Профессиональные инклюзивные спектакли и доступное театральное образование
Что это?
«Инклюзион.Театр» — это организация, занимающаяся развитием инклюзивного театра и доступного театрального образования в России. Спектакли ставят профессиональные режиссеры. В них играют профессиональные актеры, а также волонтеры и люди с различными видами инвалидности: отсутствием слуха и зрения, ментальными особенностями, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Чего добились?
Поставлено более 15 профессиональных инклюзивных спектаклей. Четыре номинации на премию «Золотая маска». Театральные школы открыты в семи городах России. В 2019 году «Инклюзион.Театр» совместно с программой «Особый взгляд» фонда «Искусство, наука и спорт» провел первый в России форум-фестиваль социального театра.

Кто это придумал?
Проект стартовал в 2015 году с инклюзивного спектакля «Прикасаемые», в котором на сцену вместе с профессиональными актерами вышли слепоглухие люди. Автор идеи спектакля — актер Евгений Миронов.
Городские технологии
«Мета»
Сервис подбора психотерапевтов
Что это?
Бесплатный для клиентов онлайн-сервис подбора психотерапевтов. Миссия «Меты» — облегчить путь человека к психотерапевту.

Чего добились?
В базе сервиса 169 сертифицированных и дипломированных психотерапевтов, которые принимают очно и онлайн.

Кто это придумал?
Автор проекта — Иван Замесин, который в свое время нуждался в помощи психотерапевта. Партнеры отняли у него бизнес, нанеся психологическую травму. Когда он решил обратиться к психотерапевту, потратил на поиск специалиста несколько месяцев
VeloMesto
Первая велосипедная карта России
Что это?
Проект знакомит с велосипедной инфраструктурой и рассказывает о велосипедных новинках и новостях. На карте обозначены пункты проката байков, мастерские, веломагазины, парковки, достопримечательности, которые можно посетить на велосипеде. Помимо сайта, работает мобильное приложение. Базу пополняют сами пользователи.

Чего добились?
На карте VeloMesto отмечено более 45 тысяч точек. Каждый день на портал заходят до 10 тысяч пользователей со всего мира.
Мобильная версия вошла в список лучших мобильных приложений, составленный журналом «Афиша», и номинировалась на премию Russian Mobile Awards. Проект получил московскую премию «Экопозитив» в номинации «СМИ и новые медиа».

Кто это придумал?
Проект придумали основатели ИТ-компании и активные велосипедисты Юрий Перминов и Вячеслав Охапкин.
LINKa
Приложения для гаджетов, помогающие людям с нарушениями речи и опорно-двигательной системы
Что это?
Проект LINKa — это бесплатные программы, использующие синтезатор речи, которые помогают людям с нарушениями речи и опорно-двигательной системы общаться с миром. Приложения могут использовать люди с различными особенностями: детским церебральным параличом, нарушениями речи после инсульта, аутизмом.

Чего добились?
На сегодня приложениями пользуются более 1,3 тысячи человек.

Кто это придумал?
Автор проекта — петербургский программист с ДЦП Иван Бакаидов, лауреат премии «Топ-50. Самые знаменитые люди Петербурга— 2019», номинант на премию ООН World Summit Awards.
Культурные инициативы
«Орнамика»
Большой цифровой архив и лаборатория народных российских узоров
Что это?
«Орнамика» — проект, созданный для сохранения и развития аутентичной графики регионов и народов России — от Москвы до самых отдаленных областей и самых малочисленных народностей. На сайте доступно более четырех тысяч узоров.

В проекте есть виртуальная лаборатория: здесь создаются точные реконструкции оригинальных узоров.

Чего добились?
2,5 миллиона россиян узнали о проекте за первые месяцы. Проведена онлайн-выставка-исследование Ornamika. Live, в рамках которой промышленный робот рисовал полотно старинных узоров России в прямом эфире семь дней подряд.

К сотрудничеству с проектом подключился московский музей-усадьба «Царицыно».

Кто это придумал?

