За последнее десятилетие в Москве отреставрировали более 2000 памятников архитектуры и объектов культурного наследия. Это огромная работа, которая продолжается каждый день, чтобы сохранить неповторимое лицо нашего любимого города. Расскажем о самых интересных примерах московской реставрации.
За последнее десятилетие в Москве отреставрировали более 2000 памятников архитектуры и объектов культурного наследия. Это огромная работа, которая продолжается каждый день, чтобы сохранить неповторимое лицо нашего любимого города. Расскажем о самых интересных примерах московской реставрации.
За последнее десятилетие в Москве отреставрировали более 2000 памятников архитектуры и объектов культурного наследия. Это огромная работа, которая продолжается каждый день, чтобы сохранить неповторимое лицо нашего любимого города. Расскажем о самых интересных примерах московской реставрации.
тысяч находок обнаружили археологи во время раскопок в столице
≈90
>2000
возрожденных памятников архитектуры
>700
зданий и сооружений признали объектами культурного наследия
Москва
под сводами
Москва
под сводами
Москва под сводами
Москва под сводами
Своды — распространенная конструкция в архитектуре и ассоциируется прежде всего с храмами и церквями. В наш шорт-лист вошли и памятники культового зодчества, и палаты — дома богатых людей XVII века. Позднее своды палат стали основой для городских усадеб.
Своды — распространенная конструкция в архитектуре и ассоциируется прежде всего с храмами и церквями. В наш шорт-лист вошли и памятники культового зодчества, и палаты — дома богатых людей XVII века. Позднее своды палат стали основой для городских усадеб.
Своды — распространенная конструкция в архитектуре и ассоциируется прежде всего с храмами и церквями. В наш шорт-лист вошли и памятники культового зодчества, и палаты — дома богатых людей XVII века. Позднее своды палат стали основой для городских усадеб.
История Основание Высоко-Петровского монастыря связывают с именем митрополита Петра, который в 1325 году перенес свою кафедру из Владимира в Москву. Строителями и благодетелями обители были князь Иван Калита, великие князья Дмитрий Донской и Василий III, царь Алексей Михайлович, Петр I и его мать Наталья Кирилловна Нарышкина, святитель Филарет Московский.
Закрытие В 1918 году Высоко-Петровский монастырь был упразднен, но его храмы стали центром подпольных монашеских общин, в которые входили выдающиеся люди ХХ века — ученые, литераторы, врачи. В 1926 году закрыли последнюю — Боголюбскую — церковь.
Возрождение С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь, здесь начали проводить богослужения. 10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного синода в обители возродилась монашеская жизнь.
Реставрация В состав ансамбля Высоко-Петровского монастыря входит 12 строений. В 2016—2018 годах проводились работы по реставрации четырех из них. Например, в Колокольне с надвратной церковью отреставрировали фасады, архитектурно-лепной декор, белокаменный цоколь и кровлю отремонтировали главу — промыли позолоченные поверхности. В Церкви Петра Митрополита — одной из старейших в Москве — были отреставрированы фундамент, фасад с укреплением кирпичной кладки, ступени крыльца, живописи. Исторический облик вернули надвратной церкви Пахомия и другим строениям ансамбля Высоко-Петровского монастыря.
Сейчас Ансамбль Высоко-Петровского монастыря доступен для посещения. Он включен в программу «Дней исторического и культурного наследия».
Узнать больше
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке
Брюсов переулок, дом 15/2, строение 3
История Первые упоминания об этой церкви нашли на Петровом плане Москвы 1596−1598 годов. Следующее упоминание о ней встречается в летописи 1624 года. А через пять лет, в 1629 году, во время большого московского пожара храм вместе со всеми домами и постройками выгорел дотла. Тогда же на месте деревянной церкви начали строить каменный храм. Церковь еще много раз горела, но никогда не закрывалась. Она продержалась даже в годы советской власти. В 1930-х годах храм хотели закрыть, но благодаря письму, которое отправили властям известные актеры и композиторы, он остался действующим.
Реставрация Во время реставрации на фронтонах и сводах под слоем краски нашли живопись середины XIX — начала XX века. Одна из таких композиций (на своде алтаря Никольского придела) называется «Слово плоть бысть». Это очень редкое изображение Спасителя, прототипом которого послужила гравюра из библии Иоганна Кристофа Вайгеля XVII века.
Всего под слоями краски реставраторы обнаружили 17 изображений евангелистов и православных святых. Все их удалось восстановить. Еще в церкви находится одна из известных московских святынь — икона Богоматери «Взыскание погибших» из разрушенной в 1936 году церкви Рождества Христова в Палашах.
Команда, которая проводила реставрацию, ООО «АРТ», стала лауреатом конкурса Правительства Москвы за высокое качество ремонтно-реставрационных работ. Также наградили архитекторов, которые разработали проект реставрации, Наталью Карташеву и Елену Полянскую. Приход храма награжден за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ. Храм был признан лучшим объектом реставрации по версии «активных граждан».
Узнать больше
Дом в Старосадском переулке (Государственная публичная историческая библиотека)
Старосадский переулок, дом 9, строение 1
История Дом в Старосадском переулке по праву считают особо ценным элементом исторической застройки района Китай-города. В 1756 году здесь находилась городская усадьба коллежского асессора Вотчинной коллегии Василия Иванова, а в конце 30-х годов XX века в доме разместилась Государственная публичная историческая библиотека. За свою историю здание неоднократно меняло владельцев, облик и назначение.
Реставрация После того как основное здание ГПИБ признали объектом культурного наследия федерального значения, в 2013 году началась его реставрация. В процессе работ, после снятия поздних наслоений, была собрана полная информация о первоначальном облике главного дома усадьбы XVIII века. В ходе работ восстановили фасад и внутреннее убранство помещений, а также обновили техническую базу библиотеки.
Современное использование Помещения библиотеки оснастили новейшими инженерными системами. В коридорах провели новые воздуховоды. В здании предусмотрели лифт и отдельный вход с пандусом со стороны двора. Для подачи книг спроектировали монорельс. Для подсветки стеллажей, антресолей и столов дополнительно установили современные лампы. В 2017 году здание ГПИБ стало лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».
Узнать больше
Москва
дворцовая
Москва
дворцовая
Москва дворцовая
Москва дворцовая
Расцвет строительства дворцов и усадеб в столице приходится на XVIII век. Их проектировали лучшие архитекторы своего времени. Часто здесь гостили представители императорской семьи и знатные особы. Сейчас многие из них отреставрированы и стали точками притяжения туристов.
Расцвет строительства дворцов и усадеб в столице приходится на XVIII век. Их проектировали лучшие архитекторы своего времени. Часто здесь гостили представители императорской семьи и знатные особы. Сейчас многие из них отреставрированы и стали точками притяжения туристов.
Расцвет строительства дворцов и усадеб в столице приходится на XVIII век. Их проектировали лучшие архитекторы своего времени. Часто здесь гостили представители императорской семьи и знатные особы. Сейчас многие из них отреставрированы и стали точками притяжения туристов.
