Ответы на основные вопросы
 

Лечение в больнице и дома

В больнице
Дома
В больнице
Как организована дезинфекция помещений в больницах, куда отвозят пациентов с подозрением на коронавирус?
Дезинфекция осуществляется не менее двух раз в сутки во всех помещениях больницы с применением дезинфицирующих средств и физических методов обеззараживания воздуха и поверхностей (бактерицидные лампы и обеззараживатели воздуха).
Происходит ли дезинфекция спецодежды сотрудников, работающих с больными, зараженными новой коронавирусной инфекцией, или эта одежда утилизируется?
Все средства индивидуальной защиты одноразовые, они не обрабатываются. Памперсы нужды покупать нет, потому что смены врачей стараются продумать так, чтобы была возможность выхода в чистую зону каждые пять — шесть часов.
В какие больницы будут распределяться потенциально инфицированные пациенты?
Сейчас пациентов с COVID-19 принимают в городских стационарах.
Как узнать о состоянии близкого человека в больнице, куда его госпитализировали?
Информацию о госпитализации пациента в стационар и сведения о его состоянии предоставляет справочная служба медицинской организации. Однако в связи с тем, что указанные данные являются врачебной тайной, их разглашение определяется законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Узнать о состоянии пациента могут только те люди, кого при поступлении называет сам пациент. Сведения про тех, кто может получить информацию о пациенте, вносятся в документы.
У медорганизаций и их подразделений есть определенный режим работы. Рекомендуем перед обращением в справочную службу уточнить режим работы на сайте учреждения.
Что делать, если близкого человека забрала скорая и нужно понять куда, а в скорой не отвечают?
Сведения о пациентах скорой помощи являются врачебной тайной и не подлежат свободному разглашению.

При этом важно уточнить, что если вы присутствуете при госпитализации, например своего родственника, то информацию о том, куда его доставит скорая помощь, можно уточнить на месте. Бригада скорой во время госпитализации получает наряд и располагает всей необходимой информацией, которую может вам сообщить.
Кто может получить по телефону информацию о том, куда госпитализировали человека и в каком состоянии он находится?
Возможность подтвердить госпитализацию в конкретный стационар или узнать, в каком состоянии находится пациент, есть только у тех граждан, кого при поступлении пациент указал в согласии на передачу информации о своем здоровье. По Федеральному закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» справочные службы стационаров не могут свободно разглашать информацию о пациентах.

В настоящее время в учреждениях объявлен карантин и ограничены посещения. Кроме того, бывают случаи, когда при поступлении нет возможности уточнить у пациента все необходимые сведения. В таких условиях вопрос о предоставлении общей информации принимается в индивидуальном порядке и с учетом состояния пациента. Также информацию о том, куда госпитализировали человека, можно получить здесь.
Как организовано питание пациентов, находящихся в стационаре?
Для пациентов стационаров с подозрением на новую коронавирусную инфекцию питание организовано в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Какие меры нужно соблюдать после выписки из стационара?
После выписки необходимо соблюдать такие же меры профилактики вирусных инфекций, как и здоровым людям, — избегать массовых скоплений людей, мыть руки, проветривать помещения и так далее.
В московских больницах не хватает мест для приема пациентов с подозрением на коронавирус, так ли это?
Сейчас пациентов с COVID-19 принимают в городских стационарах. Количество заболевших значительно уменьшилось по сравнению с пиком заболеваемости, нехватки мест в больницах города нет.
Готова ли скорая помощь к ситуации с коронавирусом?
В настоящий момент в скорой имеется достаточный запас средств индивидуальной защиты: масок-респираторов, одноразовых перчаток и очков, комбинезонов различных модификаций и других средств защиты.

После транспортировки каждого пациента, вне зависимости от наличия у него признаков инфекционного заболевания, проводится дезинфекция салона автомобиля и воздуха с использованием бактерицидных облучателей. При транспортировке больных в инфекционный стационар санитарный автомобиль проходит дополнительно полную санитарную обработку на территории инфекционных больниц.

