ВВЕРХ
Направления развития Умного города Москвы
Городская экономика
← Назад
Москва находится в ряду ведущих мегаполисов мира. Вклад столичного региона в экономику РФ составляет примерно 26% ВВП. Москва является финансовым центром России − более половины банков, зарегистрированных в стране, сосредоточены здесь.
В целях повышения конкурентоспособности экономики города особое внимание уделяется трем направлениям:
  1. инновации,
  2. промышленность,
  3. финансовые технологии.
Инновационные бизнес-модели и цифровые технологии являются основной движущей силой цифровой трансформации всех отраслей экономики и социальной сферы. Ключевым фактором успеха станет формирование системы поддержки прикладных исследований в области цифровой экономики − исследовательской инфраструктуры цифровых платформ.
Прогнозируемая «четвертая промышленная революция» — «Индустрия 4.0» — предполагает массовое внедрение в производство так называемых киберфизических систем, то есть объединение материального и виртуального миров в промышленности. Понятие «Индустрия 4.0» включает в себя активное использование таких инновационных технологий, как робототехника, ИИ, трёхмерные моделирование, сканирование и печать, Интернет вещей, дополненная и виртуальная реальность, блокчейн. Новые технологии уже сейчас преображают промышленность во всем мире, а их полномасштабное внедрение в мировую экономику в будущем может оказать эффект на производительность и рынок труда, сравнимый с промышленными революциями прошлого. Компании, которые смогут использовать все ключевые рычаги создания стоимости с помощью технологий «Индустрии 4.0», получат устойчивое конкурентное преимущество и смогут усилить свои позиции как на отечественном рынке, так и на международном уровне.
Финансовая отрасль — банки, микрофинансовые организации, страховые компании — также стремительно меняется под воздействием глобальных вызовов, среди которых потеря банками монополии на оказание традиционных услуг, приобретение нефинансовыми организациями значительной роли на финансовом рынке, появление новых технологий, повышение прозрачности финансовых транзакций.
Цели направления
«Городская экономика»
Вклад направления в достижение верхнеуровневых целей концепции
Рост качества жизни
Прозрачное управление городом
Эффективность государственных расходов
Развитие и поддержка экосистемы цифровой экономики города Москвы
Обеспечение благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в области цифровой экономики города Москвы
Рост производительности труда и усиление рыночных позиций за счёт цифровой трансформации бизнеса в городе Москве
Выход на лидирующие позиции в разработке систем ИИ/других перспективных цифровых технологий
Показатели направления «Городская экономика»
  • Доля цифровой экономики в ВРП города Москвы;
  • Вклад цифровых технологий в общий объем экономики города Москвы;
  • Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства цифровой экономики;
  • Доля экспорта товаров и услуг цифровой экономики в экспорте города Москвы;
  • Доля государственных услуг для юридических лиц, по которым осуществляется проактивное (предиктивное) автоматическое формирование предложений;
  • Доля государственных контрактов, заключенных с использованием цифровых технологий (смарт-контракты и иные технологии) с обеспечением полностью безбумажного документооборота при их исполнении.
4.1. Финансы
Текущий статус
  • На портале mos.ru реализована оплата услуг онлайн, общая сумма платежей составила 13,6 млрд руб.;
  • Внедрены современные меры поддержки льготных категорий граждан;
  • Усовершенствованы механизм конкурсных городских процедур, Единая автоматизированная информационная система торгов города Москвы (ЕАИСТ) и Портал поставщиков;
  • Повысился уровень востребованности инвестиционного портала города Москвы;
  • В результате работ по обеспечению возможности оплаты государственных и муниципальных услуг на mos.ru было проведено свыше 30 млн начислений.
Цели
  • Внедрение современных инновационных подходов в финансово-экономическую сферу города Москвы;
  • Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности с использованием цифровых технологий;
  • Снижение административных «точек торможения»: проактивное оказание государственных услуг бизнесу и жителям города за счет автоматического анализа профиля потребителя и формирования релевантных предложений;
  • Развитие технологий оплаты без необходимости использования наличных денег и пластиковых карт.
