ВВЕРХ
Направления развития Умного города Москвы
Цифровая мобильность
← Назад
Москва, как и все мегаполисы мира, переполнена транспортными средствами. Дорожная инфраструктура не всегда справляется с нагрузками, пробки и низкие скорости передвижения по городу — одна из главных проблем столицы. Цифровые технологии позволят эффективнее использовать личный и общественный транспорт, а в долгосрочной перспективе — увеличить мобильность граждан, повысить уровень безопасности и комфорта городских поездок и в целом оптимизировать управление транспортными потоками.
Концепция «Умный город – 2030» в сфере мобильности нацелена на переход города от традиционных транспортных систем к системам интеллектуальной мобильности.
Цели направления
«Цифровая мобильность»
Вклад направления в достижение верхнеуровневых целей концепции
Рост качества жизни
Прозрачное управление городом
Эффективность государственных расходов
Виртуальное присутствие жителя Москвы равноценно физическому присутствию за счет применения цифровых технологий
Экономия времени на перемещение по городу
Удобная цифровая среда для путешествий, внутреннего и международного туризма
Развитие возможностей для новых технологий связи
Показатели направления «Цифровая мобильность»
  • Среднее время поездки пассажиров на общественном транспорте в утренние часы пик из жилых районов вблизи Московской кольцевой автомобильной дороги до центра города;
  • Удовлетворённость пользователей сервисами общественного транспорта;
  • Доля транспортных средств, доступных в сервисах совместного использования автомобилей, имеющих «нулевой» выброс;
  • Доля ИКТ-сектора в ВРП города Москвы;
  • Количество поездок граждан иностранных государств с целью туризма на территорию города Москвы, в год;
  • Количество поездок граждан РФ с целью туризма на территорию города Москвы, в год.
3.1. Транспорт
Текущий статус
  • Функционирует Интеллектуальная транспортная система города Москвы: более 2 тыс. светофоров, 3,5 тыс. детекторов мониторинга дорожного движения, 2 тыс. камер видеонаблюдения. Анализ данных с камер, поступающих в ситуационный центр ЦОДД, в режиме реального времени помогает управлять ситуацией на дорогах;
  • Для оплаты проезда на городском транспорте и для оплаты городских сервисов действует единая транспортная карта «Тройка» для физических и юридических лиц. Выпущены объединённые транспортные карты «Тройка» и «Стрелка» для проезда в Москве и в Московской области;
  • Реализованы возможности оплаты проезда в метро и на МЦК с помощью электронных колец, социальных карт всех типов;
  • Функционирует единый транспортный портал transport.mos.ru, где в онлайн-режиме отражается дорожно-транспортная ситуация в городе Москве, пользователям доступны навигационные сервисы и удаленное пополнение транспортной карты «Тройка»;
  • На портале доступны онлайн-услуги: поиск автомобиля на эвакуаторных спецстоянках, проверка наличия штрафов и разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, получение парковочного разрешения, оплата штрафов, заказ сопровождения маломобильных граждан и организованных групп в метро, сервисы велопроката;
  • На портале размещены расписания движения электричек и междугородних автобусов;
  • В Московском метрополитене стартовал пилотный проект – видеонаблюдение с системой распознавания лиц;
  • Запущены мобильные приложения «Метро Москвы», «Мосгортранс»;
  • В конце 2017 года запущена вторая очередь маршрутной сети общественного транспорта «Магистраль».
Цели
  • Обеспечение условий для максимальной мобильности москвичей;
  • Реализация концепции «Мобильность как услуга» (MaaS), которая предполагает выбор в режиме реального времени оптимальных параметров маршрута, времени поездки, стоимости, уровня комфорта и экологического эффекта;
  • Создание городского персонифицированного онлайн-сервиса интеллектуальной мобильности;
  • Создание дорожно-транспортной инфраструктуры для использования беспилотного транспорта;
  • Запуск беспилотного транспорта в Москве;
  • Использование исключительно экологически чистого электрического общественного транспорта в городе Москве;
  • Повышение безопасности, комфортности и экологичности транспортной системы города Москвы с помощью цифровых технологий;
  • Снижение среднего времени городской поездки за счёт интеллектуальной транспортной системы и цифровых сервисов;
  • Повышение эффективности управления транспортными потоками и снижение аварийности на дорогах за счёт аналитики Больших данных и других цифровых технологий;
  • Синхронизированное гармонизированное развитие транспортной инфраструктуры города Москвы и Московской области;
  • Отказ от использования личного автотранспорта в пользу:
    1. общественного транспорта;
    2. услуг совместного использования и аренды транспорта (каршеринг);
    3. сервисов логистических служб вместо физической поездки;
    4. удаленных рабочих мест;
    5. дистанционного получения информации и данных с помощью датчиков Интернета вещей, систем видеонаблюдения, информационных сервисов.
