ВВЕРХ
Направления развития Умного города Москвы
Цифровое правительство
← Назад
К 2030 году Москва должна стать городом, управляемым данными (Data driven city), где принятие решений происходит на основе автоматической обработки и анализа накопленных Больших данных. Это потребует обеспечения надёжного и эффективного взаимодействия множества городских датчиков -- систем энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения, наблюдения за погодой, экомониторинга. Будет активно проводиться автоматизация и роботизация городских процессов.
В рамках реализации принципа главенства цифровых документов над бумажными все взаимодействие граждан, бизнеса и города будет осуществляться в электронной форме.
Эффективное и открытое для гражданского общества функционирование органов государственной власти и государственных учреждений в целях исполнения ими основных функций и оказания государственных услуг для граждан и бизнеса будет осуществляться в цифровом виде на основе технологии распределенного реестра и смарт-контрактов, внедренных в процессы формирования городского бюджета и расходования бюджетных средств. «Умное» городское финансирование, основанное на сквозной цифровизации финансовых данных, позволит существенно повысить подконтрольность и эффективность расходования бюджетных средств, а также сократить или исключить существенное число транзакционных издержек, занимающих существенную долю в действующей модели городского управления финансами.
Цифровое государственное управление представляет собой комплексный набор организационных, регулирующих и технологических мер, который включает в себя как цифровые, так и аналоговые элементы:
  • Цифровые элементы:
    • Цифровые данные и базы данных;
    • Цифровые платформы;
    • Цифровое интерактивное взаимодействие (обмен данными и документами);
    • Цифровая идентификация;
    • Информационный портал и портал услуг, городские приложения;
    • Цифровые каналы взаимодействия;
    • Кибербезопасность и конфиденциальность;
    • Цифровые отраслевые решения;
  • Аналоговые элементы:
    • Законодательство и нормативные документы;
    • Управление изменениями.
Цели направления
« Цифровое правительство »
Вклад направления в достижение верхнеуровневых целей концепции
Рост качества жизни
Прозрачное управление городом
Эффективность государственных расходов
Вовлечение граждан в процессы управления Москвой посредством платформы цифровой демократии
Повышение эффективности и прозрачности системы государственного управления города Москвы за счёт применения аналитики Больших городских данных, ИИ, других цифровых технологий
Сокращение типовых процедур, выполняемых в рамках административных процессов государственного управления чиновниками и связанных с проверкой и подтверждением документов, за счет сквозных автоматических процессов, основанных на технологиях блокчейн и смарт-контрактов
Показатели направления «Цифровое правительство»
  • Использование ИИ для решения типовых задач управления городом;
  • Количество людей, использующих цифровые способы получения государственных услуг, в сравнении с традиционными способами.
6.1. Открытое Правительство
Текущий статус
  • На портале «Наш город» в 2017 году опубликовано 839,2 тыс. сообщений о нарушениях, из них 722,3 тыс. сообщений признано (95%), 710,8 тыс. нарушений устранено (98%), 130 тыс. нарушений по содержанию дворов и дорог автоматически зафиксировано и направлено ответственным за их устранение;
  • Количество посещений Портала открытых данных (data.mos.ru) за 2017 год составило более 3,5 млн, в 2017 году на портале было опубликовано 75 новых наборов данных и 16 справочников;
  • Количество участников проекта «Активный гражданин» за три года существования достигло почти 2 млн человек. Среднее количество голосующих по городским вопросам – 220 тыс. человек, а максимальное количество голосов в общегородском голосовании составило 337,5 тыс.