На станции скорой помощи имеются специализированные инфекционные бригады с врачами высокой квалификации, позволяющие организовать правильную работу при возникновении каких-либо очагов инфекции. Станция также оснащена специальными биобоксами, которые могут быть использованы в случаях транспортировки пациентов при подтверждении особо опасных инфекций.
Будут ли в Москве разворачиваться резервные койки?
Резервные койки для больных с коронавирусом начали вводить в эксплуатацию в Москве. Они были законсервированы и зарезервированы специально под инфекции и не задействовались для оказания других видов медицинской помощи, а также снова задействованы объекты, которые использовались в качестве обсерваторов.
Правда ли, что перед началом оказания плановой помощи врачи, работавшие в перепрофилированных больницах, должны провести две недели в изоляции?
Действительно, перед началом плановой работы стационара проводится целый комплекс профилактических мероприятий для того, чтобы полностью исключить риск распространения инфекции. Среди этих мероприятий, в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, медицинским работникам, ранее не переболевшим COVID-19, находившимся в контакте по месту работы с больными инфекционными заболеваниями, в том числе с больными COVID-19, необходимо обеспечить самоизоляцию в домашних условиях на срок не менее 14 дней с момента последнего контакта. Помимо этого, перед началом работы больницы по основному профилю весь персонал (за исключением ранее переболевших) должен пройти обследование на SARS-CoV-2, которое в дальнейшем будет проводиться на еженедельной основе.
Как лечат людей, пока они ждут результатов анализов? Какими медикаментами?
Лечение назначает врач в зависимости от симптомов в соответствии с российскими и международными рекомендациями. Самолечение противопоказано.
На основании чего госпитализируют предположительно инфицированных?
Госпитализация проводится в соответствии с постановлением главного санитарного врача Российской Федерации (от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»).
Кто подлежит госпитализации вместе с пациентом?
Решение о госпитализации принимает проводящий осмотр врач в зависимости от тяжести состояния и близости контактов с пациентом.
Сколько стоит нахождение в стационаре?
Медицинская помощь всем пациентам с подозрением на новую коронавирусную инфекцию оказывается бесплатно.
Если есть подозрение на коронавирус, почему пациентов не изолируют друг от друга, а размещают в одной палате?
Люди с подозрением на коронавирусную инфекцию с одинаковыми сроками пересечения границы либо контакта с заболевшим лежат в маломестных палатах. При первом положительном результате анализа на коронавирусную инфекцию пациента незамедлительно изолируют.
Почему врачи покидают больницу, хотя сами контактировали с пациентами?
Во время работы персонал использует средства индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки, медицинские шапочки). В конце каждой смены медперсонал сдает экипировку для утилизации и проходит полную санитарную обработку (душ с моющими и дезинфицирующими средствами).
Могут ли родственники посещать пациента, который находится в режиме изоляции в больнице? Приносить еду и другие необходимые вещи в стационар?
В период, пока пациент находится в изоляции, родственники посещать его не могут. Эти меры введены для предотвращения распространения заболевания. Однако все, кто находится на лечении в стационаре, всегда могут воспользоваться мобильным телефоном для связи с родными.
Можно ли пользоваться телефоном, находясь в режиме изоляции?
Да, все, кто находится на лечении в стационаре, всегда могут воспользоваться мобильным телефоном.
Мне страшно. Чувствую беспокойство. Мне могут помочь психологи?
Обратиться за помощью можно по телефону: +7 (495) 150-54-45 (ежедневно с 09:00 до 20:00). На линии работают психологи и психотерапевты ПКБ № 4 имени П.Б. Ганнушкина. Все консультации проводятся анонимно. Также для москвичей доступна круглосуточная линия психологической помощи Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Телефон неотложной психологической помощи: с городского телефона – 051, с мобильного – +7 (495) 051
Дома
Могут ли пациенты с подозрением на коронавирус или положительным результатом исследования находиться на лечении дома?
Пациент может остаться на лечении дома, если:
1. У больного нет тяжелых симптомов заболевания.
2. Жилищные условия больного позволяют находиться на лечении на дому.
Проживающим с заболевшим лицам рекомендуется на время болезни пациента проходить режим самоизоляции в другом месте, с больным должен остаться только один человек (с крепким иммунитетом и не входящий в группу риска).
Если пациент, находящийся на лечении на дому, чувствует ухудшение состояния, нужно немедленно вызвать скорую помощь.
Какие признаки позволяют пациенту остаться на лечении дома?
Решение о госпитализации принимает проводящий осмотр врач в зависимости от тяжести состояния и близости контактов с заболевшим.
Могу ли я находиться на лечении на дому в квартире, где я не прописан?
Лечиться можно, где удобно, необязательно по месту прописки. Но покидать место после постановки диагноза нельзя.
Если пациент с легкой формой течения COVID-19 проходит лечение на дому, нужно ли ему самостоятельно покупать лекарства?
Нет, все пациенты с диагнозом «новая коронавирусная инфекция», которые проходят лечение на дому, по назначению врачей будут получать антивирусные препараты бесплатно. Также в качестве меры профилактики бесплатные антивирусные препараты будут получать медики и другие специалисты, участвующие в противодействии распространению новой коронавирусной инфекции.
Кто будет доставлять лекарства для пациентов, которые проходят лечение на дому?
Лекарства для пациентов, которые проходят лечение на дому, будут доставлять скорая помощь и сотрудники поликлиник.
Препараты выдаются сразу или постепенно?
Препараты пациентам, которые проходят лечение от коронавируса на дому, выдаются бесплатно на полный курс лечения при посещении врачом поликлиники.
Как пациент на дому может проконсультироваться с врачом?
Каждому пациенту, который проходит лечение на дому, выдается памятка о возможности обращения в телемедицинский центр Департамента здравоохранения города Москвы для проведения дистанционного консультирования с врачами. Врачи телемедицинского центра опрашивают пациента и фиксируют жалобы в протоколе осмотра пациента в электронной медицинской карте, при наличии жалоб на ухудшение состояния пациента передают сведения в поликлинику для посещения пациента врачом поликлиники.
А как врач будет постоянно со мной на связи?
Врачи наблюдают за больными, которые лечатся дома, с помощью телемедицинских технологий. Используя аудио- и видеосвязь, квалифицированные медики круглосуточно консультируют и оценивают состояние здоровья. Каждый пациент получает чек-лист самоконтроля, который потом обсуждает с врачом. В случае резкого ухудшения состояния пациенту необходимо вызвать скорую. Противовирусные препараты при необходимости будут доставлять на дом бесплатно.
Сотрудник какой организации фотографирует пациента с положительным тестом на коронавирус для внесения пациента в базу?
Фото пациента, который проходит лечение от коронавируса на дому, делает врач скорой помощи.
Как будут следить за соблюдением режима самоизоляции теми, кто находится на лечении на дому?
В Москве запустили систему мониторинга за пациентами с COVID-19, которые лечатся в домашних условиях. Некоторым из них уже передали смартфоны с предустановленным приложением Социальный мониторинг. Оно позволит контролировать соблюдение режима самоизоляции и оперативно выявлять случаи его нарушения, тем самым помогая избежать дальнейшего распространения инфекции. Все данные, которые пользователь передает приложению, регламентированы соглашением, которое пациент подписывает, выбирая лечение на дому. Они хранятся на серверах столичного Департамента информационных технологий, которые расположены на территории России. После окончания режима самоизоляции данные о пациенте будут уничтожены.
Где будут храниться данные о пациентах?
Все данные, которые пользователь передает приложению, регламентированы соглашением, которое пациент подписывает, выбирая лечение на дому. Они хранятся на серверах столичного Департамента информационных технологий, которые расположены на территории России. После окончания карантина данные о пациенте будут уничтожены.
Как работает приложение?
Приложение Социальный мониторинг будет автоматически отслеживать геолокацию пользователя. При этом фиксируется не траектория его передвижения, а сам факт того, что он покинул место жительства, которое указал в анкете.