Стратегические направления
  • Мобильность как услуга» (MaaS):
    1. Получат развитие персонифицированные онлайн-сервисы интеллектуальной мобильности на основе MaaS; все доступные режимы транспортировки (как частные, так и общественные) будут объединены в интегрированную платформу, которая управляет поездками и платежами.
    2. MaaS обеспечит планирование и заказ поездок от начала до конца: бронирование, электронные билеты и платежные услуги по всем видам транспорта, общественным и частным, с учётом возможных вариантов и предпочтений пользователя (например, время и удобство по сравнению с затратами);
    3. Использование интегрированных форм мультимодальных перевозок на основе MaaS увеличит прибыльность транзита за счет повышения коэффициента использования, популяризирует принципы совместного использования транспорта и иные услуги в рамках экономики совместного использования, и приведет к размыванию границы между частным и общественным транспортом;
  • Интеллектуальная транспортная система Москвы (ИТС):
    1. ИТС обеспечивает максимальную эффективность управления дорожным трафиком и безопасностью движения, контролирует работу светофоров и оптимизирует маршруты;
    2. Продолжится комплексное развитие транспортно-логистической системы Московского региона в целях оптимизации и координации грузовых перевозок;
    3. Внедрение системы онлайн-мониторинга уровня удовлетворенности пассажиров общественного транспорта города Москвы и корректировка по результатам мониторинга обеспечат большую персонализацию транспортных услуг;
    4. Будет реализована единая система сервисов совместного использования различных видов транспорта, интегрированная с онлайн-сервисом интеллектуальной мобильности;
  • Сквозные цифровые технологии в транспортной сфере:
    1. Управление городскими транспортными потоками будет осуществляться в т. ч. с помощью ИИ;
    2. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры будет осуществляться на основе Больших данных и предиктивной аналитики;
    3. Составление маршрутов общественного транспорта, расположение транспортно-пересадочных узлов, строительство дорог, планирование парковочного пространства также будет основываться на результатах анализа Больших данных;
    4. На транспорте будут применяться решения Интернета вещей, будут развиваться коммуникации вида V2X (vehicle-to-everything) то есть взаимодействие между транспортными средствами (V2V, vehicle-to-vehicle) и обмен данными между транспортным средством и дорожной инфраструктурой (V2I, vehicle-to-infrastructure);
  • Беспилотный транспорт:
    1. Автономный беспилотный транспорт найдёт своё применение в различных сферах городского хозяйства;
    2. Дорожно-транспортная инфраструктура Москвы будет подготовлена к поддержке беспилотного транспорта;
  • Экологически чистый транспорт:
    1. В 2030 году в Москве будет использоваться только электрический общественный транспорт;
    2. Создание «умной» инфраструктуры и популяризация развития экологически чистого электротранспорта сократит выбросы CO2;
    3. Будут созданы условия для устойчивой тенденции отказа от использования личного автотранспорта в пользу предложенных городом альтернатив.
Стратегические проекты в сфере транспорта
3.1.1. Мобильность как услуга (MaaS)
Технологии:
Реализация концепции MaaS предполагает создание цифровой платформы, объединяющей городские и коммерческие транспортные сервисы (в том числе сервисы совместного использования транспорта). Жителю города будет достаточно задать пункты отправления и назначения, и оптимальный маршрут будет сформирован автоматически. Функционал включает в себя планирование, заказ и оплату поездок «от двери до двери». При этом на основании данных о текущей дорожной ситуации при необходимости будет производиться корректировка маршрута и видов используемого транспорта.
3.1.2. Обеспечение условий для развития беспилотного транспорта
Технологии:
Для функционирования беспилотного транспорта будет сформирована городская дорожно-транспортная инфраструктура, обеспечивающая покрытие объектов транспортной инфраструктуры сетями нового поколения и датчиками Интернета вещей. Кроме того, будут организованы парковочные зоны и заправочные станции для беспилотного транспорта.
