Миусское
трамвайное депо
Белорусская
Улица Лесная, дом 20

Первый в городе

общественный транспорт

Первый в городе

общественный транспорт

Первый в городе общественный транспорт

Первый в городе

общественный транспорт

Депо строили и перестраивали с 1874 по 1910 год. Сначала там был парк конно-железных дорог с конюшней на 114 лошадей и кузницей, где животных подковывали. Именно из Миусского депо на улицы Москвы впервые вышел общественный транспорт — конки. Но необходимость в лошадях вскоре отпала. В 1899 году оттуда же выехал первый электрический трамвай. Спустя полстолетия трамваи заменили на троллейбусы, которые выходили на городские маршруты в течение 57 лет.
1 сентября 1874 года открылось движение коночных вагонов по маршруту Миусский парк конно-железных дорог.
Депо строили и перестраивали с 1874 по 1910 год. Сначала там был парк конно-железных дорог с конюшней на 114 лошадей и кузницей, где животных подковывали. Именно из Миусского депо на улицы Москвы впервые вышел общественный транспорт — конки. Но необходимость в лошадях вскоре отпала. В 1899 году оттуда же выехал первый электрический трамвай. Спустя полстолетия трамваи заменили на троллейбусы, которые выходили на городские маршруты в течение 57 лет.
1 сентября 1874 года открылось движение коночных вагонов по маршруту Миусский парк конно-железных дорог.
Депо строили и перестраивали с 1874 по 1910 год. Сначала там был парк конно-железных дорог с конюшней на 114 лошадей и кузницей, где животных подковывали. Именно из Миусского депо на улицы Москвы впервые вышел общественный транспорт — конки. Но необходимость в лошадях вскоре отпала. В 1899 году оттуда же выехал первый электрический трамвай. Спустя полстолетия трамваи заменили на троллейбусы, которые выходили на городские маршруты в течение 57 лет.
1 сентября 1874 года открылось движение коночных вагонов по маршруту Миусский парк конно-железных дорог.
Ворота в ангарах для трамваев были маленькими, не подходили для больших троллейбусов. Поэтому депо в своё время и перестраивали: ломали и расширяли проёмы. Когда мы взялись за реставрацию, то стремились вернуться к первоначальному варианту, «трамвайному». Основывались на старых чертежах, архивных фотографиях. Если там, где было окно, стояла дверь, то мы возвращали окно.
Ворота в ангарах для трамваев были маленькими, не подходили для больших троллейбусов. Поэтому депо в своё время и перестраивали: ломали и расширяли проёмы. Когда мы взялись за реставрацию, то стремились вернуться к первоначальному варианту, «трамвайному». Основывались на старых чертежах, архивных фотографиях. Если там, где было окно, стояла дверь, то мы возвращали окно.
Ворота в ангарах для трамваев были маленькими, не подходили для больших троллейбусов. Поэтому депо в своё время и перестраивали: ломали и расширяли проёмы. Когда мы взялись за реставрацию, то стремились вернуться к первоначальному варианту, «трамвайному». Основывались на старых чертежах, архивных фотографиях. Если там, где было окно, стояла дверь, то мы возвращали окно.
  • Дарья Сафонова
    Руководитель проекта реставрации
    Миусского депо
  • Дарья Сафонова
    Руководитель проекта реставрации
    Миусского депо
  • Дарья Сафонова
    Руководитель проекта реставрации
    Миусского депо