Стратегические направления
  • Технологические платформы в финансово-экономической сфере:
    • Главную роль в новой финансовой системе будут играть компании-владельцы технологических платформ, способные эффективно агрегировать вокруг себя клиентов и производителей товаров и услуг;
    • Для формирования прозрачной безбарьерной среды в сфере государственных закупок будет разработана городская платформа, основанная на технологиях блокчейн и смарт-контрактов и объединяющая производителей, поставщиков продукции и услуг и представителей сферы новых финансовых технологий;
  • Риск-ориентированный подход:
    • Риск-ориентированный подход будет синхронизирован и гармонизирован с федеральными программами и инициативами в сфере контрольно-надзорной деятельности;
    • ИИ будет встроен во все ключевые процессы принятия финансовых решений и позволит значительно повысить качество риск-менеджмента на основе детального профиля конкретного клиента;
  • Новые технологии идентификации клиентов:
    • Биометрические технологии – сканирование сетчатки глаза, отпечатков пальцев — станут распространенной альтернативой традиционным инструментам оплаты при осуществлении финансовых операций жителями города:
    • Биометрическая идентификация и другие технологии кибербезопасности обеспечат эффективную защиту финансовых транзакций от киберугроз;
  • Персонификация финансовых продуктов:
    • Использование технологий Больших данных и ИИ позволит максимально персонифицировать финансовые продукты и глобально изменить отношения потребителей и поставщиков финансовых услуг.
Стратегические проекты в сфере финансов
4.1.1. Создание модели прогнозирования и планирования экономического развития города Москвы;
Технологии:
Городская экономическая модель, включающая инструментарий прогнозирования социально-экономических параметров и тенденций, позволит планировать экономическую жизнь города, вести мониторинг показателей, оценивать финансово-экономическую деятельность города, управлять рисками. В модели будут задействованы критерии оценки и механизмы определения целесообразности информатизации и автоматизации сфер деятельности и их соответствие нормативно-правовой базе.
4.1.2. Формирование условий для создания и развития цифровых платформ и инновационных бизнес-моделей;
Технологии:
Для формирования условий создания и развития цифровых экономических платформ НПА (нормативно-правовых актов) будут подготовлены и утверждены необходимые региональные НПА, синхронизированные с федеральными НПА. Механизмы межплатформенного взаимодействия для обмена навыками и опытом между участниками платформ, создание новых экономических отношений, обеспечение честной конкуренции и исключение из процесса посредников будут реализованы через Центры компетенций.
4.1.3. Формирование эффективной городской платформы для всех сфер контрольно-надзорной деятельности города Москвы;
Технологии:
С формированием городской платформы для всех сфер контрольно-надзорной деятельности города Москвы по всем видам регионального контроля/надзора, будет возможен автоматизированный контроль и проведение оценок в соответствии с планом проверок. Платформа будет интегрирована с городскими системами видеонаблюдения и видеоаналитики, что позволит дистанционно вести контроль и мониторинг проведения рекомендованных изменений. При проведении контрольных мероприятий вся документация будет оформляться в электронном виде.
4.1.4. Формирование единого виртуального «кошелька» жителя.
Технологии:
Электронный кошелек, пополняемый за счет собственных средств, средств социальной помощи, платежей работодателей (например, компенсация за питание и занятия фитнесом), средств бонусных систем, можно будет использовать по личному идентификатору для бесконтактной оплаты проезда, лекарств, медицинских услуг, питания, счетов ЖКХ, государственных услуг, покупок продуктов питания в социальных магазинах. Электронный кошелек может быть встроен в банковские карты как отдельный сервис, а также в социальную карту без привязки к банку.
4.2. Промышленность
Текущий статус
  • Определено десять приоритетных отраслей промышленности в городе Москве:
    • информационно-телекоммуникационные технологии,
    • производство продуктов питания,
    • производство медицинского оборудования,
    • фармацевтика,
    • биотехнологии,
    • производство строительных и отделочных материалов,
    • радиоэлектронная,
    • авиационная,
    • ракетно-космическая,
    • автомобильная;
  • Перечень приоритетных продуктов и технологий, используемых в отраслях городского хозяйства, утверждён решением Комиссии по определению приоритетных продуктов и технологий;
  • Актуальный перечень инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий размещён на Портале открытых данных г. Москвы;
  • Финансовый результат промышленного производства г. Москвы в 2016 г. составил 771 млрд руб.;
  • На территории Москвы функционирует 39 промышленных комплексов.
Цели
  • Рост валового регионального продукта (ВРП) не менее 5% за счет применения цифровых технологий.