Стратегические направления
  • Обеспечение открытость и прозрачности:
    • Доступ в режиме реального времени к информации о городских решениях и возможностях на портале mos.ru, в городских приложениях, на городском портале открытых данных;
    • Полная информация о городской программе капитального ремонта: сроки проведения работ в конкретном доме, объем выделенных средств и другие данные;
    • Публикация в открытом доступе городских данных на профильном портале;
    • Автоматизация полного жизненного цикла городских документов;
    • Внедрение технологий блокчейн для обеспечения прозрачности цифровых транзакций во всех отраслях городского хозяйства и хранения результатов голосований, в том числе по вопросам управления домами;
  • Цифровая демократия:
    • Доступность всех инструментов цифровой демократии в режиме реального времени с любых устройств - дебаты, голосования, сбор мнений, обсуждение городских проблем, электронные референдумы, обратная связь, краудсорсинг-проекты;
Стратегические проекты в сфере открытого Правительства
6.1.1. Реинжиниринг и смартификация процессов оказания услуг, включая технологии Искусственного интеллекта;
Технологии:
Процесс оказания каждой городской услуги будет оптимизироваться с целью повышения их доступности для граждан, снижения времени предоставления и финансовых затрат, обеспечения максимальной прозрачности. Данный эффект обеспечит внедрение биометрической идентификации и сквозной авторизации на всех государственных порталах, использование умных цифровых помощников, чат-ботов и других технологий. Использование машинного (семантического) анализа текста освободит экспертов от рутинных операций. Решения на базе искусственного интеллекта (когнитивные советники, глубокое машинное обучение, речевые интерфейсы) оптимизируют обработку и сортировку обращений граждан, автоматизируют процесс проверки проблем и маршрутизацию обращений в нужное ведомство.
6.1.2. Реализация цифрового идентификатора гражданина («цифровой копии»);
Технологии:
Безопасное объединение всех данных гражданина (данных российского и зарубежного паспортов, образовательной траектории, электронной трудовой книжки, истории болезни, обращений гражданина и прочих) на одной цифровой платформе с обеспечением кибербезопасности в дальнейшем позволит автоматизировать и персонализировать все услуги, предоставляемые гражданину.
6.1.3. Предиктивное оказание государственных услуг;
Технологии:
Предиктивное оказание государственных услуг гражданам и бизнесу, в том числе по жизненным ситуациям (рождение детей, переезд, покупка недвижимости и автомобиля, замена водительских прав и так далее) будет реализовано на основе анализа всех цифровых данных пользователя с использованием технологий Искусственного интеллекта, предиктивной аналитики и обучения нейронных сетей на основе Больших городских данных.
6.1.4. Создание новых цифровых форм голосования и обсуждения инициатив горожан;
Технологии:
Платформа цифровой демократии позволит горожанам принимать участие в голосованиях и референдумах, а также в обсуждении вопросов по всем сферам городской жизни. Планируется разработать приложение, в котором будут применены новейшие технологии семантического анализа, ИИ и машинного обучения, для автоматизации взаимодействия с пользователями, автоматического определения проблемной темы на основе большого количества обсуждений, модерирования сообщений пользователям и ответов от ОИВ. Платформа будет поддерживать новые способы взаимодействия - голосовой ввод, голосовое чтение, визуальное и голосовое управление - для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В городских мобильных приложениях планируется внедрить новый функционал для пользователей: применение пользователями технологии виртуальной реальности и 3D-панорамы для визуализации предложенных идей, системы ИИ для отбора идей по степени схожести и формирования структуры проектов, а также использовать методы предиктивной аналитики для анализа поведения пользователей и обработки рекомендаций по улучшению проекта.
6.1.5. Город - единый API для бизнеса;
Технологии:
Коммерческие компании смогут пользоваться данными и функционалом городских цифровых платформ.
6.1.6. Разработка платформы реализации поэтапной адаптации населения к новой цифровой реальности.
Технологии:
Платформа поэтапной адаптации населения к новой цифровой реальности позволит планировать и проводить для всех категорий граждан мероприятия, направленные на формирование новых цифровых компетенций, положительного пользовательского опыта и психоэмоционального восприятия новых цифровых реальностей жизни в городе.