В Москве строительство конно-железной дороги началось в связи с проведением Политехнической выставки. Регулярное движение восьми английских вагонов конного трамвая было запущено от Брестского (сейчас Белорусский) вокзала до Иверских ворот 7 июля 1872 года.
В Москве строительство конно-железной дороги началось в связи с проведением Политехнической выставки. Регулярное движение восьми английских вагонов конного трамвая было запущено от Брестского (сейчас Белорусский) вокзала до Иверских ворот 7 июля 1872 года.
В Москве строительство конно-железной дороги началось в связи с проведением Политехнической выставки. Регулярное движение восьми английских вагонов конного трамвая было запущено от Брестского (сейчас Белорусский) вокзала до Иверских ворот 7 июля 1872 года.
Меня приняли вожатым в Миусский трамвайный парк. Но вожатым я работал недолго. Меня вскоре перевели в кондукторы. Миусский парк помещался на Лесной улице, в красных, почерневших от копоти кирпичных корпусах. Со времён моего кондукторства я не люблю Лесную улицу. До сих пор она мне кажется самой пыльной и бестолковой улицей в Москве. Воспоминание о ней связано со скрежетом трамваев, выползающих на рассвете из железных ворот парка, с тяжёлой кондукторской сумкой, натиравшей плечо, и с кислым запахом меди. Руки у нас, кондукторов, всегда были зелёными от медных денег.
Меня приняли вожатым в Миусский трамвайный парк. Но вожатым я работал недолго. Меня вскоре перевели в кондукторы. Миусский парк помещался на Лесной улице, в красных, почерневших от копоти кирпичных корпусах. Со времён моего кондукторства я не люблю Лесную улицу. До сих пор она мне кажется самой пыльной и бестолковой улицей в Москве. Воспоминание о ней связано со скрежетом трамваев, выползающих на рассвете из железных ворот парка, с тяжёлой кондукторской сумкой, натиравшей плечо, и с кислым запахом меди. Руки у нас, кондукторов, всегда были зелёными от медных денег.
Меня приняли вожатым в Миусский трамвайный парк. Но вожатым я работал недолго. Меня вскоре перевели в кондукторы. Миусский парк помещался на Лесной улице, в красных, почерневших от копоти кирпичных корпусах. Со времён моего кондукторства я не люблю Лесную улицу. До сих пор она мне кажется самой пыльной и бестолковой улицей в Москве. Воспоминание о ней связано со скрежетом трамваев, выползающих на рассвете из железных ворот парка, с тяжёлой кондукторской сумкой, натиравшей плечо, и с кислым запахом меди. Руки у нас, кондукторов, всегда были зелёными от медных денег.
  • Константин Паустовский
    Писатель, «Беспокойная юность», 1954 год
  • Константин Паустовский
    Писатель, «Беспокойная юность», 1954 год
  • Константин Паустовский
    Писатель, «Беспокойная юность», 1954 год

Депо как дворец

Депо как дворец

Депо как дворец

Депо как дворец

Авторы проектов, архитектор Михаил Глейнинг и инженер Николай Сытенко, отразили ключевую идею промышленной архитектуры той эпохи — строить заводы как дворцы. Стальную конструкцию перекрытий большого вагонного сарая спроектировал создатель знаменитой Шуховской башни — архитектор и инженер Владимир Шухов (1853−1939).
Авторы проектов, архитектор Михаил Глейнинг и инженер Николай Сытенко, отразили ключевую идею промышленной архитектуры той эпохи — строить заводы как дворцы. Стальную конструкцию перекрытий большого вагонного сарая спроектировал создатель знаменитой Шуховской башни — архитектор и инженер Владимир Шухов (1853−1939).
Авторы проектов, архитектор Михаил Глейнинг и инженер Николай Сытенко, отразили ключевую идею промышленной архитектуры той эпохи — строить заводы как дворцы. Стальную конструкцию перекрытий большого вагонного сарая спроектировал создатель знаменитой Шуховской башни — архитектор и инженер Владимир Шухов (1853−1939).
1974
Мой дедушка рассказывал, что его тётя была замужем чуть ли не за главным конструктором Миусского депо. Когда я разбирала наследство, то недоумевала, откуда у нас взялись немецкие готовальни. Оказалось — из депо.
Мой дедушка рассказывал, что его тётя была замужем чуть ли не за главным конструктором Миусского депо. Когда я разбирала наследство, то недоумевала, откуда у нас взялись немецкие готовальни. Оказалось — из депо.
Мой дедушка рассказывал, что его тётя была замужем чуть ли не за главным конструктором Миусского депо. Когда я разбирала наследство, то недоумевала, откуда у нас взялись немецкие готовальни. Оказалось — из депо.
  • Дарья Сафонова
    Руководитель проекта реставрации
    Миусского депо
  • Дарья Сафонова
    Руководитель проекта реставрации
    Миусского депо
  • Дарья Сафонова
    Руководитель проекта реставрации
    Миусского депо

История Миусского депо напрямую связана с легендарными столичными маршрутами, которые москвичи ласково называли «Букашка» и «Аннушка». Маршрут, А проходил по Бульварному кольцу, а маршрут Б — по Садовому.
История Миусского депо напрямую связана с легендарными столичными маршрутами, которые москвичи ласково называли «Букашка» и «Аннушка». Маршрут, А проходил по Бульварному кольцу, а маршрут Б — по Садовому.
История Миусского депо напрямую связана с легендарными столичными маршрутами, которые москвичи ласково называли «Букашка» и «Аннушка». Маршрут, А проходил по Бульварному кольцу, а маршрут Б — по Садовому.
В депо традиции русского зодчества сочетаются с чертами, свойственными романской и готической архитектуре. Композицией и планировкой корпуса из красного кирпича напоминают базилики — прямоугольные трехнефные соборы. Окна зданий украшают витражи, а фасады — филёнки (декоративные выемки), фризы (зубчатые горизонтальные полосы), ступенчатые башенки, круглые и ромбовидные элементы.