История Музей-усадьба «Кусково» — уникальный по сохранности и художественному значению памятник русской усадебной культуры XVIII века, в котором находится яркий образец французского усадебного парка с мраморными скульптурами, прудами и павильонами и единственный в России специализированный Музей керамики. Архитектурно-ландшафтный ансамбль любимой усадьбы графов Шереметевых формировался в 1750—1770 годах, когда самой наглядной демонстрацией богатства и высоты положения для российской аристократии считался собственный регулярный парк на французский манер.
Реставрация Начиная с 2017 года Правительство Москвы ведет комплексную реставрацию усадьбы. К концу 2021 года была завершена реставрация девяти из 18 уникальных памятников архитектуры музея-усадьбы «Кусково»: кухни, дворца, кузни, Голландского домика, сушильни и каретного сарая, Итальянского домика, обелиска и колонн со статуей Минервы. Одним из наиболее сложных проектов реставрации стало возрождение павильона «Грот», который был построен в 1756—1761 годах. Ранее, в 2013 году, была отреставрирована Большая каменная оранжерея и павильон «Эрмитаж». В 2022 году город приступил к работам по реабилитации лесопарка общей площадью 287 гектаров.
Узнать больше
Петровский путевой дворец (Дом приемов Правительства Москвы)
Ленинградский проспект, дом 40
История В 1770-х годах Екатерина II приняла решение о строительстве нового дворца, который бы использовался для непродолжительных остановок царствующих особ и их приближенных на пути из Петербурга в Москву. Строительство путевого дворца началось в 1776 году, основные работы были закончены к 1779 году, а внутренняя декоративная отделка — к 1783 году. Роскошный дворцовый комплекс, задуманный еще Василием Баженовым, был воплощен в жизнь знаменитым русским зодчим Матвеем Казаковым.
Реставрация С 1998 года в Петровском путевом дворце проводилась реставрация. После 10 лет работ он открылся в марте 2009 года. Специалисты сделали все, чтобы москвичи увидели дворец таким, каким его построили несколько веков назад. Были усилены основания и фундамент зданий, заменены аварийные элементы конструкции, выполнен ремонт купола большого зала, отреставрированы фасады, смонтированы внутренние инженерные коммуникации. Реставраторы скрупулезно восстанавливали весь архитектурный комплекс дворца.
Как попасть После реставрации путевой дворец стал Домом приемов Правительства Москвы. В него можно попасть на экскурсию или фотосессию.
Москва
усадебная
Москва
усадебная
Москва усадебная
Москва усадебная
Предлагаем вернуться в Москву XVIII—XIX веков. Тогда в черте города стали появляться городские усадьбы. Это комплексы зданий, в которые входили как жилые, так и хозяйственные постройки. В главных домах жили и принимали гостей хозяева, проводились литературные салоны и балы. Во флигелях размещали прислугу. На территории устраивался небольшой сад. А сейчас в усадьбах устраивают музеи.
Предлагаем вернуться в Москву XVIII—XIX веков. Тогда в черте города стали появляться городские усадьбы. Это комплексы зданий, в которые входили как жилые, так и хозяйственные постройки. В главных домах жили и принимали гостей хозяева, проводились литературные салоны и балы. Во флигелях размещали прислугу. На территории устраивался небольшой сад. А сейчас в усадьбах устраивают музеи.
Предлагаем вернуться в Москву XVIII—XIX веков. Тогда в черте города стали появляться городские усадьбы. Это комплексы зданий, в которые входили как жилые, так и хозяйственные постройки. В главных домах жили и принимали гостей хозяева, проводились литературные салоны и балы. Во флигелях размещали прислугу. На территории устраивался небольшой сад. А сейчас в усадьбах устраивают музеи.
Когда построили Двухэтажный каменный особняк построил Борис Рутковский в 1888 году для своей супруги Марии по индивидуальному проекту. Сам он был архитектором, инженером Министерства путей сообщения и коллежским советником. Борис Рутковский дал волю фантазии и соединил разные стили — готический, классический, барочный. Соответствующие называния и у залов особняка. Интерьер вестибюля выполнен в стиле эпохи Возрождения — с рустованными стенами и лепным фризом. На фасаде можно увидеть венчающий карниз, наличники с сандриками, лепные гирлянды, замковые камни и рустованную отделку.
Судьба здания Спустя 10 лет, в 1898 году, Мария Рутковская продала владение купцу Шавелу Ширману, торговцу мукой и сахаром. Новый собственник оборудовал в особняке системы водопровода и канализации. Затем у юго-восточного угла особняка возвели пристройку, а к северному торцу со стороны смежного владения пристроили четырехэтажное здание доходного дома. В советские годы особняк Рутковских перешел в собственность государства. Помещения в нем были перепланированы, их начали использовать как коммунальные квартиры. В 1990—2000-х годах в особняке работала стоматологическая поликлиника.
Реставрация Перед специалистами стояла сложная задача: отреставрировать исторические декоративные элементы, а также восстановить утраченные конструкции. Использовались как сохранившиеся образцы, так и научно обоснованные аналоги. В здании отреставрировали штукатурный слой, кирпичную кладку фасадов и цоколя. На въезде во двор появились кованые ворота. Паркет в помещениях второго этажа воссоздали по историческим образцам. В подвале и на первом этаже дома отреставрировали кирпичные своды Монье (так называют полукруглые лучковые своды). Кроме того, восстановили мозаичный пол первого этажа. В первоначальном виде воссозданы окна с мраморными и деревянными подоконниками, кирпичный фронтон на южном фасаде и утраченные части кровли.
Находки Не обошлось и без находок. В ходе комплексной реставрации обнаружили чугунную отбойную тумбу с декоративной крышкой. Она была расположена в проездной арке со стороны главного фасада. Такие тумбы использовались для того, чтобы заезжающие кареты не повредили стены здания. Специалисты бережно отреставрировали их и экспонировали в приямке на том самом месте, где они располагались в XIX веке.
Победа Команда, которая проводила реставрацию (ООО «Архитектурно-реставрационное товарищество»), стала лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация — 2022» в номинации «За высокое качество ремонтно-реставрационных работ».
Знаменитая усадьба Это одна из самых знаменитых дворянских усадеб Москвы. Она упоминается в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» как дом Грибоедова, а еще раньше в народе ее называли домом Герцена, потому что в 1812 году там родился революционер и автор романа «Кто виноват?». Александр Иванович Герцен приходился хозяину усадьбы, Александру Алексеевичу Яковлеву, племянником.
История Главный дом владения был построен в начале XIX века и включил в себя здание XVIII столетия. Изначально въезд в усадьбу был сделан со стороны Большой Бронной улицы, но позже дом перестроили, обратив его к ставшему модным Тверскому бульвару. В середине XIX века хозяином усадьбы стал дипломат Д.Н. Свербеев. Его жена княгиня Е.А. Щербатова собирала по пятницам литературный салон, который быстро стал центром культурной жизни Москвы. Здесь бывали П.Я. Чаадаев, Е.А. Баратынский, Н.В. Гоголь, Н.М. Языков и многие другие. В 1882 году архитектор А.С. Каминский перестроил флигели усадьбы, чтобы хозяева могли сдавать их под различные конторы.