Предприниматель, энтузиаст цифровой гуманитаристики Мария Лолейт. Над созданием проекта трудились более 30 специалистов в области дизайна, культуры и технологий.
Разные люди — новый музей
Инклюзивная программа Политехнического музея
Что это?
Одна из главных задач программы — включение людей с инвалидностью в диалог с музеями и культурными учреждениями. В рамках программы был создан Совет по доступности — первое в России инклюзивное музейное сообщество, членами которого стали люди с разными формами инвалидности, активисты и представители НКО.

Чего добились?
Проведено более 20 лекций, дискуссий и воркшопов на различных культурных площадках с участием людей с разной формой инвалидности. В Политехнический музей трудоустроены восемь человек с инвалидностью, в том числе недееспособные жители психоневрологических интернатов. Музей рекомендации по организации доступной среды и исследование, посвященное опыту посещений культурных институций людьми с инвалидностью.

Кто это придумал?
Программа «Разные люди — новый музей» стартовала в 2019 году на базе Политеха. Инициатор — Вера Шенгелия, заместитель директора по работе с посетителями Политеха, попечитель благотворительного фонда «Жизненный путь», помогающего людям с ментальными и психическими нарушениями и их семьям.
Мобильный художественный театр
Первый театр в мобильном телефоне
Что это?
Мобильное приложение с аудиоспектаклями, действие которых вписывается в окружающее пространство слушателя.

Для каждого спектакля «Мобильного художественного театра» разрабатывается специальный маршрут, и обычная прогулка превращается в увлекательное приключение. Каждый спектакль позволяет взглянуть на любое место по-новому.

Чего добились?

Номинант премии «Золотая маска» со спектаклем «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым».
Более 90 тысяч скачиваний приложения, в среднем более семи тысяч прослушиваний каждого спектакля.
В репертуаре есть аудиоспектакли как для взрослых, так и для детей, посвященные актуальным темам и событиям.

Кто это придумал?
Проект создан креативной студией «История будущего» Михаила Зыгаря.
Город для детей
Кинезис
Сверхлегкие инвалидные коляски для взрослых и детей от одного года
Что это?
Каждая коляска изготавливается по антропометрическим параметрам клиента.

Готовится производство спортивных инвалидных колясок. Ведутся разработки и создан макет первой в России профессиональной гоночной инвалидной коляски.

Чего добились?
Спроектированы и произведены самые легкие инвалидные коляски в России, в том числе единственная карбоновая инвалидная коляска в стране, создана единственная в России инвалидная коляска для детей от полутора до пяти лет. Трудоустроены люди с инвалидностью разной степени. Получен статус резидента инновационного центра «Сколково».

Кто это придумал?
Авторы идеи — руководители компании Ольга Барабанова и Станислав Регинский. Ранее они организовали производство сверхлегких велосипедов для детей «Лисапед».
Пушкинский.Youth
Молодежная площадка Пушкинского музея
Что это?
Бесплатная площадка с коворкингом, учебными студиями и большим выбором междисциплинарных программ, доступная для всех молодых людей от 14 до 21 лет. Место, где старшеклассники могут вести диалог с директором музея, работать под руководством режиссеров и ученых, создавать проекты, которые могут быть воплощены в жизнь в самом музее или с его помощью.

Чего добились?
Публичные события, разработанные и реализованные молодыми посетителями площадки, посмотрели более 300 тысяч человек. Участники проекта создали десятки тестовых и игровых материалов по коллекции музея. Молодежный коворкинг посещало около тысячи человек в месяц. Среди постоянных посетителей значительно выросла доля молодых людей.

Кто это придумал?
В 2015 году директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Марина Лошак дала участникам клуба юных искусствоведов, существовавшего в музее с середины XX века, возможность не только приходить на занятия, но и чувствовать себя частью команды, а также несколько раз в год на день брать управление музеем в свои руки. Таким образом были продолжены образовательные традиции музея, изначально созданного для студентов.
Красный насос
Обучение детей безопасному, уверенному и приятному использованию велосипеда в городе
Что это?
«Красный насос» состоит из школы, где учат детей и их родителей пользоваться велосипедом в условиях современного города.
Для взрослых открыта единственная в России мастерская саморемонта — велокухня, где, используя профессиональное оборудование, велолюбители сами чинят и совершенствуют свои велосипеды.