Все производственные здания депо были построены в едином стиле: красные кирпичные корпуса с витражами, обрамлёнными белыми наличниками.
В депо традиции русского зодчества сочетаются с чертами, свойственными романской и готической архитектуре. Композицией и планировкой корпуса из красного кирпича напоминают базилики — прямоугольные трехнефные соборы. Окна зданий украшают витражи, а фасады — филёнки (декоративные выемки), фризы (зубчатые горизонтальные полосы), ступенчатые башенки, круглые и ромбовидные элементы.

Все производственные здания депо были построены в едином стиле: красные кирпичные корпуса с витражами, обрамлёнными белыми наличниками.
В депо традиции русского зодчества сочетаются с чертами, свойственными романской и готической архитектуре. Композицией и планировкой корпуса из красного кирпича напоминают базилики — прямоугольные трехнефные соборы. Окна зданий украшают витражи, а фасады — филёнки (декоративные выемки), фризы (зубчатые горизонтальные полосы), ступенчатые башенки, круглые и ромбовидные элементы.

Все производственные здания депо были построены в едином стиле: красные кирпичные корпуса с витражами, обрамлёнными белыми наличниками.

Когда

начали спасать

Когда

начали спасать

Когда начали спасать

Когда

начали спасать

В 2017 году Миусский трамвайный парк получил статус памятника — объекта культурного наследия регионального значения. В число охраняемых объектов вошло пять зданий на территории депо, а также ограда вокруг трамвайного парка. Решено было отремонтировать кровли зданий и систему водостока, а также восстановить исторический облик фасадов.
В 2017 году Миусский трамвайный парк получил статус памятника — объекта культурного наследия регионального значения. В число охраняемых объектов вошло пять зданий на территории депо, а также ограда вокруг трамвайного парка. Решено было отремонтировать кровли зданий и систему водостока, а также восстановить исторический облик фасадов.
В 2017 году Миусский трамвайный парк получил статус памятника — объекта культурного наследия регионального значения. В число охраняемых объектов вошло пять зданий на территории депо, а также ограда вокруг трамвайного парка. Решено было отремонтировать кровли зданий и систему водостока, а также восстановить исторический облик фасадов.
Ансамбль Миусского трамвайного депо представляет собой яркий образец русской промышленной архитектуры. Реставрацию трамвайного парка провели за счёт привлечения частных инвестиций. Для этого депо передали в долгосрочную аренду инвестору по итогам открытого аукциона".
Ансамбль Миусского трамвайного депо представляет собой яркий образец русской промышленной архитектуры. Реставрацию трамвайного парка провели за счёт привлечения частных инвестиций. Для этого депо передали в долгосрочную аренду инвестору по итогам открытого аукциона".
Ансамбль Миусского трамвайного депо представляет собой яркий образец русской промышленной архитектуры. Реставрацию трамвайного парка провели за счёт привлечения частных инвестиций. Для этого депо передали в долгосрочную аренду инвестору по итогам открытого аукциона".
  • Алексей Емельянов
    Руководитель Департамента культурного
    наследия города Москвы
  • Алексей Емельянов
    Руководитель Департамента культурного
    наследия города Москвы
  • Алексей Емельянов
    Руководитель Департамента культурного
    наследия города Москвы

Получилось быстро

Получилось быстро

Получилось быстро

Получилось быстро

Реставрация длилась почти два года и завершилась в январе 2019-го. Миусскому депо удалось вернуть исторический облик. Во всех корпусах обновили инженерные коммуникации и установили в оконных проёмах современные стеклопакеты, при этом сохранив историческую раскладку витражей. Например, в корпусе 4, где ранее работали вагоноремонтные мастерские, отреставрировали лестницы с ограждениями и пол, выложенный метлахской плиткой.
Реставрация длилась почти два года и завершилась в январе 2019-го. Миусскому депо удалось вернуть исторический облик. Во всех корпусах обновили инженерные коммуникации и установили в оконных проёмах современные стеклопакеты, при этом сохранив историческую раскладку витражей. Например, в корпусе 4, где ранее работали вагоноремонтные мастерские, отреставрировали лестницы с ограждениями и пол, выложенный метлахской плиткой.
Реставрация длилась почти два года и завершилась в январе 2019-го. Миусскому депо удалось вернуть исторический облик. Во всех корпусах обновили инженерные коммуникации и установили в оконных проёмах современные стеклопакеты, при этом сохранив историческую раскладку витражей. Например, в корпусе 4, где ранее работали вагоноремонтные мастерские, отреставрировали лестницы с ограждениями и пол, выложенный метлахской плиткой.
2019