Советские годы После революции усадьба Яковлева вновь стала литературным центром Москвы. Здесь располагалось множество кружков и объединений. А в 1933 году по инициативе А.М. Горького в ней был основан Вечерний рабочий литературный университет Союза писателей. В 1936 году его переименовали в Литературный институт имени А.М. Горького. В разные годы преподавателями вуза были Константин Паустовский, Михаил Светлов, Сергей Городецкий, Юрий Левитанский и другие известные литераторы. Среди выпускников — целая плеяда знаменитых писателей: Чингиз Айтматов, Белла Ахмадулина, Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Евгений Евтушенко, Виктор Пелевин, Роберт Рождественский, Константин Симонов и другие.
Реставрация В 2019 году началась реставрация здания Литературного института. Специалисты полностью восстановили фасады с лепным декором и архитектурными деталями XIX века. Утраченные элементы воссоздали по материалам исследований. В ходе работ восстановили интерьер усадьбы начала XX века: воссоздали мраморные подоконники, исторические каменные лестницы, а также деревянные потолочные карнизы с фризом и лепной декор. Сохранившиеся дубовые двери начала XX века отреставрировали и покрасили. Недостающие двери воссоздали по образцу исторических. В аудиториях и кабинетах отреставрировали художественный паркет XIX века из дуба. Во всех помещениях института заменили инженерно-техническое оборудование.
Победа Команда, которая проводила реставрацию, стала лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация — 2022». В номинации «За лучший проект реставрации и приспособления» награждены Н.И. Даниленко, Е.П. Сыроватская, С.С. Тишкин. В номинации «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ» награжден ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького».
Мариинское училище и дом директора товарищества «Эйнем»
Софийская набережная, дом 6, строение 1, дом 8, строение 1, дом 10, строение 4
Украшение набережной Софийская набережная, расположенная на Золотом острове напротив Кремля, — один из самых престижных районов Москвы. В XVII−XVIII веках там селились богатые и знатные горожане, а позже располагались учебные, благотворительные и торговые заведения. Одним из главных украшений набережной является комплекс зданий Мариинского женского училища, который также был городской усадьбой Еропкиных, Зубовых, Дурасовых.
История Главный дом владения был построен в 1756 году, но позже он неоднократно перестраивался. 18 марта 1860 года одна из последних владелиц усадьбы, М.И. Ильинская, продала ее Сущевскому отделению попечительства о бедных для Мариинско-Ермоловского учебного заведения. В 1861 году к восточной части главного двухэтажного дома пристроили лазарет, а также церковь Введения Пресвятой Богородицы с шатровым завершением и главкой. На месте нежилой постройки хозяйственного назначения выстроили одноэтажный каменный жилой флигель для обустройства квартир смотрителя училища и классных дам. В 1875–1876 годах главное здание усадьбы еще больше удлинили к востоку, восточное дворовое крыло разобрали, а западное надстроили до трех этажей.
Новый дом В 1900–1901 годах по проекту архитектора В. Осипова по сломке западного крыла дома был возведен новый каменный объем в три этажа для учебных и хозяйственных нужд училища. После Октябрьской революции в здании Мариинского училища размещалась школа, а в 1970-х годах — предприятие «Моспроект-2». В конце 1990-х все бывшие усадебные постройки перестали эксплуатироваться и пришли в запустение.
Реставрация В 2017 году в здании училища и доме смотрителя началась масштабная реставрация с приспособлением к современному использованию. Работы велись и в соседнем здании — доме директора товарищества «Эйнем», построенном в 1895 году на основе палат конца XVII — XVIII века. Специалисты восстановили историческую планировку зданий на период середины XIX века и воссоздали утраченные объемы. Кирпичные стены расчистили и отремонтировали, воссоздали штукатурный слой и декоративное убранство фасадов. Часть утраченного лепного декора восстановили по архивным фотографиям. Окна изготовили из исторических материалов с учетом современных требований к энергоэффективности. В здании Мариинского училища восстановили лепной декор парадного вестибюля. Ступени лестницы перебрали и частично заменили на новые из доломита. Отсутствующий поручень воссоздали по обмерам сохранившегося, а металлические балясины ограждения и каменные тумбы отреставрировали. По аналогам воссоздали венчающий карниз и двери. Реставрация была окончена в сентябре 2021 года.
Победа Команда, которая проводила реставрацию, стала лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация». В номинации «За лучший проект реставрации и приспособления» награждены Е.И. Николаева, Н.Ю. Козлова, И.Д. Галкина, Н.А. Кононенко. В номинации «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ» награждено ООО «Капитал групп».
Дом Пантелеева
Улица Земляной Вал, дом 56, строение 3
История Особняк в стиле классицизма был возведен в 1843–1845 годах по проекту неизвестного архитектора. Нижнюю часть здания построили из кирпича, верхняя была деревянной, а фасады покрыты штукатуркой. Долгое время усадьбой владел меценат, промышленник и представитель купеческой династии Герасим Хлудов.
Свой яркий облик здание приобрело в конце XIX века. Тогда им владел богатый крестьянин из Владимирской губернии Филипп Пантелеев. Он задумал перестроить особняк. Проектом капитального ремонта занялся архитектор Константин Дуванов. Пантелеев был хозяином скульптурной мастерской, которая размещалась в усадьбе. Вся лепнина в стиле барокко для дома изготавливалась там же.
Пантелеев превратил дом в своеобразную витрину своей продукции — гипсового декора. На главном фасаде разместили множество женских и львиных масок, скульптуры купидонов и фигуру орла. Вместе с домом в едином стилистическом ключе выстроили каменную ограду и ворота, украшенные скульптурой и вазонами. В самом доме хозяин устроил три квартиры. Жилье на первом этаже и антресолях сдавалось внаем. На втором этаже обитал владелец. Его комнаты были отделаны наиболее пышно и богато. Здесь же, в пристройке, располагалась оранжерея.
После революции территорию усадьбы занимали разные учреждения, затем гостиница. В 1950-е годы большую часть дворовых построек снесли, однако дом уцелел и сейчас считается объектом культурного наследия.
Реставрация В 2020 году началась научная реставрация, ставшая первой за всю историю здания. В процессе работ обнаружили многочисленные детали интерьеров, которые долгое время были скрыты. Например, декор из искусственного мрамора и художественный паркет. Также среди находок — две печи, облицованные изразцами, и мозаичный пол из мраморной крошки.
Во время реставрации фасадов обновили кирпичную кладку, привели в порядок цоколь, окна, двери и кровлю, лепнину. По архивным материалам удалось воссоздать две женские статуи, межэтажный карниз, а также фронтон с фигуркой купидона.
Кроме того, реставраторы счистили 15 слоев краски, установили и возвратили дому первоначальный оттенок стен — мягкий персиковый. Что касается богатых интерьеров, то специалисты очистили от современной отделки полы, убрали поздние перегородки помещений с парадной лестницей на первом этаже, отреставрировали мозаичное панно, исторические печные изразцы, воссоздали паркет в парадных помещениях анфилады второго этажа, провели консервацию отделки стен, колонн и откосов из искусственного мрамора.