Стратегические направления
  • Цифровая трансформация промышленности:
    • Трансформация промышленности города Москвы будет базироваться на применении инновационных технологий, в первую очередь цифровых;
    • Большинство производственных и сервисных предприятий города будут использовать робототехнику, ИИ, трёхмерные моделирование, сканирование и печать как в процессах производства, логистики и продажи своих продуктов и услуг, так и в процессах их послепродажного использования и обслуживания;
  • Индустриальный Интернет вещей:
    • В 2030 году 100% территории Москвы будет покрыто сетями беспроводной связи 5G, что обеспечит удовлетворение потребностей решений в сфере индустриального Интернета вещей;
    • Оборудование и изделия будут оснащены датчиками, передающими информацию для управления производственным процессом;
    • Анализ этих данных, прогнозирование и принятие решений позволят оптимизировать бизнес-процессы, снизить затраты на обслуживание и ремонт, повысить энергоэффективность производств, зданий, сооружений и городских объектов, оптимизировать транспортные и логистические процессы;
  • Робототехника в промышленности:
    • Роботы и роботизированная техника будут применяться повсеместно в процессах производства и обслуживания;
    • Беспроводные сети связи 5G и встроенные датчики позволят удаленно осуществлять непрерывный контроль и управление роботами, корректировать или менять задачи, обновлять программное обеспечение, тем самым значительно повышая их функциональность и безопасность;
    • Высокая мобильность и автономность дронов позволит им осуществлять множество функций — от перемещения материалов, запчастей, изделий до наблюдения и контроля;
  • Дополненная и виртуальная реальность в промышленности:
    • Технологии дополненной и виртуальной реальности позволят эффективнее обучать сотрудников промышленных предприятий, снизив при этом затраты;
    • Расширятся возможности удаленного управления техникой и оборудованием, их обслуживания и ремонта;
  • Персонализация производства:
    • Значительная часть товаров не будет производиться заранее и храниться до продажи, вместо этого продукция будет печататься на трёхмерных принтерах после размещения заказа потребителем; при этом каждый экземпляр будет иметь свои индивидуальные особенности, определенные потребителем самостоятельно или определенные ИИ на основе анализа профиля потребителя;
    • Появятся центры коллективного пользования и заводы трёхмерной печати на основе цифровых моделей, будет создан городской портал цифровых моделей.
Стратегические проекты в сфере промышленности
4.2.1. Формирование условий для повышения производительности труда во всех сферах городской экономики за счет роботизации и цифровых технологий;
Технологии:
Формирование программ льготного кредитования, налоговых послаблений и льготных условий при аренде помещений и оплате коммунальных платежей будет мотивировать малый и средний бизнес на автоматизацию производства. Другие предприниматели будут мотивированы инвестировать в цифровые технологии или открывать предприятия по разработке программного обеспечения для датчиков и другого метрического оборудования, по производству робототехники и умных приборов.
4.2.2. Развитие персонализированного производства товаров и услуг за счет применения трёхмерных моделирования и печати.
Технологии:
Создание городского центра компетенций в области 3D-технологий поможет быстрому освоению принципов моделирования и печати, расширению применения технологии. Поддержка персонализированного производства товаров и услуг с применением 3D-моделирования и 3D-печати позволит малому и среднему бизнесу начать внедрение этих технологий на своих предприятиях - например, в стоматологии, при производстве медицинских изделий, в ювелирном деле, в индивидуальном пошиве одежды и обуви и так далее. Создание городского портала цифровых 3D-моделей и базы знаний создаст условия для их использования в учебном процессе - например, на уроках физики, биологии, геометрии.
4.3. Торговля и услуги (потребительский рынок)
Текущий статус
  • Свыше 80 тыс. предприятий осуществляют свою деятельность в сфере потребительского рынка на территории Москвы;
  • В столице функционируют 26 розничных рынков, 48 торговых центров с элементами сельскохозяйственной торговли, 102 ярмарки выходного дня, свыше 1,6 тыс. нестационарных торговых объекта (НТО);
  • В целях поддержки малого и среднего бизнеса НТО закупаются за счет средств бюджета города;
  • Создан первый в России Агропродовольственный кластер «Фуд сити», через который реализуется более 588 тыс. тонн продовольствия в год;
  • Производителям сельскохозяйственных товаров оказана поддержка на сумму 103,8 млн рублей за счет средств бюджета города Москвы в рамках Государственной программы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы»;
  • Право ведения торговой деятельности реализуется на аукционах в электронной форме;
  • Учет всех предприятий торговли и сферы услуг ведется в Единой городской системе информационного обеспечения и аналитики потребительского рынка и услуг города Москвы (ЕГАС СИОПР);
  • Крупные предприятия розничной торговли, общественного питания, розничные рынки и ярмарки выходного дня оснащены средствами видеонаблюдения в целях обеспечения безопасности посетителей и сотрудников.
