Версия для слабовидящих Русский|English
Обратная связь

Пресс-релизы

11.07.2011

О совместных предложениях Правительства Москвы и Правительства Московской области по изменению границ столицы Российской Федерации — города Москвы

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Правительством Москвы и Правительством Московской области подготовлены совместные предложения об изменении границ города Москвы в целях создания дополнительных условий для гармоничного развития столичного мегаполиса, повышения качества жизни москвичей и жителей Подмосковья.

Исторически границы Москвы расширялись неоднократно. В начале XX века черта города проходила по линии Малого кольца Московской железной дороги. В границах Генерального плана 1935 года территория города составляла 60 тыс. га при населении города 3,5 млн человек. В 1961 году граница города была установлена по МКАД, территория города увеличилась до 88 тыс. га, а население — до 6 млн человек. В настоящее время территория города составляет 107 тыс. га, а население — 11,5 млн человек. Таким образом, за 50 лет территория города выросла 1,2 раза, а численность населения — практически в 2 раза. В результате современная Москва превратилась в один из самых густонаселенных мегаполисов Европы и мира. Плотность населения в российской столице составляет 11,0 тыс. чел./кв. км, в то время как в Берлине она составляет менее 4 тыс. чел./кв. км; в Париже, Лондоне, Нью-Йорке в сопоставимых границах — менее 7 тыс. чел./кв. км. Обеспеченность жильем жителей города Москвы — одна из самых низких среди других регионов России (19 кв. м/чел.), тогда как в среднем по стране она составляет 22,8 кв. м/чел.

Москва остро нуждается в новом транспортном строительстве, развитии социальной сферы, площадках для возведения новых жилых кварталов, а также для размещения новых деловых и административных центров.

Требованием времени является отход от исторической концепции единого городского центра в пользу более гармоничной полицентричной структуры, которая позволяет обеспечить равномерное расселение жителей и распределение городских функций. Однако территориальные резервы для развития города практически исчерпаны: любое масштабное строительство в существующих границах города приведет к существенному ухудшению качества жизни москвичей, а также экологической обстановки в столичном регионе.

Совместные предложения Правительства Москвы и Правительства Московской области предусматривают увеличение площади Москвы на 144 тыс. га (со 107 тыс. до 251 тыс. га), или в 2,35 раза.

Расширение границ города произойдет в западном, юго-западном и южном направлениях — главным образом за счет территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. Выбор этой территории для расширения Москвы обусловлен следующими причинами:

оптимальное месторасположение для выполнения столичных функций Москвы по совокупности градостроительных, транспортных и экологических факторов;

сравнительно слабая урбанизация этого сектора Московской области. В настоящее время здесь проживает 250 тыс. чел., а фонд застройки составляет лишь 12 млн кв. м;

исторически на западе и юго-западе размещаются объекты, способствующие выполнению Москвой функций столицы Российской Федерации (включая правительственный аэропорт).

Потенциал развития новой территории столицы дает возможность построить объекты общей площадью около 105 млн кв. м (в том числе 60 млн кв. м жилья и 45 млн кв. м зданий общественно-делового назначения), причем плотность новой застройки будет существенно ниже (в 2–2,5 раза), чем в пределах МКАД. Это позволит предоставить жилье 2 млн москвичей и создать более 1 млн новых высококвалифицированных рабочих мест. На новых территориях Москвы предполагается размещение федеральных органов государственной власти, органов власти города Москвы, объектов международного финансового центра, научно-образовательного и инновационного кластеров, включая инновационный центр «Сколково».

Реализация мероприятий, необходимых для расширения территории Москвы, станет важнейшей задачей Программы развития транспортного комплекса Московского региона. В рамках этой программы будет осуществлен планомерный переход от радиально-кольцевой к ортогональной структуре транспортных связей в столичном регионе, обеспечивающей разгрузку исторического центра Москвы от транзитного движения транспорта.

В частности, предполагается:

1. В сфере дорожно-мостового строительства —

формирование внутри существующих границ города Москвы трех хордовых направлений и реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) с целью минимизации транзитного автомобильного движения через город;

реконструкция радиальных направлений на головных участках за МКАД;

реконструкция поперечных направлений в зоне 15–20 км от МКАД.

2. В сфере развития скоростного внеуличного транспорта —

строительство новой линии метрополитена в Сколкове, продление линии метрополитена от станции «Юго-Западная» на два перегона — «Тропарево» и «Румянцево», продление линии метрополитена от Южного Бутова на один-два перегона в район Коммунарки;

первоочередное развитие железнодорожного транспорта в западном, юго-западном и южном направлениях в соответствии с генеральной схемой развития Московского железнодорожного узла;

строительство двух железнодорожных вокзалов на Киевском и Курском направлениях МЖД в районе пересечения с автомобильной дорогой А-107;

строительство соединительных железнодорожных путей между Смоленским и Киевским направлениями МЖД, модернизация и продление Усовской железнодорожной ветки;

строительство линий скоростного трамвая преимущественно в широтном направлении для обеспечения удобных транспортных связей.

3. Создание системы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые обеспечивают пересадку пассажиров с системы пригородно-городского транспорта на систему городского пассажирского транспорта.

Таким образом, опережающее развитие транспортной и инженерной инфраструктуры на новой территории Москвы позволит создать полицентричную градостроительную среду, отвечающую современным стандартам качества жизни людей. Размещение на новой территории органов государственной власти, объектов международного финансового центра, университетских центров, объектов здравоохранения и спорта, активное жилищное строительство снимут избыточную концентрацию населения и рабочих мест в историческом центре Москвы. Будет задана принципиально новая градостроительная стратегия развития всей московской агломерации, обеспечивающая гармоничное развитие и создание комфортных условий проживания для почти 20 млн жителей Москвы и Подмосковья.