Москва
эклектично-модерновая
Москва
эклектично-модерновая
Москва эклектично-модерновая
Москва эклектично-модерновая
Среди московских зданий есть отдельная группа зданий, где использованы элементы из самых разных архитектурных направлений: готики, барокко, ренессанса, византийского. Это давало зодчим XIX — начала ХХ века большую свободу действий и широту творческой мысли. В это же время стал развиваться модерн. Его любили состоятельные купцы и промышленники. Обладая огромными капиталами, они могли позволить себе экспериментировать: украшать здания мозаикой, отказываться от прямых линий в пользу асимметричных фасадов. В Москве можно встретить не только особняки в стиле модерн, но и общественные здания: театры, гостиницы, больницы и вокзалы.
Среди московских зданий есть отдельная группа зданий, где использованы элементы из самых разных архитектурных направлений: готики, барокко, ренессанса, византийского. Это давало зодчим XIX — начала ХХ века большую свободу действий и широту творческой мысли. В это же время стал развиваться модерн. Его любили состоятельные купцы и промышленники. Обладая огромными капиталами, они могли позволить себе экспериментировать: украшать здания мозаикой, отказываться от прямых линий в пользу асимметричных фасадов. В Москве можно встретить не только особняки в стиле модерн, но и общественные здания: театры, гостиницы, больницы и вокзалы.
Среди московских зданий есть отдельная группа зданий, где использованы элементы из самых разных архитектурных направлений: готики, барокко, ренессанса, византийского. Это давало зодчим XIX — начала ХХ века большую свободу действий и широту творческой мысли. В это же время стал развиваться модерн. Его любили состоятельные купцы и промышленники. Обладая огромными капиталами, они могли позволить себе экспериментировать: украшать здания мозаикой, отказываться от прямых линий в пользу асимметричных фасадов. В Москве можно встретить не только особняки в стиле модерн, но и общественные здания: театры, гостиницы, больницы и вокзалы.
Особняк Носова на Введенской площади (Российская государственная библиотека для молодежи)
Улица Электрозаводская, дом 12, строение 1
История Особняк в стиле модерн был построен знаменитым архитектором Львом Кекушевым для купца Василия Носова, который владел расположенной по соседству фабрикой. До 1935 года дом сохранялся в неизменном виде благодаря тому, что в нем был открыт Пролетарский музей Благуше-Лефортовского района. Но затем особняк отдали под районный Дворец пионеров, после там размещались краеведческий музей, детский сад, общежитие рабочих ткацкой фабрики и другие «квартиранты».
Реставрация В 1991 году началась первая реставрация особняка. Однако уже к 2012 году появились проблемы с кровлей, а точечные ремонтные работы не помогали. Позднее на фасаде появились трещины. Особенно пострадали восточный и северный фасады. После этого было принято решение о повторной реставрации, которая завершилась в 2015 году. Реставрационные работы включали в себя покраску и ремонт штукатурной поверхности фасадов. Деревянные конструкции фасада, мансарды, кровли и веранды были обработаны огнезащитными и антисептическими покрытиями. В особняке практически полностью сохранены историческая планировка и отделка интерьеров, а также элементы мебели.
Что сейчас В особняке Носова расположены подразделения Российской государственной библиотеки для молодежи: молодежный историко-культурный центр «Особняк купца В.Д. Носова», нотно-музыкальный отдел и центр русского модерна. Там проходят кинопоказы, литературно-музыкальные вечера, концерты камерной музыки, выступают молодые исполнители, организуются художественные выставки.
Гостиница «Метрополь»
Театральный проезд, дом 2
История Гостиница «Метрополь» — один из самых значимых столичных памятников архитектуры, выполненных в стиле модерн. Она является формирующим элементом архитектурного ансамбля площади Революции. Здание строилось с 1899 по 1905 год. В 1898 году меценат и промышленник Савва Мамонтов выкупил помещения старой гостиницы и прилегающие к ним участки земли, чтобы построить общественно-культурный центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром, художественной галереей, кегельбаном и крытым ледовым катком. К строительству, помимо британского архитектора Вильяма Валькота, были привлечены художники Михаил Врубель, Александр Головин, Константин Коровин и Василий Поленов. В 1899-м новые владельцы привнесли в проект существенные изменения. В 1901 году здание горело — пожар не мог не сказаться на проекте. Например, центральный зал, рассчитанный на театральные представления, стал рестораном. Открытие «Метрополя» состоялось в 1905 году. Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и пышности интерьеров гостиничный комплекс. В нем находилось 400 не похожих друг на друга номеров. В них гости могли пользоваться холодильником, телефоном и горячей водой. С 1986 по 1991 год была проведена масштабная реконструкция здания. Фасадам вернули первоначальный облик. Стены во внутренних помещениях освободили от поздних наслоений.
Реставрация В 2018 году «Метрополь» снова отреставрировали. Поверхность фасадов очистили, отштукатурили и покрасили, восстановили элементы декора. Приведено в порядок 23 мозаичных панно из майолики, в числе которых и работа Михаила Врубеля «Принцесса Греза». Отреставрированы майоликовые бирюзовые керамические вазы на фасаде отеля. Привели в порядок металлические балконы, опоясывающие здание. Проведены работы в некоторых внутренних помещениях. Например, отреставрирована вся декоративная отделка. Паркет заменили на дубовый, похожий на тот, который был здесь изначально, — рисунок восстановили по историческим документам.
Московский театр «Школа современной пьесы»
Неглинная улица, дом 29, строение 1
История Театр «Школа современной пьесы» был создан в 1989 году режиссером Иосифом Райхельгаузом. Здание было построено в 1816 году. До революции тут работал ресторан «Эрмитаж», описанный Владимиром Гиляровским и Владиславом Ходасевичем. Это заведение называли «земским бытовым центром Москвы», так как в нем собиралась городская знать, проходили пышные банкеты и культурные вечера. Основатель ресторана — легендарный шеф Люсьен Оливье, тот самый, который изобрел знаменитый салат. Над интерьером ресторана в 1885—1886 годах работал театральный архитектор Михаил Чичагов. В 1902 году здание перестроили, а в 1912—1913 годах «Эрмитаж» еще раз поменял свой внешний вид, появились пристройки. У ресторана была эклектичная отделка — парадный большой зал был выполнен под мрамор, а многие помещения украшены в восточном стиле. После Октябрьской революции «Эрмитаж» был закрыт. Какое-то время в здании работала миссия Американской администрации помощи голодающим. В 1923 году ее место занял Дом крестьянина с общежитием и кинотеатром «Труд». После Великой Отечественной войны тут расположилось издательство «Высшая школа», а в 1989 году сюда въехал театр «Школа современной пьесы».
Пожар В 2013 году на сцене театра произошел пожар. Он распространился на другие помещения и сильно повредил угловой корпус, вестибюль, парадную лестницу главного входа, двусветный зал, зал «Зимний сад» на третьем этаже и служебные помещения. Сгорели деревянные балки перекрытий и двери, обрушился лепной декор. Сергей Собянин дал поручение провести ремонт и реставрацию здания и приспособить его под нужды театра.