6.2. Деятельность Правительства
Текущий статус
  • Портал mos.ru стал удобным и эффективным инструментом взаимодействия жителей с городом – единым окном для получения всех городских услуг и сервисов, включая «Автокод» и «Электронный атлас Москвы»;
  • 43 сайта органов исполнительной власти города Москвы вошли в состав единого портала mos.ru;
  • В 2017 году зафиксировано более 40 млн уникальных посетителей mos.ru и 260 млн успешных обращений за электронными государственными услугами; общее число посещений mos.ru составило 252 млн;
  • По состоянию на конец 2017 года пользователями электронных городских услуг и сервисов являются 6,5 млн граждан и более 21,3 тыс. юридических лиц;
  • Все диспетчерские службы города объединены в Единый контакт-центр;
  • 24 млн телефонных обращений в Единый контакт-центр обработано с помощью системы распознавания речи;
  • Городскими мобильными приложениями пользуются 2,6 млн человек;
  • Единая мобильная платформа занимает 1 место в рейтинге развития информационного общества;
  • Зафиксировано более 15,7 млн обращений на получение ЕПД в электронном виде, более 4 млн обращений на передачу показаний электросчетчиков, более 34,6 млн обращений по передаче показаний приборов учета воды;
  • Автоматизирован расчет за капитальный ремонт объектов в собственности города Москвы;
  • Вся финансовая система города полностью переведена на электронный документооборот - формирование и актуализация государственных программ, планирование и исполнение городского бюджета осуществляются в форме юридически значимых электронных документов. Отказ от бумажных финансовых документов многократно сократил время на реализацию принятых Правительством Москвы решений.
Стратегические направления
  • Простота и надежность цифровых инструментов:
    • Стандартизация документов, интерфейсов взаимодействия граждан и государственных органов;
    • Внедрение электронных помощников;
    • Хранение цифровых документов в единой защищенной базе данных с доступом по единому идентификатору пользователя;
    • Полная автоматизация документооборота Правительства Москвы в цифровом виде;
  • Доступность:
    • Обеспечение доступности государственных услуг, сервисов, данных в электронном виде в режиме реального времени через любые цифровые каналы, с любых пользовательских устройств;
  • Персонализация:
    • Персонализация предоставления государственных услуг и сервисов в электронном виде с учетом постоянно обновляющегося профиля гражданина благодаря анализу на основе использования технологий Больших данных и ИИ;
  • Экологичность:
    • Отказ от бумажных носителей за счет полной автоматизации юридически значимого городского документооборота.
В цифровом правительстве реализованы следующие принципы управления и предоставления государственных услуг:
  • Цифровые по умолчанию:
    • Перепроектирование и реинжиниринг административных процессов при предоставлении услуг по цифровым каналам с целью извлечения из этого максимальной эффективности и продуктивности − переход к пониманию, что в ближайшем будущем всё большая доля услуг будет предоставляться в цифровой форме;
  • Платформонезависимость и ориентация на мобильные устройства:
    • Проектирование услуг цифрового правительства с учетом необходимости обеспечения постоянного доступа через различные цифровые каналы, с любых пользовательских устройств, с использованием любых операционных систем и веб-браузеров;
    • Совместное и повторное использование ранее предоставленных данных, а также единый сервис сквозной идентификации;
    • Бесшовный переход пользователя с одного устройства на другое при получении государственных услуг;
    • Доступность профиля и истории запросов с любых устройств.