3.1.3. Обеспечение условий «нулевого выброса»
Технологии:
Разработка мобильного сервиса для владельцев автомобилей с «нулевым выбросом», предлагающего льготы и преференции при покупке, парковке, обслуживании на зарядных станциях, автомойках и в автосервисах поможет постепенно увеличивать использование электромобилей и электробайков на городских дорогах как в личных, так и в коммерческих целях.
3.1.4. «Умная» логистика
Технологии:
Логистический электронный сервис грузовых перевозок поможет снизить интенсивность движения грузового транспорта по городу. За счет совместного использования транспорта по доставке грузов по территориально близким адресам сервис позволит сократить маршруты движения машин, часы простоев и пустых перегонов. Цифровая платформа для координации перевозок упростит организацию доставки, в том числе в специфических условиях по сохранности груза. Использование технологии Искусственного Интеллекта при разработке маршрута и сборке заказов упростит работу водителей и ускорит доставку. Платформа позволит автоматизировать диспетчеризацию грузовых перевозок и предоставит доступный сервис для малого и среднего бизнеса - владельцев транспортных средств, владельцев складских помещений, водителей, организаций розничной и оптовой торговли, перерабатывающих предприятий и коммунального хозяйства.
3.2. Информационные технологии и связь
Текущий статус
  • Москва входит в тройку мировых городов-лидеров по готовности инфраструктуры к внедрению технологий будущего;
  • Пять крупнейших операторов фиксированной связи предоставляют услуги телефонии, доступа в Интернет, телевидения, Интернета вещей в свыше 4 млн домохозяйствах Москвы;
  • В Москве работает четыре оператора сотовой связи, предоставляющих услуги мобильной связи и мобильного доступа в Интернет с использованием новейших технологий;
  • В Москве создана одна из самых развитых сетей общественного Wi-Fi в мире (3-е место в рейтинге), насчитывающая 30 тыс. точек доступа;
  • Лидирующие позиции Москвы по уровню развития связи позволяют развивать «умные» сервисы, нацеленные на повышение мобильности жителей и гостей города, включая Интернет-торговлю, дистанционное банковское обслуживание, государственные услуги в электронной форме, транспортные мобильные приложения.
Цели
  • Развитие отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как базиса цифровой экономики;
  • Внедрение сквозных цифровых технологий во все сферы городской жизни города Москвы - Искусственный интеллект, Большие данные и предиктивная аналитика, технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, новые технологии связи и Интернет вещей, Блокчейн, новые интерфейсы взаимодействия «человек – машина», новые технологии безопасности, включая кибербезопасность, компьютерное моделирование, трёхмерные сканирование и печать;
  • Внедрение в городе Москве новых технологий связи (например, NB IoT, LTE-M, 5G), в т. ч. для развития беспилотного транспорта, телемедицины, управления датчиками;
  • Популяризация образовательных программ в области цифровых технологий, повышение интереса жителей г. Москвы к информационным технологиям;
  • Рост инвестиционной привлекательности ИКТ-сектора Москвы;
  • Сотрудничество с крупными компаниями-вендорами;
  • Привлечение российских производителей и разработчиков к созданию новых ИКТ-решений, продвижение отечественных программных продуктов;
  • Централизация киберспортивного сообщества города Москвы.
Стратегические направления
  • Инновационная ИКТ-инфраструктура как базис цифровой экономики:
    1. В городе Москве будет сформирована среда наибольшего благоприятствования развитию инновационного предпринимательства в области ИКТ;
    2. Будут развиваться новые технологии связи, в том числе для обеспечения работы устройств Интернета вещей;
    3. Городская инфраструктура будет адаптирована для сетей связи нового поколения, обеспечен недискриминационный доступ операторов к городской инфраструктуре;
    4. Получат развитие бизнес-модели предоставления услуг связи виртуальными операторами (MVNO / MVNE).
  • Экспорт ИКТ-продуктов, в том числе региональный экспорт;
  • Развитие киберспорта.
Стратегические проекты в сфере информационных технологий и связи
3.2.1. Создание цифровой инфраструктуры сетей связи нового поколения, в том числе в рамках ГЧП
Технологии:
Планирование и строительство цифровой инфраструктуры сетей связи нового поколения обеспечивается совместными усилиями города и операторов, в том числе в рамках ГЧП. Строительство сетей связи нового поколения является необходимым условием для развития и функционирования сервисов, требующих качественных характеристик соединения - беспилотный транспорт, удаленное проведение операций в режиме реального времени и других.