Чтобы убедиться в том, что пользователь находится рядом с телефоном, приложение будет периодически отправлять ему пуш-уведомления с запросом дополнительной идентификации с помощью фотографии. Если оно зафиксирует нарушение режима самоизоляции, уведомление об этом поступит в оперативный штаб. В этом случае нарушителя госпитализируют.
Что будет, если пациент, находящийся на лечении на дому, нарушит режим?
Чтобы убедиться в том, что пользователь находится рядом с телефоном, приложение будет периодически отправлять ему пуш-уведомления с запросом дополнительной идентификации с помощью фотографии. Если оно зафиксирует нарушение режима самоизоляции, уведомление об этом поступит в оперативный штаб. В этом случае нарушителя госпитализируют.
Если заболевший коронавирусной инфекцией находится на лечении на дому, кто проводит дезинфекцию?
Если заболевший находится на лечении на дому, дезинфекцию он или члены его семьи должны провести самостоятельно на основе специальной памятки, разработанной Роспотребнадзором.
Квартиру кто дезинфицирует?
При госпитализации больного Московский городской центр дезинфекции по согласованию с жильцами проводит дезинфекцию в квартире. Кроме того, дезинфекция проводится в подъезде, где проживает заболевший. Последующие дезинфекции в подъезде проводят управляющие компании. Членам семей заболевших для проведения дальнейших дезинфекций выдается специальная памятка, разработанная Роспотребнадзором, на основе которой они могут самостоятельно проводить дезинфекцию в квартире.
Какие документы подписывает больной с подтвержденным коронавирусом?
Все пациенты с подтвержденным COVID-19, которые выбрали лечение на дому, а также граждане, которые с ними контактировали, лично подписывают постановление Роспотребнадзора о соблюдении режима изоляции, согласие на фотосъемку и предоставление личных данных (документа, удостоверяющего личность).
Я прохожу лечение от коронавируса на дому. Скорая привезла меня на КТ в поликлинику, как мне добраться обратно?
Согласно приказу Департамента здравоохранения г. Москвы, после проведения КТ-исследования пациенты, которые продолжат лечение по месту жительства, добираются до дома самостоятельно.