Цели
  • Повышение качества, информативности и прозрачности услуг для жителей и бизнеса посредством цифровых технологий;
  • Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности потребительского рынка города за счет внедрения цифровых технологий;
  • Повышение доступности оказываемых в сфере потребительского рынка услуг, в том числе и государственных.
Стратегические направления
  • Цифровизация сферы торговли и услуг:
    • Завершение формирования единого информационного пространства взаимодействия предприятий потребительского рынка с покупателями, продавцами, логистическими и другими компаниями, органами государственной власти;
    • Исключение риска фальсификации данных при предоставлении государственных услуг в сфере торговли и услуг – например, за счет перевода на платформу на базе блокчейн;
    • Использование методов предиктивной аналитики и Больших данных для мониторинга и анализа состояния и тенденций развития потребительского рынка;
  • Открытые данные:
    • Публикация новых наборов открытых данных в сфере торговли и услуг города Москвы.
Стратегические проекты в сфере торговли и услуг
4.3.1. Развитие сферы торговли и услуг города Москвы с использованием современных цифровых технологий.
Технологии:
В целях проведения анализа и прогнозирования продовольственного обеспечения Москвы, а также проведения превентивных мероприятий по продовольственной безопасности будет разработана информационная платформа. На платформе планируется вести автоматический мониторинг цен и выявлять тренды их роста, проводить анализ потребностей в продовольствии в зависимости от сезона и других параметров. Помимо мониторинга, в системе в автоматическом режиме будут формироваться аналитические отчеты. На основе данных сторонних систем - налоговых баз кассовых аппаратов, базы социальных карт и электронных кошельков - можно будет прогнозировать потребность в продуктах и продуктовом ассортименте для различных групп населения.
4.4. Инновации
Текущий статус
  • По итогам 2017 года Москва вошла в топ-50 инновационных городов мира в рейтинге Innovation Cities Index агентства 2thinknow, заняв 17 е место среди европейских городов;
  • На территории столицы расположено 33 технологических парка;
  • В систему технопарков города Москвы включены научные центры всероссийского масштаба − Курчатовский институт, МГУ им. М.В. Ломоносова, крупные промышленные площадки, новые девелоперские проекты, а также центры инновационного развития и разработок − технополисы «Сколково» и «Москва»;
  • В технопарках созданы центры коллективного пользования, бизнес-инкубаторы, центры сертификации, коворкинги, центры молодежного инновационного творчества, центры прототипирования, чистые помещения, инжиниринговые центры, детские технопарки, конгресс-холлы, выставочные залы;
  • Учреждено Агентство инноваций Москвы − «единое окно» для участников инновационной экосистемы столицы;
  • Запущен портал «Навигатор по инновационной столице», где опубликована полная карта инновационных научных организаций города Москвы;
  • В рамках МЭШ и других инициатив реализуются инновационные проекты в сфере дополненной реальности;
  • Для ранней диагностики ряда заболеваний используется машинное зрение.
Цели
  • Качественное совершенствование всех отраслей экономики, социальной сферы и сферы госуправления города Москвы за счёт инновационных технологий;
  • Лидирующие позиции в сфере разработки и применения систем на базе ИИ и других перспективных технологий;
  • Формирование городской экосистемы непрерывных инноваций;
  • Создание механизма, обеспечивающего эффективное сотрудничество органов государственной власти, академического сообщества, бизнеса и граждан в области разработки и внедрения цифровых инноваций.