3.2.2. Создание городских стандартов и цифровой инфраструктуры промышленного Интернета вещей
Технологии:
Для развития промышленного Интернета вещей необходимо создание городской цифровой инфраструктуры, что позволит использовать инструменты продвинутой аналитики для оптимизации производственных и логистических процессов, принимать оптимальные решения (в том числе автоматически), а также осуществлять в режиме реального времени контроль и мониторинг производственных процессов.
3.2.3. Формирование единой городской экосистемы государственных и коммерческих сервисов для населения и бизнеса
Технологии:
Городские (интегрированные с коммерческими) сервисы будут объединены в экосистему, что даст жителям возможность получать доступ к этим сервисам с любого устройства в любое удобное время по единому идентификатору. Набор сервисов будет персонифицирован с учетом интересов каждого жителя.
3.2.4. Развитие киберспорта
Технологии:
Киберспортивное сообщество Москвы получит официальную поддержку города путем создания общего портала геймеров, где будут проводиться онлайн-турниры, продвигаться отечественные программные продукты и рекламироваться турнирные площадки для киберспортивных мероприятий. Такие турниры будут способствовать формированию имиджа Москвы как центра цифровых технологий России и мира.
3.3. Туризм
Текущий статус
  • Москва занимает 2 место в Европе в категории «Лучшие развивающиеся туристические направления» (по версии TripAdvisor);
  • Москва заняла 4 место в мире в рейтинге Instagram как самый популярный город планеты;
  • Более 20 млн туристов посетили Москву в 2017 году;
  • Во время Чемпионата мира по футболу турпоток в столице составил около 4 млн человек, из них более 2 млн − иностранные туристы,
  • Функционируют приложение и портал «Узнай Москву», включающие аудиогиды, информацию о наиболее популярных туристических объектах столицы и пешеходных маршрутах, тематические квесты;
  • Мобильное приложение «Узнай Москву» было скачано более 400 тыс. раз.
Цели
  • Улучшение доступности и качества оказываемых туристических услуг за счёт внедрения цифровых технологий;
  • Повышение уровня безопасности, надежности, доступности туристической инфраструктуры и услуг;
  • Повышение эффективности использования ресурсов в туристической сфере;
  • Повышение привлекательности города Москвы как туристического центра посредством цифровых технологий.
Стратегические направления
  • Безопасная и комфортная туристическая среда
    1. Развитие мультиязычных сервисов навигации и онлайн-помощи туристам;
    2. Продажа билетов в электронной форме во все музеи, выставочные центры, на концерты, другие культурно-массовые мероприятия;
    3. Применение технологий распознавания и биометрии, в т. ч. для удобства и безопасности совершения платежей;
  • Комфортная среда для горожан и туристов с ограниченными возможностями здоровья:
    1. Все городские объекты, в т. ч. в туристической сфере, будут приспособлены к посещению лиц с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. маломобильными и слабовидящими;
  • Сквозные цифровые технологии в туризме:
    1. Будет разработана мультиязычная туристическая платформа, объединяющая все объекты потенциального интереса всех категорий туристов, с применением аналитики Больших данных и ИИ;
    2. Будут сформированы и регулярно пополняться базы данных с цифровыми копиями туристических достопримечательностей города Москвы;
    3. Получат развитие туристические рекомендательные сервисы на базе ИИ, например, для формирования индивидуальных маршрутов прогулки по городу с учетом предпочтений, погоды, дорожной ситуации и т.д.;
    4. Расширится применение в туристической сфере технологий виртуальной и дополненной реальности, голографии, робототехники.
Стратегические проекты в сфере туризма
3.3.1. Развитие цифровых инструментов в туристической сфере
Технологии:
Единая городская мультиязычная цифровая платформа объединит все туристические объекты потенциального интереса. Жители и туристы смогут получать данные о предстоящих мероприятиях, актуальных маршрутах прогулок по городу, изучать интересующие их объекты, в том числе дистанционно - благодаря использованию технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Система позволит покупать электронные билеты на мероприятия, выставки, транспорт, а также бронировать гостиницы и отели. По аналогии с проектом «Паспорт болельщика» (Fan ID) будет создан «Абонемент туриста». Для планирования туристической деятельности Москвы будет проводиться комплексный статистический анализ профилей гостей города.