Чего добились?
«Красный насос» курирует велошколу Музея Москвы. В первом сезоне мастер-классы посетили сотни детей и взрослых. «Красный насос» участвовал в ключевых городских мероприятиях. Планируется запуск еще двух велошкол.

Кто это придумал?
Школу создали велоэнтузиасты Денис Каргаев, Артем Шерер, Екатерина Кочергина и Сергей Зорин. Название проекту дала одноименная работа московской арт-группы «Гнездо», призвавшая качать «красный насос» — насос разрядки и добра — в противовес насосу черному.
Спортивные и оздоровительные проекты
Sportules
Проведение фитнес-тренировок на свежем воздухе рядом с домом
Что это?
Тренеры проводят занятия на спортивных площадках в скверах, парках и во дворах жилых комплексов. Можно заниматься в мини-группах до восьми человек или индивидуально в любом месте и в удобное время.

Чего добились?
Проводятся тренировки в 55 точках Москвы.

Кто придумал?

Супруги-предприниматели из Москвы Дарья Литовченко и Андрей Белых.
FITMOST
Онлайн-тренировки
Что это?
Весной 2020 года фитнес-сервис FITMOSTзапустил корпоративные онлайн-тренировки. На старте проекта в бесплатном 12-дневном курсе тренировок все желающие могли узнать, как готовятся к соревнованиям чемпионы. Курс состоялся в рамках программы «Олимпийская страна» под руководством Олимпийского комитета России.

Чего добились?
До открытия live-тренировок фитнес-сервис FITMOSTсобрал более тысячи фитнес- и велнес-клубов в один абонемент в 10 городах России. Во время самоизоляции проведен недельный онлайн-фестиваль с бесплатными тренировками от фитнес-студий из разных городов России. Создан проект We Are Studios, объединивший сотни предпринимателей из фитнес-индустрии.

Кто это придумал?
Увлеченные спортом предприниматели Александра Герасимова и Денис Ростовский.
Медитация в офисе
Организованные занятия медитацией для офисных работников
Что это?
Медитация в офисе — это организованные занятия медитацией для сотрудников прямо в офисе. Цель — повысить продуктивность сотрудников, уменьшить стресс и научиться лучше распознавать свое состояние, а также познакомить людей с инструментом саморегуляции.

Чего добились?
В проекте участвовали сотни сотрудников различных компаний.

Кто это придумал?
Преподаватели и популяризаторы практики осознанности Глеб Калинин и Мария Ерунова.
Образовательные и просветительские инициативы
Энциклопедия российского уличного искусства
Энциклопедическое издание, посвященное стрит-арту
Что это?
Издание объединило биографические статьи о российских уличных художниках, авторскую хронологию уличного искусства и глоссарий основных терминов, относящихся к граффити и стрит-арту. Книга проиллюстрирована фотографиями, документирующими развитие уличного искусства в России в последние 30 лет.

Чего добились?
Первое энциклопедическое издание о российском уличном искусстве на русском языке. Книга номинирована на премию Сергея Курехина в категории «Лучший текст о современном искусстве».

Кто это придумал?

Над энциклопедией работала редколлегия под руководством основательниц объединения «Артмоссфера» и биеннале уличного искусства Сабины Чагиной и Юлии Василенко. Продюсеры издания — проектная группа «8 линий».
Антиуниверситет
Независимый образовательный проект о том, как создается знание
Что это?
Децентрализованная площадка для независимых образовательных и исследовательских инициатив вне привычного академического и университетского пространства.

Чего добились?
На базе проекта состоялось 15 курсов, мастерских и групп чтения. Объединились представители московских университетов, библиотек, культурных и научно-образовательных центров. Запущены видеолекции.

