«Право веры» в Московском музее современного искусства
0+
.jpg)
0+
Посетители Московского музея современного искусства познакомятся с проектом Федора Телкова «Право веры», в котором фотохудожник исследует культуру современного старообрядчества. Визуальный ряд из черно-белых зернистых фотографий дополнен многочисленными интервью с представителями общин разного возраста и статуса, а также с потомками староверов.
Интервью объединяет общий мотив борьбы за свободу своего вероисповедания на фоне войн, репрессий, раскулачивания и обвинения в ереси. Расшифровки отредактированы минимально, что сохраняет уникальность каждой отдельной истории.
Проект можно назвать уникальным, так как последнее визуальное исследование старообрядческой культуры проводилось больше ста лет тому назад нижегородским фотографом Максимом Дмитриевым. Федор Телков для каждого проекта подбирает особый визуальный язык. Художественный прием проекта «Право веры» отсылает к первым портретам старообрядцев, снятых в XIX веке, созвучен преемственности и сохранности старообрядческой культуры, подчеркивает ее глубину и таинственность.
Портреты старообрядцев проникнуты выразительностью, в каждом читается особое отношение с духовностью и временем. Фотографии художника становятся мостом между доиндустриальным прошлым на фоне почти нетронутой природы, крестьянским советским бытом с типичной для него посудой и мебелью и настоящим с будто случайно попавшими в кадр проводами, розетками, радиаторами и бытовой химией.
Несмотря на исследовательский характер, проект не систематизирует внутреннюю жизнь закрытых сообществ, он скорее напоминает разговор на общечеловеческие темы самоопределения, борьбы за собственные убеждения и сохранения идентичности в эпоху глобализации. Художнику удается этого добиться с помощью открытости, честности, искреннего интереса и установления доверительных отношений с носителями уникальных знаний, а также отказа от их экзотизации.
Выставка дополнена сайтом проекта-сателлита «Русский пейзаж», посвященного староверческим общинам зарубежья. Пейзажи, сфотографированные с помощью сервисов для панорамной съемки, обработанные и ретушированные, не похожи на исходные.