  • Проектирование услуг, ориентированное на пользователя:
    • Предоставление услуг с высокой степенью персонализации и детальным пониманием нужд пользователей на основе анализа данных о них, их предпочтениях и желаниях, а также данных об окружающей пользователей среде, полученных с помощью устройств Интернета вещей;
    • Проектирование цифровых услуг исходя из первоочередных потребностей пользователей, основанное на исследованиях и аналитике;
    • Акцент на восприятии услуг пользователем;
    • Проверка проектных решений на фокус-группах;
  • Цифровые «от начала до конца»:
    • Создание цифрового базиса электронных услуг – обеспечение предоставления услуг внутри ведомств в цифровом виде, то есть полностью цифровой административный процесс;
    • Использование технологий Больших данных и ИИ для определения сценариев запуска цифровых процессов предоставления услуг, идентификация заявлений с высоким уровнем риска, инициация изменения процедур на основе статистики обращений;
    • Полное замещение физического результата предоставления государственных услуг цифровым;
    • Развитие интероперабельных межведомственных систем, отсутствие бумажного документооборота и консультирования с другими государственными учреждениями, окончательный переход на цифровую модель коммуникаций при предоставлении государственных услуг;
  • Правительство как платформа:
    • Использование разнообразных моделей взаимодействия на базе цифровых платформ, в которых разрешается и поощряется участие сервисов и приложений третьих сторон в цепочке предоставления услуг;
    • Стимулирование инноваций в области предоставления услуг;
    • Реализация дифференцированного подхода в предоставлении услуг;
    • Фокус на максимальной результативности гражданских и государственных служб независимо от используемого интерфейса;
    • Формирование витрины услуг и контента, в том числе с использованием механизмов передачи интерфейсов программирования приложений третьим сторонам;
    • Создание коммерческими компаниями новых услуг за счет предоставления доступа к прикладным программным интерфейсам государственных приложений доверенным посредникам.
Стратегические проекты в сфере деятельности Правительства
6.2.1. Реализация принципа «Город, управляемый данными», включая внедрение единого стандарта данных;
Технологии:
Все решения в городском управлении будут приниматься своевременно и обоснованно с помощью цифровой платформы, объединяющей системы поддержки принятия городских решений в различных отраслях, в том числе на базе ИИ, с использованием предиктивной аналитики. Нейронные сети будут обучаться на основе Больших городских данных.
6.2.2. Доработка нормативно-правовой базы в сфере регионального законодательства для обеспечения главенства электронного документа над бумажным;
Технологии:
Будет разработана онтологическая модель, включающая нормативно-правовые акты Российской Федерации и города Москвы. Все НПА будут анализироваться с помощью технологий Искусственного интеллекта (экспертных систем и нейронных сетей) на непротиворечивость, необходимость гармонизации и синхронизации в соответствии с программой «Цифровая экономика Российской Федерации», другими федеральными программами и инициативами, концепцией города Москвы «Умный город - 2030» и иными НПА. НПА города Москвы будут изменяться на постоянной основе с целью развития и поддержки внедрения и использования цифровых технологий в соответствии с требованиями внешней и внутренней среды.
6.2.3. Автоматизация управления жизненным циклом нормативно-правовых актов и иных юридически значимых документов Правительства Москвы;
Технологии:
Будет обеспечен переход на полностью безбумажный документооборот Правительства Москвы с автоматизацией полного жизненного цикла документов и пакетов взаимосвязанных документов. Будут обеспечиваться управление составом пакета документов, управление версиями, совместная разработка и согласование, рецензирование, сравнение версий, анализ готовности к рассмотрениям, ведение статусов документов, формирование электронного архива с правами доступа.
6.2.4. Формирование платформы управления государственными программами города Москвы;
Технологии:
Формирование государственных программ будет происходить в автоматическом режиме на основе автоматизированного анализа достигнутых показателей в предыдущем периоде как в количественном, так и в натуральном выражении, исходя из запросов и потребностей граждан и государства, по итогам электронных референдумов и с использованием иных цифровых инструментов, включая технологии Искусственного интеллекта, Больших данных и предиктивной аналитики.