В поликлинике пациенту выдается постановление о карантине, заключение КТ, назначение лекарств, листок нетрудоспособности по необходимости, а также две медицинские маски и защитные перчатки.
Как я должен добраться на КТ, если у меня коронавирус?
При первоначальном назначении КТ пациента доставляет в поликлинику бригада скорой. Если после проведения диагностики пациенту не требуется госпитализация, он добирается до дома самостоятельно. Это вынужденная мера, поскольку в настоящий момент город не имеет возможности доставить в поликлинику и отвезти домой каждого пациента, однако на выходе из поликлиники каждому обязательно выдаются средства защиты для самостоятельной и безопасной поездки. Просим пациентов отнестись к этому с пониманием. Пациенту по решению врача может быть назначено повторное КТ-исследование по истечении двух недель, то есть только после завершения периода изоляции по предписанию Роспотребнадзора. В случае ухудшения состояния в течение этого периода пациенту необходимо вызвать скорую, которая довезет при необходимости до КТ-центра для повторного исследования или госпитализирует. Таким образом, ситуации, в которой человеку с положительным диагнозом COVID-19 необходимо самостоятельно добираться до КТ-центра, исключены.
Должна ли скорая везти меня на повторное КТ?
Пациенту по решению врача может быть назначено повторное КТ-исследование через один-два месяца после выписки. В случае ухудшения состояния в течение этого периода пациенту необходимо вызвать скорую, которая довезет при необходимости до КТ-центра для повторного исследования или госпитализирует. Таким образом, ситуации, в которой человеку с положительным диагнозом COVID-19 необходимо самостоятельно добираться до КТ-центра, исключены.
Должны ли делать второе КТ после окончания 10-дневного приема таблеток?
Повторное КТ назначается через один-два месяца после выписки.
Как определить, что я выздоровел?
По истечении 14 дней при получении двух отрицательных результатов теста на коронавирус и отсутствии признаков ОРВИ и коронавирусной инфекции пациент может считаться здоровым.
Как сняться с учета, если уже выздоровел?
Для того чтобы закрыть больничный лист, пациент с диагнозом «коронавирусная инфекция» сдает анализ на 11-й день (к нему приходит врач из поликлиники). Делать его раньше не имеет смысла. Если тесты показывают отрицательный результат, то пациенту нужно обратиться в поликлинику, где ему выдадут больничный. В его электронной медицинской карте делается запись об отсутствии заболевания, данные об этом также передаются в Роспотребнадзор.

Если пациент болен ковидной пневмонией, то мазок берут на 17-й день.
Пациент с диагнозом «ОРВИ» сдает в поликлинике анализ по истечении 14 дней. Также он может обратиться в поликлинику для получения больничного листа.
Должны ли выдавать постановления пациентам с ОРВИ?
В настоящее время жителями с симптомами ОРВИ дается добровольное информированное согласие, действующее до момента получения результатов тестирования на коронавирусную инфекцию. Если результат теста отрицательный, находиться на самоизоляции не нужно.
Можно ли изменить адрес изоляции в постановлении Роспотребнадзора?
Вы не можете изменить адрес самоизоляции в текущем постановлении/согласии. Но вы можете обратиться в свою поликлинику, чтобы вас перевезли на новый адрес. При этом вам должны выписать новое согласие/постановление с обновленной датой карантина и адресом места изоляции, эта информация поступит в систему.

Если вы переедете до поступления информации в систему, вам могут выписать штраф. Его можно обжаловать онлайн, приложив копии документов о перемещении (согласие/постановление с новым адресом карантина).
Сажают ли сейчас пациентов с ОРВИ на двухнедельный карантин?
С 15 сентября, согласно приказу Департамента здравоохранения от 11 сентября, двухнедельная самоизоляция для людей, болеющих ОРВИ, больше не требуется. В настоящее время жителями с симптомами ОРВИ дается добровольное информированное согласие, действующее до момента получения результатов тестирования на коронавирусную инфекцию. Если результат теста отрицательный, находиться на самоизоляции не нужно.
По какому постановлению меня снимают с карантина после ОРВИ?
Двухнедельная самоизоляция для людей, болеющих ОРВИ, больше не требуется. В настоящее время жителями с симптомами ОРВИ дается добровольное информированное согласие, действующее до момента получения результатов тестирования на коронавирусную инфекцию. Если результат теста отрицательный, находиться на самоизоляции не нужно.
Куда обратиться по вопросу получения смартфона с установленным приложением Социальный мониторинг, так как данная функция на телефоне заявителя отсутствует?
Вы можете обратиться на горячую линию по телефону: +7 (495) 870-72-96 и сообщить о том, что вам требуется выдать телефон для установки приложения Социальный мониторинг.