Реставрация Строители усилили фундаменты и кирпичную кладку стен, привели в порядок кровлю, оконные и дверные проемы, перегородки, железобетонные фундаменты и перекрытия внутри здания, а также лестницы и полы. Реставраторы восстановили фасад, внутренние интерьеры, альфрейную живопись, золочения и бликовки лепного декора, конструкции перекрытий. Специалисты воссоздали внутренние лестницы, темперную живопись, люстры зала «Эрмитаж», произведения монументальной декоративной живописи. Были оборудованы современные инженерные системы, благоустроена прилегающая территория. В театре создали три зала — «Эрмитаж» на 350 мест, «Зимний сад» на 200 мест и Белый зал на 150 мест. «Эрмитаж» и «Зимний сад» — залы-трансформеры. Сцену в «Эрмитаже» можно поместить в центр зала, есть возможность организовать подиумы. В «Зимнем саду» сцена может оказаться в любой точке зала, а зрители располагаются на мобильных телескопических трибунах.
Узнать больше
Москва
транспортная
Москва
транспортная
Москва транспортная
Москва транспортная
С самого появления Москвы всегда была важным логистическим центром. В городе сохранилось много памятников старой транспортной архитектуры. О самых интересных расскажем.
С самого появления Москвы всегда была важным логистическим центром. В городе сохранилось много памятников старой транспортной архитектуры. О самых интересных расскажем.
С самого появления Москвы всегда была важным логистическим центром. В городе сохранилось много памятников старой транспортной архитектуры. О самых интересных расскажем.
История В 1898 году железная дорога связала Москву с Калугой и Брянском. Год спустя в районе Дорогомиловской слободы построили Брянский вокзал — длинное одноэтажное деревянное здание. Постройка технически не соответствовала значимости и масштабу осуществляемых пассажирских и грузовых перевозок из Москвы в крупнейший торгово-промышленный район России. Новое здание возводили с 1914 по 1918 год. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира, в его оформлении прослеживаются общие мотивы с Триумфальными воротами и памятниками Бородинского поля. Верхняя часть башни украшена арочными окнами, куполом и скульптурами. В башне до сих пор размещены часы, установленные при постройке вокзала. Кремлевские куранты и часы Киевского вокзала — единственные сохранившиеся до наших дней механические часы Москвы. Отделка залов ожидания соответствует внешнему облику вокзала, в некоторых из них сохранилась настенная и плафонная живопись. К зданию вокзала примыкает дебаркадер, решение которого является одновременно простым и смелым: огромное пространство над платформами перекрыто застекленными стальными арками, разработанными инженером Владимиром Шуховым. В 1934 году вокзал получил новое имя — Киевский, под которым он существует в наше время.
Реставрация Во время реставрации в 2013–2016 годах прошли масштабные работы с фасадами. Отреставрированы майоликовые мозаичные панно с изображениями Георгия Победоносца и Архангела Михаила, циферблаты часов на башне, бетонные скульптуры. Во время не менее масштабных реставрационных работ в анфиладе залов главного здания вокзала было осуществлено возвращение исторического облика элементов оформления.
Узнать больше
Чугунный павильон трамвайной остановки
Красностуденческий проезд, дом 17
История Павильон остановки «Красностуденческий проезд» — уникальный памятник, образец промышленной архитектуры первой половины XX века. Его построили по проекту архитектора Франца Когновицкого. В 1920-х годах павильон реконструировал Евгений Шервинский, использовав чугунные детали. Сейчас здесь останавливается трамвай № 27. Первый паровой трамвай, названный москвичами паровичком, был запущен в 1886 году. Один из маршрутов прошел от площади Бутырская Застава до Петровской земледельческой и лесной академии. На нем некоторое время работал кондуктором писатель Константин Паустовский.
Реставрация До проведения работ состояние павильона было неудовлетворительным. Хорошо сохранились только основания колонн — базы и постаменты. Во время реставрации специалисты демонтировали все поздние элементы, которые искажали исторический облик павильона. Чугунные элементы кровли расчистили и восстановили? по историческим образцам. Для реставраторов важно было сохранить верхние части колонн — капители. Одну из них — в виде снопа с колосьями — пришлось демонтировать, чтобы по ее образцу сделать три утраченные для центрального фронтона. На исторических фотографиях видно, что по периметру павильона располагалось 18 малых капителей. Во время работ оказалось, что все детали утеряны, однако внутри помещения нашли их сохранившиеся образцы. Тогда мастера отлили по ним 18 элементов для внешнего убранства остановки. Тяжелее всего было монтировать между чугунными столбами деревянные конструкции.
Узнать больше
Москва
гастрономическая
Москва
гастрономическая
Москва гастрономическая
Москва гастрономическая
На карте столицы сохранились исторические рестораны, знаменитые на всю Москву. Также идет и обратный процесс: в памятниках архитектуры, исторически не связанных с гастрономией, открываются кафе и фуд-моллы. Расскажем о таком перевоплощении.
На карте столицы сохранились исторические рестораны, знаменитые на всю Москву. Также идет и обратный процесс: в памятниках архитектуры, исторически не связанных с гастрономией, открываются кафе и фуд-моллы. Расскажем о таком перевоплощении.
На карте столицы сохранились исторические рестораны, знаменитые на всю Москву. Также идет и обратный процесс: в памятниках архитектуры, исторически не связанных с гастрономией, открываются кафе и фуд-моллы. Расскажем о таком перевоплощении.
История Ресторан находится в историческом здании Северного речного вокзала, построенного в 1937 году на берегу Химкинского водохранилища. Строение в стиле сталинского ампира стало одним из советских символов города. В 2010 году здание Северного речного вокзала было закрыто из-за аварийного состояния. А в 2017-м оно было передано в собственность города, после чего началась подготовка к его реставрации.
Реставрация Работы начались в августе 2018 года, а закончились в сентябре 2020 года. В них принимали участие около 400 архитекторов-реставраторов со всей России. Процесс постоянно контролировали специалисты Департамента культурного наследия города Москвы.
Русско-советская кухня После реставрации в вокзале возобновил работу ресторан «Волга-Волга», название которого полностью соответствует названию знаменитой кинокомедии 1930-х годов с актрисой Любовью Орловой в главной роли. В интерьере ресторана сталинский ампир с его торжественностью и богатым убранством гармонично сочетается с современной дизайнерской мебелью. Ресторан «Волга-Волга» предлагает русско-советскую кухню в новом прочтении.
Контора суконной фабрики И.Г. Кожевникова в Свиблове
Сельскохозяйственная улица, дом 32
История района Свиблово Современное Свиблово впервые упоминается в документах в начале XV века как Федоровское Свиблово на Яузе. Это была подмосковная усадьба великих князей. С начала XVII века усадьбу подарили царскому стольнику Льву Афанасьевичу Плещееву, это был подарок за защиту Москвы от нападения польского королевича Владислава в 1618 году.
В 1704 году имением завладел родственник Петра I Кирилл Алексеевич Нарышкин. При нем усадьба разрослась: он построил здесь каменные палаты, солодовенный завод, пивоварню, людские и церковь. Но через 17 лет бывшие хозяева Свиблова Плещеевы начали громкий судебный процесс и доказали, что Нарышкин завладел Свибловым незаконно. После решения суда имение запустело: Нарышкин вывез всю богатую обстановку и украшения, а у новых владельцев не было на это денег.
В конце концов Плещеевы продали Свиблово: в 1782 году имение купила генерал-майорша Высотская, которая построила новый ансамбль с главным домом и двумя флигелями, оранжереей с павильоном для купания и колокольней. Так Свиблово стало одним из любимых мест отдыха от городского шума. Например, здесь на даче жил историк Николай Карамзин.