Кто это придумал?
Молодые исследователи и активисты Ян Сурман (историк науки, научный сотрудник ИГИТИ НИУ ВШЭ), Элла Россман (историк, научный сотрудник Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ), Ксения Вахрушева (продюсер, координатор клуба документального кино ОРIA), Александр Финиарель (политический философ, аспирант Школы философии НИУ ВШЭ), Армен Арамян (редактор журнала DOXA), Мария Меньшикова (редактор журнала DOXA, оргсекретарь профсоюза «Университетская солидарность»).
#ПолитехLive
Поэтические марафоны в поддержку акции #оставайтесьдома
Что это?
Два 12-часовых поэтических марафона, в которых приняли участие больше 100 чтецов и авторов. Среди участников актеры, художественные руководители театров, поэты, музыканты.

Чего добились?
Марафоны посмотрели более миллиона человек. Онлайн-проект показал, что искусство востребовано во время социальной изоляции.

Кто это придумал?
Совместная работа Политехнического музея, кураторов и поэтов Ксении Маренниковой и Андрея Родионова.
Городская гастрономия
Яндекс.Лавка
Сервис быстрой доставки продуктов на дом
Что это?
Курьерская доставка на дом товаров, продающихся в обычных магазинах у дома. Кроме продуктов, можно заказать товары для детей, животных и технику. С недавнего времени доставляется горячая еда.

Чего добились?
К концу 2019 года организовано 50 складов в Москве. В течение 2020-го их число планируют увеличить до 200.

Кто это придумал?
Руководитель «Яндекс.Лавки» Илья Красильщик.
Дом культур на Сретенке
Современное бистро
Что это?
Мультиформатное пространство с кухней, баром и event-площадкой. Если убрать столы и стулья, получится бар для вечеринок, днем «ДК» превращается в кафе для обеда, встреч и в место, где можно поработать с ноутбуком. В основе кухни идея комфорт-фуда — простая, но нескучная еда с авторским подходом для жителя мегаполиса.

Чего добились?
Создали пространство, которое совмещает кухню и бар, выставки и живые выступления. Проект знакомит и объединяет героев и актуальные сообщества города.

Кто это придумал?
Молодой ресторатор Игорь Подстрешный и его команда — Ольга Корнеева и Петр Рабчевский, а также арт-директор Анастасия Кондратьева, актер и режиссер «Гоголь-центра» Никита Кукушкин, актриса Анна Назарова.
Добрая Столовая
Однодневный социальный ресторанный проект
Что это?
На кухне «Доброй столовой» трудились люди, которым сложно найти работу. А посетители угощали тех, кто не может себе позволить пообедать в кафе.

Чего добились?
Рядом с семью звездными шеф-поварами трудились 80 особенных гостей из шести московских благотворительных фондов и 40 волонтеров.

Кто это придумал?
Организатор — Анастасия Колесникова и команда проекта по поддержке гастрономического предпринимательства «Местная еда».
Городской дизайн
Зеленая река
Новый городской парк
Что это?
Новое общественное пространство на территории жилого комплекса «Символ», созданное в рамках реорганизации промзоны «Серп и молот». Площадь парка составляет 10 гектаров. Посетителей привлекают уникальные архитектура и ландшафт, спортивно-развлекательные зоны.

Чего добились?
В парке уже высажено более 180 взрослых крупномеров высотой до пяти метров и 3,5 тысячи декоративных кустарников. Парк украшают 13 цветников, созданных из шести тысяч растений.

Для прогулок открыли территорию площадью два гектара с цветниками, кустами сирени, питьевыми фонтанами и станциями для подзарядки гаджетов не только для жителей комплекса, но и для всех желающих.

Кто это придумал?

Результат совместной работы компании «Донстрой», архитектурных бюро Atrium, «Чехарда», «Творческая мастерская братьев Гараниных».
Парк Света в Бибирево
Зона отдыха в рамках программы благоустройства «Мой район»
Что это?
Парк Света в районе Бибирево у МКАД на северо-востоке Москвы. Особенность проекта — оригинальное освещение. Территория делится на несколько функциональных зон, таких как площадка воркаута, световой фонтан, велодорожка, площадка для выгула собак, детские игровые площадки, комплекс для скалолазания.