6.2.5. Использование цифровых технологий для формирования прозрачной и эффективной городской экономики;
Технологии:
На основе современных цифровых технологий (технологии блокчейн, смарт-контракты и другие) будет создана городская технологическая платформа в сфере финансирования и государственных закупок, в том числе за счет объединения в рамках единой экосистемы производителей, поставщиков продукции и услуг и представителей сферы новых финансовых технологий. Будет реализована система умного исполнения контракта, позволяющая с помощью фото- и видеофиксации, датчиков и Искусственного интеллекта автоматически формировать потребности, типовые комплекты документации, отслеживать приход закупленного товара, оценивать научно-исследовательскую работу и фиксировать исполнение контракта. Система «Электронный склад» позволит осуществлять постоянный мониторинг остатков поставщиков для формирования потребности и оценки реальной возможности поставки. Платформа сформирует автоматизированную, прозрачную, безбарьерную, высококонкурентную среду в сфере закупок и обеспечит риск-ориентированный подход, синхронизацию и гармонизацию с федеральными программами и инициативами в сфере контрольно-надзорной деятельности.
6.2.6. Развитие платформы межведомственного электронного взаимодействия;
Технологии:
Использование технологии распределенных реестров, Больших данных и Искусственного интеллекта обеспечит развитие электронного межведомственного взаимодействия, что будет способствовать созданию единого цифрового пространства города Москвы, основанного на принципах прозрачности, открытости доступности.
6.2.7. Формирование единой городской аналитической платформы;
Технологии:
Аналитическая система поддержки принятия решений в управлении городом, агрегируя несистематизированные данные из различных источников – цифровых и аналоговых - поможет выявлять взаимосвязи событий, тенденции и ключевые проблемы города, отслеживать тенденции роста и снижения количества нарушений, определять их причины и предупреждать ОИВ о необходимости принятия превентивных мер, используя технологии ИИ и Больших данных. Аналитическая система будет автоматически формировать задания для контрольно-надзорных органов для проверки зон риска, автоматически формировать необходимую отчетность о динамике правонарушений.
6.2.8. Формирование платформы городского мониторинга и управления рисками;
Технологии:
Все направления городского мониторинга и управления рисками будут агрегированы на единой платформе: контроль работы городских служб (уборка и вывоз мусора, уборка дворовых территорий, благоустройство); контроль перемещения транспортных средств, в том числе при помощи ГЛОНАСС; контроль проведения регламентных работ; контроль фиксации нарушений при помощи систем видеонаблюдения, в том числе видеокамер, установленных на наземном транспорте.
6.2.9. Обеспечение качества городского управления посредством Искусственного интеллекта;
Технологии:
Искусственный интеллект будет проверять работу чиновников, и при отклонениях от нормы, например, автоматически запрещать ввод несанкционированных форматов; будет автоматически информировать о текущем состоянии выполнения задачи, при возможном отклонении от сроков/регламентов, автоматически корректировать действия; окажет поддержку при выполнении рутинных или механических задач - составлении типовых писем, технических заданий, обработке заявок и так далее.
6.2.10. Формирование условий и механизмов реализации задач в интересах жителей и бизнеса с помощью ГЧП и иных форм взаимодействия государства и бизнеса;
Технологии:
Будут подготовлены, утверждены и синхронизированы с федеральными документами необходимые региональные нормативно-правовые акты (НПА), которые нормативно обеспечат возможности решения социально значимых задач за счет сотрудничества с бизнесом. Будут созданы центры компетенций, реализующие механизмы взаимодействия ОИВ и коммерческих структур для обеспечения решения социально значимых задач и принципов цифровой экономики - модернизации инфраструктуры города и ее дальнейшего непрерывного развития, совершенствования механизмов и инструментов выявления и ранжирования инвестиционных инициатив за счет ГЧП, использования смарт-контрактов во всех сферах деятельности, контроля и мониторинга исполнения условий соглашений.
6.2.11. Начисление оплаты за использование городской инфраструктуры на основе использования сквозных технологий;
Технологии:
Будут использоваться современные автоматические персонифицированные (учитывающие льготы) способы начисления оплаты городских и коммерческих сервисов во всех сферах городской жизни, оплата будет взиматься по факту реального потребления. Механизм автоматизированного контроля использования городской инфраструктуры и потребления ресурсов обеспечит справедливое начисление оплаты, контроль и эффективность планирования развития инфраструктуры. Для всех участников будет обеспечен недискриминационный доступ к городской инфраструктуре и ресурсам.