Строительство фабрики В 1821 году Свиблово приобретает московский купец Кожевников. Он решает использовать усадьбу по-деловому и строит там тканевую фабрику с поселком для рабочих, чтобы производить сукно.
Проект фабрики создан крепостным архитектором князя Римского-Корсакова Тимофеем Простаковым. Зодчий проектировал и строил не только для своего барина, но и с его позволения для других заказчиков. Современное здание посольства Армении в Москве — тоже его проект.
Свибловская суконная фабрика просуществовала недолго. Вскоре же после строительства купец Кожевников разорился, его недвижимое имущество перешло к комитету кредиторов, в задачу которого входили опись, оценка и последующая продажа имения.
После революции фабрика на время закрылась и возродилась уже в 1930-х годах под названием «Свибловская картонная фабрика управления полиграфической промышленности и культтоваров Мосгорисполкома».
Реставрация До реставрации здание стояло заброшенным почти 40 лет и пришло в упадок. Специалисты старались максимально сохранить стены и фундамент, восстановили кладку по всему периметру здания, а верхнюю часть башни облицевали деревом. По архивным данным специалисты воссоздали все три яруса башни, шпиль, а наверху установили колокол. Единственное, что изменилось из-за повышения уровня земли в Свиблове, — нижний ярус башни, который превратился в подвальный.
Команда, которая проводила реставрацию, ООО «РДК „Пионер“», стала лауреатом конкурса Правительства Москвы за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ, а архитектор Татьяна Беляева — за лучший проект реставрации и приспособления.
Москва
советская
Москва
советская
Москва советская
Москва советская
Советская архитектура не была однородным явлением, она менялась вслед за политическим курсом и по-своему отражала ход истории. За время советской власти Москву застраивали под влиянием разных архитектурных стилей: конструктивизма, сталинского ампира, модернизма и других. В XX веке появляются функционально новые здания: фабрики-кухни, дома-коммуны, дворцы культуры, строится Московский метрополитен и комплекс ВДНХ.
Советская архитектура не была однородным явлением, она менялась вслед за политическим курсом и по-своему отражала ход истории. За время советской власти Москву застраивали под влиянием разных архитектурных стилей: конструктивизма, сталинского ампира, модернизма и других. В XX веке появляются функционально новые здания: фабрики-кухни, дома-коммуны, дворцы культуры, строится Московский метрополитен и комплекс ВДНХ.
Советская архитектура не была однородным явлением, она менялась вслед за политическим курсом и по-своему отражала ход истории. За время советской власти Москву застраивали под влиянием разных архитектурных стилей: конструктивизма, сталинского ампира, модернизма и других. В XX веке появляются функционально новые здания: фабрики-кухни, дома-коммуны, дворцы культуры, строится Московский метрополитен и комплекс ВДНХ.
История ВДНХ — это крупнейший экспозиционный, музейный и рекреационный комплекс в мире. Он включает 325 гектаров с историческими павильонами, арками, музеями, прудами, парками, аллеями, фонтанами, цветниками, скульптурами и 49 объектами культурного наследия. С момента открытия 1 августа 1939 года название менялось несколько раз — ВСХВ, ВДНХ СССР, ВВЦ. Сегодня ВДНХ — уникальное пространство музейно-выставочных проектов, международных деловых выставок и конгрессов, фестивалей и праздников.
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка должна была открыться к 20-летию советской власти на 100 дней. Для доказательства успеха колхозного строительства было решено создать изобилие на огороженной территории Останкинского парка. Во второй половине 1935 года началось строительство. Открытие неоднократно переносилось, а павильоны из временных превращались в постоянные. В 1938 году с выставки «Экспо-37» в Париже привезли скульптуру «Рабочий и колхозница». В 1948 году было принято решение возродить ВСХВ. Но реконструкция заняла не два года, как планировалось, а шесть. Открытие состоялось лишь в 1954 году. Большинство павильонов перестроили, возвели еще более монументальную триумфальную арку. Сверху на нее поставили скульптуру «Тракторист и колхозница». Появились фонтаны «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос». В 1960-х изменился сам принцип показа, сельское хозяйство уступило место науке и промышленности, выставка стала круглогодичной. Появились павильоны в конструктивистском стиле. С конца 1980-х павильоны стали сдавать в аренду. К середине 1990-х закрылись почти все экспозиции. За более чем 20 лет, в течение которых главная выставка страны использовалась как торговый центр, исторические здания сильно пострадали. Некоторые павильоны сохранить не удалось.
Реставрация Возрождение ВДНХ началось в конце 2013 года, когда выставочный комплекс был передан Правительству Москвы. Весной 2014 года на территории ВДНХ (в тот момент еще ВВЦ) начались работы по возрождению павильонов, произведений монументального искусства и ландшафтной архитектуры. Над возрождением объектов выставки работали десятки реставраторов, художников и архитекторов. Первое, с чего начались работы, — это удаление всех поздних конструкций, выставочных, торговых, фальшфасадов, поздних перегородок внутри павильонов, демонтаж пристроек, раскрытие первоначального облика объектов. Главная концепция, которой придерживаются специалисты, — реставрация объектов в соответствии с их обликом в 1954 году. Именно тогда было предложено для обрамления архитектурного декора ВДНХ использовать смальту, которая впоследствии стала одной из отличительных особенностей объектов выставки. Десятки объектов культурного наследия прошли комплексную научную реставрацию.
Сегодня ВДНХ, помимо уникальных павильонов, включает семь тематических зон, в том числе парк аттракционов, кластер «Парк знаний», «Парк ремесел», парк «Останкино», ландшафтный парк. Открылись новые выставочные, образовательные и развлекательные пространства, выставка стала популярным круглогодичным местом проведения фестивалей, отдыха и занятий спортом.
Узнать больше
Российская государственная библиотека
Улица Воздвиженка, дом 3/5, строение 2
История Российская государственная библиотека (до 1992 года — Государственная библиотека имени В.И. Ленина) — самая большая библиотека в стране и одна из крупнейших в мире. Главное здание построено в 1928—1941 годах. Оформление его фасадов и интерьеров продолжалось вплоть до 1950-х годов. Всего в РГБ действует 36 читальных залов. Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина была задумана именно как дворец знаний, храм науки. А ее читальный зал № 3 — самый большой не только из залов библиотеки, но и вообще среди всех читальных залов библиотек Европы. Его общая площадь — 1208 квадратных метров, число посадочных мест — 464. Он спроектирован по типу залов для коронации в европейских дворцах: потолки высотой более 10 метров, классическая мебель, галереи и лестницы из дуба, бронзовая скульптура и монументальная живопись. Зал знаменит тем, что в нем снималась сцена из фильма «Москва слезам не верит» с героиней Ирины Муравьевой.
Реставрация Прежде зал реставрировали в 1978 году. К началу XXI века он потребовал обновления и модернизации. Специалистами была проделана колоссальная исследовательская работа, подняты архивные документы и фотоматериалы, позволившие бережно и тщательно провести реставрацию, не изменив исторический облик зала. Последняя реставрация читального зала № 3 началась в 2012 году и длилась шесть лет. За это время поверхность стен выровняли и покрасили, отреставрировали лепнину на потолке, обновили мебель. Работы также коснулись оформления зала, его деревянных элементов из шпона и массива дуба, штучного дубового паркета, латунных люстр и декоративного панно. Посетители обновленного читального зала № 3 могут пользоваться Wi-Fi, подключать собственные ноутбуки или другие устройства к библиотечной компьютерной проводной сети, а 60 рабочих мест в зале оборудованы стационарными компьютерами.