Чего добились?
Территория стала комфортной и безопасной, задана новая локальная идентичность. Парк стал центром рекреационной жизни района. Здесь много посетителей в любое время и каждый может найти занятие по душе.

Кто это придумал?
Проект реализован в рамках программы Правительства Москвы «Мой район». Решение о благоустройстве территории принято вместе с жителями Бибирева, которые предложили много интересных идей. Автор концепции — архитектурное бюро Megabudka.
Презервация тишины
Общественное пространство в Парке Горького
Что это?
Помещение, в котором не слышно посторонних звуков. В новом пространстве можно оригинально проводить досуг. При этом строгих правил внутри арт-объекта нет — посетители могут заниматься там всем, что не запрещено правилами парка. Инсталляция располагалась на поляне за Голицынским прудом в Парке Горького летом 2019 года.

Чего добились?
Интересным результатом проекта является поведение людей внутри. Как только посетители переступают порог, на них обрушивается тишина— настолько велика разница в уровне шума с улицей. Гости безотчетно начинают говорить и двигаться тише.

Кто это придумал?
Общественное пространство разработано в рамках грантовой программы «Искусство и технологии» музея современного искусства «Гараж». Авторский коллектив: бюро «Схема» (архитектура и дизайн), Сергей Касич (художественная концепция), Филипп Сологуб (акустика).
Городские выставки
(Не) время для любви
Выставка о влюбленных, переживших холокост, в Еврейском музее и центре толератности
Что это?
Выставка рассказывает истории влюбленных пар, переживших холокост. В основе проекта — документальные свидетельства жертв трагедии, которые прошли через разлуки, смерть детей, друзей и близких. Они вспоминают о свадьбах и свиданиях в гетто, взаимной заботе и о попытках выжить несмотря ни на что.

Чего добились?
С 28 января по 17 марта 2020 года выставку посетили 74 840 человек. После этого выставка работала в онлайн-режиме, в этом формате ее увидели более 30 тысяч человек.

Кто это придумал?
Еврейский музей и центр толерантности. Работы предоставили французский художник Кристиан Болтански, польский скульптор Мирослав Балка, бывшие узницы концлагерей Эстер Шенфельд, Илка Гедо, а также Сигалит Ландау, Таль Шохат, Михаль Ровнер, Уильям Фойл, Хаим Сокол и многие другие.
Ткани Москвы
Выставочный проект Музея Москвы
Что это?
Первый в истории современной России подробный рассказ о текстильной Москве. Это демонстрация всех этапов становления текстильного производства, работ дизайнеров прошлого, показ тканевой индустрии как неотъемлемой части культуры двух прошлых столетий.

Чего добились?
Изучены и продемонстрированы неизвестные факты об истории и создании текстильной индустрии Москвы, биографии забытых художниц. Издан каталог «Ткани Москвы».

Кто это придумал?
Результат совместной работы команды Музея Москвы, музеев-партнеров и частных коллекционеров.
Импрессионизм и испанское искусство
Экспозиция испанского изобразительного искусства рубежа XIX—XX вв.еков
Что это?
Первая в России масштабная выставка испанского искусства рубежа XIX–XX веков, состоявшаяся в Музее русского импрессионизма. Более 60 живописных работ, скульптура и графика из 14 ведущих музеев Испании и 14 частных коллекций, а также работы из ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Чего добились?
Выставка стала самой посещаемой для музея. Ее сопровождала обширная просветительская и инклюзивная программа для взрослых и детей всех возрастов. Ряд картин дополняли тактильные макеты и специально созданные ароматы.

Кто это придумал?
Музей русского импрессионизма при участии фонда Aurea Cultura i Art и при поддержке посольства Испании в России.
Городские СМИ и блоги
rrrrrrr
Лайфстайл-издание про животных
Что это?
Единственное СМИ, где главные герои — животные, а не люди.

Чего добились?
Публикации о проекте выходили в ведущих изданиях. Сотрудничество с известными коммерческими брендами. Проект помог собрать более 1,3 миллиона рублей на обучение собак-поводырей.

