Как очищают главную водную артерию города
Уборка на Москве-реке
В скором будущем главная река столицы сможет стать полноценной транспортной артерией, а плавание на речных судах — еще одним удобным способом передвижения по городу. И уже сейчас важно, чтобы вода в Москве-реке была чистой, а её берега — ухоженными. О мусоре, необычных находках и рабочих буднях капитана — в материале mos.ru.
Как очищают главную
водную артерию города
Уборка
на Москве-реке


В скором будущем главная река столицы сможет стать полноценной транспортной артерией, а плавание на речных судах — еще одним удобным способом передвижения по городу. И уже сейчас важно, чтобы вода в Москве-реке была чистой, а её берега — ухоженными. О мусоре, необычных находках и рабочих буднях капитана — в материале mos.ru.
Протяженность Москвы-реки в черте города составляет 67 километров, за состояние воды на этом участке отвечает Мосводосток.
К центру города мимо набережных и мостов медленно идет теплоход «МС-3». Это не экскурсионное и не рекламное судно, а самоходный мусоросборщик, который очищает акваторию Москвы-реки от всего того, чего в воде быть не должно.
Охота за бревном
Охота за бревном
Плавно покачиваясь на волнах, судно отправляется с базы, которая находится недалеко от станции метро «Технопарк». Пароход следует через весь город, конечная станция — около «Москва-Сити». В каюте капитана почти домашняя, уютная обстановка: небольшой диван, пара обогревателей, настенные часы и… рапира. Как уверил капитан Сергей Потехин, это колющее холодное оружие не приходилось использовать ни разу, ведь его главная миссия — привносить немного шарма и колорита в обстановку каюты.
Капитан внимательно изучает поверхность воды. Его задача — вовремя заметить мусор и взять курс на него. Нажатием кнопки он приводит в движение специальный ковш, который будет захватывать и поднимать мусор на борт, в контейнер.
«Во время работы ковш находится над водой. Погружается он только тогда, когда нужно достать мусор».
«Во время работы ковш находится над водой. Погружается он только тогда, когда нужно достать мусор», — комментирует руководитель группы флота Мосводостока Владимир Лапенков. Он подчеркнул, что реку очищают ежедневно.

Пока капитан подбирал ковшом небольшое бревно (оно могло доставить неприятности какому-нибудь катеру), без внимания осталась пластиковая бутылка. Тогда, вооружившись обычным сачком, на помощь пришел матрос: он вручную выловил её и отправил в контейнер. Такое происходит постоянно, поэтому на каждом теплоходе-мусоросборщике всегда есть сачки.

Чаще всего на пути судна попадаются именно бутылки, ветки, бревна и пакеты. В день могут собрать 15 кубов мусора — это шесть-семь тонн. За год собирают примерно 200 тысяч кубов. А если контейнер полностью заполняется до конца рабочего дня, то на помощь приходит другое судно, которое забирает мусор.
Ловись, рыбка, большая
и маленькая
Ловись, рыбка, большая и маленькая
Бывают и необычные находки. Капитан рассказал, что в воде находили гитару в чехле, автомобиль в разобранном виде, диван и даже собаку. Животное безуспешно пыталось выбраться на берег и уже замерзало — была ранняя весна, и мимо пса неспешно проплывали небольшие льдины. С помощью ковша собаку подняли на борт. Если бы судно не подоспело вовремя, пес бы просто утонул. Кстати, эта отважная дворняга прожила на базе со своими спасителями два года.
В воде находили гитару в чехле, автомобиль в разобранном виде, диван и даже собаку.
Сергей Потехин рассказал, что уже привычное для него зрелище — это мирно плавающие тубусы, которые студенты топят в Москве-реке в конце весны — начале лета.
С каждым годом все чище
С каждым годом все чище
Теплоход идет с маленькой скоростью — три узла (всего шесть-семь километров в час). Это позволяет наиболее качественно выполнить работу, но за один день судно успевает проплыть только один раз в одну сторону. В плавание «МС-3» выходит в любую погоду. На его борту обычно три человека — капитан, механик и матрос. С годами количество мусора уменьшается. «Еще 10–12 лет назад ситуация была хуже, река была постоянно покрыта масляной пленкой, а также было слишком много различных сбросов в реку», — поделился капитан.
«Еще 10–12 лет назад ситуация была хуже, река была постоянно покрыта масляной пленкой».
Ранней весной, пока река достаточно чистая, на воду выходят только три судна, с 1 мая работают шесть, причём одновременно. «Скоро будут открываться шлюзы, выйдут теплоходы, и мусора станет больше», — рассказал Владимир Лапенков. Кстати, самое урожайное время — с апреля по июнь, а также после летних ливневых дождей, которые смывают мусор с берегов. Участки на отмели, где не может достать «МС-3», убирает мелкосидящий теплоход «Сетунь».