Узнать больше
Здание Центросоюза
Мясницкая улица, дом 39, строение 1
История Здание Центросоюза было построено в 1930–1936 годах по проекту знаменитого архитектора Ле Корбюзье при участии Пьера Жаннере и советского архитектора Николая Колли. Здание в стиле авангард представляет собой комплекс из остекленных административных корпусов, обступающих параболический в плане зрительный зал. Сам архитектор отмечал: «2500 служащих обеспечены всеми необходимыми условиями комфорта, большим центральным холлом, столовой, залом собраний, на свои рабочие места они попадают по спиралеобразным пандусам или с помощью механических подъемников непрерывного действия». Строительство здания Центросоюза было закончено с отступлениями от авторского замысла, но, тем не менее, архитектор Александр Веснин считал, что это «лучшее здание, выстроенное в Москве за последние сто лет».
Во время реконструктивных работ 1970-х годов заменили старые оконные переплеты из темного дуба на алюминиевые, что нарушило цветовое сочетание витражей и стен. В начале 2000-х были обнаружены большие повреждения и деформации в несущих конструкциях одного из корпусов, требующие устранения, начались ремонтные работы.
Реставрация С 2011 по 2013 год проходили реставрационные работы. Фасады здания были очищены и отреставрированы. Небольшие утраты поверхности каменной облицовки восполнялись декоративной сухой смесью, идентичной цвету камня. Одновременно с реставрацией фасадов производились ремонт плоской кровли и замена карнизов. В интерьерах центрального вестибюля реставраторы восстановили поверхности колонн из искусственного мрамора. Воссоздан также рисунок мраморного пола. В лифтовых холлах произведена замена поздних полов на полы из керамогранита цвета дерева.
Павильон № 5 «Физика» на ВДНХ
Проспект Мира, дом 119, строение 5
История В 1949 году в Москве шла реконструкция ВДНХ. Тогда выставка выглядела иначе: была готова только половина павильонов, например павильоны «Армянская ССР», «Азербайджанская ССР», «Механизация» (сейчас — «Космос»), зеленый театр и несколько других.
Правительство хотело расширить выставку и представить там больше республик. Так, Совет министров СССР разрешил правительству Латвии построить павильон, который будет представлять республику в столице. Рядом должны были разместиться другие павильоны Прибалтики: Литовской и Эстонской ССР.
Архитекторы здания А.Я. Айвар, В.К. Закис, К.Я. Плуксне опирались на принятые в то время эстетические нормы классицизма и неоклассицизма и добавили в него мотивы национальной латвийской культуры. Павильон открылся в 1954 году, а через семь лет там разместили экспозицию по физике, откуда у здания и появилось второе— «Физика». В 2000-х годах его приспособили под магазины.
Реставрация Работы шли пять лет. За это время специалисты изучили каждый сантиметр здания. Работы велись по чертежам архитекторов 1954 года и по историческим фотографиям. Например, чтобы восстановить главный вход, отреставрировали дверные полотна со вставками из янтаря.
Реставраторы провели исследования и обнаружили, что при строительстве фасадов в 1954 году была нарушена технология нанесения декоративной штукатурки, поэтому она плохо сохранилась. Отделку пришлось заменить, оставив лишь часть подлинной.
Витражи оконных проемов главного зала были полностью утрачены. Реставраторы смогли найти в Латвии девять похожих витражей. Они сохранились в гимназии Риги и в краеведческом музее города Даудгавпилс. Опираясь на фото этих витражей, авторы воссоздали витражи павильона.
Архитектора Елену Максимову, автора проекта реставрации, наградили за лучший проект и научно-методическое руководство. Наградами также отметили команды, которые воссоздали витражи, отреставрировали и частично воссоздали люстры.
Узнать больше
Музеи под
открытым небом
Музеи под
открытым небом
Музеи под открытым небом
Музеи под открытым небом
Во время благоустройства московских улиц часто находят старинные артефакты и фрагменты зданий, построенных, когда город только основали. Такие находки сохранены на их исторических местах, и их оформляют как элементы городской среды.
За последние десятилетия в столице организовано 16 таких уличных экспозиций. Среди них — фрагменты оснований древних крепостей Москвы: Китай-города в парке «Зарядье» и Белого города на Хохловской площади, подземная часть палат Нарышкиных (Петровка), участки исторического мощения улиц и другие. Поэтому во время прогулки по современной Москве можно посмотреть на Москву древнюю и узнать об истории города, не заходя ни в какие музеи.
Во время благоустройства московских улиц часто находят старинные артефакты и фрагменты зданий, построенных, когда город только основали. Такие находки сохранены на их исторических местах, и их оформляют как элементы городской среды.
За последние десятилетия в столице организовано 16 таких уличных экспозиций. Среди них — фрагменты оснований древних крепостей Москвы: Китай-города в парке «Зарядье» и Белого города на Хохловской площади, подземная часть палат Нарышкиных (Петровка), участки исторического мощения улиц и другие. Поэтому во время прогулки по современной Москве можно посмотреть на Москву древнюю и узнать об истории города, не заходя ни в какие музеи.
Во время благоустройства московских улиц часто находят старинные артефакты и фрагменты зданий, построенных, когда город только основали. Такие находки сохранены на их исторических местах, и их оформляют как элементы городской среды.
За последние десятилетия в столице организовано 16 таких уличных экспозиций. Среди них — фрагменты оснований древних крепостей Москвы: Китай-города в парке «Зарядье» и Белого города на Хохловской площади, подземная часть палат Нарышкиных (Петровка), участки исторического мощения улиц и другие. Поэтому во время прогулки по современной Москве можно посмотреть на Москву древнюю и узнать об истории города, не заходя ни в какие музеи.
Церковь Николая Чудотворца (Николы — разг.) в Столпах (или на Столпах) — приходская церковь в Белом городе Москвы, стоявшая на углу Малого Златоустинского и Армянского переулков. Храм впервые упоминается в летописи в 1547 году. Каменное здание храма построено в 1669 году подмастерьем Иваном Кузьминым Кузнечиком. Церковь, одна из красивейших в Москве, снесена в 1935 году. В XVII и первой половине XVIII века он назывался Никольским и Столповским — по названию церкви. Название церкви, которое использовали в XVII—XVIII вв. еках «у Столпа» указывает, что здесь когда-то было приказное учреждение, по-видимому, конюшенного ведомства, именовавшееся столпом. По другой версии, на этом месте стоял высокий сторожевой столб, с которого еще во времена татаро-монгольского ига дозорные наблюдали за рубежами Москвы. По третьей версии, здесь стоял так называемый челобитный столп с деревянным ящиком, куда москвичи опускали прошения царю. Еще одна версия гласит, что сюда была перенесена из деревянного храма Симеона и Анны чудотворная икона Симеона Столпника. Во время проведения работ по благоустройству в Малом Златоустинском и Армянском переулках были вскрыты древние кладки храма.