Кто это придумал?
Автор и редактор Лариса Молоканова, фотограф и иллюстратор Анастасия Пожидаева.
Подкасты Arzamas
Подкасты об истории, искусстве и людях для взрослых и для детей
Что это?
Подкасты — важная часть проекта «Радио Arzamas», мобильного приложения, где собран весь аудиоконтент Arzamas. Они рассказывают о самых обсуждаемых выставках, истории музыки, книгах для подростков и философии.

Чего добились?
Подкасты Arzamas набирают десятки тысяч прослушиваний в месяц на самых разных площадках. Число подписчиков «Радио Arzamas» во время самоизоляции выросло в три раза.

Кто это придумал?
Подкасты Arzamas создают редакторы «Радио Arzamas», иногда в соавторстве с приглашенными экспертами.
Подкасты TED на русском языке
Аудиолекции
Что это?
Переводы лекций, прозвучавших на конференциях TED Talks. Темы этих лекций разнообразны: наука, искусство, дизайн, политика, культура, бизнес, глобальные проблемы, технологии и развлечения. Миссия TED Talks состоит в распространении уникальных идей.

Чего добились?
YouTube-канал проекта собрал почти 800 тысяч подписчиков, каждая лекция в среднем набирает 40 тысяч просмотров. На сервисе «Яндекс.Музыка» ежемесячно свыше полумиллиона прослушиваний. Паблик в соцсети «В контакте» собрал почти 100 тысяч подписчиков, а канал в «Телеграме» читают почти 10 тысяч человек.

Кто это придумал?
Актер озвучения Глеб Иванов.
Зеленый город
Naked Food
Магазин, в котором все продается без упаковки или в возвратной таре
Что это?
Магазин в Москве, в котором без упаковки или в возвратной таре продают продукты питания, косметику и бытовую химию. Цель — уменьшить количество отходов. Большую часть бытового мусора образует одноразовая упаковка.

Чего добились?
Количество мусора, образования которого удалось избежать за полгода работы магазина, — 5131 пакет для сыпучих продуктов, 3906 упаковок для сладостей, 2454 упаковки для специй, 400 бутылок для молока, 670 упаковок для чая, 589 пластиковых пакетов для соевого мяса; 570 упаковок для тофу, 1158 флаконов для шампуня, 911 тюбиков для зубной пасты, 883 флакона для бытовой химии.

Кто это придумал?
Предприниматели Андрей Давыдович и Виктория Титова.
Pokolenie Zero
Экологическое сообщество и просветительский подкаст
Что это?
Подкаст о тех и для тех, кто заботится об экологии и общественном развитии.
Гости подкаста — активисты, новаторы, энтузиасты, творцы и социальные предприниматели.

Чего добились?

Подкаст прослушан более 50 тысяч раз, аудитория социальных сетей проекта составляет шесть тысяч человек. В 2019-м проведено девять мероприятий экосообщества, совокупная аудитория которых составила около тысячи человек.

Кто это придумал?

Художница, блогер и экоактивистка Ася Мицкевич.
Eatme
Проект по реализации излишков продукции ресторанов, кафе и пекарен с большими скидками
Что это?
Миссия Eatme — привлечь внимание к проблеме лишнего расхода продуктов питания (food waste). Ежедневно масса все еще пригодных для употребления продуктов питания списывается из ресторанов и просто выкидывается. Сервис позволяет предотвратить неоправданные расходы ресурсов, предлагая горожанам приобрести лишние продукты с большими скидками.

Чего добились?
С мая 2019 года было реализовано свыше трех тонн еды из ресторанов. Сегодня проект работает в семи городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Сочи и Ульяновске. Ежедневно к сервису присоединяется от 20 до 40 новых участников.

Кто это придумал?
Рудольф Ан — бизнесмен, проживший в странах Европы и Азии большую часть своей жизни. Рудольф на личном опыте столкнулся с проблемами пищевых отходов и сортировки мусора.
Сфера развлечений и досуга
Регата The Village
Городской фестиваль у воды
Что это?
Фестиваль, цель которого — привлечь внимание к парусной культуре и открыть новый вид отдыха в большом городе.