Тот самый кирпич

Тот самый кирпич

Тот самый кирпич

Тот самый кирпич

За время работ отреставрировали более 20 тысяч квадратных метров кирпичных стен. Новый кирпич в реставрации не используют, ищут крепкий, но аутентичный. Для поиска 300 тысяч редких образцов большемерного кирпича была организована специальная экспедиция по Ивановской, Вологодской и Владимирской областям.
За время работ отреставрировали более 20 тысяч квадратных метров кирпичных стен. Новый кирпич в реставрации не используют, ищут крепкий, но аутентичный. Для поиска 300 тысяч редких образцов большемерного кирпича была организована специальная экспедиция по Ивановской, Вологодской и Владимирской областям.
За время работ отреставрировали более 20 тысяч квадратных метров кирпичных стен. Новый кирпич в реставрации не используют, ищут крепкий, но аутентичный. Для поиска 300 тысяч редких образцов большемерного кирпича была организована специальная экспедиция по Ивановской, Вологодской и Владимирской областям.
Мы искали и находили кирпич того периода, чтобы он по цвету и по размеру совпадал. И все же главной задачей было сохранить историческую кладку. И у нас получилось! Мы меняли только деструктивный кирпич".
Мы искали и находили кирпич того периода, чтобы он по цвету и по размеру совпадал. И все же главной задачей было сохранить историческую кладку. И у нас получилось! Мы меняли только деструктивный кирпич".
Мы искали и находили кирпич того периода, чтобы он по цвету и по размеру совпадал. И все же главной задачей было сохранить историческую кладку. И у нас получилось! Мы меняли только деструктивный кирпич".
  • Дарья Сафонова
    Руководитель проекта реставрации
    Миусского депо
  • Дарья Сафонова
    Руководитель проекта реставрации
    Миусского депо
  • Дарья Сафонова
    Руководитель проекта реставрации
    Миусского депо

Что сейчас

Что сейчас

Что сейчас

Что сейчас

Сейчас точка притяжения в гастроквартале «Депо Лесная» — фуд-молл «Депо.Москва», рассчитанный на 1700 посадочных мест внутри и на 1400 на летних верандах. В фуд-молле соседствуют 75 гастрономических ресторанных концепций и 60 лавок со свежими фермерскими продуктами.
Сейчас точка притяжения в гастроквартале «Депо Лесная» — фуд-молл «Депо.Москва», рассчитанный на 1700 посадочных мест внутри и на 1400 на летних верандах. В фуд-молле соседствуют 75 гастрономических ресторанных концепций и 60 лавок со свежими фермерскими продуктами.
Сейчас точка притяжения в гастроквартале «Депо Лесная» — фуд-молл «Депо.Москва», рассчитанный на 1700 посадочных мест внутри и на 1400 на летних верандах. В фуд-молле соседствуют 75 гастрономических ресторанных концепций и 60 лавок со свежими фермерскими продуктами.
Мне нравится, что люди туда с удовольствием ходят. Пространство получилось атмосферным. Когда я возвращаюсь туда, то вспоминаю все: где какой кирпич менялся, где какая штукатурка снималась. Я видела, каким депо было до и стало после. И это впечатляет!
Мне нравится, что люди туда с удовольствием ходят. Пространство получилось атмосферным. Когда я возвращаюсь туда, то вспоминаю все: где какой кирпич менялся, где какая штукатурка снималась. Я видела, каким депо было до и стало после. И это впечатляет!
Мне нравится, что люди туда с удовольствием ходят. Пространство получилось атмосферным. Когда я возвращаюсь туда, то вспоминаю все: где какой кирпич менялся, где какая штукатурка снималась. Я видела, каким депо было до и стало после. И это впечатляет!
  • Дарья Сафонова
    Руководитель проекта реставрации
    Миусского депо
  • Дарья Сафонова
    Руководитель проекта реставрации
    Миусского депо
  • Дарья Сафонова
    Руководитель проекта реставрации
    Миусского депо