Стратегические направления
  • Развитие технологий Больших данных:
    • Широкое применение экспертных систем на основе анализа Больших данных и ИИ в государственном управлении, в здравоохранении, на производстве, в сельском хозяйстве, в транспортной сфере, в ЖКХ и в других отраслях экономики;
  • Совершенствование технологий искусственного интеллекта:
    • Включение элементов ИИ в каждое мобильное приложение – как существующее, так и вновь разработанное;
    • Применение ИИ в робототехнике, распознавании речи, изображений и видео, автопилотировании в контролируемом окружении, диалоговых платформах и персональных ассистентах;
    • Формирование национальных и международных наборов размеченных Больших данных для обучения ИИ (специализированных нейронных сетей);
  • Интернет вещей:
    • Массовое распространение Интернета вещей: умные датчики будут встроены в стены, мебель, одежду, обувь, очки, часы, украшения;
  • Развитие новых технологий связи:
    • Расширение покрытия сетей LTE/LTE-A и появление новых услуг на базе этих технологий;
    • Завершение разработки стандарта 5G – совокупности технологий беспроводной связи пятого поколения, характеризующихся, в частности, возможностью одновременного подключения большого количества устройств, малым временем задержки и меньшим расходом энергии батарей, а также более высокой пропускной способностью по сравнению с сетями 4G;
    • Развёртывание сетей 5G с фрагментарным покрытием;
  • Развитие технологий VR/AR/MR:
    • Накопление у пользователей иммерсивного опыта -- опыта взаимодействия человека с цифровым и реальным мирами посредством инструментов VR/AR/MR;
    • Расширение использования VR/AR/MR в индустрии развлечений, сфере обеспечения безопасности, космонавтике, образовании, здравоохранении, туризме;
    • Рост популярности мобильных приложений на основе VR/AR/MR;
  • Развитие систем трёхмерного моделирования, сканирования и печати:
    • Распространение «цифровых копий» − компьютерных моделей экосистем, городов, устройств, людей;
    • Широкое применение технологий трёхмерной печати в промышленности.
  • Новые интерфейсы взаимодействия «человек-машина»:
    • Внедрение альтернативных интерфейсов взаимодействия «человек-машина» − например, управление жестами;
    • Дальнейшее развитие нейроинтерфейсов, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также для реабилитации после инсультов;
  • Развитие технологий распределённого реестра:
    • Развитие криптоэкономики;
    • Рост количества платформ на базе распределённого реестра (блокчейн);
  • Коммерческие квантовые компьютеры:
    • Появление первого коммерческого квантового компьютера к 2020 году;
    • Кардинальный рост производительности, ёмкости и функциональности вычислительной техники благодаря использованию квантовых компьютеров;
    • Революционные преобразования в области информационной безопасности на основе квантовых технологий;
  • Совершенствование технологий кибербезопасности:
    • Появление новых технологий кибербезопасности как ответ на значительный рост киберугроз;
    • Развитие решений программно-определяемой инфобезопасности (Software-Defined Security), обеспечивающих непрерывную адаптивную оценку рисков и степени доверия в режиме реального времени (CARTA, Continuous adaptive risk and trust assessment).
Стратегические проекты в сфере инноваций
4.4.1. Формирование городской экосистемы непрерывных инноваций
Технологии:
Экосистема непрерывных инноваций будет представлять собой городскую платформу научно-производственного кластера Москвы с привлечением инвесторов, предпринимателей, ученых и жителей. Система объединит все городские технопарки, промышленные комплексы, инновационные предприятия, бизнес-инкубаторы, детские технопарки, университеты и технические колледжи. На базе платформы будет создана площадка, где инноваторы могут рассказать о своих проектах, получить юридическую консультацию по защите интеллектуальной собственности и использованию инноваций, найти бизнес-партнеров и возможности для реализации своих проектов.
4.4.2. Использование сквозных цифровых технологий для формирования инновационных продуктов и услуг
Технологии:
В целях синхронизации и гармонизации государственных программ города Москвы, с учетом развития цифровых технологий, будет запущен городской центр компетенций, реализующий механизм взаимодействия органов государственной власти и коммерческих структур в части использования сквозных цифровых технологий. На платформе будут предложены механизмы, инструменты выявления и ранжирования инвестиционных инициатив, оказана юридическая поддержка по вопросам управления интеллектуальной собственностью и получения охранных документов.
4.4.3. Вовлечение населения Москвы в процесс разработки инновационных продуктов и услуг, обучение жителей инновационным технологиям
Технологии:
Для продвижения идей инновационного развития планируется использовать, в том числе, образовательные курсы и программы переквалификации. Образовательный процесс в учебных заведениях будет адаптирован и скорректирован под потребности рынка и тренды развития цифровых технологий. Центры переквалификации - как государственные, так и частные - будут отбирать кадры для обучения по востребованным инновационным специальностям.