Чего добились?
Более 10 тысяч гостей, 90 процентов участников регаты — новички, впервые управляющие яхтой под руководством опытных капитанов. 480 человек впервые встали под парус за две регаты в 2019 году.

Кто это придумал?
Идея принадлежит Алексею Аметову, издателю The VIllage и опытному яхтенному капитану.
Альпакапарк
Парк с редкими видами альпака
Что это?
Городская ферма альпака. В парке живут 10 животных.

Чего добились?
Первые, кто привез альпака породы сури в Россию.

Кто придумал?
Предприниматель Анастасия Канибор.
Инаугурация большого концертного органа зала «Зарядье»
«Посвящение» самого большого органа Москвы
Что это?
29 февраля 2020 года в московском концертом зале «Зарядье» прошла инаугурация большого концертного органа — культурное событие выдающегося масштаба. Ровно сутки, 24 часа без перерыва, на органе играли 24 лучших органиста мира.

Чего добились?
Более 20 тысяч человек стали зрителями «посвящения» самого большого органа Москвы и одного из самых масштабных инструментов Европы. Инаугурация органа вошла в Книгу рекордов России и Книгу рекордов Европы с рекордом «Непрерывное звучание органа в течение 24 часов в концертном зале».

Кто это придумал?
Идея принадлежит генеральному директору концертного зала «Зарядье» Ольге Жуковой. Организацией проекта занималась команда постановщиков Compagnia Finzi Pasca во главе с Даниэле Финци Паска (Швейцария).
Вместе против COVID — 19
Свет в руках
Программа поддержки беременных во время пандемии коронавируса
Что это?
Деятельность фонда «Свет в руках» направлена на выстраивание системы сотрудничества родителей, медицинских специалистов и психологов. Он помогает родителям на этапе планирования беременности, родов и в послеродовой период. Во время карантина «Свет в руках» запустил программу поддержки в области профилактики перинатальных потерь и невынашиваемости беременности и программу поддержки медицинских работников любой специальности, которые лечили больных COVID-19.

Чего добились?
Более 120 психологов ежемесячно оказывают помощь медицинским специалистам и семьям в трудной жизненной ситуации. Более 93 тысяч просмотров информации о проектах фонда для медицинских работников и беременных женщин в период пандемии. Более девяти тысяч подписчиков в социальных сетях.

Кто это придумал?
Директор фонда Александра Фешина.
Друзья по крови
Инициатива по поиску и возврату доноров в центры переливания крови во время дефицита донорской крови, связанной с пандемией и карантином
Что это?
Из-за пандемии и введения ограничений на передвижение по Москве опустели станции переливания крови. Больницы столкнулись с дефицитом крови, жизнь сотен людей оказалась под угрозой. На сайте The Village была запущена инициатива по поиску и возврату в центры переливания крови тех, кто хотя бы раз сдавал кровь и готов сделать это повторно.

Чего добились?
Акция мобилизовала доноров. Всего за несколько дней удалось поднять посещаемость донорского центра до необходимого уровня и обеспечить запись на месяц вперед.

Кто это придумал?
Издание The Village совместно с сервисом по заказу такси Gett и отделением переливания крови Национального медицинского исследовательского центра гематологии.
Изоизоляция
Флешмоб в социальной сети Facebook
Что это?
В период, когда весь мир оказался на самоизоляции и все сидели по домам, в российском сегменте «Фейсбука» появилась группа «Изоизоляция», участники которой делали свои версии известных живописных полотен. Слоган группы — «Сообщество людей с ограниченным перемещением и неограниченной фантазией».

Чего добились?
Группа объединила почти 600 тысяч человек из разных стран мира, в ней было опубликовано более 45 тысяч работ. О ней написали СМИ из разных стран, включая The New York Times и Le Figaro. Была проведена совместная акция с Фондом Константина Хабенского, по итогам которой банк-партнер перечислил в фонд один миллион рублей на лечение детей с опухолями мозга.

