Транспортный мегапроект
Новое наземное метро: зачем нужны сквозные диаметры?
Минимальные интервалы движения, единая билетная система, удобные пересадки на другие виды транспорта — вот преимущества сквозных диаметров в сравнении с обычными электричками
Москва запускает масштабный мегапроект: диаметральные маршруты пригородных железных дорог станут новым видом транспорта. По сути, это новые наземные ветки метро, которые свяжут столицу с областью.
Сколько всего будет диаметральных маршрутов?
Технически через центр города можно проложить 17 диаметральных маршрутов. Из них выберут самые востребованные. Пока таких семь; ими смогут пользоваться около 390 миллионов пассажиров в год. Первые два из них планируют создать к концу 2018 — началу 2019 года. Еще пять сейчас разрабатывают. На третьем этапе могут быть созданы и остальные, но только после тщательного анализа и расчетов.
Цифры и факты
2018-2019 годы
планируемый срок запуска первых диаметров
390 миллионов
пассажиров в год смогут пользоваться новым наземным метро
около 6 минут
интервал движения поездов в часы пик
Что конкретно сделают?
Уже существующую железнодорожную инфраструктуру модернизируют и она станет основой для нового пассажирского сервиса. Здесь организуют удобные пересадки на другие виды транспорта, введут единую билетную систему, сервисы и навигацию, к которым уже привыкли все, кто ездят на метро и МЦК. Современные поезда по новым маршрутам будут ходить с минимальными интервалами — шесть минут в часы пик. При этом действующие пригородные поезда продолжат ходить по железной дороге.
Будут ли строить новые пути?
Для первых двух диаметров это не понадобится. При запуске остальных маршрутов такая необходимость может возникнуть. Сейчас параллельно с этой программой ведется строительство дополнительных главных путей радиальных направлений железных дорог, что также важно для диаметров, поскольку эти проекты взаимосвязаны.
МОСКОВСКИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ДИАМЕТРЫ
Для кого это делается?
Уже на первом этапе эта программа сделает транспорт доступнее для 2,3 миллиона человек. Это жители районов Лианозово, Дегунино, Бескудниковский, Тимирязевский, Бутырский, Кунцево, Фили-Давыдково, Южное Бутово, Чертаново Южное, Люблино, Бирюлево Западное, а также Щербинки. Удобнее станет ездить и из Подмосковья: из Сколкова, Лобни, Долгопрудного, Одинцова, Красногорска, Подольска, Нахабина.
РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА
Какие диаметры появятся первыми
и почему?
Это два маршрута, которые свяжут Смоленское и Савеловское направления (Одинцово — Лобня), а также Курское и Рижское (Нахабино — Подольск). По количеству пассажиров — это примерно 30 процентов от всей программы.

Их выбрали, потому что железнодорожная инфраструктура на этих участках практически готова к новой программе. К тому же они самые востребованные. А еще эти направления хорошо связаны с метро и МЦК: в общей сложности на них есть 25 пересадок.
ПЕРВЫЕ МАРШРУТЫ СКВОЗНЫХ ДИАМЕТРОВ
Что изменится?
Новый транспортный проект позволит сократить интервалы движения на существующих направлениях до
шести минут в час пик
После обновления инфраструктуры появится возможность запустить дополнительные поезда с минимальным интервалом. Например, сейчас на направлении Лобня — Одинцово в утренний и вечерний часы пик ходит всего по семь поездов. После запуска диаметров их количество увеличится до 20 составов в утренний час пик и до 30 — в вечерний, а поезда в это время будут ходить с интервалами около шести минут. Благодаря этим изменениям, пассажиры смогут быстрее добираться до пункта назначения без дополнительным пересадок и не зависеть от расписания.

Дальнейшее развитие диаметров позволит создать дополнительные пассажирские места, сбалансировать нагрузку на городской транспорт и автомагистрали.

Сколько будет пересадок с двух маршрутов на другой транспорт?
С диаметра Одинцово — Лобня — 11 пересадок на метро, две — на МЦК и две — на радиальные железнодорожные направления.

Пассажиры линии Нахабино — Подольск смогут сделать 13 пересадок на метро, шесть — на радиальные железнодорожные направления, две — на МЦК.
Какими будут поезда, навигация, тарифы?
Здесь будут действовать стандарты метро и МЦК. Это единые билет, удобная навигация, Wi-Fi, розетки для зарядки телефонов и другие сервисы.
По новым маршрутам поедут современные, комфортные вагоны, которые отечественные производители разрабатывают для пригородно-городских и внутригородских перевозок. Специально для диаметров, уже на этапе запуска первых двух направлений, закупят 600 новых вагонов.

Оплату проезда на диаметральных маршрутах планируется организовать по примеру МЦК. Этот вопрос будет прорабатываться с ОАО «РЖД», Правительством Московской области и Министерством транспорта России.
Сроки реализации программы и ее аналоги
Программа стартует в 2018 году и продлится до 2025-го. Первые два диаметральных маршрута запустят в конце 2018 — середине 2019 года.

Подобный опыт успешно реализован в других странах. Почти во всех крупных европейских городах есть примеры интеграции железнодорожной инфраструктуры и метро. Это, например, S-Bahn в Германии, RER во Франции, Overground в Лондоне.
Во многих немецких городах работает сеть пригородно-городских поездов S-Bahn. В Берлине она была запущена в 1930 году и сейчас включает 15 линий общей протяженностью 331 километр, 166 станций и перевозит около 430 миллионов пассажиров в год.

Париж и его пригороды с 1969 года связывают скоростные электрички RER. В систему входят пять линий общей протяженностью свыше 600 километров и 257 станций. Пассажиропоток составляет около 780 миллионов человек в год.

Система пригородно-городского железнодорожного транспорта в Большом Лондоне и Хартфордшире London Overground запущена в 2007 году и сейчас включает 112 станций. Ежегодно ею пользуются более 184 миллионов пассажиров.