В 2018 году устроено археологическое окно в Малом Златоустинском переулке для осмотра кладки основания северной галереи храма через стеклянную витрину. Рядом с витриной восстановили булыжную мостовую XIX века. Ее выполнили из обнаруженных археологами остатков исторической дорожной вымостки и тротуарного камня, которые частично уцелели под современным асфальтовым покрытием.
Храм Николы «Большой Крест»
улица Ильинка, дом 21
Согласно историческим источникам, впервые церковь (вероятно, деревянная) упоминается в первой четверти XVI века. Новое здание воздвигли в 1680—1688 годах, и оно сразу стало одним из лучших образцов московского зодчества тех времен. Храм был построен из кирпича на белокаменном основании на средства архангельских купцов Филатьевых и покрыт белокаменным узорочьем. В народе храм прозвали «Никола Большой Крест» из-за названия придела, в котором хранился двухметровый деревянный крест с частицами мощей. Но в 1934 году церковь была снесена из-за того, что часть храма выходила далеко на тротуар и мешала движению.
После завершения археологических исследований контур исторического фундамента храма был выложен серым гранитом.
Историческая мостовая на Школьной улице
Школьная улица
Школьная улица появилась на территории бывшей Рогожской слободы еще в конце XVI — начале XVII века, во времена правления Бориса Годунова. Тогда она была Тележной, затем стала 1-й Рогожской, а современное название получила в 1919 году.
В отличие от соседних улиц Школьная сохранила свой исторический облик. Обнаруженную возле стен домов и заездов во дворы брусчатку XIX века музеефицировали. Ее фрагменты стали частью обновленного облика этой старинной улицы. После благоустройства на пешеходной улице можно проводить городские мероприятия: сезонные ярмарки, концерты и фестивали.
Колодец Мытищинского водопровода
Проезд Кадомцева, владение 1
Колодец XIX века когда-то был частью Мытищинского водопровода — колоссального сооружения, снабжавшего город чистой водой. Колодец можно отнести к первой модернизации водопровода 20−30-х годов XIX века. Он являлся смотровым и функции водозабора не имел. Диаметр чугунной крышки составляет 102 сантиметра, а диаметр каменного кольца, состоящего из семи блоков, — примерно 143 сантиметра.
Колодец был разборным и типовым, сложенным из стандартного кирпича, но с сохранившимися элементами ручной работы. Так, к примеру, оглавие (верхняя часть) выполнено из песчаниковых блоков, вытесанных вручную и тщательно подогнанных друг к другу. Колодец представляет собой уникальный памятник как элемент одной из самых старых сохранившихся инженерных систем Москвы. Его конструкция отражает новый подход к строительству систем водоснабжения первой трети XIX века, а его чугунная крышка является образцом металлургии того времени. Колодец был обнаружен в 2017 году во время проведения археологических работ на улице Сретенке в рамках реализации программы благоустройства «Моя улица» на глубине около одного метра.
Бойница нижнего подошвенного боя стены Китай-города
Парк «Зарядье», Китайгородский проезд, дом 2, строение 1
В Китайгородской крепостной стене, возведенной в XVI веке, были предусмотрены три уровня для размещения боевых орудий. Одни пушки располагались на верхней боевой площадке стены, на среднем уровне были орудия более крупного калибра, а если враг подходил близко к стене, их встречали бойницы подошвенного боя. Для орудия предусматривалось отдельное помещение. Его и обнаружили археологи во время благоустройства парка и реставрации стены. Теперь оно находится под стеклом в одной из арок Китайгородской стенынапротив Московского концертного зала «Зарядье».
Участок исторической мостовой на Сретенке
Улица Сретенка, дом 3, строение 4
Вплоть до 1930-х годов проезжая часть на улице Сретенке была сделана из базальтовой брусчатки. Во время последнего благоустройства улицы решено было сохранить этот исторический участок мостовой, встроив его в современное мощение.
Участок исторической мостовой на Петровке
Театральный проезд, дом 1, строение 1
Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Во время работ в рамках программы «Моя улица» на Петровке напротив Малого театра был обнаружен и сохранен один из фрагментов брусчатой мостовой.
Фрагменты каменной ограды Златоустовского монастыря
Большой Златоустинский переулок, дом 5, строение 1
Златоустов (Златоустовский) монастырь возник в XIV — начале XV века. За долгую историю он неоднократно перестраивался и видоизменялся. В советское время монастырь был закрыт, и в 1936 году его храмы и постройки были снесены полностью. После сноса переулок расширили, и исторические фундаменты оказались под проезжей частью и тротуаром. В 2018 году во время работ по благоустройству в Большом Златоустинском переулке были обнаружены остатки ограды Златоустовского монастыря, возведенной в начале XVIII века. Так как фрагмент найденного под землей объекта невозможно было извлечь полностью, выполнили объемную сигнацию (обозначение контуров утраченного памятника) с использованием материалов, обнаруженных археологами.
Участок исторической клинкерной мостовой у храма Святой Софии
Пушечная улица, дом 15
Во время ремонта Пушечной улицы под слоем асфальта был обнаружен фрагмент клинкерной мостовой. Это редкий для Москвы способ мощения по голландской технологии — поставленные на ребро и уложенные елочкой кирпичи. Клинкерные кирпичи отличаются высокой прочностью. Но в XX веке покрытие начало трескаться из-за возросшей нагрузки — в то время появились первые автомобили. Поэтому поверх клинкера были уложены камни, а позднее и асфальт.
Каменное основание исторического храма Преображения
Преображенская площадь, дом 9а
В XVIII веке Преображенская церковь была главным храмом села Преображенского — резиденции Петра Великого, столицы петровских преобразований. Первоначальная церковь была построена на территории двора Преображенского полка и фактически служила войсковым храмом первого полка русской гвардии. В 1964 году храм был снесен. В 2010 году фундаменты были расчищены и исследованы археологами в связи с решением о воссоздании храма на прежнем месте. Уцелевшие фундаменты были законсервированы и сохранены на месте, а воссозданный храм опирается на стилобат, для того чтобы не повредить исторические фундаменты, доступные для посещения.
Древние фундаменты в главном соборе Зачатьевского монастыря
2-й Зачатьевский переулок, дом 2, строение 2
Главный собор Зачатьевского монастыря, основанного святителем Алексием в XIV веке, построен архитектором М. Ф. Казаковым в начале XIX века на древних фундаментах. Собор был разрушен в 30-е годы XX века, возрожден в начале XXI века. При этом древние фундаменты были исследованы археологами, законсервированы и музеефицированы в стилобатной части нового собора.
Бойница нижнего подошвенного боя стены Китай-города
Парк «Зарядье», Китайгородский проезд, дом 2, строение 1
В Китайгородской крепостной стене, возведенной в XVI веке, были предусмотрены три уровня для размещения боевых орудий. Одни пушки располагались на верхней боевой площадке стены, на среднем уровне были орудия более крупного калибра, а если враг подходил близко к стене, их встречали бойницы подошвенного боя. Для орудия предусматривалось отдельное помещение. Его и обнаружили археологи во время благоустройства парка и реставрации стены. Теперь оно находится под стеклом в одной из арок Китайгородской стенынапротив Московского концертного зала «Зарядье».