6.2.12. Роботизация деятельности органов власти;
Технологии:
На основе анализа Больших данных и применения Искусственного интеллекта будет разработана информационная система поддержки принятия решений. Система обеспечит механизмы оценки рисков и прогнозирование последствий принятия решений, контроль за исполнением и очередностью государственных поручений. Будут автоматизированы рутинные процессы в центрах государственных услуг и других учреждений: внесение и экспорт данных, сверка данных между системами, управление качеством данных, отчетность и панели управления. В систему будут встроены технологии распознавания образов, текста и голоса. Для предоставления государственных услуг и сервисов будут использоваться роботизированные системы, в том числе умные цифровые помощники.
6.2.13. Развитие городской инфраструктуры совместного использования;
Технологии:
Механизмы и инструменты создания и развития инфраструктуры совместного использования будут совершенствоваться, в том числе за счет ГЧП, что обеспечит снижение затрат на модернизацию и развитие инфраструктуры города. Будет обеспечен недискриминационный доступ к объектам инфраструктуры совместного использования.
6.2.14. Электронное гражданство Москвы;
Технологии:
Предпринимателям будут созданы условия для удаленного ведения деятельности в Москве без физического присутствия: виртуальное подписание юридически значимых документов и виртуальное верифицированное прохождение бизнес-процессов и процедур - возможность открытия компаний без физического присутствия, дистанционная оплата налогов, подписание договоров в режиме реального времени. Развитие подобных сервисов обеспечит рост валового регионального продукта (ВРП) города, рост экономической активности, рост налоговых поступлений в бюджет города. Также «электронное гражданство» включает в себя сбор и хранение биометрических данных резидентов/граждан.
6.2.15. Электронное правосудие;
Технологии:
Платформа Электронного правосудия позволит отслеживать в режиме реального времени нарушения законодательства и списывать со счета субъекта штраф, используя данные с датчиков и систем фото- и видеофиксации. Контролеры в этом случае фактически выполняют роль аналитиков системы и выступают экспертами в спорных ситуациях. Электронное правосудие позволяет также отзывать лицензии, ограничивать гражданина в использовании городских благ и устанавливать запреты. Справочники системы способны классифицировать субъекты и объекты контроля в зависимости от степени потенциального ущерба - чем выше опасность субъекта, тем выше штраф. Для граждан в системе предусмотрены такие возможности, как подача документов в электронном виде, получение обновлений о движении дела, дистанционное участие в судебном заседании, аудио- и видео-протоколирование и трансляции судебных заседаний, ознакомление с материалами дела и другие.
6.2.16. Развитие смежных территорий:
Технологии:
Город Москва будет предоставлять смежным территориям Российской Федерации городские концепции, решения, услуги и сервисы, платформы, информационные ресурсы, а также принимать участие в пилотировании и запуске в эксплуатацию переданных решений, предоставлять техническую и информационную поддержку.
6.2.17. Городская платформа знаний;
Технологии:
Единая городская платформа – база знаний – будет агрегировать всю имеющуюся городскую информацию и данные из всех городских источников. База знаний будет использоваться всеми городскими службами и организациями.
6.2.18. Платформа подготовки кадров для цифрового правительства.
Технологии:
Будет разработана платформа для подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для цифрового правительства по всем направлениям сквозных технологий во всех сферах городской жизни – Искусственный интеллект, Большие данные и предиктивная аналитика, технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, новые технологии связи и расширение использования Интернета вещей, развитие технологии блокчейн, новые интерфейсы взаимодействия «человек-машина», развитие технологий безопасности, включая кибербезопасность, развитие 3D-технологий.