Информационные технологии
в сфере ЖКХ
В современной Москве в сфере жилищно-коммунального хозяйства информационные технологии играют огромную роль — они повышают энергоэффективность, обеспечивают высокую безопасность и бесперебойную работу всех городских служб.
Для слаженной и эффективной работы всех сфер жилищно-коммунального хозяйства в Москве используются современные информационные системы, такие как Автоматизированная система учета потребления ресурсов (АСУПР), Автоматизированная система управления «Единый информационно-расчетный центр» (АСУ ЕИРЦ), Единый диспетчерский центр, система контроля коммунальной техникой на базе ГЛОНАСС, Интегрированная информационно-управляющая система наружного освещения (ИИУСНО). В целях оперативного контроля работы служб по содержанию объектов городского хозяйства внедрена в эксплуатацию аналитическая система «Мониторинг чистоты города».
Автоматизированная система учета потребления ресурсов
Правительством Москвы были утверждены и реализованы программы по оснащению многоквартирных домов и объектов бюджетной сферы общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды, тепловой энергии. При этом обслуживание таких приборов учета и ремонт, осуществляются за счет городского бюджета.
Снятие показаний общедомовых приборов учета осуществляется один раз в месяц. Если прибор выходит из строя, начисления производятся не по фактическому потреблению, а по нормативу. С учетом этого, важной задачей является получение оперативной информации о работоспособности общедомовых приборов учета.

Для решения этой и ряда других задач в 2015 году была создана Автоматизированная система учета потребления ресурсов (АСУПР).
Цели работы АСУПР
Мониторинг качества ресурсов
Cнятие показаний общедомовых приборов учета
Учет потребления ресурсов
АСУПР позволяет в онлайн-режиме получать информацию о приборах учета и быстро реагировать на неисправности, в реальном времени получать текущие значения и параметры инженерных систем (расход, температуру, давление).
АСУПР позволяет в онлайн-режиме получать информацию об общедомовых приборах учета и быстро реагировать на неисправности
Что сделано:
— к системе подключены 15 274 многоквартирных дома и 4433 объекта бюджетной сферы;
— ведется учет тепловой энергии (отопление, вентиляция), горячей и холодной воды, электроэнергии;
— ведется мониторинг для выявления аварийных ситуаций в системах отопления и горячего водоснабжения;
— возможно удаленное управление автоматизированными узлами управления отоплением (контроллеры автоматики);
— АСУПР получил статус расчетной системы и может вести коммерческий учет за фактически полученный объем ресурсов;
— реализована возможность подписания потребителями ведомостей показаний приборов учета с использованием электронной подписи.
Что будет реализовано:
— возможность автоматического формирования заявок в эксплуатирующие организации на устранение аварийных ситуаций;
— взаимодействие АСУПР с информационными системами города и ресурсоснабжающими организациями в части передачи данных и произведения необходимых расчетов, начислений по горячему водоснабжению и тепловой энергии.
Единый информационно-расчетный центр
Автоматизированная система управления «Единый информационно-расчетный центр» (АСУ ЕИРЦ) была создана в соответствии с постановлением Правительства Москвы в 2006 году. АСУ ЕИРЦ обеспечивает автоматизированное начисление платы за жилищные, коммунальные и прочие услуги (ЖКУ), в том числе взносы на капитальный ремонт.

Основными операторами АСУ ЕИРЦ являются многофункциональные центры оказания государственных услуг (МФЦ), где жители по принципу «одного окна» с помощью системы могут получить жилищные документы, единый платежный документ для оплаты ЖКУ и передать показания индивидуальных приборов учета.

В 2015 году АСУ ЕИРЦ обеспечила предоставление услуг сферы расчетов за ЖКУ на территории Троицкого и Новомосковского административных округов.
    В настоящее время в системе ЕИРЦ рассчитывается 87% многоквартирных домов города
    На сегодняшний день в АСУ ЕИРЦ рассчитывается 87% многоквартирных домов города (3,9 млн квартир), оставшиеся 13% рассчитываются самостоятельно управляющими организациями, ТСЖ или ЖСК.

    Ежемесячно в системе формируется 4,8 миллиона единых платежных документов по 4,1 миллиона лицевых счетов. На постоянной основе посредством портала жители передают 2,3 миллиона показаний индивидуальных приборов учета.
    Электронные услуги ЕИРЦ
    Единый диспетчерский центр
    В 2016 году начал работать единый диспетчерский центр (ЕДЦ), помогающий москвичам решать вопросы, связанные с ЖКХ (единый номер: 8 (495) 539-53-53). Это информационная система, которая обеспечивает прием заявок от жителей по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг, их регистрацию и мониторинг их контроль исполнения. За первый год работы сотрудниками центра было обработано два миллиона обращений.

    Все заявки поступают централизовано в контакт-центр и направляются на исполнение в обслуживающие организации. Централизованный принцип обработки заявок позволяет проводить анализ и выявлять повторяющиеся проблемы в многоквартирных домах.
    Что сделано:
    — организована регистрация заявок жителей и их маршрутизация до конкретного исполнителя (управляющих организаций, подрядных и обслуживающих компаний);
    — создан блок аналитики для управляющих организаций, включая выявление зон напряженности.
    Что будет сделано:
    — разработана единая система оповещения жителей о проведении работ, ограничивающих подачу ресурсов и предоставление коммунальных услуг;
    — реализовано мобильное приложение для мастеров, которое позволит им получать заявки жителей непосредственно на телефон, на месте принимать оплату за платные заявки;
    — внедрены дополнительные инструменты, позволяющие осуществлять контроль качества и сроков выполнения заявок.
    Система контроля коммунальной техники на базе ГЛОНАСС
    Оснащать коммунальную технику оборудованием ГЛОНАСС в Москве начали еще в 2013 году. Это делается для того, чтобы повысить эффективность работы таких городских учреждений, как «Жилищник» и «Автомобильные дороги».

    Кроме датчиков, установленных на самих машинах (датчики, контролирующие перемещения, работу бортовых механизмов и навесного оборудования, уровень топлива) система контроля включает беспроводные каналы связи, с помощью которых показатели датчиков передаются в городскую систему. А также набор прикладных информационных инструментов, с помощью которых управляют коммунальной техникой, проводят мониторинг посещения дорог и дворов, собирают и анализируют данные.
    Сегодня на 18 тысячах транспортных средств установлены датчики ГЛОНАСС, на 11,2 тысячи – датчики учета топлива, а это в настоящий момент полностью покрывает потребности московской сферы жилищно-коммунального хозяйства.
      Информационно-управляющая система наружного освещения
      Интегрированная информационно-управляющая система наружного освещения (ИИУСНО) управляет наружным освещением и архитектурно-художественной подсветкой в Москве. С помощью этой системы поддерживается работоспособность объектов освещения и проводится мониторинг показаний счетчиков потребления электроэнергии, учет объектов освещения, планирование затрат на эксплуатацию и ремонт, контроль соблюдения норм освещенности.
      Основные функциональные блоки (подсистемы) ИИУСНО:

      — диспетчерское управление наружным освещением,
      — учет, техническая эксплуатация, надзор и инспекции объектов наружного освещения,
      — аналитическое обеспечение (формирование отчетов),
      — мониторинг естественного и искусственного освещения и оценки качества освещения (соблюдения норм освещенности),
      — подсистема информационной безопасности.
      К системе ИИУСНО подключены
      438 тысяч
      опор наружного освещения
      580 тысяч
      светильников
      6,8 тысячи
      пунктов питания
      47,1 тысячи
      объектов наружного освещения