Кто это придумал?
Все началось как дружеский флешмоб, когда менеджер Екатерина Брудная-Челядинова сделала фотоинтерпретацию картины Ван Гога «Автопортрет в соломенной шляпе». У истоков группы стояли пять человек: Наталья Соколова, Мария Кигель, Анна Зайцева, Евгений Гуревич и Екатерина Брудная-Челядинова. Вскоре к команде присоединились еще девять модераторов.
Наука на дом
Научно-игровые наборы для детей
Что это?
Во время пандемии проект «Умная Москва» создал наборы для детей «Наука на дом». Они помогли многим семьям найти полезный способ скоротать время на карантине. Каждый игровой набор включает сценарий-квест, для прохождения которого нужно проводить эксперименты, решать загадки, исследовать и анализировать.

Чего добились?
Продано более пяти тысяч наборов. Также создан детский онлайн-лагерь, где дети могли обучаться и общаться, пока родители занимались домашними делами.

Кто это придумал?
Михаил Каптюг и Михаил Кнеллер, создатели проекта «Умная Москва».
Шар и крест
Группа в «Фейсбуке» для взаимовыручки художников, торговцев и коллекционеров
Что это?
Интернет-площадка по продаже недорогих произведений искусства. Группа появилась в соцсети в связи с отменой крупной выставки из-за введения режима самоизоляции.

Чего добились?
Молодые художники получили шанс выставлять свои работы рядом с произведениями мэтров и показать их коллекционерам из разных стран мира.

Кто это придумал?
Галерист и коллекционер Максим Боксер.
BestDoctor
Онлайн-платформа для получения медицинских консультаций
Что это?
Основной продукт BestDoctor — это онлайн-платформа для обладателей корпоративных полисов добровольного медицинского страхования. Сотрудники компаний-клиентов могут консультироваться с врачом онлайн в приложении, мессенджере и по телефону, получать круглосуточную поддержку.

Чего добились?
С начала пандемии запустили социальный проект «Виртуальная клиника BestDoctor». Любой человек без страховки и бесплатно может получить телемедицинскую консультацию врачей.

Кто это придумал?
Молодые предприниматели Михаил Беляндинов и Марк Саневич, технический разработчик Филипп Кузнецов.
Помощь рядом
Социальный проект компании «Яндекс»
Что это?
Проект «Яндекса» по поддержке медицинских и социальных работников, а также других людей, оказавшихся в сложной ситуации из-за пандемии коронавируса. В рамках проекта организуют поездки врачей на вызовы на дом, перевозят сотрудников и волонтеров некоммерческих организаций и доноров крови, доставляют продуктовые наборы и обеды медицинским работникам и пострадавшим из-за пандемии людям в разных регионах страны.

Чего добились:
3569 врачей из 34 больниц Москвы доехали до своих пациентов. Более 67 тысяч человек смогли получить помощь врача на дому. 20 тысяч человек сдали тест на коронавирус бесплатно. Три тысячи продуктовых наборов доставлено тем, кто нуждался в помощи в Москве. К проекту подключились 33 НКО.

Кто это придумал?
Инициаторами проекта выступили руководители компании «Яндекс» Аркадий Волож и Тигран Худавердян
Мейкеры против COVID
Волонтерское объединение энтузиастов 3D-печати, которые во время пандемии безвозмездно печатали необходимое оборудование для больниц и медперсонала
Что это?
Во время пандемии энтузиасты 3D-печати объединились, чтобы безвозмездно помочь врачам, работающим с COVID-больными, обеспечивая медиков средствами индивидуальной защиты и дополнениями к ним.

Чего добились?
Скоординирована работа 72 региональных сообществ. В течение 60 дней спроектировано, произведено и безвозмездно передано 175 тысяч лицевых щитков, заколок для масок, адаптеров и инкубационных боков в 1700 российских больниц.

Кто это придумал?
Всеволод Очинский, энтузиаст 3D-печати, несколько раз перенесший пневмонию.
Контакты